Дмитрий Соин - директор приднестровского филиала Совета по национальной стратегии России, политолог, заведующий кафедрой социологии в Приднестровском государственном университете.

ИА REGNUM: Дмитрий Юрьевич, 12 ноября президент Приднестровья Игорь Смирнов, председатель Верховного Совета ПМР Евгений Шевчук и члены кабинета министров республики принимали послов ОБСЕ. На ваш взгляд, для чего представителям ОБСЕ нужно было данное посещение Приднестровья?

Действительно, большинство из них приехали с заготовленными оценками, и никакие доводы приднестровской стороны не могли их переубедить. Дело в том, что имеются определенные принятые международным сообществом ритуалы. Если существует организация ОБСЕ, то она в рамках своего устава должна проводить мониторинг зон этнополитических, религиозных и всех прочих конфликтов. По уставу ОБСЕ реализует некие мероприятия, которые якобы будут способствовать разрешению этих конфликтов. Этим они и занимаются, то есть упомянутый вами визит был очередной бюрократической галочкой, имитацией активности. Причем явно антиприднестровской направленности. Почему ОБСЕ не любит Приднестровье? Мы пророссийская территория, и живут здесь люди симпатизирующие России, фактически граждане Российской Федерации. Естественно, это не устраивает Запад, который хотел бы загнать Россию за колючую проволоку санитарного кордона, превратить эту великую страну в энергетический придаток Запада, который не имел бы своих национальных и геополитических интересов. К сожалению, ОБСЕ давно превратилась в инструмент холодной войны, в инструмент антироссийской политики. Россия тоже является членом ОБСЕ, она не может идти путем самоизоляции, но при этом в России прекрасно понимают данное обстоятельство, и комментарии российских дипломатов и политиков по поводу десанта ОБСЕ в Тирасполе противоположны заявлениям их западных коллег.

ИА REGNUM: Послы ОБСЕ проинспектировали военные склады в селе Колбасна. Как вы к этому относитесь?

Согласитесь, трудно представить приднестровцев или россиян, инспектирующих склады вооружений где-то в штате Мичиган. В действительности здесь особо удивляться нечему, особенно в контексте того, что немногим ранее, 6 октября 2006 года, комиссия Министерства обороны России и Счётной палаты России обследовала эти склады и сообщила о том, что они находятся в полной безопасности. ОБСЕ выполняет в том числе разведывательные функции. Большинство дипломатов ОБСЕ под костюмами от "Армани" носят погоны спецслужб США и других стран Западной Европы. Мониторинги ОБСЕ являются одним из приемов прощупывания почвы, сбора важной военно-стратегической информации. Сам факт появления представителей ОБСЕ на этих складах является знаковым, так как именно ОБСЕ в числе первых организаций выступает за ликвидацию российского присутствия в Приднестровье.

ИА REGNUM: ОБСЕ уже выступила с заявлением о том, что организация не будет наблюдать за президентскими выборами в Приднестровье. Насколько правомочно данное заявление?

С таким же успехом мы, приднестровцы, могли бы объявить ОБСЕ нелегитимной организацией. Господам из этой организации следует знать, что есть давно устоявшиеся международные правила, которые исходят из первенства такого принципа, как воля народа. Референдум - это волеизъявление граждан. Выборы - это политическое волеизъявление народа, и в этом смысле будет ОБСЕ наблюдать за выборами или нет - ни в коем случае не скажется на их политической значимости и судьбоносности для приднестровцев. Лично я не сомневаюсь в том, что ОБСЕ публично проигнорирует и осудит эти выборы, потому что данная организация всегда играет на стороне Кишинева.

Я приведу такой простой пример. Мы с вами видели, что фактически в обстановке политического террора проходили парламентские выборы в Молдавии. Несмотря на заявления независимых наблюдателей, несмотря на молдавских оппозиционных политиков, которые били в колокола по поводу грубых нарушений прав избирателей в ходе выборов, ОБСЕ признала выборы в Молдавии. Как бы идеально в Приднестровье ни провели выборную кампанию, ОБСЕ осудит ее только потому, что мы для этой организации в числе противников, в числе тех государств, которые поддерживают Россию. Вот все на этом и зацикливается. С другой стороны, какая нам разница, признает ОБСЕ выборы или не признает, важно, чтобы народ проголосовал и лишний раз подтвердил свое право на независимость и собственную государственность. Вот об этом надо думать в первую очередь.

ИА REGNUM: В Южной Осетии одновременно состоялись референдум о независимости и выборы президента республики, в то же время прошли так называемые альтернативные выборы. При этом результаты официального референдума не признаются. Как вы оцениваете такие заявления?

Думаю, что тема двойных стандартов международного сообщества будет обсуждаться всегда. Что бы ни делала Грузия, какой бы беспредел ни творился в Молдавии, ОБСЕ и другие международные инстанции будут закрывать на это глаза лишь по той причине, что им так хочется. Потому что это вписывается в их региональную политику. Чтобы не делалось в Абхазии, Осетии, Приднестровье - все будет осуждаться. В этом смысле мне нравятся высказывания российских экспертов, которые говорят о том, что не надо оглядываться на мнение так называемых международных организаций. Необходимо создать условия, при которых Россия будет проводить собственную национальную политику и формировать собственные национальные интересы исходя из тех целей и задач, которые стоят перед страной. Обеспечить себе статус мировой державы с серьезными геополитическими амбициями возможно только при условии, что Россия будет защищать интересы друзей и признавать итоги референдумов и выборов, которые происходят на этих дружественных территориях.

ИА REGNUM: Как вы в целом оцениваете работу ОБСЕ на постсоветском пространстве?

На самом деле деятельность ОБСЕ критикуется не первый год. Одним из мотивов критики служит то, что степень эффективности миротворческих усилий и мониторинговой миссии очень низка. Где бы ни была представлена ОБСЕ, конфликты не нашли своего логического мирного разрешения. ОБСЕ присутствует и в Нагорном Карабахе, и в Абхазии, и в Южной Осетии, и в Приднестровье, но где результаты работы этой организации? Почему она не способна донести до мирового сообщества реальную картину событий в этих конфликтных точках? Уже все громче звучит вопрос о том, что ОБСЕ исчерпала себя и требуется некая ревизия, некое реформирование данной организации вплоть до ее роспуска. В чем, на мой взгляд, ОБСЕ порочна? ОБСЕ занимается конфликтами в Европе на постсоветском пространстве, но доминирующую роль в организации играют представители США. Такое ощущение, что ПМР граничит не с Украиной или Молдавией, а с одним из американских штатов. Такова активность американцев в этом регионе, действующих под прикрытием ОБСЕ. Кризис ОБСЕ очевиден. Есть объективные предпосылки для того, чтобы заявить, что ОБСЕ себя исчерпала, кредит доверия к ней, как к независимой структуре, каковой она создавалась в 70-е годы, исчерпан. ОБСЕ превратилась в инструмент давления, проводит политику, идеологию и философию двойных стандартов. Организация стоит на страже интересов западного мира, независимо от существующей в зонах конфликтов объективной реальности. Это даже не цербер, а лающая моська. Задача миссии ОБСЕ - постоянно гавкать, привлекая негативное внимание к тем территориям, где сильно пророссийское влияние, потому что у ОБСЕ, как и у НАТО, сильного инструмента нет. ОБСЕ опасна тем, что она своими докладами может создать предпосылки для агрессии.