"Народы Закавказья не успокоятся, пока один из них не завоюет соседей": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 26 ноября 2006, 22:37 — REGNUM  

Обзор СМИ за 17-23 ноября 2006 года.

Военный вестник. Визит Минской группы ОБСЕ в Армению и Азербайджан. Карабахская проблема в контексте политики Европейского соседства. Позиции и мнения.

Военный вестник

На линии фронта

Как пишет бакинская "525-я газета", 21 ноября подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня на линии фронта. Как сообщает агентство "Тренд", обстрел, длившийся с 00:10 до утра, имел место вблизи села Баш Гервенд Агдамского района. Потерь нет.

По сообщению Day.Аz, 22 ноября с 11:45 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в селе Сейид Сулан Тертерского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Обстрел продолжался в течение 30 минут. Азербайджанцы открыли ответный огонь, о потерях ничего не сообщается.

Руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян опроверг сообщения азербайджанских СМИ об обстреле "армянскими подразделениями азербайджанских позиций". "Это очередная дезинформация азербайджанской стороны", - заявил официальный представитель Минобороны Нагорного Карабаха. (ИА REGNUM).

"Азербайджан должен высказать решительный протест действиям армянских сепаратистов на оккупированных территориях". С таким заявлением в беседе с бакинской газетой "Эхо" выступил военный эксперт Узеир Джафаров. По словам Джафарова, в настоящее время "сепаратистские вооруженные формирования" проявляют чрезмерную военную активность. Причем военный эксперт не исключает, что на этот раз "бряцание оружием в НКР" связано с поездкой Аркадия Гукасяна (президент Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) в США. "Возможно, все эти учения, о которых мы сегодня слышим, являются частью военного плана, разработанного армянскими сепаратистами", - подчеркнул Джафаров. По его словам, "на территории оккупированных азербайджанских территорий проводятся военные учения, которые наносят серьезный ущерб экологии района". При этом, говорит эксперт, его поражает равнодушие МИД и Министерства обороны Азербайджана.

"Сегодня азербайджанцы не могут начать войну и добиться успеха: об этом знают как они, так и мы", - заявил 16 ноября на встрече с родственниками военнослужащих министр обороны Армении Серж Саркисян. По мнению Саркисяна, сегодня начавший войну понесет большие потери, поскольку по всей линии фронта построены мощные инженерные сооружения, укреплены позиции. Несмотря на воинственные заявления, Азербайджан не может начать военные действия и в результате давления на него международной общественности. Нарушивший ситуацию "ни мир, ни война" не может сегодня выиграть, поскольку продолжается переговорный процесс по Нагорному Карабаху. ("А1 плюс").

По сравнению с прошлым годом процент заселенности "оккупированных" районов Азербайджана в текущем году снизился. Размещенные в "оккупированных" районах армянские семьи в последние дни стали возвращаться обратно из-за резкого похолодания в Нагорном Карабахе. Как сообщили жители прифронтовых сел, постепенно освобождаются дома в "оккупированных" селах. По словам сельских жителей, по сравнению с прошлым годом армяне не проявили активности и в области сельского хозяйства. Обычно осенью на ближайших к линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон территориях работает сельскохозяйственная техника, однако, по словам сельских жителей, в текущем году сев не состоялся. Сельские жители также сообщили, что зимой этого года над домами "оккупированных" сел было видно много дыма, что являлось одним из доказательств заселения домов на этих территориях армянами. Однако в результате организованных армянами летом текущего года массовых поджогов в предгорных районах и населенных пунктах были уничтожены зоны озеленения, в связи с чем армяне лишились запасов дров, пишет Day.Az.

Состоится ли встреча министров обороны?

Встреча министров обороны Армении и Азербайджана может состояться в рамках Совета министров обороны СНГ. Как сообщает PanARMENIAN.Net, два месяца назад прошла первая за много лет встреча глав военных ведомств на границе двух государств. Возможность продолжения диалога обсуждалась на днях на встрече исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло с министром обороны, секретарем Совета безопасности Армении Сержем Саркисяном. Встреча, скорее всего, будет носить неформальный характер и состоится после официального заседания Совета министров обороны СНГ.

Министр обороны Армении Серж Саркисян заявил, что не получал от ОБСЕ предложения о встрече со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым. "Если получу, должен буду подумать, поскольку министр обороны Азербайджана сделал иные заявления о нашей предыдущей встрече", - сказал Саркисян. Газета "Айкакан жаманак" напоминает, что после состоявшейся 20 октября встречи министров на пограничном участке Иджеван-Казах Абиев заявил, что первым вопросом был обсужден "вывод армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий". Минобороны РА опровергло это заявление, отметив, что обсуждались лишь вопросы, относящиеся к поддержанию режима прекращения огня. Газета напоминает также, что на днях личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик заявил, что представил сторонам предложение о встрече министров обороны Азербайджана и Армении в январе 2007 года.

Визит Минской группы ОБСЕ в Армению и Азербайджан

Ереван

По мнению газеты "Азг", прозвучавшие после встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова 14 ноября в Брюсселе "оптимистические ноты" делают вероятной скорую встречу президентов двух стран. Положительно оценил последнюю встречу Осканян-Мамедъяров и американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ) Мэтью Брайза. Американский дипломат выразил воодушевление относительно переговоров министров иностранных дел, отметив, что сопредседатели продолжают верить в то, что "основные принципы являются справедливым, уравновешенным, осуществимым решением карабахского конфликта". Брайза выразил надежду, что обе стороны примут эти принципы - "возможно, с некоторыми незначительными изменениями и поправками, которые будут основаны на их собственных возможностях, как основу сохранения мира в регионе".

Анонсированный ранее визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион состоялся, но в усеченном составе, пишет газета "Новое время". В Ереван приехали лишь российский и французский сопредседатели - Юрий Мерзляков и Бернар Фасье. Как сообщил перед отлетом в Баку Мерзляков, отсутствие в составе делегации американского сопредседателя Мэтью Брайзы обусловлено тем, что "сопредседатели договорились о разделении обязанностей и в эти дни наш американский коллега должен встретиться с Аркадием Гукасяном, который находится в США". В Ереване посредники, а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик встречались с президентом РА и министром иностранных дел. Встречи Мерзляков назвал результативными. Главный результат, судя по его словам, в том, что "армянская сторона дала согласие на проведение встречи президентов Армении и Азербайджана 28 ноября в Минске в рамках саммита СНГ". "Теперь нам необходимо получить подтверждение и от президента Азербайджана Ильхама Алиева, хотя ранее глава МИД Азербайджана делал соответствующее заявление на этот счет", - сказал Мерзляков. Характеризуя переговорный процесс в целом, российский сопредседатель сказал, что год завершается на оптимистичной ноте. "Если нам удастся сохранить этот настрой сторон, мы войдем в 2007 год с достаточно хорошими перспективами. Несмотря на то, что выборы в целом оказывают определенное сдерживающее влияние на переговорный процесс, мы думаем, что те наработки, которые удалось сделать в этом году, позволят легче пройти предвыборный период", - заключил российский сопредседатель.

Идея организации встречи президентов Армении и Азербайджана 28 ноября в Минске в рамках саммита стран СНГ появилась у сопредседателей по итогам переговоров глав МИД двух стран, состоявшихся 14 ноября в Брюсселе, пишет газета "Республика Армения". Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров охарактеризовали встречу в Брюсселе как конструктивную, несмотря на сохраняющиеся разногласия. "В ходе брюссельской встречи вокруг предложений, идей, которые были озвучены в Москве и обсуждены в Париже, стали проявляться общие грани согласия. Не могу сказать, что полное согласие, но некоторые грани начали проявляться. Так что переговоры надо продолжать", - осторожно сказал Осканян. Однако, отмечает газета, Мамедъяров в своем комментарии перечеркнул сдержанный оптимизм своего армянского коллеги: "Мы обсудили предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые были выдвинуты в Москве, и пришли к выводу продолжать обсуждения. Пока рано говорить о каком-либо особом продвижении. Это будет возможно только после встреч президентов. Переговоры не завершаются в этом году. Как вы знаете, Азербайджан развивается с каждым годом. Усиливается и позиция Азербайджана. Нам необходимо, пользуясь этим аргументом, продолжать переговоры, донести нашу позицию до внимания мировой общественности, и мы продолжаем этот курс. С этой точки зрения я оптимист".

"Позиция Вашингтона, Москвы и Парижа едина - война не может быть реальной возможностью урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявил журналистам в Ереване французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье. Он сравнил урегулирование нагорно-карабахского конфликта "со строительством стены мира". "Каждый раз мы пытаемся помочь сторонам поставить 1-2 кирпичика на эту стену, и если мы продолжаем добавлять эти кирпичики - это хороший результат", - заявил он, добавив, что в настоящее время эта "стена" недостаточно прочна для формирования окончательного соглашения об урегулировании конфликта. "Как заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, в октябре мы представили не новые, а дополнительные элементы урегулирования конфликта, и мы надеемся, что эти дополнительные элементы предоставят возможность реализовать этот подход", - заключил Фасье. (ИА REGNUM).

В прошлый раз французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье сравнил переговорный процесс с "частично наполненным водой стаканом". В этот раз - со "стеной", на которую "каждый раз кладутся кирпичи". Больше ничего не изменилось за время между двумя последними визитами сопредседателей в регион, отмечает газета "Аравот". "Остальные оценки и комментарии в целом оставались прежними".

Баку

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ от Франции и России - Бернар Фасье и Юрий Мерзляков - прибыли 22 ноября утром в Баку. Как передает агентство "Тренд", в миссию также входит личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик.

В отличие от предыдущих визитов, в этот раз российский и французский сопредседатели после встреч с главой МИД Азербайджана и президентом АР пресс-конференцию не провели, сообщает бакинская "525-я газета". Несмотря на это, они заявили о подготовке совместного коммюнике по результатам визитов в Ереван и Баку. Что касается возможности встречи президентов РА и АР в Минске, то, пишет газета, азербайджанская сторона считает приемлемым ее проведение "только в случае наличия конкретной темы для обсуждения". "Если для обсуждений будет представлена конкретная тема, то Ильхам Алиев даст согласие на встречу с армянским коллегой", - отметил начальник отдела аппарата президента АР по внешним связям Новруз Мамедов. Он также сказал, что на встрече сопредседателей с президентом Азербайджана "могут быть определены шаги, совершение которых приведет к успеху": "Думаю, что усилия сопредседателей в переговорном процессе позволят достичь прогресса". Отмечая, что посредники, "как всегда", отказались от обнародования деталей встреч и лишь отметили "наличие дополнительных идей в процессе урегулирования конфликта", газета тем не менее обращает внимание на интенсивность переговоров: "Она указывает и на то, что как посредники, так и сами стороны хотят достичь определенного прогресса в мирном процессе до начала выборов в Армении".

Как сообщает Day.Az со ссылкой на дипломатические источники, президент Азербайджана Ильхам Алиев дал согласие на проведение встречи с президентом Армении Робертом Кочаряном. Президенты двух стран проведут очередной раунд двухсторонних переговоров 28 ноября в Минске в рамках встречи стран-участниц СНГ. Договоренность об этом была достигнута в ходе переговоров главы государства Ильхама Алиева с российским и французским сопредседателями Минской группы ОБСЕ, в рамках которой ведется урегулирование армяно-азербайджанского конфликта.

Итоги

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ будут упорно продолжать работать для приближения сторон к миру, невзирая на внутреннюю политическую ситуацию в Армении и Азербайджане. Об этом в эксклюзивном интервью "Тренд" заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза. "Мы уже указывали на выборы и в Армении, и в Азербайджане в 2007 и 2008 годах как на одну из причин того, почему 2006 год представляет идеальное "окно возможностей" для завершения мирного соглашения между двумя странами, - сказал дипломат. - Есть, конечно, и много других причин для скорейшего принятия мирного решения конфликта". По мнению посредника, такое соглашение обеспечит стабильность региона и предоставит возможности для экономического роста всего Южного Кавказа. "Выборы в Армении и Азербайджане могут на самом деле повлиять на перспективы мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта. Мы надеемся, что влияние будет позитивным и народы обеих стран оповестят своих лидеров и кандидатов на власть о том, что усилия в приближении к миру, стабильности и процветанию приветствуются общественностью", - резюмировал Брайза.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ совершили в эти дни последний в текущем году визит в зону карабахского конфликта. Переговоры в Ереване и Баку завершились достижением видимого минимального результата - президенты Армении и Азербайджана дали согласие на проведение 28 ноября встречи в Минске. Место, что ни скажешь, знаменательное, ведь именно имя столицы Белоруссии носит посредническая миссия, в которой сопредседательствуют Россия, США и Франция. Может быть, по этой причине некоторые аналитики предположили, что второго Рамбуйе не будет. То есть, в отличие от переговоров в пригороде Парижа, встреча в Минске станет более результативной. Вместо провала будет сделан шаг вперед, если даже и не будет достигнуто окончательное согласие между конфликтующими сторонами. Но это вряд ли. Всего лишь через 5 недель завершится 2006 год, который был обозначен в качестве "золотого окна". Дальше будут выборы и в Армении, и в Азербайджане. И хотя в обеих странах общественное мнение не является решающим, все же в период выборов власти не рискнут давать повод в руки своих оппонентов. (Analitika.az).

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли совместное заявление по итогам последнего визита в регион. Как сообщили в посольстве Франции в Азербайджане, в заявлении подчеркнуто, что была достигнута договоренность о проведении встречи президентов и министров иностранных дел Азербайджана и Армении в рамках Минского саммита руководителей стран СНГ. "Сопредседатели встретились с президентами Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном, а также с министрами иностранных дел. В результате встреч, проведенных в открытой и конструктивной обстановке, оба президента приняли предложение сопредседателей о проведении встречи в ходе предстоящего на следующей неделе в Минске саммита руководителей стран СНГ. Участники обеих встреч отметили, что обсуждения, проведенные министрами иностранных дел в октябре-ноябре в Москве, Париже и Брюсселе, были плодотворными с точки зрения достижения прогресса в ходе переговорного процесса. Сопредседатели надеются, что на встрече президентов и министров иностранных дел в Минске будет сделан шаг вперед на основе принципов урегулирования, утвержденных "большой восьмеркой" в ходе встречи, состоявшейся в Санкт-Петербурге в июле этого года". (Day.Az).

Выводы

Итак, сопредседатели МГ ОБСЕ, а если точнее, страны, которые они представляют, и в первую очередь Россия и США, торопят события, отмечает бакинская газета "Зеркало". Однако Россия имеет дополнительный стимул. Ведь если договоренности между Азербайджаном и Арменией будут достигнуты во время саммита глав государств СНГ в Минске, отмечает газета, то Путину, который выступит в качестве главного "миротворца", удастся "утереть нос" сразу двум своим коллегам - Джорджу Бушу и Жаку Шираку. Сделать это сегодня очень важно для Путина, особенно в свете обострения российско-грузинских отношений, которые, скорее всего, будут иметь продолжение и по ходу Минского саммита глав государств СНГ.... А Западу, в лице США и Евросоюза, кажется, важен сам факт урегулирования конфликта, открывающий широкие возможности для мирной политико-экономической и даже военной "интервенции" в регион Южного Кавказа, продолжает издание. По мнению газеты, вряд ли стоит ожидать, что мирные договоренности будут хорошими и справедливыми, как с точки зрения интересов Азербайджана, так и Армении. Отмечая полярность подходов двух стран к вопросу в своих публичных заявлениях, газета выражает недоумение тем, что в течение всей первой половины нынешнего года стороны заявляли, что они очень близки к достижению договоренностей по базовым принципам урегулирования конфликта. "Если на самом деле стороны были близки к урегулированию конфликта, основываясь на этих базовых принципах, то получается, что все их публичные заявления были рассчитаны на "внутреннее потребление". Что же можно было изменить с тех пор? Вряд ли сторонам удалось достичь какого-то консенсуса по будущему статусу Нагорного Карабаха. Это было бы смертельно для правящих элит и в Азербайджане, и в Армении, особенно в последней накануне парламентских и президентских выборов. Скорее всего, Азербайджану удалось добиться более четкого обозначения освобождения оккупированного Кельбаджара и, возможно, функционирования Лачинского коридора. Что касается Армении, то ей на данном этапе важно было бы более четкое разграничение этапов урегулирования конфликта, особенно их временных границ, в том числе окончательного срока определения статуса Нагорного Карабаха. Кроме того, официальный Ереван заинтересован в том, чтобы Азербайджан взял на себя более четкие обязательства по разблокированию коммуникаций в свете обострения российско-грузинских и американо-иранских отношений, возобновлению экономического сотрудничества, в том числе созданию условий для участия Армении в региональных проектах". Одним словом, заключает "Зеркало", сегодня можно только надеяться на то, что старые базовые принципы с новыми элементами будут плохи не в той степени, какая сделает их полностью неприемлемыми. Ведь плохой мир придется "скормить" как азербайджанскому, так и армянскому обществу...

По мнению газеты "Республика Армения", главная цель состоявшегося на этой неделе визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Ереван и Баку достигнута. Теперь дело за "малым" - добиться в Минске сближения позиций сторон по ряду вопросов, содержащихся в документе, где изложены основные принципы урегулирования. Как выразился американский сопредседатель Мэтью Брайза, эти принципы будут приняты в качестве "основы для поддержания мира в регионе". "Говоря проще, если удастся до конца этого года создать основы для исключения возобновления военных действий, можно будет считать, что "окно возможностей" для достижения мирного соглашения не захлопнулось". Отмечая, что "базовые принципы" имеет свои плюсы и минусы как для Армении, так и для Азербайджана, газета предполагает, что еще больше претензий наверняка имеется "у НКР, которая реально контролирует районы вокруг НК и с которой Азербайджан упорно не желает садиться за стол переговоров". "Одного этого обстоятельства было бы достаточно для выражения сильных сомнений по поводу возможного решительного прорыва в переговорах в ближайшее время. Но оснований для скептицизма, увы, гораздо больше. Официальный Баку ни словом, ни делом не подает признаков готовности к компромиссам. Первыми сигналами подобного рода могут стать отказ от милитаризации и антиармянской пропаганды, а также шаги по установлению сотрудничества. Ни на то, ни на другое в Азербайджане сегодня нет даже намека. А без этого невозможно формирование атмосферы доверия, в отсутствие которой вряд ли реализуема расчерченная посредниками схема компромиссных шагов. И напрасно Юрий Мерзляков обольщается тем, что в последнее время военная риторика со стороны Азербайджана стала "более приглушенной". Причины этого отнюдь не в желании официального Баку поддержать строительство "стены мира". Вообще-то само выражение "стена мира" звучит как-то нелепо. Стены, как правило, не объединяют, а разъединяют. Тем более странно было услышать ее из уст представителя одной из ведущих стран Евросоюза, имеющего на Южном Кавказе совсем иные цели".

О чудесном "окне" и редчайших возможностях сопредседатели МГ ОБСЕ, не переставая, говорили весь год, пишет бакинская газета "Обозреватель". Одно многообещающее заявление сменяло другое. Если обратить внимание, что изменилось в процессе урегулирования конфликта, пишет газета, то получается, что это - пустые слова: "Армения ни на шаг не отошла от агрессивных планов аннексировать Нагорный Карабах". "Пока сопредседатели, как говорится, "льют воду" и наслаждаются дипломатическим туризмом в Азербайджане, сторонников силового варианта освобождения территорий становится все больше. И стремительный рост военного бюджета находит понимание и одобрение. Мы готовимся..." - угрожает бакинское издание.

Нынешний визит сопредседателей ознаменовался не только тем, что он последний в текущем году. Отметился как всегда неординарно поступающий американский сопредседатель Метью Брайза. Если до визита француза Бернара Фасье и россиянина Юрия Мерзлякова в регион конфликта дипломаты объясняли отсутствие американского посредника праздничными заботами и его загруженностью "другими делами", то в ходе визита выяснилось, что Брайза предпочел встретиться с "президентом НКР" Аркадием Гукасяном. Это довольно неприличный жест в адрес официального Баку, и, возможно, он был сделан в ответ на излишне проявляемую в последнее время симпатию азербайджанских властей к путинской России. Еще один важный момент. В эти дни вокруг Азербайджана происходят "странные события". Вновь активизировалась оппозиция, которой сами же власти дали повод, начав кампанию против ряда СМИ. Британский канал BBC четырежды за прошлый уик-энд продемонстрировал резко критический фильм "Как сделать революцию". Исламисты под лозунгами непринятия оскорбительных статей в адрес пророка Магомеда провели ряд акций протеста не только в самом Азербайджане, но даже перед посольством страны в Тегеране. Ну и Россия сильно урезала "газовый поток", конкретно обрисовав перспективу двукратного поднятия цен на поставляемое в Азербайджан "голубое топливо". Возможно, что страна столкнулась с новой волной давления со всех фронтов. А тут "как раз" и Брайза не приехал в Баку, предпочтя беседу с главой армянских сепаратистов в США. Что ж, будем ждать встречи в Минске. (Analitika.az). Ё1 "Внешнеполитическая деятельность Нагорно-Карабахской Республики, в первую очередь, направлена на мирное урегулирование конфликта с Азербайджаном", - заявил президент Нагорного Карабаха (НК) Аркадий Гукасян, выступая в лос-анджелесском Совете по международным делам (США). По словам президента, приверженность Нагорного Карабаха мирному разрешению проблемы не является признаком его слабости и отнюдь не означает, что карабахцы не в состоянии в случае войны защитить свою родину. "Концептуальный подход карабахской стороны к урегулированию ее взаимоотношений с Азербайджаном исходит из понимания того обстоятельства, что сегодня в мире складываются новые нормы и правила международных отношений, которые, при условии их неукоснительного соблюдения, предоставят всем народам и государствам равные права в отстаивании своих национальных интересов", - отметил Аркадий Гукасян. Касаясь сценариев разрешения проблемы, он особо подчеркнул, что для карабахской стороны совершенно неприемлемо урегулирование, которое способно поставить под сомнение безопасность НК, не говоря уже о его независимости от Азербайджана. Президент призвал страны, являющиеся посредниками в урегулировании, в том числе и США, инициировать разработку и подписание сторонами конфликта отдельного меморандума о недопустимости возобновления войны и необходимости решения существующих проблем за столом переговоров. (KarabakhOpen).

Карабахская проблема в контексте политики Европейского соседства

Принятие программ сотрудничества со странами Южного Кавказа, состоявшееся 14 ноября одновременно на заседаниях трех советов Евросоюза, создает довольно интересную ситуацию еще и в переговорном процессе по карабахской проблеме. Как заявил представитель МИД Азербайджана Таир Тагизаде, подписав договор с их страной, "Совет Евросоюза по сотрудничеству будет содействовать скорому урегулированию карабахского конфликта на основе признанных норм международного права, резолюций ООН, документов и решений ОБСЕ". А вот в пункте 4.2 подобного же документа, подписанного с Арменией, говорится следующее: "Увеличить политическое содействие Минской группе ОБСЕ в ее усилиях по урегулированию конфликта согласно международным нормам и принципам, включая право наций на самоопределение". Достойно внимания заявление верховного комиссара по внешним отношениям ЕС Хавьера Соланы, согласно которому "те страны, которые лучше выполнят программу, достигнут более тесных взаимоотношений с ЕС и получат больше помощи". Т.е. ЕС, копируя пример соцсоревнований между бывшими республиками СССР, приглашает три страны Южного Кавказа на "евросоревнование". Фактически, возможная позиция ЕС по карабахскому вопросу в будущем также может быть уточнена в зависимости от того, как проявит себя каждая из сторон во время "соревнования". Причина очевидна: в ценностном и проистекающем из него концептуальном плане подход Европы ясен: прежде всего - исключение войны и второе - демократизация, "суммарным эффектом" которых может стать обязательное и безоговорочное признание права народа НК на самоопределение. Но не будем забывать, что начиная с 1918-1920 гг. в своей политике Европа учитывала экономический фактор, в данном случае - бакинскую нефть, пишет "Айоц Ашхар". И отдельные европейские политологи, как и в самом Азербайджане, уже говорят о его статусе, как "ключевого партнера", что обусловлено подписанием "энергетического меморандума" с ЕС. На самом деле в Армении и в Азербайджане хорошо понимают, что ожидаемый европейцами "прорыв" на переговорах по карабахскому урегулированию в течение ближайшей пары месяцев не реален. В этом плане чрезвычайно важна позиция третьей стороны - Нагорного Карабаха, которую в тот же день, 14 ноября, представил советник президента НКР Арман Меликян: "Под сенью Азербайджана Карабах жить не будет. Отсутствие статуса будет считаться отсутствием решения". Нагорный Карабах открытым текстом говорит, что нужно отложить в сторону не только надежды на скорый "прорыв", но и бесплодные попытки найти решение без его участия. Так чего же можно ожидать по карабахскому вопросу от программ по сохранению мира и, одновременно, демократизации? По большому счету, еще не ясно, какие рычаги могут иметь Азербайджан и даже ЕС для навязывания Нагорному Карабаху нежелательных решений. Ведь перспектива изменения военно-политического равновесия в регионе не входит в "полномочия ЕС". Новое европейское соседство для ЕС не является рычагом прямого воздействия на карабахский вопрос, но лишь новой возможностью терпеливой работы в двух плоскостях одновременно. Ими являются Минская группа ОБСЕ и программы сотрудничества с Арменией и Азербайджаном, которые расширят возможности установления регионального мира, развертывания сотрудничества, демократизации. Значит, ЕС в одиночку не сможет решить проблему Карабаха, но может создать нормальную атмосферу для ее решения мирным, демократическим путем, чему нужно всячески содействовать. ("Айоц Ашхар").

Позиции и мнения

По мнению некоторых специалистов по Кавказу и аналитиков, окончательная карта Кавказа еще не сформировалась и для формирования окончательных границ в регионе нужно не одно десятилетие. Как отмечает немецкий специалист по Кавказу, капитан кайзеровской армии Т. Оберленедер, находившийся в 1917-1918 гг. вместе с германской военной экспедицией в Грузии, мир в регионе наступит только тогда, когда будет создан один политико-правовой субъект, вместо трех или четырех. Капитан имел в виду, что три основных народа Закавказья - армяне, татары (азербайджанцы) и грузины - не успокоятся, пока один из них не завоюет значительную часть территорий и ресурсов соседей. Эти стремления он называл генетически заложенными и представил, с точки зрения зарубежного историка и этнографа, этногенетическую задачу для каждого народа, стараясь принять во внимание традиции и менталитет народов Кавказа. (Mitq.org).

"Нет примера нации, которая отреклась бы от своей 15-летней независимости. И никто не намерен делать это в отношении Карабаха. Речь идет о необратимых изменениях, произошедших в сознании людей, - заявил в германском Фонде Бельтерсмана президент Армении Роберт Кочарян. "Наша принципиальная позиция в том, что народ Карабаха осуществил свое право на самоопределение. И сделал это в соответствии с международными нормами". Кочарян подчеркнул, что независимость Нагорного Карабаха была достигнута в период распада СССР и Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана. "Удачным строительством своей государственности НКР доказала свое право на существование. В республике регулярно проводятся демократические президентские и парламентские выборы", - отметил Кочарян, добавив, что, хотя сопредседатели МГ стремятся сблизить позиции сторон, "к сожалению, несмотря на активный переговорный процесс, оснований для оптимизма нет". ("168 Жам").

Создать на территории Азербайджана армянское государство - это нонсенс, и Азербайджан не допустит этого. Как передает "Тренд", об этом журналистам заявил вице-спикер Милли Меджлиса, руководитель азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее НАТО Зияфет Аскеров. "В НАТО входит 26 стран, и большинство из них признают территориальную целостность Азербайджана. Несмотря на то, что генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер не участвовал в 52-й сессии, но в ходе заседания он позвонил из Брюсселя. Он и представители других стран в своих выступлениях особо подчеркнули, что изменение границ может привести к большой катастрофе. Если одно этническое общество на территории какой-то страны объявит о своей независимости, что тогда будет? Армяне, проживающие в Карабахе, при поддержке Армении отмечают, что они пользуются правом определить свою судьбу. Но армяне уже определили свою судьбу и создали свое государство. Создать на территории Азербайджана армянское государство - не допустимо", - сказал Аскеров.

Председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Ашот Гулян считает, что к возможной встречи президентов Армении и Азербайджана необходимо отнестись с осторожным оптимизмом. "Я не помню какой-либо ожидающейся встречи в рамках переговорного процесса, в преддверии которой были бы пессимистические настроения и с которой не связывались бы определенные надежды", - сказал Гулян журналистам в Ереване. В этом контексте, по его словам, есть определенные надежды. "Однако, учитывая происходящие до сегодняшнего дня процессы, которые привели к необходимости очередной встречи, я думаю, что к ней необходимо отнестись с осторожным оптимизмом. Это ситуация 50 на 50 - может получиться, а может и нет", - заявил Гулян. ("Новости-Армения").

"Мы знаем и видим, что проблема Нагорного Карабаха будет решена в самое ближайшее время. Естественно, в пользу Азербайджана. Быстрое решение проблемы Нагорного Карабаха устроит в большей степени Армению, чем Азербайджан и Турцию. Несмотря на различный подход лидеров к решению этой проблемы, армяне тоже люди. Мы не считаем армянский народ врагами. Мы желаем их проживания в демократическом обществе, в котором соблюдались бы права человека. Но мы не можем смириться с достижением этого путем оккупации территории других стран". Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Турции в Азербайджане Гусейн Авни Карслыоглу в интервью Турецкому бюро азербайджанского агентства АПА.

Формат Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который был создан в 1994 году, себя изжил, и на сегодняшний день действует формат сопредседателей. Об этом в ходе пресс-конференции в Национальном пресс-клубе 17 ноября заявил экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян. По его словам, в переговорном процессе Армения оказалась в такой ситуации, что ее мнение не учитывается, а решения сопредседателей (Россия, Франция и США) преподносятся конфликтующим сторонам. Экс-министр считает, что вопрос Нагорного Карабаха, а также вся внешняя политика Армении всего-навсего служат внутренней политике властей страны и отдельных лиц. "Предложения, находящиеся на переговорном столе, нас не удовлетворяют, и они не исходят из национальных интересов Армении", - отметил Арзуманян, добавив, что одна из сторон идет на большие уступки, но не получает взамен ничего. "Предполагается, что армянская сторона должна вывести войска из 7 освобожденных районов, а Лачин не будет подконтролен армянской стороне. Предполагается создать всего 40-километровый коридор, но пока неясно, какая из сторон будет его контролировать", - отметил экс-министр. Касаясь вопроса встречи президентов Армении и Азербайджана в конце ноября, экс-министр отметил, что в ходе встречи будет имитировано согласие. "Роберт Кочарян будет вынужден идти к соглашению, второго Рамбуйе не будет, когда стороны не договорились", - отметил Арзуманян. (ИА REGNUM).

По мнению экс-госсоветника Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолога Вафы Гулузаде, встреча президентов Азербайджана и Армении в рамках саммита СНГ в Минске "абсолютно бессмысленна". "В нынешних условиях несовместимых противоречий президенты, как это было и раньше, наверняка просто выпьют по чашке чая и разойдутся", - заявил политолог в беседе с агентством Day.Az.

Азербайджанская сторона пытается перенести вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ООН, поскольку рассмотрение вышеуказанного вопроса Советом Европы опасно для Азербайджана. Об этом сообщил ИА REGNUM эксперт аналитического центра "Кавказ" Манвел Саркисян. Эксперт считает, что основной причиной опасений Азербайджана в вопросе участия СЕ в урегулировании конфликта являются подходы этой структуры к данной проблеме. Он напомнил, что, согласно резолюции Аткинсона, принятой Советом Европы, основным препятствием в процессе урегулирования конфликта являлось отсутствие прямых переговоров Азербайджана с Нагорным Карабахом. Автор резолюции предложил начать прямые контакты между Азербайджаном и Нагорным Карабахом на уровне парламентов. Для азербайджанской стороны этот подход был изначально неприемлем, поскольку означал отход от своих принципов. "Однако интересен тот факт, что и армянская сторона осталась безучастной к рассмотрению данного вопроса", - заметил он. "Ввиду подписания программ действий ЕС с тремя закавказскими республиками я не исключаю того, что с трибун европейских структур прозвучат предложения относительно урегулирования конфликта. Возможно также, что вопрос участия Нагорного Карабаха в процессе переговоров вновь будет поднят. Другой вопрос, какую позицию по этому вопросу займут Армения и Азербайджан", - заметил эксперт. "А что касается Минской группы ОБСЕ, то она сделала все, что от нее требовалось, - добилась режима прекращения огня. В настоящее время актуальным для нее является продолжение переговорного процесса", - подчеркнул Манвел Саркисян.

По мнению экс-советника президента Нагорного Карабаха, эксперта аналитического центра "Кавказ" Манвела Саркисяна, карабахский конфликт в общественном сознании армян и азербайджанцев не имеет ничего общего с тем, о чем говорится сегодня: "Вопрос станет серьезным тогда, когда на тему урегулирования конфликта начнется диалог между общественностью и властями. Последние 8-9 лет общественность не относилась серьезно к проблеме Карабаха, поскольку прекрасно понимала, что вопросом этим спекулируют во внутриполитических целях. Народ понимает, когда и с какой целью Кочарян делает те или иные заявления. Сегодня проблема Карабаха как в Армении, так и в Азербайджане не является таким серьезным вопросом, каким его пытаются представить двум народам". По мнению Саркисяна, пишет газета "Айк", сегодня не делается серьезных шагов, направленных на урегулирование конфликта. "Процесс урегулирования карабахского конфликта деградировал. Никто в Армении не верит заявлениям министра обороны Сержа Саркисяна. Заявлениям своего министра обороны не верят и в Азербайджане. Народы обеих стран не доверяют своим властям и, следовательно, не воспринимают их всерьез. В течение этих лет в вопросе Нагорного Карабаха осуществлялась лживая политика, и многие построили свою карьеру на карабахской проблеме. Сегодня для урегулирования проблемы нужны новые подходы. Я уверен, что у народов Армении и Азербайджана достаточно мудрости, чтобы понять друг друга", - сказал экс-советник президента Нагорного Карабаха.

На вопросы газеты "168 Жам" ответил бывший премьер-министр Армении, председатель партии "Свобода" Грант Багратян:

"Проблема Карабаха, в свое время ставшая причиной смены власти в Армении, сегодня словно бы отошла на задний план. Готовящиеся к выборам политические силы о Нагорном Карабахе почти не упоминают. Чем это объясняется?

Летом американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза вкратце изложил так называемые рамочные принципы решения проблемы. Если помните, министр иностранных дел Армении сказал тогда: да, если Азербайджан их примет, то мы тоже их примем и убедим наш народ пойти на такое решение. И то, что политические партии, идя на выборы, не касаются вопроса Карабаха, не случайно, ибо очевидно, что прогресс в этом деле сомнителен. С одной стороны, они не хотят выражением своих сомнений портить отношения с властями, а с другой, естественно, не осмеливаются высказывать свое мнение, поскольку именно в связи с проблемой Карабаха в 1998 году произошла смена власти, а кроме того, в глубине души понимают, что документ, обсуждаемый через восемь лет после этого, ничем не лучше того проекта, что имелся в конце 1993-го или в 1997-м.

Вы упомянули о некоем проекте, существовавшем в 1993 году. О чем конкретно речь?

Мне известны три варианта решения карабахской проблемы. Осенью 1993-го, когда мы уже одержали главные победы, а Азербайджан был в шоке, поскольку ждал, что мировое сообщество резко осудит военные успехи армян, но нашим лицам, ответственным за внешнюю политику, удалось доказать, что эти победы были необходимы исключительно с точки зрения военно-стратегической безопасности, - вот тогда и появилось ноябрьское предложение. Азербайджан еще не принял Конституцию и пытался дать понять нам, что согласен на конфедерацию с Карабахом. Армения не стала рассматривать это предложение, посчитав его неприемлемым для победивших сторон. Говоря "стороны", я имею в виды обе армянские стороны, особенно НКР, поскольку НКР была тогда стороной переговоров.

Какова, на ваш взгляд, эволюция проектов, направленных на урегулирование карабахского конфликта - начиная с упомянутого вами проекта ноября 1993-го?

В 1994-1996 годах мы почувствовали, что во всех международных инстанциях больше склонны уважать территориальную целостность Азербайджана. Этот принцип сильно превалировал над правом наций на самоопределение. Затем пришел поэтапный вариант 1997 года, который и стал причиной смены власти в Армении. Основным лейтмотивом смены власти явилось то, что параллельно с передачей занятых территорий следует получить и статус НКР. Тогдашнее решение гласило: решим все этап за этапом, и только после этого Нагорный Карабах получит статус. Затем мы имели ки-уэстский вариант, а теперь уже и нынешнее "рамочное" предложение, которое, я думаю, ничего прогрессивного для армянской стороны не принесло. Чтобы не выглядеть субъективным, отмечу, что, согласно краткому описанию Брайзы, в этом документе говорится, что Нагорный Карабах должен получить право на проведение референдума, причем без разъяснений - когда и как. Согласно тому же источнику, сроки и условия этого референдума должны были быть согласованы с Азербайджаном. Много говорится о том, что это приведет к независимости Нагорного Карабаха. Я не особенно воодушевлен всем этим, поскольку, по моему мнению, это все тот же поэтапный вариант 1997 года. Не будем забывать также, что, в отличие от 1997-го, Нагорный Карабах здесь уже не называется стороной переговоров. Кроме того, в 1997-м мировое сообщество давало гораздо более весомые гарантии. Как бы там ни было, цель не в том, чтобы доказать, будто сегодняшний вариант лучше или хуже. Этот референдум мне больше представляется попыткой "спасти лицо", то есть дипломатическим приемом, поскольку и через десятилетия нам могут сказать: подождите, вот состоится референдум... Такое вполне возможно. Существенно здесь то, что сегодня мы фактически имеем все тот же поэтапный, а не пакетный вариант. Циркулирует также выражение "поэтапно-пакетный", но это больше напоминает мне умственные экзерсисы, а не политику. Очевидно, что время работает против нас. Армения несколько раз вынуждена была подписывать документы об уважении территориальной целостности государств (в том числе и Азербайджана). Азербайджан же не выказывает особого стремления к переговорам и все чаще заявляет о решении вопроса военным путем. Таким образом, очевидно, что по сравнению с 1993 годом все остальные варианты урегулирования становились для нас все хуже. Спрашивается - почему?

Но ведь и армянская сторона сегодня не особо заинтересована в урегулировании проблемы...

Я думаю, следует различать степень заинтересованности Армении и Азербайджана. Азербайджан действительно с каждым днем все больше ужесточает свою позицию. Армения своей позиции не ужесточает, поскольку пользуется паузой, возникшей в результате ужесточения позиции Азербайджана. Нам повезло. Мы говорим: вот видите, Азербайджан не хочет, одновременно заявляя, что если он согласится, то мы убедим наш народ. Только вот в чем убедим? О том, в чем собираемся убедить, недавно сказал в НС (Национальное Собрание, парламент Армении. - прим. ИА REGNUM) наш министр иностранных дел. Вы видели реакцию НС. То есть Азербайджан на данный момент играет на нас, но мы-то понимаем, что это не навсегда! Он медлит, чтобы в решающий момент, обретя силу, уточнить свою политическую позицию. Мы же не хотим четко определиться. Алиев-младший свою политику по вопросу Карабаха строит на следующих постулатах: а) со временем армяне окажутся слабее, чем они; б) азербайджанский альянс в мировом сообществе будет постепенно расширяться, а армянский - сокращаться; в) Карабах следует заполучить без серьезных уступок Западу и России. По поводу последнего проекта, о котором говорил Брайза, мы высказали свою позицию. Почему же Азербайджан ужесточает свою позицию? Да, ужесточение позиции на сегодняшний день создает для Армении передышку, но в перспективе еще более уменьшает вероятность мирного решения. Мы сейчас похожи на большую группу людей, которые идут по туннелю в сторону, где не видно света, и то, что у двух-трех возглавляющих их руководителей имеются в руках фонарики, дела не решает - они лишь помогают им какое-то время не спотыкаться. Вот это-то и тревожит больше всего. А нам надо действительно всерьез задуматься: а с чего это Азербайджан стал таким смелым?

Может, это объясняется экономическим ростом Азербайджана?

Именно. Цифры экономического развития Азербайджана впечатляют. И в темпах экономического развития меня больше всего беспокоят не абсолютные цифры - 30-40-процентный рост, что в несколько раз превышает показатели Армении, даже если предположить, что они верны. Самое впечатляющее не это, а то, что наряду с экономическим ростом в Азербайджане осуществляются четкие структурные реформы. Так, например, по уровню пенсий Азербайджан в 1996 году вдвое уступал Армении. Теперь же он по всем показателям опередил ее. Несомненно, Алиев видит выход в том, чтобы поставить это экономическое развитие на службу мощи Азербайджана и в один прекрасный для него день решить проблему силой. Но и это здесь не столь существенно. Существенно другое: Алиев-младший понимает, что время, будь то 10 или 15 лет, будет продолжать работать на Азербайджан. Почему? Потому что Азербайджан будет развиваться. А Армения не будет развиваться? Будет, но гораздо менее высокими темпами. Развитию Армении мешают серьезные проблемы. И главная проблема здесь вовсе не в экономике. До сих пор Армения не смогла использовать, разыграть фактор, который позволил бы обратить в ее пользу этот исторический процесс противостояния, конфронтации. Во всяком случае, время, прошедшее с 1993 года, свидетельствует, что время играет против нас. По моему глубокому убеждению, армянское общество должно принять решение: или оно для разрешения проблемы Карабаха идет на серьезные уступки, или же действительно ни на какие уступки не идет, но отказывается от нынешней политики тянуть время и начинает создавать факторы, создавать институты. Мы должны создать такие факторы, которые, с азербайджанской точки зрения, поставили бы под сомнение возможность возвращения Карабаха. Проблема Карабаха - это не только вопрос противостояния экономик и армий. Армия, что и говорить, один из таких институтов. Не хочу недооценивать то, что сделано в армянской армии, но очевидно, что у армян нет возможности коренным образом модернизировать армию. Азербайджан считает, что в условиях блокады Армении и своего экономического развития у него в несколько раз больше возможностей усилить армию. А может быть, он вынашивает планы совместных действий с Турцией? Ибо на политическую арену постепенно выходит новая конфронтация, которой не было ни в 1995-м, ни в 1998-м, - армяно-турецкая конфронтация.

А возможно ли создание таких факторов? И если да, то какими они могут быть?

В 1994 мы уже думали о том, что поскольку в политическом смысле два принципа - права наций на самоопределение и территориальной целостности - не стыкуются друг с другом, а нам, кажется, никак не удается настоять на своем перед мировым сообществом, то надо поставить четкие задачи, например, заселить эти территории и тем самым перевести вопрос в гуманитарную плоскость. В конце концов, это не только исконно армянские территории, они еще и жизненно необходимы нашей нации. Вчера я смотрел, как какой-то армянин передает из Брюсселя: "Я приехал из Афин, буду защищать дело армян!" Мне кажется, что лучший способ защитить дело армян - это не только ездить из Афин в Брюссель, а приехать и жить здесь, в том числе и на тех землях, что называются "освобожденными территориями" (территории вокруг Нагорного Карабаха, контролируемые армянами. - прим. ИА REGNUM). А ведь помните, когда в прошлом году Совет Европы направил мониторинговую группу по заселению, мы с гордостью доказывали всем, что проблем с заселением этих территорий нет? Но, дорогие мои, если армяне не заселяют их, то, значит, не считают эти территории своей родиной. Если азербайджанцы хотят заселить их, то, значит, считают их своей родиной. Понятие родины для нас исторично. А для турка родина там, где он сейчас живет. Это более реалистичный подход. Давайте в конечном итоге поймем, что геополитический фактор номер один - это демография. Все остальные факторы: язык, нация, культура и т. д. по сравнению с демографией имеют меньшее значение. Не надо искать где-то далеко, в США, Европе или России причины того, почему по вопросу Карабаха международное содействие Армении не увеличивается. Не надо! Не стоит и уповать на то, что вот будет решена проблема Косово, а после того, как проблема Косово будет решена и нам повезет, мы получим Карабах. В нашем случае история учит: не ждите стандартов! Мне больно только, что в трудные 1994-1995 годы мы смогли заселить эти территории, а сейчас там живут даже меньше людей, чем тогда. Не думайте, что в наших руках был некий особый ключ. Можно создать институты, такие, например, как заселение. Со временем они могут стать намного более серьезными факторами, чем даже "мешающий" принцип территориальной целостности. Но, к сожалению, такие институты в Армении не создаются. Проблема Карабаха у нас рассматривается как проблема двух-трех лиц. Но проблема Нагорного Карабаха - вопрос вовсе не лиц, а, в долгосрочном аспекте, вопрос институтов. Создаваемым азербайджанцами институтам мы не противопоставляем ничего. Мы повсюду витийствуем, организовываем демонстрации, желая показать всем лицо азербайджанцев и турок. Может быть, оно и правильно. Но в то же время мы не заполнили несколькими сотнями тысяч или даже миллионом людей эти земли, не населили их, не живем там. Мы не создали этот фактор. Более того, созданный нами фактор все уменьшается, и Алиев видит это. Он понимает, что в результате медлительности или неверных ориентиров армянской стороны риски Азербайджана практически не увеличиваются. А значит, и спешить нечего". ("168 Жам").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.