Обзор прессы Алтайского края за 20-25 ноября

Визит Гордеева на Алтай. Алтайский медиа-рынок переживает очередной передел. Алтай раскрывает секреты своей инвестиционной привлекательности. Банки и застройщики ведут боевые действия за их кошельки граждан. Жилье молодым семьям получить все еще сложно. Новогодние акции: предприятия избавляются от залежалого товара

Большинство изданий Алтайского края опубликовали статьи о состоявшемся на прошлой неделе визите на Алтай министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. Деловое приложение к газете "Купи-продай" "Ваше дело" 21 ноября назвало Гордеева наиболее часто посещавшим Алтайский край министром: "В первую очередь Алексей Гордеев не пожалел добрых слов в адрес края. Он похвалил регион сразу по нескольким причинам. Во-первых, селянам удалось в очень непростых погодных условиях собрать довольно внушительные объемы урожая (3,7 млн. тонн зерна). "У вас тут не такой рай, как в Краснодарском крае", - заметил министр. Во-вторых, из краевого бюджета на поддержку и развитие сельского хозяйства выделяется все больше средств. "При этом хорошо то, что это не простая раздача денег, а системный подход их распределения, создающий мотивацию к развитию. У Алтайского края есть даже опережающие относительно федерального центра программы, такие, как выдача подъемных молодым специалистам, компенсация части затрат на приобретение техники. Этот опыт надо распространять на всю Россию", - отметил министр".

Газета "Два слова" 23 ноября отметила, что Гордеев провел в день визита, 17 ноября, три встречи, причем на каждой из них он был разным - официальным, многообещающим, поздравляющим: "В большом зале администрации Алтайского края московский гость встречался с главами администраций районов и редакторами районных СМИ. Впервые министр сельского хозяйства России заговорил о необходимости стратегического планирования. По словам Гордеева, нынешний год стал переломным в аграрной политике государства. "В правительстве меня впервые стали спрашивать, как в стране обстоят дела с производством молока и мяса, - сообщил Алексей Васильевич. - Еще одной победой стало то, что наконец признан несправедливостью диспаритет цен между сельхозпродукцией и ГСМ, который существовал 15 лет". Предвосхищая вопросы об эффективности национального проекта "Развитие АПК", Гордеев отметил: в министерстве нет иллюзий, что это панацея от всех бед. Однако свою положительную роль национальный проект сыграл. В следующем году проект получит более весомое финансовое подкрепление. Тридцатиминутная пресс-конференция Гордеева заставила журналистов краевых СМИ поверить в исключительность своей малой родины. Алтайский край министр оценил как чрезвычайно перспективный регион. Из Москвы на Алтай смотрят с большими надеждами. В правительственных документах край традиционно входит в пятерку аграрных лидеров страны. "За последний год аграрная политика в Алтайском крае отструктурировалась, - похвалил министр. - Она носит осмысленный, долгосрочный характер. Из краевого бюджета выделяются хорошие суммы на целевые программы и в так называемые точки роста". Гордеев выразил уверенность, что инвестиционную привлекательность региона усилит пятилетняя аграрная программа, которую готовит Минсельхоз России. "Жить в селе должно быть интереснее, чем в городах, представляющих сегодня экологические помойки, - с оптимизмом завершил Алексей Гордеев разговор с прессой, представленной журналистами-горожанами".

И, наконец, еженедельник "Свободный курс" 22 ноября особо подчеркнул, что "вдали от Москвы министр сельского хозяйства Алексей Гордеев критиковал работу правительства, в котором работает сам", но при этом он "не забыл похвалить работу своего министерства": "Не в каждый край глава Минсельхоза РФ приезжает на празднование Дня работника сельского хозяйства. Может это связано с тем, что мы отмечаем эту дату позже всей страны. Но, скорее, потому, что Алтай, как признал Алексей Васильевич, рассматривается Минсельхозом, как самый принципиальный регион в агропродовольственной сфере России. Что министр вкладывает в понятие "принципиальный", можно только догадываться. Но, видимо, из-за нашей загадочно принципиальности Гордеев частый гость в крае". Статью о двухдневном визите Гордеева в Барнаул "Свободный курс" подытоживает списком просьб и обещаний: "Председатель крайсовета Александр Назарчук признал свою вину в том, что в бытность свою министром сельского хозяйства подписал приказ о переводе нескольких лучших племенных хозяйств края в федеральную собственность. Теперь им грозит акционирование и возможная ликвидация. Александр Григорьевич попросил нынешнего министра отыграть ситуацию в обратную сторону. Гордеев заявил, что решение о передаче племзаводов в регионы уже принято три месяца назад. Требуется только ходатайство губернатора. Из Третьяковского района Гордееву пожаловались, что Москва не платит компенсацию по краткосрочным кредитам. Министр объяснил, что край выбрал свои лимиты, но если в конце года появится резерв, то обещал добавить. Алексей Васильевич не отказал в просьбе и вице-губернатору Борису Неудахину, который попросил включить в национальный проект дождевальное оборудование. Положительное решение будет принято и по снижению на треть железнодорожных тарифов на перевозку зерна для регионов Сибири и Дальнего Востока. Во всяком случае, на то есть поручение президента страны правительству".

Свою точку зрения относительно ближайшего будущего медиарынка Алтайского края высказала на этой неделе газета "Два слова" 23 ноября. Основываясь на фактах, слухах и домыслах, еженедельник утверждает, что в краевом информационном пространстве скоро появятся новые игроки, а старые поменяют свой статус, либо совсем исчезнут: "Перемены на медийном рынке, обусловлены последними событиями в политической жизни страны и региона, а также предстоящими избирательными кампаниями 2007 - 2008 годов. Изменения коснутся как электронных, так и печатных СМИ. Так, на ГТРК "Алтай" до конца ноября должен юридически оформиться процесс реформирования, после которого краевая телерадиокомпания получит статус филиала ВГТРК. В него войдет и развлекательный музыкальный канал "Экспресс", имеющий двухчасовое вещание на городском седьмом канале. Теперь формированием концепции вещательной политики в этом временном отрезке будет заниматься Москва. Возможно, изменится состав телекомпаний, выходящих в эфир на "третьей кнопке". Как стало известно "ДС", в начале ноября Сибирское окружное управление Росохранкультуры по указанию из Москвы приступило к проверкам на предмет соблюдения условий лицензии телекомпаний ТВ "Мир" и ТВ "Катунь". Подобные проверки всех региональных телекомпаний проводились в июле прошлого года, и никаких нарушений у "Мира" и "Катуни" тогда обнаружено не было. По некоторым данным, седьмой канал "освобождается" для более крупного вещателя. С этим может быть связана и недавняя перемена собственника в телекомпании АТН, которую также со временем могут "вычистить". Кто же займет седьмой канал? Предположений на этот счет несколько - от столичных телекомпаний ДТВ и Рен-ТВ (владельцы которой, кстати, имеют тесные контакты в администрации главы государства) до столичных или местных медиамагнатов. Версия о приходе на третью кнопку пятого канала Санкт-Петербурга не подтверждается: питерцы намерены претендовать на 49-й канал в ДМВ-диапазоне. Что же касается печатных изданий, то подтверждаются сообщения о создании под патронажем краевых властей мощной медиа-структуры, способной составить достойную конкуренцию подконтрольным крупному бизнесу информационным холдингам. Как сообщил "ДС" вице-губернатор Борис Ларин, 30 ноября на очередной сессии КСНД по инициативе администрации края будет рассматриваться вопрос об издании журнала с рабочим названием "Местное самоуправление", который будет финансироваться из краевого бюджета. Планируется, что выпускать журнал будет краевое государственное учреждение, которое специально создается под новый проект. "На базе КГУ в дальнейшем и будут объединяться те многочисленные редакционные коллективы, которые выпускают в свет средства массовой информации, финансируемые из бюджета края, частично или полностью", - заявил Ларин. Имеется ли в виду в том числе и крупнейшая краевая газета "Алтайская правда", сказано не было. "Мы ощущаем определенный дефицит медиаресурса, способного эффективно проводить линию по разъяснению людям тех целей и задач, которые органы власти всех уровней решают в целях развития экономики и социальной сферы Алтайского края. И в этой связи с повестки дня не снимается вопрос о создании краевых радио и телевидения", - добавляет Борис Владимирович. "У администрации Алтайского края пока нет мощной информационной структуры, которая могла бы, в первую очередь, проводить государственную политику, - отметил в беседе с обозревателем "ДС" заместитель председателя краевого Совета Сергей Землюков. - И не только проводить государственную политику, но и давать с этой же позиции оценку происходящим событиям. Иначе за счет корпоративных, частных СМИ размывается должная оценка деятельности всех органов власти. Все предложения администрации края на создание такой структуры нами, безусловно, будут поддержаны". "Должна быть конкуренция, - заметил один из ведущих журналистов "Алтайской правды". - Поскольку до сих пор серьезного соперника у нашего издания не было". Как известно, такой "соперник" вскоре появится. Руководство "Сферы влияния" планирует с начала декабря выпускать краевую ежедневную газету.

Ситуация с перспективой развития на территории Алтайского края и Республики Алтай российского и международного туризма выглядит весьма привлекательно. По крайней мер, в таком тоне была выдержана пресс-конференция главы администрации Алтайского края Александра Карлина, состоявшаяся в центральном офисе информационного агентства "Интерфакс" 22 ноября. Подробно об этом мероприятии 24 ноября рассказала читателям "Алтайская правда": "Вначале Александр Карлин охарактеризовал социально-экономическое состояние, природно-климатические особенности края, перспективы развития туристического бизнеса на его территории. Он сказал: "Сейчас идет речь о нашем участии в федеральном конкурсе на создание на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Мы прошли уже две стадии отбора, сейчас впереди - финальная. Конкурсная комиссия работает, мы ожидаем, что ее решение будет благожелательным для Алтайского края. Мы надеемся на ее объективность и благожелательность. Предлагаемое место для создания особой экономической зоны - часть территории Алтайского района в предгорьях Алтая, по Чуйскому тракту, площадь этой зоны немногим более 30 квадратных километров. Это левый берег Катуни, известной нашей алтайской реки. В особую зону, в эту территорию, уже вложено более четверти миллиарда рублей инвестиций, в основном частных. Но есть также инвестиции краевого бюджета, муниципальных образований". Затем глава администрации края ответил на вопросы журналистов. Их интересовали разные аспекты жизни региона, в первую очередь развитие туризма. В частности, отвечая на вопрос: "Что вы могли бы назвать в качестве туристической визитной карточки Алтайского края?", глава региона ответил: "В качестве визитной карточки я бы назвал особые природные ресурсы именно предгорий Алтая. Это уникальные чистейшие водоемы - реки, озера, уникальный ландшафт предгорий, особый микроклимат. В нескольких десятках километров от территории, которую мы предлагаем для создания особой экономической зоны, находится всемирно известный курорт Белокуриха, имеющий уникальные запасы радоновых вод, лечебную базу. Достаточно сказать, что в Белокурихе одномоментно отдыхают в санаториях самого высокого мирового класса более 7 тысяч человек со всех концов России и из-за рубежа. В Белокурихе действуют 6 горнолыжных трасс с подъемниками и с установками по созданию искусственного снега, поэтому мы имеем возможность на 2 месяца продлить сезон катания на горных лыжах. В Белокурихе уже сегодня проводятся горнолыжные соревнования международного класса. Несколько горнолыжных трасс с современными подъемниками строятся на территории предполагаемой особой экономической зоны. Предполагается выстроить трассы международного уровня со всей необходимой инфраструктурой. Поэтому мы уникальны как по качеству природных ресурсов, их первозданности, так и по набору компонентов этих ресурсов. Мы предлагаем уникальный набор видов туристического бизнеса", - заявил Александр Карлин. В отношении возможного объединения заявок Алтайского края и Республики Алтай, глава региона ответил: "Я не исключаю, что будет создана единая особая экономическая зона кластерного типа - это не противоречит федеральному закону. Более того, территориально зоны, которые предлагаем мы и Республика Алтай, являются, по сути, смежными территориями. Их разделяет 300-500 метров - Чуйский тракт. Поэтому они вполне могут быть интегрированы как с точки зрения управления этими территориями, так и с точки зрения их функционирования. В моем видении они не только не конкурируют, но и взаимно дополняют друг друга".

Некоторые печатные СМИ на этой неделе вновь обратились к теме недвижимости. "МК на Алтае" за 24 ноября утверждает, в Барнауле в этой сфере бизнеса складывается неоднозначная ситуация: "Официальные источники трубят о том, что ипотечное кредитование в Алтайском крае абсолютно не сказывается на динамике цен на недвижимость. По данным Росгосрегистрации и Госкомстата, рост цен на жилье в первом полугодии 2006 года составил менее 3%, что гораздо ниже показателей в соседних регионах. На деле же ситуация выглядит иначе. Многие барнаульские агентства недвижимости зафиксировали достаточно мощное повышение цен с начала текущего года. Рост стоимости квадратного метра на вторичном рынке краевой столицы с января по октябрь составил около 36%. Так, средние показатели по Барнаулу в начале года представляли 19,1 тысячи рублей за квадратный метр, летом они достигли порядка 21 тысячи, а в конце октября - уже 27 тысяч рублей за квадратный метр. Колебания диапазона на вторичном рынке жилья по большей части зависят от типа квартир и района города. Наименьшие показатели прироста зафиксированы у "гостинок" - 19,5%, малосемейки же подорожали вдвое с начала года... Если динамику цен на вторичном рынке можно хоть как-то спрогнозировать, то на первичном рынке стоит полный хаос, который создают сами застройщики, занимаясь перепродажами от дольщиков. Причем первые в сложившейся ситуации занимают интересную позицию, которая касается официальных данных о росте цен и реального положения дел. Не исключено, что, в то время, как госструктурам выставляют одну цену за квадратный метр, на рынке фигурирует гораздо большая цифра. Невольно закрадывается вопрос: не является ли это со стороны строителей банальным укрытием налогов? На вопрос же, что произойдет с рынком недвижимости в следующем году, вряд ли можно однозначно ответить. Многое будет зависеть от политики, диктуемой теми же строителями. Вот и получается: пока трудоспособные граждане пытаются из последних сил биться за место под солнцем, то бишь за собственный угол, банки и застройщики ведут боевые действия за их кошельки".

"Молодежь Алтая" 23 ноября решила практически подойти к теме "квартирного вопроса", и на примерах доказать, что молодой человек, не имеющий богатых родителей, собственное жильё купить практически не может. На конкретных арифметических примерах "молодежка" доказывает свое утверждение: "Средняя цена однокомнатной квартиры в спальном районе - 1200 тысяч рублей. Причём цена ежедневно увеличивается! По словам Татьяны Сазоновой, риэлтора компании "Бетэль", ещё месяц назад стоимость подобного жилья была на 200-300 тысяч меньше. До нового года цены на "однушку" могут подскочить ещё тысяч на 300-400... Как в этой ситуации думать о том, что молодые люди смогут накопить деньги и приобрести жильё самостоятельно? Решить вышеуказанную проблему могла бы ипотека. Штука она хорошая, но не для молодёжи. Банки, предоставляющие кредиты на жильё, работают зачастую по похожей схеме: первоначальный взнос от 10%; процентная ставка от 11% годовых; рассрочка до 30 лет. С помощью Татьяны Сазоновой мы рассчитали, сколько денег придётся заплатить за квартиру, купленную по ипотеке. Задачка получилась на загляденье! Дано: молодой специалист; цена квартиры (121 серия) - 1200000 рублей; кредит - на 15 лет; процентная ставка - 12% годовых. Доказать: возможно ли? Доказательство: первоначальный взнос составит 30% от стоимости приобретаемого жилья. То есть 360 тысяч рублей. Значит, необходимо получить ипотечный кредит - 840 тысяч рублей. Банки обычно дают круглые суммы - в нашем случае 800 тысяч. Следовательно, молодые люди должны на первый взнос найти 400 тысяч... Считаем дальше. Молодому человеку нужно будет ежемесячно в течение 180 месяцев выплачивать по 9 тысяч 640 рублей... В итоге по ипотеке твоя квартира будет тебе стоить 2 миллиона 135 тысяч 200 рублей. Из них одна только переплата по процентам составит 935 тысяч 200 рублей... Такая вот ипотека... Причём попробуй-ка её ещё оформи! Кредит на 800 тысяч ты получишь в том случае, если твоя месячная зарплата составляет 27 тысяч 543 рубля. Смешно - ведь у каждого молодого человека в Барнауле заработная плата 30 штук! Вы всё ещё верите в чудеса? Ну невозможно купить жильё без финансовой поддержки со стороны родителей или других заинтересованных лиц! Вот вроде работаешь, даже нормально для своего возраста зарабатываешь - тысяч 10-15. Да что толку? Ипотечный кредит тебе не дадут. Накопить? Опять смешно. Вот и получается, что и работа есть, и семью уже пора заводить, а жилья как не было, так и не будет", - резюмирует издание.

До Нового года осталось чуть больше месяца. Увидев на прилавках магазинов новогодние украшения, и, узнав о готовящихся новогодних акциях, корреспондент еженедельника "Два слова" пустился в "измышлизмы" на тему предпраздничных скидок: "Купите телевизор и получите второй бесплатно" - похожими репликами пестреют витрины крупных магазинов. Как отмечают маркетологи, путем таких "акций" предприятия торговли обычно избавляются от залежалого товара. Традиционно - этим мы отличаемся от европейских стран - россияне в предновогодние дни делают глобальные семейные покупки. Поэтому, считает Лия Ващеулова, заместитель директора Алтайского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, в России пока нет традиции настоящих сезонных или праздничных скидок на товары. Ведь это время - самое подходящее для получения магазинами сверхприбылей. За границей на Новый год принято дарить "милые пустячки", на которые всегда делаются настоящие скидки. В России пока такого нет. "Дело в том, что к любым праздникам делаются скидки на определенную группу товаров, - считает Лия Ващеулова. - Например, вы заходите в магазин обувной сети, а там говорят, что вы можете купить со скидкой только ту или иную обувь. Как правило, это уже что называется залежалый или несезонный товар, то есть тот, на который и без праздников предусмотрена скидка. Просто ее приурочивают к праздничным. В продуктовых сетевых магазинах в праздники может быть скидка на товар с рубежным сроком годности. Но праздничная тенденция говорит о том, что, как правило, цены на продукты питания подскакивают. Поэтому тем, кто стеснен в средствах, нужно готовиться к праздникам именно сейчас. В первую очередь это касается "новогодних продуктов" для праздничного стола. Другой вопрос, что многие по-настоящему новогодние товары могут появиться только в декабре". Вообще, сезонные, праздничные скидки - обычное явление мировой экономики. Ведь сама скидка уже заложена в изначальной стоимости товара, а в праздники просто убирается "сверхнакрутка". Какие именно скидки ожидают барнаульцев, будет известно уже в конце этой недели. Ну, например, в "Монро" будут "бешеные" скидки на туфли, в "Арсенале" - на сухие цементные смеси, в "Марии-Ра" - на несколько видов продуктов питания".