Председатель Адыгейского Республиканского движения "Черкесский конгресс" Мурат Берзегов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ситуацию, связанную с повторным обращением ряда черкесских (адыгских) организаций о призании геноцида черкесского народа к президенту России.

ИА REGNUM: Недавно вы обратились в Европарламент с просьбой признать геноцид черкесского народа во время Кавказской войны в XIX веке, назвав это логичным шагом после отрицательного ответа со стороны Государственной Думы России. Теперь вы направили аналогичное обращение президенту России, второе по счету. Чем был продиктован этот шаг?

После обращения в Европарламент в нашу организацию стали поступать звонки от корреспондентов и аналитиков российских печатных изданий. Они фактически упрекали черкесские национальные движения, подписавшиеся под обращением, в том, что мы якобы "вынесли сор из избы". По их мнению, решить черкесский вопрос можно было внутри России, а мы не были достаточно настойчивы и поторопились вынести его на международный уровень. Напомню, что в июле 2005-го года мы обратились в Госдуму России с просьбой о признании геноцида черкесского народа. Спустя полгода депутаты Госдумы дали отрицательный ответ. Аналогичное обращение было направлено президенту России, ответа на него не последовало вовсе. Таким образом, обращение в Европарламент вполне логично. Но мы не теряем надежды, что черкесский вопрос будет решен положительно в России, и потому в очередной раз обратились к главе Российского государства.

ИА REGNUM: Если Российское государство признает геноцид черкесского народа, каковы будут последствия?

Признание факта геноцида имеет несколько юридических последствий. Главное из них - воссоединение черкесского этноса на исторической земле. Россия обеспечивает беспрепятственное возвращение потомков мухаджиров на родину и их обустройство. Разве цена этого вопроса для России выше, чем та, которую заплатили черкесы за годы своего сопротивления? После Кавказской войны на исторической земле осталось не более 8% некогда могущественного этноса, более 3 млн адыгов сегодня рассеяны по всему миру. Наше обращение о признании геноцида основано исключительно на архивных документах и зафиксированных в них исторических фактах. Наши действия в этом направлении не противоречат ни российскому, ни международному законодательству, напротив, основаны на закрепленных в них нормах.

ИА REGNUM: Если Россия еще раз откажет или не ответит вам, каковы будут дальнейшие действия "Черкесского конгресса"?

Могу уверенно и однозначно заявить, что процесс признания геноцида уже необратим. Если черкесский вопрос не будет положительно решен в России, значит, мы будем предпринимать дальнейшие последовательные шаги по примеру народов, прошедших этим путем. А именно, привлечем к нашей проблеме внимание мирового сообщества. Убежден, что решение черкесского вопроса обоюдно выгодно как для черкесов, так и для России. Признание Россией геноцида нашего народа со всеми вытекающими последствиями будет красноречиво свидетельствовать в пользу того, что провозглашенный страной демократический курс развития имеет место в действительности.