В пятницу, 24 ноября Государственная дума РФ приняла в четвертом, окончательном чтении приняла госбюджет на 2007 год. Об основных отличиях бюджета-2007 от бюджета текущего года с корреспондентом ИА REGNUM беседует экономист инвестиционного фонда "ФИНАМ" Ольга Беленькая.

ИА REGNUM: В чем основные отличия бюджета-2007 от бюджета текущего года?

В структуре расходов бюджета-2007 первоначально планировалось резкое увеличение затрат на общегосударственные вопросы, т.е. госаппарат (на 27,9% по сравнению с 2006 г.). Их доля в общем объеме должна была увеличиться с 14,8% до 15%. В ходе работы над бюджетом финансирование этой статьи расходов несколько сократили - с 821 до 808 млрд. руб. Таким образом, эта статья расходов увеличится почти на 26% по сравнению с прошлым годом и сохранит свою прежнюю долю в общей структуре расходов. Другие крупнейшие статьи расходов - национальная оборона (доля в расходах снизилась с 15,2% до 15%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (доля сократилась с 12,5% до 12,2%), национальная экономика (доля в расходах увеличилась с 8% до 9,5%). По сравнению с первым чтением незначительно увеличились расходы на национальную экономику, оборону и ЖКХ - первоначально планировалось снижение расходов на ЖКХ даже в абсолютном выражении по сравнению с 2006 г., сейчас же они остались на уровне прошлого года, что означает сокращение их относительной доли. Расходы на социальную политику предполагалось урезать с 217,2 млрд руб (5% расходов) до 210,9 млрд руб (3,9%), в конечном итоге расходы составят 215,6 млрд руб.

ИА REGNUM: По каким статьям, кроме содержания госаппарата, можно говорить о существенном росте расходов?

Особо можно выделить увеличение финансирования нацпроектов, умеренное увеличение инвестфонда. По сравнению с 2006 г. незначительно увеличилась доля расходов на образование, здравоохранение и спорт. По-прежнему примерно четверть доходов бюджета будет изыматься из экономики в стабфонд.

Кроме того, бюджет-007 примечателен удельным весом средств, вносимых государством в уставной капитал компаний или инвестируемых в акции. Напомню, что 30 млрд рублей выделяется в качестве взноса государства в уставный капитал компаний, создаваемых в результате реформирования РАО "ЕЭС России". Предполагается выделить 6 млрд рублей на поддержку гражданского авиастроения. Речь идет о приобретении дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Кроме того, правительство РФ вправе направить в 2007 году ассигнования в сумме 8 млрд рублей в качестве взноса РФ в уставный капитал ОАО "Росагролизинг" для приобретения техники по лизингу и 4,5 млрд рублей - в качестве взноса в уставный капитал ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

ИА REGNUM: Правительство много говорило об антиинфляционных инструментах в проекте бюджета. На ваш взгляд, насколько они в итоге получились эффективными?

По словам Алексея Кудрина, дефицит федерального бюджета без учета доходов от нефти и газа в 2006 году составит 5,2% ВВП, в 2007 году - 5,4% ВВП. Министр финансов считает, оптимальный объем доходов федерального бюджета от нефти и газа, который можно использовать на текущие расходы, должен быть не более 2,8% ВВП, а излишний рост госрасходов приводит к инфляции и опасному укреплению реального курса рубля. На наш взгляд, не стоит опасаться виртуального дефицита при реальном профиците в 6,5% ВВП в текущем году и 4,8% ВВП - в будущем. Не следует бояться направлять избыточные доходы от нефтяной конъюнктуры на инвестиции в инфраструктуру, слабое развитие которой сдерживает устойчивый рост экономики. Однако ограничивать следует быстрый рост текущих расходов, прежде всего, на госаппарат, которые и являются наиболее инфляционно опасными.