Совместный доклад Международной Федерации прав человека и Правозащитного центра "Мемориал", озаглавленный "Пытки в Чечне: "стабилизация" кошмара", был представлен общественности 22 ноября одновременно в Москве и в Париже. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, данный доклад был подготовлен в рамках проходящего в эти дни обсуждения Комитетом ООН против пыток четвертого периодического Государственного доклада Российской Федерации по выполнению Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Как сообщил председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, данный доклад посвящен исследованию вопроса о развитии ситуации в Чечне в аспекте пыток и жестокого обращения за последние годы. Доклад, отметил Орлов, основан на фактах, достоверность которых подтверждена тем, что в значительной степени они были вскрыты в ходе судебных заседаний, а также обнародованы Комитетом по безопасности, правопорядку и работе с силовыми структурами Совета Республики парламента Чеченской Республики. "Мы говорим и о зверствах боевиков, но как граждане России мы считаем своим долгом говорить прежде всего о действиях государственных структур, о тех, кто действует от нашего лица", - подчеркнул Олег Орлов.

Главным выводом доклада, по его словам является то, что за годы "чеченизации" конфликта в Чечне, право на незаконное насилие также перешло от представителей федеральных сил к чеченским вооруженным формированиям. Последние, по его оценке, несмотря на обретенный формальный статус по-прежнему сохраняют многие черты, присущие скорее бандам, чем государственным силовым структурам, и, в частности, широко применяют в своей деятельности незаконное насилие, в частности, прибегают в своей деятельности к похищениям людей и помещению их в незаконные тайные места принудительного содержания, запугиванию населения, пыткам и бессудным казням.

"Ситуация в Чеченской Республике не ухудшилась, и не улучшилась; она изменилась, стала другой", - отметил Орлов. С одной стороны, происходит постепенное уменьшение количества похищений, с другой - растет латентность таких преступлений, так как чеченские силовики вызывают у населения зачастую больший страх, чем "федералы", поэтому большинство потерпевших не готовы рассказывать о произошедшем даже правозащитникам, а в официальные органы обращаются с жалобами лишь около 30% из них. Процент похищенных боевиками в настоящее время снизился практически до нуля, сообщил он; подавляющая доля похищений приходится именно на незаконные задержания представителями чеченских силовых структур и значительно меньшая часть - на проявления криминала. При этом, если в годы, когда похищениями занимались федеральные военнослужащие, бесследно исчезали 80% похищенных, сейчас таких стало меньше половины; остальные рано или поздно обнаруживаются в виде задержанных в той или иной чеченской силовой структуре, причем в этот момент они обычно уже доведены избиениями, пытками и издевательствами до готовности взять на себя любую вину и оговорить тех, на кого им укажут, констатировал Орлов. "Людоед стал немного меньше есть людей, но говорить о победе правопорядка в Чеченской Республике, мягко говоря, совсем не приходится", - резюмировал он.

В докладе также затрагивается вопрос о роли пыток при фальсификации уголовных дел и высказываются рекомендации, главная из которых - президенту и правительству России необходимо принять меры для изменения господствующего в настоящее время в Чечне климата безнаказанности за преступления против гражданского населения. Также подчеркивается важность обеспечения абсолютного соблюдения принципа неприемлемости доказательств, полученных под пытками и в целом возвращения мероприятий по борьбе с терроризмом в Чечне в рамки международных стандартов в области прав человека и гуманитарного законодательства.

"Нельзя списать происходящее там на "дикость горцев", - подчеркнул член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. По его мнению, ситуация в республике небезнадежна; соблюдение законов, деятельность правозащитников и адвокатов в ряде случаев может приблизить происходящее к норме цивилизованного следствия и суда, но для радикального изменения ситуации в целом необходима политическая воля руководства России, которое, как полагает правозащитник, само заинтересовано в том, чтобы в Чечне была восстановлена законность во избежание расползания беззаконных методов действий силовиков за пределы кризисного региона.