C 2007 года работа Федеральной миграционной службы России претерпит ряд изменений - 15 января в силу вступают два закона - № 109-ФЗ, № 110-ФЗ и несколько статей № 189-ФЗ, а также три постановления правительства РФ (№ 681, № 682 и № 683). В каком режиме будут работать сотрудники миграционной службы Новосибирской области, чего ждать иностранным гражданам и что грозит работодателям, нарушающим миграционное законодательство? Об этом 29 ноября корреспонденту ИА REGNUM рассказала и.о. заместителя начальника Управления ФМС РФ по Новосибирской области Любовь Седнева.

ИА REGNUM: Любовь Ивановна, сейчас очень много говорят о тех нововведениях, которые вступают в законную силу с января 2007 года. Ну, например, что в 2007 году всех иностранных мигрантов выгонят с рынков, запретят им торговать, или о том, что у федеральной миграционной службы появится собственная полиция...

Собственно полиция законодательством не предусмотрена, а вот вопрос, который вы поднимаете о розничной торговле на территории РФ, действительно регулируется - постановлением правительства от 15 ноября 2006 года № 683. Оно вступает в законную силу с 15 января и устанавливает допустимые доли иностранных работников, которые осуществляют деятельность в сфере рыночной торговли, на 2007 год.

С 1 ноября 2002 года действует № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан на территории РФ". В этом законе есть статья, которая предусматривает право правительства или субъекта РФ устанавливать определенные квоты для привлечения иностранных граждан с целью осуществления ими трудовой деятельности. В постановлении № 683 правительство воспользовалось своим правом в отношении установления квоты в сфере розничной торговли. До 1 апреля 2006 года количество иностранных граждан должно быть снижено до 40% от общей численности торгующих иностранцев, а с 1 апреля по 31 декабря 2007 года - до 0%. Организации, арендующие площади на территории рынка, с 1 апреля 2007 года не имеют права привлекать иностранных граждан (понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", - прим. ИА REGNUM) к розничной торговле.

ИА REGNUM: Как будет выполняться это постановление?

С помощью контроля. Кроме того, руководители рынков обязаны принять меры к исполнению постановления правительства, довести до сведения арендаторов, что с 1 апреля они не будут иметь права привлекать иностранных граждан к торговле.

ИА REGNUM: А какой процент иностранных граждан сегодня работает на рынках?

Такой статистики у нас нет. Но мы с вами ходим на рынки и видим, кто там торгует. Сегодня законодательство России не позволяет привлечь руководство рынков к административной ответственности, поскольку они не являются работодателями, а лишь оказывают услуги в предоставлении торговых мест. Иностранных же граждан нанимают организации, которые и арендуют эти места.

ИА REGNUM: Не приведет ли это постановление к тому, что товара, который реализовывали иностранные граждане, станет меньше, а цена его возрастет?

Ввозить товар для реализации можно, но продавать его на рынках будут граждане России. Я не думаю, что мы останемся без фруктов и овощей. А в постановлении № 683 четко сказано - запрещена розничная торговля вне магазинов. Пусть работодатели арендуют места в магазинах и привлекают иностранных граждан к торговле в магазинах. Кроме того, нужно говорить о прозрачности доходов. Я не думаю, что от доходов торговли в палатках идут налоговые отчисления.

ИА REGNUM: Что регулирует постановление № 681?

Оно регулирует правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности и вступает в законную силу с 15 января 2007 года. Согласно постановлению разрешительные документы выдаются иностранному гражданину или работодателю, сроком до 1 года. Если иностранный гражданин оформляет пластиковую карту на срок более 90 суток, то, в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, он должен предоставить в орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и заболеваний, перечень которых установлен правительством РФ, куда входят ВИЧ, сифилис, проказа и т.д.

Кроме того, введены новые основания для аннулирования разрешения на работу: выявление недостоверных сведений при подаче документов; работа за пределами субъекта РФ, в котором выдано разрешение; неустранение допущенных нарушений. Если разрешение работодателя аннулируется, то оно аннулируется и у иностранного гражданина, который был в найме, и у него сокращаются сроки пребывания. Орган миграционной службы сообщает об этом иностранному гражданину, который в течение трех дней должен выехать из РФ. В противном случае, ему грозит депортация.

ИА REGNUM: Какие изменения вносит постановление № 682?

Это постановление правительства РФ от 15 ноября 2006 года впервые вводит квоту на выдачу разрешений на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, то есть прибывших из стран ближнего зарубежья.

Сегодня у нас квота введена только для иностранных граждан, прибывших из дальнего зарубежья. В Новосибирской области в 2006 году квота составила 4 500, и она уже выбрана. На 2007 год по дальнему зарубежью мы предложили, и администрация области с нами согласилась, увеличить квоту до 6 000, но утвердит ли эту цифру правительство - пока неизвестно.

Квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам по РФ для ближнего зарубежья на 2007 год заявлена в 6 млн. Какую квоту, и по каким профессиям, введут для Новосибирской области - будет известно с 15 января.

ИА REGNUM: О новых постановлениях поговорили, давайте поговорим о новых законах. Закон № 109-ФЗ определяет миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ?

Он меняет саму суть регистрации. На сегодня регистрация носит разрешительный характер. Закон № 109-ФЗ этот характер делает уведомительным. Речь идет о миграционном учете. Иностранный гражданин должен информировать нас о том, что он прибыл на территорию Новосибирской области. Это можно сделать как через подразделения УФМС, так и через почтовые отделения связи, направив нам уведомление: я прибыл и проживаю по такому-то адресу. Приходить в управление миграционной службы или наше подразделение в районе с тем, чтобы привести с собой ответственного квартиросъемщика, который даст согласие для регистрации иностранного гражданина на своей жилплощади, ожидать регистрации в очереди с 15 января необязательно. Наша задача - сделать так, чтобы этот закон работал, а въехавшие граждане в течение трех рабочих дней направляли уведомления и, что немаловажно, находились по указанному в уведомлении адресу. Если иностранный гражданин меняет место своего проживания, он также должен уведомить нас об этом.

ИА REGNUM: А если кто-то из них не будет уведомлять? Каков механизм отслеживания таких въехавших?

Если учитывать, что закон № 109-ФЗ говорит о том, что органы пограничного контроля обязаны в течение суток информировать нас о фактах въезда и выезда из РФ иностранного гражданина, все становится на свои места. По истечении суток мы уже должны знать, кто пересек границу. Раньше органы пограничного контроля этого не сообщали, так как это было не в их компетенции. Статья 8 - "Осуществление миграционного учета" - с 15 января возлагает на органы пограничного контроля информирование нас о въезде и выезде с территории иностранного гражданина.

ИА REGNUM: Как будет вестись работа между миграционной службой и органами пограничного контроля?

Предполагается создание банка данных, которыми могли бы пользоваться и пограничники и мы. В настоящее время в этом направлении пограничниками, которые входят в систему ФСБ, уже должна проводиться работа. Мы готовимся к совместному совещанию, которое планируем на начало декабря.

ИА REGNUM: А что содержится в уведомлении, которое должны будут присылать вам иностранные граждане?

В уведомлении содержится фамилия-имя-отчество иностранного гражданина, год рождения, страна исхода, цель въезда и др. Просто упрощается процедура доведения до нас этой информации.

ИА REGNUM: Если процедура упрощается, можно ли делать вывод, что законопослушных мигрантов станет больше?

Если человек законопослушный, то у него и раньше не возникало проблем с законом. А если он был нарушителем, то он и дальше будет нарушать. Но теперь по отношению к недобросовестным иностранным гражданам предусмотрены жесткие меры. Упростив учет мигрантов, закон ужесточает наказание за нарушения, но об этом позже.

ИА REGNUM: Что же происходит в том случае, если человек въезжает, но не уведомляет миграционную службу о въезде?

Отследить всех очень сложно. По информации независимых экспертов на территории области находится около 55 000 незаконных мигрантов. Кого-то мы выявляем, проводя операции "Нелегал". Но с 15 января 2007 года, когда к нам будут поступать данные от пограничников и уведомления от самих иностранных граждан, мы будем с большей точностью говорить о количестве незаконных мигрантов. Незаконными будут те, кто въехал и не уведомил нас об этом.

ИА REGNUM: А если человек будет говорить, что письмо с уведомлением до вас не дошло?

В настоящее время готовится соглашение между ФМС и Министерством информационных технологий и связи РФ. По крайней мере, уведомление должно быть отправлено заказным письмом, чтобы потом можно было предъявить претензии к почте, если эти претензии действительно объективны. Заказные письма фиксируются в реестре. Естественно, мы будем разбираться - по какой причине уведомление к нам не поступило. Все можно проверить и доказать.

ИА REGNUM: Какие изменения предусматривает закон № 110-ФЗ?

Этот закон вносит кардинальные изменения в оформление разрешительных документов на работу иностранным гражданам ближнего зарубежья. Ранее работодателю нужно было получать заключение Центра занятости населения о потребности в иностранных работниках на те или иные специальности (иностранцы должны занять ту нишу, которая не востребована гражданами России, - прим. ИА REGNUM), потом обращаться с правоустанавливающими документами и оплатой госпошлин в Управление ФМС, где разрешение и выдавалось. С 15 января иностранный гражданин вправе обратиться к нам напрямую. При этом ему надо всего лишь предъявить документ, удостоверяющий личность, миграционную карту с отметкой о пересечении госграницы, оплатить госпошлину за получение разрешения и написать заявление. Срок оформления документов сведен до минимума. Если раньше это занимало 30 суток, то с 15 января мы обязаны выдать пластиковую карту иностранному гражданину в течение 10 дней. Имея ее на руках, он уже сам ищет работодателя.

На работодателя же возлагается следующая обязанность: если он принял иностранного гражданина на работу, то должен уведомить об этом Управление ФМС, центр занятости и налоговую инспекцию. Если он этого не делает, то с 15 января может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа - согласно ст. 18.15 ч. 3 закона № 189-ФЗ. Причем в отношении юридических лиц, у нас есть право вынести определение о направлении материалов в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности данной организации на срок до 90 суток. Раньше у нас было только право выписать предписание об устранении недостатков, и, в случае их неустранения, можно было аннулировать разрешение, выданное организации или иностранному гражданину.

ИА REGNUM: А почему сокращен срок оформления документов?

Все говорят о том, что оформление разрешения и привлечение иностранных граждан для работы - длительный процесс. Конечно, работодатель тоже не всегда прав. Вот сегодня организация приходит и говорит: "Мы с июня оформляемся". Я посмотрела - 13 июня они получили заключение Центра занятости. А к нам обратились с заявлением оформить 30 иностранных граждан 13 ноября. Я спрашиваю: "А что вам мешало обратиться к нам 14 июня?" Начинают объяснять, что долго собирали документы. Но тут могла повлиять оплата госпошлины, потому что за получение разрешений на каждого иностранного гражданина нужно заплатить 3 000 рублей. Для 30 иностранных граждан - уже 90 000 рублей - сумма немаленькая, может это накладно.

Кстати, я еще не называла размер штрафа - от 400 до 800 тысяч рублей. Мы упрощаем процедуру оформления разрешения на работу иностранных граждан. Но работодатель, к которому приходит работать иностранный гражданин, должен нас уведомить об этом. Чего проще-то? На иностранного гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч, а на должностных лиц - 350-500 тысяч. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства. Если работодатель привлекает одного иностранного гражданина и не уведомляет нас об этом, то на него, возьмем по минимуму, может быть наложен штраф в размере 400 тысяч рублей. Если двоих - 800 тысяч, троих -1,2 млн. Таким образом, организацию можно разорить.

Также № 110-ФЗ сокращает сроки рассматривания заявления на временное проживание - от 6 месяцев до 60 суток с момента его подачи.

ИА REGNUM: Вы упомянули закон № 189-ФЗ - о мерах административного воздействия на иностранных граждан, работодателей. Он также вступает в действие с января 2007 года?

В целом весь документ за исключением нескольких пунктов вступил в законную силу уже с 9 ноября 2006 года. Что вступит в силу с 15 января 2007 года? Ну, например, ст. 18.8 ч. 1. будет немного в другой редакции. Она предусматривает, что иностранный гражданин, в случае неисполнения обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ, может быть привлечен к административной ответственности: наложению штрафа от 2 до 5 тысяч рублей.

Ст. 18.9 состоит из трех частей. Появилась четвертая: она предусматривает, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч, и на юридических лиц - от 400 до 500 тысяч рублей. Организация должна выполнить все, чтобы режим пребывания и проживания иностранного гражданина был в рамках закона. Эта же часть статьи 18.9 предусматривает, что мера административной ответственности наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности. Сколько нарушений у принимающей стороны, во столько раз увеличивается и размер штрафа.

18.10 - эта статья касается иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность без разрешения на работу. Штраф от 2 до 5 тыс. рублей. Ранее решение принимал суд, теперь эти права предоставлены УФМС.

Статья 18.15 - новая статья, которая касается незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Состоит из трех частей. Две первых - о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, а также работодателя при отсутствии у них разрешений на работу. Третья часть вступает в законную силу с 15 января 2007 года. Если работодатель не уведомил территориальный орган УФМС, центр занятости и налоговую службу, о том, что он привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина, то ему грозит наложение административного штрафа, либо административное приостановление деятельности предприятия сроком до 90 суток.

Появилась новая статья 18.16 - статья о нарушении правил привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, в том числе, в торговых комплексах. Она также состоит из двух частей. Первая касается меры ответственности администраций рынков, когда они привлекают иностранных граждан без разрешения на работу и с нарушением режима пребывания и проживания. Вторая часть говорит о том, что администрация рынка несет ответственность за тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которых привлекают арендаторы, заключая договора аренды на предоставление торговых мест. То есть администрация отвечает за то, кто работает у арендаторов. Мера ответственности руководителей рынков и штрафные санкции также определены этой статьей, которая уже действует - с 9 ноября.

Есть еще одна статья, которая вступает в законную силу с 15 января, это статья 19.17 о предоставлении заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным лицом, либо лицом без гражданства при осуществлении миграционного учета. Это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тысяч с административным выдворением за пределы России или без такого. Первая часть статьи касается иностранного гражданина, а вторая - принимающей стороны.