Интервью менеджера проектов программы реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта Райана Гриста (ОБСЕ) ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Грист, каковы предпосылки создания программы экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта?

В конце 2004 года, вслед за боевыми действиями, которые возобновились в зоне грузино-осетинского конфликта, стороны конфликта неоднократно подчеркивали важность экономической реабилитации края для успешного процесса мирного урегулирования. 5 ноября 2005 года в Сочи прошла встреча ныне покойного премьер-министра Грузии Зураба Жвания и лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты, на которой также было отмечено, что осуществление экономических программ в зоне конфликта придаст импульс процессу переговоров. На рассмотрение СКК (Смешанной контрольной комиссии - ред.) были представлены конкретные экономические проекты, которые в дальнейшем будут переданы на обсуждение в ОБСЕ и Еврокомиссию. На встрече в Москве 22-23 июня 2005 года СКК одобрила предложение Миссии ОБСЕ запустить проект оценки потребностей и нужд населения зоны грузино-осетинского конфликта. Зимой 2005-2006 гг. миссия начала работу. Были определены реальные проектные предложения в сферах реабилитации инфраструктуры и экономического развития. Международные эксперты работали вместе с грузинскими и осетинскими техническими специалистами. Представители сторон вместе с посредниками (Россия и Северная Осетия), а также доноры (USAID, Еврокомиссия, бельгийское, датское, французское правительства) совместно контролировали деятельность экспертов.

27-29 марта 2006 г. на 48-ой встрече СКК во Владикавказе сопредседатели СКК уполномочили Организационный комитет разработать пакет согласованных проектных предложений стоимостью 10 млн. евро. Сопредседатели согласились с тем, что отбор должен производиться по следующим критериям: проекты должны быть согласованы между сторонами, способствовать налаживанию доверия среди населения, повышать возможности местных жителей, поддерживать инфраструктуру и развивать предпринимательство в соответствии с законодательством и рыночной экономикой. 14-15 апреля 2006 г. состоялось заседание Организационного комитета в Ереване, где был согласован предварительный пакет предложений стоимостью 10 млн. евро. 11-13 мая в Цхинвали сопредседатели СКК одобрили данный пакет предложений. В ходе донорской конференции в Брюсселе страны-участницы ОБСЕ и Еврокомиссия обязались выделить 7,8 млн. евро на реализацию согласованных проектов. Мы считаем, что реализация программы будет способствовать урегулированию конфликта, а также улучшению условий жизни населения региона. А это, по нашим подсчетам, 70 тыс. человек.

ИА REGNUM: Решение каких задач предусматривает реализация программы экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта?

Программа состоит как бы из двух компонентов - восстановление социальной и экономической инфраструктур в регионе. В программу включены проекты по улучшению водоснабжения и водоочистных сооружений, обновления резервуара для воды в Цхинвали. В области энергетики предусматривается ремонт линий электропередачи и распределительной сети, а также предоставление маслоочистительных сооружений для десяти электрических трансформаторов. Планируется расширение сети газоснабжения таким образом, что в нее будут включены все районы Цхинвали, которые на данный момент не обслуживаются, а также грузинские села, расположенные к северу от Цхинвали. В программу включены также вопросы восстановления дорог - это не только ремонт Транскавказской магистрали, но также автодорог и улиц столицы Южной Осетии. В области экономического развития программой предусмотрено развитие сельского хозяйства - улучшение оросительной системы, создание двух плодопитомников для фруктовых деревьев, а также двух ферм. Кроме того, мы надеемся развить услуги в сфере транзита товаров и людей через Транскам, банковские услуги. Предусмотрено создание центра экономического развития с целью увеличения возможностей малых и средних предприятий, а также обеспечение доступности микрокредитования и малых грантов. В рамках программы также подлежат восстановлению 12 школ и приют, предусматривается ремонт одной больницы и строительство одной новой больницы, а также строительство двух новых сельских клиник.

ИА REGNUM: Известно, что в зоне конфликта существует определенная степень риска. В этом контексте как Вы рассматриваете возможность реализации программы?

Для реализации всех вышеназванных проектов необходимо, чтобы стороны - Грузия и Южная Осетия - обеспечили полную безопасность и надежную обстановку для сотрудников - экспертов, представителей компаний. Успешное завершение проекта оценки потребностей в начале 2006 года позволяет надеяться на то, что реализация программы не столкнется с какими-либо препятствиями. Если же, не дай Бог, стороны перейдут к открытому противостоянию, реализация проектов, естественно, будет на время отложена.

ИА REGNUM: В ближайшее время в Цхинвали ожидается проведение бизнес-тренингов. Преследует ли какую-либо другую цель, кроме поддержки малого и среднего предпринимательства, данная программа?

Вы знаете, к нам уже обращаются люди, которых, без преувеличения, можно назвать мастерами своего дела, народными умельцами. Среди осетин и грузин есть много талантливых мастеров по резьбе по дереву, изготовлению различных изделий ручной работы. Однако, нынешние условия, в которых люди оказались, не позволяют им реализовать свой природный дар. Почему бы не объединить их, не создать, скажем, группу народных умельцев по резьбе по дереву, не открыть сайт в Интернете под названием "Осетинская мебель ручной работы"? Помимо привития навыков предпринимательства, очень хочется, чтобы продукция пользовалась спросом. А так как качественная продукция везде пользуется спросом, то я уверен в том, что в Южной Осетии будут успешно функционировать малый и средний бизнес - с выходом за рубеж.

ИА REGNUM: Вы говорили, что к реализации проектов по развитию инфраструктуры и экономики будут привлечены международные эксперты. Какое число экспертов ожидается задействовать в программе экономической реабилитации? На какой срок рассчитана реализация программы?

Вы знаете, назвать сегодня определенное число людей, которые будут работать над реализацией программы, трудно. Проектов много, и все они различной направленности. К примеру, Бельгия, Швейцария, Великобритания и Нидерланды сочли приоритетным заняться проектами по улучшению снабжения края питьевой водой. Итальянцы решили заняться реабилитацией средней школы в поселке Квайса (Джавский район - ред.). Швеция вкладывает средства в развитие сельского хозяйства, а США - в развитие малого и среднего предпринимательства. Скажем, только на реконструкцию Республиканской больницы в Цхинвали может быть выделено порядка 1,5 млн. евро. Что же касается сроков, то реализация программы рассчитана на 2 года.