"Саммит НАТО в Риге должен заставить Россию переоценить своё отношение к Латвии": Латвия за неделю

Рига, 26 ноября 2006, 19:10 — REGNUM  

Накануне рижского саммита НАТО Западу напомнили, как он "всегда сдавал Латвию", а на время саммита в стране прикрыли все центральные газеты. Правительство Латвии взяла за горло "рука Москвы"? Коррупция под "зонтиком НАТО". Тень афёры с введением цифрового телевидения накрыла Народную партию. Потерянный полуостров и килька в консервах вместо скумбрии.

Накануне рижского саммита НАТО Западу напомнили, как он "всегда сдавал Латвию". Рижская газета "Вести Сегодня" 24 ноября пишет: "Служба внешней разведки Российской Федерации накануне рижского саммита НАТО (пройдёт 28 и 29 ноября, - ИА REGNUM) обнародовала документы о том, как Великобритания, США и другие западные страны воспринимали ввод советских войск и включение в состав СССР Прибалтики: Великобритания и США считали ввод советских войск в страны Балтии не оккупацией, а "возвращением бывших российских территорий"". Издание отмечает, что даже донесения советских разведчиков довоенного и военного периодов являются в России секретными: "Гриф "секретно" снимается с таких документов только в особых случаях - по решению руководства Службы внешней разведки РФ или по требованию высших органов власти. Такое требование, касающееся именно донесений по событиям вокруг Прибалтики в период до и во время Второй мировой войны, и поступило недавно в СВР от Госдумы. И российская разведслужба решила пойти навстречу парламентариям - вчера (23 ноября, - ИА REGNUM) донесения советской агентуры из Великобритании, США и других западных и восточноевропейских стран, касающиеся позиции этих государств в отношении прибалтийских территорий, были официально рассекречены. Документы свидетельствуют о том, что руководители государств, ставших впоследствии странами антигитлеровской коалиции, еще в конце 30-х годов называли в своих секретных докладах позицию Литвы, Латвии и Эстонии "германофильской", считали, что власти этих трех балтийских стран симпатизируют гитлеровскому режиму. Когда же СССР ввел в страны Балтии свои войска, американские и британские политики хоть и не высказывали восторга по поводу такого поворота событий, тем не менее, воспринимали это с пониманием. Из донесений советской разведки явствует: лидеры США и Великобритании считали, что СССР не оккупирует Балтию, а просто "возвращает в состав Союза бывшие российские территории, и это в данной внешнеполитической обстановке не является чрезмерной ценой". (...) Рассекреченные вчера материалы показывают, что поведение СССР по отношению к странам Балтии до и после войны было полностью поддержано западными государствами".

В свою очередь газета Neatkarīgā;; (Независимая), тоже за 24 ноября, приводит мнение ряда местных экспертов: "В этих рассекреченных документах, которые как бы найдены в архиве Службы внешней разведки России, довоенные страны Прибалтики рисуются как прогерманские и антисемитские, что иллюстрируют воспоминания одной заключённой Рижского гетто о том, что евреем здесь созданы условия ужаснее, нежели чем в Варшавском гетто. (...) Опрошенные Neatkarīgā историки указывают на лживость нескольких утверждений и подчёркивают, что такие материалы специально опубликованы незадолго до саммита НАТО в Риге". На это внимание издания обратил эксперт в области внешней политики России Карлис Даукштс: "Публикуя именно в настоящий момент сообщения службы разведки, Россия не только пытается внести раскол в отношения стран Прибалтики и НАТО, но и в какой-то мере снять с себя историческую вину. Россия также желает этим сказать лидерам НАТО: вы устраиваете саммит на территории, которую ваши отцы и прадеды признали серой зоной России". На взгляд Дакштса, происходящее является частью большой дипломатической игры, направленной на уменьшение роли НАТО и формирование общественной мысли в странах Прибалтики, поднимая старые обиды насчёт "молчания Запада, допуская советскую оккупацию". "Конечно, Запад пожертвовал странами Прибалтики и не хотел из-за них конфликта с Советским Союзом. Это давно известный факт, - добавляет эксперт. - США и Великобритания признали геополитические условия, что страны Прибалтики всё-таки остаются в зоне влияния России, и на тот момент у стран Запада нет возможности изменить эту политику, но они не оправдали нападения". Другой источник - историк Айвар Странга заметил газете, что изображение довоенной Латвии как прогерманской и антисемитской страны - это неправда: "Если всё было бы так плохо, то, как мы сегодня могли бы дискутировать, компенсировать ли еврейской общине 300 объектов невозвращённой собственности?" Профессор Латвийского университета рассказал Neatkarīgā, что в довоенной Латвии действовало 72 еврейских синагоги и 136 молелен. Странга тоже уверен, что информация опубликована перед саммитом НАТО с целью доказать: "Вы, в НАТО, ошиблись, принимая в организацию этих фашистов". Между тем директор Латвийского института внешней политики Ояр Калныньш деловой газете Dienas bizness (Бизнес дня) за 24 ноября подчеркнул: "Этот саммит в Риге мог бы заставить и нашего восточного соседа - Россию - переоценить своё отношение к Латвии. Думаю, что это мероприятие могло бы не обостряя межгосударственные отношения, заставить Россию серьёзнее относиться к Латвии".

На время саммита в стране прикрыли все центральные газеты. На оперативном совещании, проведённом 22 ноября Латвийской ассоциацией издателей прессы (ЛАИП) совместно с издателями и распространителями газет и журналов, а также представителями типографий, было решено: в дни саммита НАТО, 28 и 29 ноября, национальные газеты не выпускать. Об этом говорится в заявлении ЛАИП, опубликованном 25 ноября в газете "Вести Сегодня". Во время совещания альянса в Латвии не выйдут все крупнейшие ежедневные газеты: заслушав информацию профессионалов, участники совещания констатировали, что из-за ограничений сообщений своевременную и качественную доставку прессы гарантировать невозможно. То есть столицу Латвии на время саммита перекроют так, что не только разнести газеты, но и напечатать их будет сложно. Рядом с заявлением ЛАИП газета опубликовала материал об одном из "виновников" этого торжества "демократии и свободы слова": из частных предприятий самую большую финансовую поддержку рижскому саммиту НАТО оказал латвийский банк Parex banka, а четыре его представителя даже будут работать во время саммита в качестве добровольцев. "Вести Сегодня" приводит слова президента и председателя правления банка Валерия Каргина: "Мы верим, что в укреплении трансатлантической солидарности заинтересованы и общество, и бизнес. Эта солидарность важна и для нашего бизнеса: у Parex banka, как и у других предприятий Латвии, есть свои интересы в США и других странах-участницах НАТО. Рижский саммит НАТО - одно из наиболее существенных международных событий, когда-либо проходивших в Латвии. Мы горды тем, что поддержали мероприятие, которое создаёт историю и информирует латвийскую и международную общественность о НАТО и о значении безопасности в глобальной экономике. Я горжусь тем, что наша инициатива была оценена на самом высоком уровне, о чём мы получили признательность как со стороны руководителя правительства Латвии, так и от президента США". По информации "Вести Сегодня", в дни саммита благодаря поддержке Parex banka пройдут различные мероприятия для рижан, а в главном бюро банка и центрах обслуживания клиентов во многих торговых центрах Латвии жители могут подучить информацию о саммите в Риге, которая размещена на специальных информационных стендах.

Правительство Латвии взяла за горло "рука Москвы"? Газета Diena (День) за 20 ноября уверена, что к коалиционному большинству в Сейме из Народной партии, Союза "зёлёных" и крестьян, Латвийской первой партии и "Отечеству и Свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (TB/LNNK) следует причислить и "широко пропагандировавшийся проект под названием "Центр согласия"". Который, как отмечает наблюдательное издание, "раздувался накануне парламентских выборов контролируемым Кремлём Первым Балтийским каналом и некоторыми самыми враждебными Латвии политиками, например "штабистом" Александром Казаковым, которому запрещено во въезде в страну". "Это было видно уже при выборах президиума Сейма, - поясняет Diena. - ЦС дружественного голосовал за представителей правящей коалиции и получил место также своему представителю Андрею Клементьеву, который впредь будет товарищем секретаря Сейма (Дзинтара Расначса из TB/LNNK). То же самое продолжается и с должностями в комиссиях Сейма: деля их, коалиция предусмотрела выделение некоторых для ЦС, зато ни одного "Новому времени"". Напомним, у оппозиционных партии "Новое время" экс-премьера Эйнара Репше и объединения "Центр согласия" Нила Ушакова в парламенте Латвии соответственно - 18 и 17 депутатских мандатов из 100. Как пишет Diena, "венцом новой дружбы Кремля и коалиционных партий правительства Айгара Калвитиса (Народная партия)" является решение президиума Сейма и совета фракций о том, что у "Нового времени" не будет своего представителя в постоянной делегации в ОБСЕ. По информации газеты, этот пост выделяется объединению ЦС, которое на него делегирует "неутомимого борца за права русскоязычных" Бориса Цилевича: "Россия всегда старалась использовать ОБСЕ в качестве тяжёлой артиллерии против Латвии, обвиняя её в "нарушениях прав человека" и даже в "апартеиде", требуя "нулевого варианта" гражданства и квот для "русскоязычных" в правительстве и государственном управлении по образцу Македонии. Это враждебное Латвии дело теперь значительно продвинуло вперёд сама "национальная" и "правая" коалиция правительственного большинства Латвии". На взгляд Diena, ЦС является сконструированным Москвой филиалом объединения "За права человека в единой Латвии" или ЗаПЧЕЛ (шесть мест в Сейме, - ИА REGNUM), который, взяв свои ряды "большевика Рубикса" (председателя Соцпартии Алфреда Рубикса, - ИА REGNUM), пытается представиться центристской политической силой: "Большинство из 17 депутатов фракции ЦС Сейма во главе с председателем фракции Янисом Урбановичем в предыдущий Сейм были избраны по списку ЗаПЧЕЛ, и только четверо ранее не были членами ЗаПЧЕЛ или партий данного объединения. Разве выставленный на витрину улыбающийся Нил Ушаков удивительным образом превратил в "умеренных центристов" закалённых борцов за права России в Латвии? Цель кремлёвских политтехнологов, которую задумано достичь перекладыванием тех же самых раков в другую корзину, это то же самое, что и благословление ЗаПЧЕЛ президентом России Путиным перед предыдущими выборами Сейма - попасть в правительство Латвии и напрямую влиять на государственную политику. ЗаПЧЕЛ это не удалось и Казаков накануне нынешних выборов обругал это объединение, назвав его "импотентом" (видимо, за то, что не выполнило поставленной задачи) и призвал голосовать за ЦС (видимо, потому, что сможет выполнить)". Из всего этого газета делает неутешительный вывод: "То ли это обещанный договор о границе, который заставляет правительственные партии вовлечься в этот проект увеличения влияния Кремля, или идейная близость со специалистами коррупции как метода государственного управления, что помогает объединиться против общего противника в лице "Нового времени". Однако правящая коалиция претворяет для обеспечения большинства Сейма вовсе ненужную, зато потенциально опасную для страны политику".

Заметим, рассуждая в очередной раз о "руке Москвы", газета Diena демонстрирует, что явно не в теме. Так упомянутый Борис Цилевич не являлся и не собирается участвовать, как это утверждает издание, в латвийской делегации в ОБСЕ. Цилевич представлял, представляет и будет представлять Латвию в ПАСЕ, что он подчеркнул на одной из своих последних пресс-конференций, когда зашла речь о данной публикации. В свою очередь продвижение на парламентские должности представителей ЦС, ориентированных, если верить их программным установкам, на улучшение отношений с Россией, скорее не расширяет, а сужает предполагаемое газетой "влияние Кремля". Так, при голосовании по принятию Сеймом "Декларации в поддержку стремления Грузии вступить в НАТО" ни один из 17 депутатов от "Центра согласия" не голосовал "против". Хотя в ходе прений стало ясно, что декларация носит неприкрытый антироссийский характер. В "свою руку" так не плюют. Тем более, что правительственной коалиции, имеющий парламентское большинство, данная поддержка ЦС была не решающей, а скорее моральной. Видимо, это тот случай, когда своя рубашка всё-таки ближе к телу. По образному выражению одного местного политика, на документах по созданию "Центра согласия" скрипел "золотой песок с улицы Смилшу" (или в переводе на русский - Песочной улицы). Именно по этой улице в Риге находится центральный офис банка, руководитель которого, как упоминалось выше, имеет бизнес интересы в США и возлагает большие надежды на рижский саммит НАТО, к которому, в свою очередь и была приурочена декларация Сейма по Грузии. "Против" её принятия проголосовали только шесть депутатов - вся фракция ЗаПЧЕЛ - избранных по списку своего объединения, как в Сейм предыдущего, так и нынешнего созыва.

Коррупция под "зонтиком НАТО". Накануне саммита альянса в латвийской прессе появилась серия любопытных материалов о многомиллионных афёрах, совпавших по времени с подготовкой и вступлением республики в НАТО в марте 2003 года. Об одной из них 20 ноября пишет Neatkarīgā;: "Несколько лет тому назад, когда АО "Латвийское пароходство" ещё было частично опосредованным государственным предприятием, из него с помощью нескольких оффшоров, возможно, были выкрадены более 35 млн. долларов. Об этом свидетельствует подготовленный международной аудиторской фирмой Moore Stephens "Отчёт о фрахтовых сделках и издержках сухих доков", датированный 22 апреля 2005 года. Известные международные аудиторы выделили ряд сомнительных сделок, которые заключались нередко на суммы, исчисляемые миллионами, и в которые вовлечён ряд одних и тех же оффшорых фирмочек. (...) Общий объём сделок этими фирмочками в 2003 и 2004 годах достиг соответственно 24,4 и 32,2 млн. долларов, причём по ставкам гораздо низшим, чем в среднем на рынке. В то же самое время сделки с другими компаниями происходили по обычным на международном рынке ставкам. Вместе с чем общие потери, по оценке Moore Stephens, в 2003 году достигли 7,2 млн. долларов, а в 2004 году - уже 29,1 млн. долларов". На взгляд Neatkarīgā, аудиторский документ свидетельствует, что и у специалистов Moore Stephens не было иллюзий насчёт того, что оффшорные компании фактически связаны с должностными лицами пароходства того времени. Кроме того, как пишет газета: "Несколько представителей транзитных предприятий считают, что руку к этой афёре приложили люди, которые уже упоминались в связи с развязыванием так называемой войны транзитного бизнеса Вентспилса. Виновными в ущербе, нанесённом "Латвийскому пароходству", могут быть занимавший в тот период времени пост члена правления и первого заместителя председателя правления - вице-президента - Валерий Годунов, который, как упомянул один предприниматель транзитной сферы, мог действовать с ведома тогдашнего члена совета Олега Степанова. Из всех этих оффшорных фирмочек с Латвией формально связана только Skeena Overseas BVI, у которой в Латвии существовало дочернее предприятие под тем же названием - ООО Skeena. Именно учреждённому Олегом Степановым SSF Holding в настоящий момент принадлежит ООО Skeena".

Добавим, как уже сообщало ИА REGNUM, по оценке некоторых экспертов, влияние в холдинге АО Ventspils nafta, включающем и "Латвийское пароходство", в последнее время вновь переходит к мэру Вентспилса АйваруЛембергсу, которому противостоит группа совладельцев предприятия, включая и Олега Степанова. И если появление очередного компромата в принадлежащей холдингу газете Neatkarīgā ещё можно как-то понять, то сенсационные заявления бывшего помощника и советника двух латвийских премьеров от Народной партии Юргиса Лиепниекса, сделанные им в интервью деловой газете Dienas bizness за 23 ноября, с каждым днём обрастают всё новыми версиями. По словам Лиепниеса, с ключевой фирмой, фигурирующей в уголовном деле по махинациям с введением в Латвии цифрового телевидения, был связан и его бывший патрон, трижды экс-премьер, предприниматель-миллионер и основатель Народной партии Андрис Шкеле.

Тень афёры с введением цифрового телевидения накрыла Народную партию. Коротко версия Лиепниекса, изложенная им в пространном интервью Dienas bizness, в следующем. Скандальное британское предприятие Kempmayer Media Limited, которому Латвийское государство доверило введение оцениваемого в 53 млн. долларов проекта цифрового телевидения и договор с которым государство позже расторгло из-за подозрения возможной афёры, учредил руководитель независимого латвийского телевидения - LNT - Андрей Экис, привлекший позже через оффшоры политика и предпринимателя Андриса Шкеле. Газета "Телеграф" за 24 ноября напоминает историю знаменитого "проекта": "В 2002 году Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (Дигитальный центр Латвийского радио и телевидения или, - ИА REGNUM) заключил договор с британской компанией Kempmayer Media Limited, который предусматривал постепенное внедрение системы и поставку в Латвию специального оборудования для цифрового вещания. Сумма договора составила 53 млн. долларов. В свою очередь общие расходы на реализацию замысла приближались к 150 миллионам. Когда информация о содержании договора попала в прессу, это вызвало бурю возмущения и разразился скандал. Тогдашний премьер Эйнар Репше (партия "Новое время", - ИА REGNUM) назвал эту сделку афёрой. Выполнение договора было приостановлено, правительство обратилось в Международный арбитражный суд в Стокгольме с требованием расторгнуть контракт. В сентябре 2006 года (накануне парламентских выборов в Латвии, - ИА REGNUM) суд вынес решение, постановив, что британская компания должна вернуть Латвии 6 976 737 долларов (3,83 млн. латов), которые она получила для запуска проекта. Кроме того, британцам придется покрыть судебные издержки на общую сумму примерно 1,5 млн. латов. Буквально через месяц о "деле о цифровом ТВ" заговорили вновь. В прессу просочилась информация, что директором оффшорной фирмы Gedney Purcel Ventures Ltd, которой принадлежит часть Kempmayer, в 2001-м являлся глава бюро премьер-министра Юргис Лиепниекс (Народная партия)". К этому можно добавить, что договор дочернего предприятия ГАО "Латвийский государственный центр радио и телевидения" - АО Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC) с Kempmayer Media Limited был заключён 14 ноября 2002 года всего спустя неделю после утверждения правительства Эйнара Репше по итогам прошедших тогда парламентских выборов. Когда дело получило огласку, руководство новой коалиции возмутило то, что многомиллионный договор прошёл мимо внимания Кабинета министров и заключён без конкурса с никому неизвестной оффшорной фирмой, никак себя не проявившей в сфере цифрового телевидения. Между тем, с переходом Народной партии после выборов из позиции в глухую оппозицию, Андрис Шкеле в начале 2003 года сложил свой мандат депутата Сейма, оставил пост председателя партии и занялся исключительно бизнесом. При этом со СМИ он зачастую общался только черед свое доверенное лицо Юргиса Лиепниекса, а появлявшиеся предположения о возможной связи с Kempmayer Media Limited напрочь отрицал. Но когда проверкой сомнительного договора занялось Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Шкеле изъявил желание купить у государства DLRTC за 70-90 млн. долларов, но Эйнар Репше на сделку не пошёл.

Как свидетельствует Dienas bizness, версию Лиепникса, изложенную в интервью данной газете, и Шкеле и глава LNT Экис отрицают. Напомним, у самого 34-летнего Юргиса Лиепниекса в последнее время начались сложности. Как уже сообщало ИА REGNUM, 9 октября всего через два дня после парламентских выборов, на которых триумфально победила Народная партия, он подал в отставку с поста руководителя бюро премьер-министра Айгара Калвитиса (Народная партия). Формальный повод - чтобы его деятельность в негосударственном секторе не бросала тень на главу правительства. Речь о вызвавшей негодование у политических конкурентов рекламе министров от Народной партии, которая была оплачена в обход финансовых ограничений предвыборной кампании. А именно, от третьего лица - руководимой Лиепниексом организацией "Общество за свободу слова". Причём 300 000 латов (14,563 млрд. рублей) обществу пожертвовал Андрис Шкеле, а сам Лиепниекс - 40 000 латов (1,94 млн. рублей). Между тем, 3 октября, за четыре дня до выборов Сейма, в латвийских СМИ появилась информация, что Лиепниекс ещё будучи советником тогдашнего премьера Андриса Шкеле, руководил фирмой, возможно, причастной к многомиллионной афере с цифровым телевидением. В интервью Dienas bizness Лиепниекс утвеждает, что ничего уголовного в проекте не было, а желание Шкеле и Экиса скрыться за оффшорами поясняет так: "Нужно понимать специфику Латвии. Вы учредите, скажем, ООО Андрей и Андрис, и это уже само по себе является скандалом на ровном месте. Это привлечёт ненормально много внимания. Тогда вообще нет возможности избежать всевозможных спекуляций и нельзя надеяться, что такие акционеры могли бы много достичь". Однако Diena за 24 ноября даёт следующую справку: "Новая концепция введения цифрового телевидения предусматривает достижение этой цели с гораздо меньшими расходами, тратя около 18 млн. латов. Общие планируемые затраты по версии Kempmayer были по крайней мере 52,8 млн. латов. Почему такая большая разница? Во-первых, потому, что, по крайней мере, за первые 300 000 дигитальных декодеров с домашних хозяйств Латвии планировалось взыскать примерно двойную плату. Это позволило бы "кемпмайерцам" заработать не менее "надцати" миллионов латов. Как здесь вообще можно говорить о честной сделке, или Лиепниекс думает, что Латвия - это большой детский сад?" Как отмечает Diena, из интервью следует, что часть капитала Андрея Экиса в Kempmayer Media Limited составляла 62%, связанной со Шкеле оффшорнной фирмы - 25% и самого Лиепниекса - 12,5%.

Между тем, после публикации в Dienas bizness парламентская фракция "Нового времени" приступила к сбору подписей за создание комиссии Сейма по расследованию участия высокопоставленных должностных лиц в цифровом деле. Об этом LETA рассказала член фракции и экс-председатель упразднённой антикоррупционной комиссии Линда Мурниеце, подчеркнув, что в деле о цифровом телевидении есть подписи как нынешнего премьера Айгара Калвитиса, так и бывшего - Андриса Шкеле. Правда, чтобы сформировать комиссию по расследованию нужно собрать 34 подписи депутатов, тогда как во фракции "Нового времени" всего 18 человек. Есть ещё шесть депутатов от ЗаПЧЕЛ, зато остальные либо в правящей коалиции, либо в поддерживающем её "Центре согласия", который тоже выступил за ликвидацию антикорупционной комиссии. Что касается самого Лиепниекса, то в газете "Телеграф" за 24 ноября Мурниеце назвала две причины, почему правая рука Шкеле решил пойти против своего бывшего босса и духовного лидера: "Первая - Лиепниекс испугался. "Возможно, он осознал, что существует реальный риск оказаться на скамье подсудимых, и чтобы снять с себя часть ответственности, решил раскрыть имена соучастников," - рассказала "Телеграфу" Линда Мурниеце. Вторая версия - месть. Мурниеце предполагает, что громкое признание Лиепниекса может быть связано с голосованием по законопроекту о выплатах компенсаций еврейской общине. "Лиепниекс отвечал за подготовку этого документа, но Народная партия сделала все возможное, чтобы не допустить его принятия", - пояснила Мурниеце". Издание также приводит мнение депутата парламента от "Центра согласия", заместителя секретаря президиума Сейма Андрея Клеменьева, который считает, что руководство Народной партии очень хорошо осведомлено о происходящем: "Я много лет наблюдаю за работой Народной партии в Сейме и правительстве. Они никогда не допускают случайных ошибок, свойственных другим партиям. Каждый их шаг хорошо спланирован и обдуман. Лиепниекс - грамотный пиарщик. И я уверен, что его заявление было заранее согласовано с руководством. Мне сейчас трудно сказать, какую цель они преследовали. Возможно, таким образом "народники" хотят отвлечь внимание от другого скандала либо предотвратить более серьезные последствия. Может, через три дня всплывет какая-нибудь новая информация, и заявление Лиепниекса поможет смягчить удар. В любом случае, я уверен, что никакого раскола в Народной партии не наблюдается. Это просто очередной четко спланированный тактический ход "народников"". Как напоминает "Телеграф", по делу проекта цифрового телевидения было возбуждено уголовное дело сразу по четырем статьям Уголовного закона - "Превышение служебных полномочий", "Бездействие государственных должностных лиц", "Мошенничество" и "Легализация средств, полученных преступным путем". Обвинения по данному делу предъявлены в настоящее время 13 лицам. Между тем, ещё одну версию, объясняющую действия Лиепниекса интересами бизнеса участников Kempmayer Media Limited, приводит Diena за 25 ноября: "То, что по приговору Стокгольмского суда Kempmayer нужно отплатить государству примерно 10 млн. евро, вызвало разногласия между самими участниками оффшора о том, кому и сколько нужно платить". Один эксперт, пожелавший остаться анонимным, заметил газете: "10 млн. евро - не пустяковая сумма, особенно если её нужно платить из своего, а не государственного кармана. Возможно Андрис Шкеле или, например, Андрей Экис или его люди сказали, не заплатят, в свою очередь Лиепниекс, ясно указав распределение частей, продемонстрировал, кому и какие части денег нужно заплатить". Как пишет Diena, заплатить важно потому, что с возвращением определённой судом суммы исчезнет и основание для выдвинутых прокуратурой обвинений в отношении связанных со Шкеле и Лиепниексом лиц. На взгляд газеты, данную версию подкрепляет то, что если у участников Kempmayer Media Limited не было бы разногласий по поводу отплаты денег, то они давно были бы заплачены.

Потерянный полуостров и килька в консервах вместо скумбрии. Ещё об одной афёре на сумму около 10 млн. латов (485,44 млн. рублей) 21 ноября пишет газета "Час". Речь о приватизации участка земли в результате манипуляций с рижской недвижимостью на полуострове Грапью, о которых руководство латвийской столицы узнало уже после заключения всех договоров. В изложении "Часа" произошло всё следующим образом: "Год назад иностранные инвесторы решили было открыть на полуострове парк развлечений "Тиволи". Но по каким-то причинам проект забуксовал. И с золотой землицей, оцениваемой примерно в 10 миллионов латов, решили развлечься несколько иные люди. История о десяти муниципальных миллионах началась 20 февраля этого года, когда муниципальный монополист "Ригас уденс" (Вода Риги, - ИА REGNUM) и частная фирма "Уденс атпутас паркс" (Парк отдыха на воде, - ИА REGNUM) заключили соглашение об "обмене сооружений и строений". За лукавой формулировкой скрывалось намерение, в полной мере осуществившееся через шесть месяцев, когда насосную станцию и иные сооружения городского водоканала переписали в Земельной книге на "Уденс атпутас паркс". Дальнейшей динамике событий мог бы позавидовать любой голливудский блокбастер. Через три дня, в последний день подачи заявок на приватизацию за сертификаты, организаторы водного досуга, сославшись на владение обветшавшими постройками, подали заявку на приватизацию окружающей их земли. Чтобы лишить муниципалитет предусмотренного законом права первой руки, через девять дней 3/5 полуострова были перепроданы зарегистрированной в Нидерландах фирме US CEE Private Property Latvia. За "лимонад" - всего 295 650 латов (14,35 млн. рублей). 28 сентября сделавший свое дело "Уденс атпутас паркс" с остающимися 2/5 территории перешел в собственность еще одной нидерландской компании - Active Waterfront Development B.V. Завершение классической для Латвии схемы обретения недвижимости с утоплением концов в оффшорах последовало 13 октября, когда US CEE Private Property LLC (зарегистрированный в США владелец 60% US CEE PPL) подала заявку на продолжение приватизации. Причем латвийское законодательство не предусматривает никаких возможностей остановить этот процесс". Главы комитетов Рижской думы - по приватизации Андрис Америкс (Первая партия) и по городскому развитию Эдмунд Крастыньш (Народная партия) - всю вину возложили на руководство "Ригас уденс" и уже после публикации в "Часе" от своей должности был отстранён многолетний руководитель муниципального предприятия Улдис Бамбе. Между тем латвийский портал Delfi, тоже 21 ноября, приводит такое мнение одного эксперта: ""Ригас уденс" отвечает за объекты, которые находятся на его балансе - здания, строения, трубопроводы и так далее. Если бы руководство "Ригас уденс" разбазарило что-то из них, вопросов нет - это работа для прокурора. (...) Но речь только и единственно о судьбе земли, которая находится под этими строениями и с которой у "Ригас уденс" нет никакой прямой связи. Как раз наоборот, больше за эту землю отвечают должностные лица Рижской думы и в первую очередь господа Крастыньш и Америкс, чья политическая и служебная ответственность тоже под большим знаком вопроса. (...) Например, было бы абсурдным допустить ситуацию, когда Эдмунда Крастыньша и Андриса Америкса наказали бы за недостаточно высокий напор воды на верхних этажах зданий. Но точно также было бы абсурдно наказывать руководство "Ригас уденс" за допущенные руководителями варианты приватизации, которые относятся к земле, вовсе не находящейся под надзором и ответственностью "Ригас уденс"". В общем, ситуация чем-то напоминает ту, при которой вора определяют по силе крика: "Держите вора!" Между тем в Латвии происходят афёры и помельче, но не менее оригинальные. Портал Delfi 21 ноября сообщает, что Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проверяя рыбные консервы "Скумбрия в масле" производства АО Korall Plus, констатировала, что в действительности консервные банки содержат сардинки и кильки. Как выяснила ПВС, в торговлю попало 72 000 коробок таких консервов. В том числе "Скумбрия в масле", "Скумбрия в своём соку с маслом" и "Скумбрия в томатном соусе", значительная часть которых уже реализованы в торговой сети Латвии. При проверке непосредственно на АО Korall Plus ПВС констатировала ещё ряд несоответствий. Так, изучая документацию предприятия, выяснилось, что в 2006 году оно не приобретало скумбрию, хотя на изготовленных консервных банках были указаны различные её виды. По устному признанию собственника АО Леона Столса, вместо скумбрии использовалась сардинка, так как это дешевле. По информации Delfi, об этом случае проинформированы Государственная полиция и Служба государственных доходов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.