Проблемы развития российского образования, коррупции в образовательной сфере, подготовки педагогических кадров, участия бизнеса и общественности в образовательном процессе обсуждались на селекторной пресс-конференции с научным руководителем Федерального института развития образования Евгением Сабуровым, организованной Клубом региональной журналистики "Из первых уст" и ИА REGNUM в Чебоксарах. В качестве региональных экспертов выступали заместители министра образования и молодежной политики Чувашии Светлана Петрова и Владимир Матвеев. Отметим, что эта пресс-конференция, по сути, прошла в формате круглого стола, участниками которого стали эксперты и журналисты, пишущие об образовании.

Говоря о коррупции в образовании Евгений Сабуров отметил, что система образования в России не очень коррумпирована по сравнению с другими сферами, например, со здравоохранением. По мнению эксперта, коррупция в образовании "очень наивная". "Я думаю, что коррупция в системе образования, на мой взгляд, очень сильно преувеличена", - заявил Сабуров в комментарии ИА REGNUM. Он пояснил, что зачастую под коррупцией подразумевается, например, сбор денег на ремонт потолка в школе. "Назвать это коррупцией у меня язык не поворачивается. Поэтому я бы очень осторожно относился к тому, что говорят о коррупции в образовании", - сказал Сабуров. При этом он еще раз подчеркнул, что в школах не скрывают, что собрали деньги на что-то. Между тем, он заметил, что есть случаи взяточничества при поступлении в вузы. Причем, иногда сумма взятки превышает плату за все время обучения на платном отделении. "Зачем платят? Совершенно непонятно", - удивляется эксперт. По его мнению, это явление тоже требует серьезных исследований. В продолжение темы журналисты поинтересовались эффективностью ЕГЭ как способа борьбы с коррупцией в вузах. Как заметила одна из корреспондентов, судя по опыту регионов, получилось так, что коррупция скатилась на низовое звено - в школы. Евгений Сабуров считает, что ЕГЭ - очень хорошая вещь, хотя, безусловно, эта система нуждается в серьезных доработках. По его мнению, внедрение системы тестирования после четвертого и девятого класса - вопрос времени. Это тоже уменьшит уровень коррупции, отмечает эксперт.

Замглавы Минобразования Чувашия Светлана Петрова инициировала обсуждение проблемы подготовки педагогических работников. Она заметила, что сегодня больше востребованы педагоги, сначала получившие образование в педучилище, а затем в педагогическом вузе, поскольку они ближе к практике. Вопросы вызывает и то, чему могут научить будущих педагогов люди, не нашедшие себя в школьном преподавании и оставшиеся теоретиками. Вопрос подготовки педагогических кадров, по мнению Евгения Сабурова, является сегодня ключевым для российского образования, и нуждается в модернизации. "Педагогическое образование в нашей стране сегодня выполняет странную функцию. Это не подготовка учителей, это высшее общее образование", - говорит Сабуров. Он привел статистику, согласно которой после трех лет работы в школе остаются лишь 7% выпускников пединститутов. Остальные идут куда угодно, преимущественно в те сферы, где требуется умение общаться с людьми, определенный уровень социализации и культуры. Например, становятся менеджерами по продажам. В итоге действительно высоко ценятся учителя, которые сначала окончили педучилище, а потом доучились в педвузе. У них лучше практика, они лучше умеют общаться с детьми, он действительно больше педагоги, чем предметники, говорит Сабуров. Эксперт полагает, что необходимо отдельное глубокое исследование: какие учителя нужны в современных школах и какие педвузы необходимы для их подготовки, резюмировал Сабуров. Эксперт видит проблему и в том, что заведующими кафедрами в педагогических вузах становятся не учителя-практики или директора школ, а те, кто не нашел себя в школе. По данным Минобразования, средний возраст школьного учителя - 43 года. 8,6% педагогов - пенсионного возраста, этот показатель сопоставим с числом учителей, имеющих педагогический стаж до трех лет. Около 6 тысяч из них работают в городских школах, 7,8 тысячи - в сельских. 92,6% школьных педагогов имеют высшее образование. Около 8,6% учителей - пенсионного возраста. Причем в городских школах их больше, чем на селе. 2,2% учителей Чувашии имеют педагогический стаж до двух лет, 36,2% - 10-20 лет, 47% - свыше 20 лет. 17,5% школьных учителей - мужчины.

Комментируя ИА REGNUM проблемы внедрения отраслевой оплаты труда в образовании, Сабуров заметил, что он не в восторге от тех систем оплаты труда в образовании, которые зависят от стажа и от нагрузки. По его мнению, он не сдвинут ситуацию с мертвой точки. Эксперт считает, что большую пользу может принести контрактная система взаимоотношений муниципалитетов со школой или субъекта федерации с образовательных учреждением, а также внутри самого учреждения образования. Значительную роль при этом он отводит общественным советам при образовательных учреждениях, которые сейчас обладают не очень понятными функциями, считает Сабуров. Однако этому препятствует существующее законодательство и противостояние со стороны финансовых органов.

Говоря о возможности внедрения в Чувашии дифференцированной оплаты труда педагогов, Светлана Петрова отметила, что в настоящее время Минобразования Чувашии занимается сбором и изучением всей доступной информации по этому вопросу. Сейчас существует несколько методик отраслевой оплаты труда в образовании, наиболее известная из них разработанная петербургскими специалистами. Между тем, пояснила Петрова, внедрение этой системы пока затруднено тем, что базовый уровень зарплаты педагогов пока не соответствует уровню прожиточного минимума. "Переход на эту систему должен быть очень плавным. Сейчас мы аккумулируем лучшее из всех методик, собираем все наработки и хорошие идеи, готовим и свои предложения. Скорее всего, будет создана проектная группа, которая должна будет предложить наилучший вариант решения этого вопроса", - отметила Петрова. Еще одна сложность при внедрении системы отраслевой оплаты труда - формирование критериев для дифференцированной оплаты. "Понятно, что должна быть оплата за результат. Но что является результатом? - говорит замминистра. - В основе лежит результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика". Светлана Петрова подчеркнула, что для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.

Говоря о необходимых условиях для эффективного функционирования образовательных учреждений, Сабуров выделил четыре необходимых условия. В частности, нормативно-бюджетное финансирование на одного учащегося, включая и на дополнительное образование. Еще один аспект - обязательное тестирование. Также необходимы внятные стандарты и критерии их выполнения. Кроме того, необходимо ввести систему контрактов, при которой в случае невыполнения условий и стандартов контракт расторгается, считает Сабуров. Он также заметил, что на этой основе, безусловно, необходимо дать финансовую самостоятельность образовательному учреждению. Все вместе это может изменить ситуацию в лучшую сторону, убежден эксперт.

Сразу несколько вопросов, заданных эксперту, касались темы участия бизнеса в образовательном процессе. В частности, обсуждалась возможность участия представителей бизнес-сообщества в финансировании высшей школы. Предполагается, что взамен они могут получить возможность влиять на учебную программу, вводя в нее предметы, необходимые для конкретного предприятия. Сабуров пояснил, что такое участие бизнеса очень характерно для США, но в образовательном процессе в вузах участвуют их же выпускники. "Да, они влияют на программу, и очень благотворно, поскольку они знают, с чем выпускник вуза может столкнуться на производстве", - говорит эксперт. Сабуров считает, что такая практика не окажет негативного влияния на качество подготовки специалистов и широту их образования, но при этом приблизит образование к практике и, безусловно, поможет вузу. По его словам, в настоящее время зачастую вузовские преподаватели не владеют технологиями современного производства. К сожалению, бизнес пока не очень активно участвует в образовательном процессе.

Оценивая готовность общественности к участию в управлении образовательным процессом и его оценке, Евгений Сабуров подчеркнул, что в регионах ситуация очень разная. В целом, то, как общественность участвует в образовательном процессе, вызывает у эксперта большое недовольство. При этом он отметил, что если общество считает, что что-то плохо в системе образования, то ему нужно ругать себя, а не систему образования. Между тем, если представителей общественности просто спросить, что они хотят от образования, они мало что скажут. Между тем, не зная, что преподается в Европе, российские родителя совершенно правильно говорят, что надо усилить языки, спорт, культурную часть, отмечает эксперт. По словам Сабурова, такого рода исследования очень важно проводить на региональном уровне.

Замминистра образования Владимир Матвеев затронул проблему формирования системы сертификации компетенций выпускников вузов в условиях активной миграции населения. По мнению Сабурова, вопрос профессиональных стандартов необходимо решать не только в системе образования, а в связке с предпринимателями, заводами и потребителями продукции. Он подчеркнул, что необходима общая квалификация и единые стандарты, которые бы признавались в условиях высокой мобильности населения. Миграция будет продолжаться, и это явление нужно учитывать, уверен он.

В последнее время получают распространение частные детские сады, в том числе домашние. Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, Евгений Сабуров отозвался об этом явлении с одобрением. Однако отметил, что за ними необходим не просто надзор за санитарными условиями, но и методическая помощь. По мнению эксперта, необходимо организовывать специальные курсы для людей, которые выбирают в качестве бизнеса частные детские сады, и наблюдать за тем, что и как они делают. "Они, действительно делают большое дело, но хотелось бы, чтобы с толком", - говорит Сабуров. При этом он полагает, что организацией подобных курсов должно заниматься не Министерство образования: его роль в том, чтобы стимулировать и поддерживать этот процесс. Сабуров подчеркнул, что в России много очень хороших специалистов в сфере дошкольного образования, они могли бы преподавать на таких курсах. И те, кто открывает частные садики, должны быть в этом заинтересованы, полагает эксперт.

По мнению эксперта, важно обратить внимание на то, что сегодня не прививается культура потребления. "Школа должна давать ученикам не только профессиональные навыки, не только готовить к труду, но и к потреблению. В этом пока существует большой провал. Пока что мы пичкаем детей знаниями, и в то же время не готовим их к культурному потреблению, и это огромная наша беда", - сказал Сабуров. По его словам, потребительский капитал - это воспитание благих пристрастий. "Мы перебрали с подготовкой к труду, к зарабатыванию денег, которые люди не знают, на что потратить", - заметил он.