В рамках программы по обеспечению безопасности движения на локомотивах Южно-Уральской железной дороги устанавливаются специальные системы, контролирующие движение поездов и действия машинистов.

На пассажирских электровозах челябинского локомотивного депо установлено 10 систем контроля уровня бодрствования машинистов,. Она осуществляет непрерывный контроль уровня активности машиниста при всех огнях локомотивного светофора. Это происходит по средствам оценки параметров электрического сопротивления кожи. На руку машиниста надевается датчик, похожий на часы. При снижении бодрствования медленная тоническая составляющая увеличивается, а специфические колебания быстрой физической составляющей затухают. При срабатывании системы раздается свисток. Машинист в течение нескольких секунд должен подтвердить свое бодрое состояниесообщает центр общественных связей ЮУЖД. Если по каким-то причинам это не происходит, поезд будет остановлен системой перед светофором с запрещающим сигналом.

Предупредить о приближении к местам, требующим повышенного внимания, предотвратить самопроизвольное движение поезда в сторону, остановить поезд - таково назначение системы автоматического управления тормозами различных модификаций. На локомотивах Южно-Уральской магистрали было установлено более 480 подобных систем.

Последним словом техники в сфере обеспечения безопасности движения стали автомашинист электротяги и комплекс локомотивных устройств безопасности. Бортовая унифицированная микропроцессорная система автоведения или попросту - автомашинист - контролирует большую часть параметров движения, максимально обеспечивая безопасность движения. При этом обеспечивается активизация деятельности машиниста благодаря речевым сообщениям о приближающихся путевых объектах и сигналах светофора. Таким оборудованием оснащено 46 пассажирских электропоездов Челябинского отделения ЮУЖД. А с помощью комплекса локомотивных устройств безопасности (КЛУБ) теперь можно контролировать до 36 параметров. Это показания светофоров, скорость движения и торможения, контроль следования по станционным путям и на перегоне и прочие. Автоматическая локомотивная сигнализация, которая была установлена ранее, фиксировала только 7. КЛУБ оснащен модулем радиоканала, который позволит в экстремальных случаях остановить локомотив по команде поездного диспетчера.

Одно из самых главных достоинств этой аппаратуры - кассета регистрации всех параметров движения с высокой степенью защищенности. Теперь и поезда оснащены так называемыми "черными ящиками". В локомотивных депо Челябинск и Карталы новый комплекс локомотивных устройств безопасности установлен на 30 пассажирских электровозах.