Комиссия астраханского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) признала ОАО "Российские железные дороги" нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона "О конкуренции на товарных рынках", запрещающий создавать условия, препятствующие конкурентной борьбе. Как сообщает "Коммерсантъ-Нижнее Поволжье", с жалобами на РЖД в астраханский УФАС обратились три местных стивидора - ООО ПФ "Стрелецкое-терминал", ООО ПКФ "Армада" и ФГУП "Астраханский морской рыбный порт". По их заявлению железнодорожники в начале 2006 года, а потом с апреля по июнь перенаправляли в порт Оля (сегмент транспортного транснационального транспортного коридора "Север-Юг") часть грузов, в основном металлургических комбинатов, предназначавшихся для терминалов консолидированного порта "Астрахань".

По информации заявителей, за три месяца РЖД перенаправило в Оля 147 тыс. т металла, примерно на $600 тыс. Таким образом, по мнению обратившихся в УФАС, были ущемлены их "права на получение заявленного объема груза в пользу конкурирующей организации". Как отметили операторы, действия РЖД "приводят к простою, снижению зарплаты, и в итоге могут привести портовые структуры к банкротству". При этом в заявлении "Армады" было сказано, что РЖД с помощью "Приволжской железной дороги" необоснованно мотивирует переадресацию грузов отсутствием технологической возможности направить металлопрокат на их терминал. Как считают в "Армаде", "заявки, накопившиеся у порта на три месяца, могли быть удовлетворены быстрее чем за месяц". В компании "Стрелецкое-терминал" газете рассказали, что май и июнь порт фактически простаивал.

На заседании комиссии УФАС юристы РЖД заявили, что смена порта перевалки в каждом случае происходила из-за отсутствия технологических возможностей отправить грузы на терминалы других операторов, поскольку они были перегружены. По словам заместителя руководителя УФАС Павла Потылицина, в ответ на просьбу предоставить доказательства технологических проблем у грузополучателей представители РЖД сделать этого не смогли, сославшись на то, что точный перечень случаев отсутствия возможностей стивидоров астраханского порта по перевалке грузов до сих пор не утвержден правительством РФ.

В итоге комиссия предписала РЖД впредь перенаправлять грузы только с согласия грузоотправителя и с обоснованием отсутствия технологической возможности, если вновь возникнет такая ситуация.

В "Приволжской железной дороге" отказались комментировать решение антимонопольного органа. Астраханские портовики, несмотря на одержанную победу, заявили, что не верят в изменение ситуации. Генеральный директор "Астраханского морского рыбного порта" Геннадий Бережной уверен, что "Российские железные дороги" "продолжат свою практику окупания вложений, сделанных в порт Оля (в строительство железнодорожной ветки "Яндыки-Оля" было вложено 3 млрд рублей), однако, возможно, другими методами". Как сообщил Бережной, сейчас железнодорожники требуют у грузоотправителей для срочных грузов предоставлять собственные вагоны, "а завтра могут колею сделать уже или еще чего придумать". По информации топ-менеджера "Астраханского морского рыбного порта", один из основных заказчиков перевозок - Магнитогорский металлургический комбинат - уже заявил, что если железнодорожники продолжат перенаправлять их металлопрокат, предназначенный для Ирана в порт Оля, сталь будет отправляться через Новороссийск, "где дешевле". При этом Бережной предположил, что когда в Оля начнет действовать плата за причальную стенку, порт может и вовсе оказаться нерентабельным.