Сегодня, 28 ноября, депутаты Сейма Литвы готовят текст резолюции о положении на границе Литвы и Латвии. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, первоначальный проект резолюции депутаты Сейма отправили на доработку. "Мягкий" вариант поначалу пытался отстоять председатель комитета по иностранным делам Сейма Юстинас Каросас. "Мы должны заниматься не эскалацией сложившегося положения, а поиском решения этой проблемы", - сказал, оправдывая смягченный тон резолюции, Каросас. По его мнению, "проблема не только в Латвии". Проблема есть и с Белоруссией, которая создала сложные правила транзита через свою территорию, сказал он. Поэтому, по его мнению, необходимо заниматься не только нормализацией положения на границе с Латвией, но и искать возможности, чтобы грузовые автомобили, которые направляются через территорию Литвы, могли свободно следовать и через Белоруссию. Говоря о ситуации в Латвии, председатель комитета по иностранным делам литовского парламента отметил, что тяжелое положение в соседней республике возникло и из-за плохой дорожной инфраструктуры. Трассы в плохом состоянии, и задача Литвы помочь Латвии "продавить" в ЕС средства на дорожную инфраструктуру, сказал Каросас.

Мнение Каросаса не разделили большинство депутатов Сейма Литвы. "Латвия закрыла с нами границы, а мы еще должны помогать им "выбить" деньги на свои дороги", - говорили депутаты из зала. "В этой резолюции мы обязаны четко подчеркнуть, что такая ситуация для Литвы неприемлема", - сказал депутат от фракции Союза либералов Пятрас Ауштрявичус. Другой депутат от той же фракции Витаутас Чапас посчитал, что "несправедливо в сложившейся ситуации обвинять еще и Белоруссию, т.к. это суверенное государство, которое само решает какие устанавливать правила транзита". По его мнению, латвийское правительство просто все время "выкручивается, чтобы оправдать себя". "То у них дожди идут, то туман, то еще что-то, теперь во всем саммит НАТО виноват", - сказал депутат. Позицию Латвии Витаутас Чапас назвал "экономической войной" на которую надо ответить "адекватно". Если Латвия в час пропускает по два-три грузовика из Литвы, то и Литве надо пропускать только по два-три грузовика из Латвии, считает депутат.

Либерал-демократ Эгидиюс Клумбис считает, что вся ситуация на границе - это "не только насмешка правительства Латвии, но и кризис Евросоюза, которому все равно, что делается у него внутри".

Отправляя текст резолюции на доработку, некоторые депутаты говорили о необходимости принятия срочных мер для решения проблемы. По их словам, за один день простоя на границе литовские предприятия суммарно теряют около одного миллиона литов (300 тысяч евро). Поэтому, возможно, следует потребовать у Латвии компенсацию за простои, считают парламентарии.

Напомним, 22 ноября на границе между Литвой и Латвией образовались многокилометровые автомобильные очереди. Официальная причина, названная латвийскими властями, - стихийные ливни в Латвии. По словам главы МВД Латвии Ивара Годманиса, точно такая же ситуация возникла на границе с Россией, где скопилось около 3 000 автомобилей. Однако пропускная способность на границе с Латвией затруднена также из-за начавшегося саммита НАТО в Риге. Напомним также, что в трех приграничных районах Литвы - Зарасайском, Рокишкио и Пасвалисском - из-за многокилометровых очередей объявлена чрезвычайная ситуация. В помощь водителям грузовиков Министерство обороны Литвы организовало передвижные кухни, которые обеспечивают водителей солдатской кашей и горячим чаем. 27 ноября министр сообщения Литвы Альгирдас Буткявичус направил в штаб-квартиру Европейской Комиссии ЕС в Брюсселе письмо, в котором говорится о том, что Латвия ограничивает въезд в страну грузовых автомобилей из Литвы и других стран, нарушая, таким образом, один из основных принципов Евросоюза - свободное передвижение в ЕС.