Сегодня, 22 ноября, прокуратура Хакасии может создать небывалый прецедент в системе Рунета, сообщили ИА REGNUM в ассоциации "АГОРА". Мировой судья Советского района Абакана ведет слушание административного дела об отсутствии регистрации как средства массовой информации Интернет-сайта "Новый фокус" (www.khakassia.info).

Напомним, что 14 ноября в отношении лауреата премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" журналиста и главного редактора сайта Михаила Афанасьева милиционерами по поручению следователя прокуратуры г. Абакана был составлен протокол об административном правонарушении. По мнению прокуратуры, правонарушение журналиста заключается в изготовлении и распространении продукции незарегистрированного средства массовой информации. Прокуратура считает, что выпускаемый Михаилом в интернете "Новый фокус" - "является, в соответствии с законом, формой периодического распространения массовой информации". При этом "Новый фокус" является незарегистрированным как СМИ общественно-политическим журналом. Это влечет наложение административного штрафа от 10 по 15 МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения, то есть в данном случае сайта.

По результатам сегодняшнего заседания все сайты, которые более или менее регулярно публикуют хоть какую-то информацию, как в Хакасии, так и по всей России, могут столкнуться с аналогичной угрозой, считают правозащитники. Любой сотрудник милиции может составить в отношении обладателя сайта протокол об административном правонарушении с последующим рассмотрением дела мировым судьей. Хотя в России и нет прецедентного права, тем не менее, к судам предъявляется требование обеспечивать единство судебной практики, то есть одинаковое толкование закона. На основании такого подхода правоохранительных органов могут быть закрыты ведущие русскоязычные блоги, отраслевые порталы, которые, как правило, не имеют регистрации в качестве СМИ, любые инициативы энтузиастов.

Справка Ассоциации "АГОРА": Ст. 13.21 КоАП РФ "Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации" предусматривает ответственность не только за несоблюдение обязательной регистрации, но и за отсутствие перерегистрации в установленных случаях СМИ. Однако действующее российское законодательство не рассматривает распространение какого-либо издания в сети Интернет как средство массовой информации, в том числе и различные Интернет-сайты нельзя отнести к средствам массовой информации.

Данная позиция российского законодательства неоднократно была закреплена в различных судебных решениях, в том числе и высших судебных органах страны. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. N КГ-А41/3503-03 по иску ЗАО "Тройка Сталь" к ООО "Мегасофт" было установлено, что "Суд апелляционной инстанции подтвердил вывод суда первой инстанции о том, что сайт ответчика не отвечает признакам средства массовой информации..", а также "Действительно, в силу положений ФЗ "О средствах массовой информации" ответчика как юридическое лицо и принадлежащий ему Интернет сайт - www.metaltorg.ru - нельзя отнести к средствам массовой информации, в частности, в связи с тем, что ст.8 указанного закона предусматривает условие о необходимости регистрации средства массовой информации, а форма свидетельства о регистрации средства массовой информации утверждена приказом Министерства по делам печати, телевидения и радиовещания Российской Федерации N 34 от 27.02.2002 г.".

Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". "Судам следует иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации". Таким образом, анализируя вышеуказанное Постановление Пленума ВС РФ, можно сделать вывод о том, что если информационный ресурс в сети Интернет не зарегистрирован, то соответственно, невозможно применение норм о СМИ, в том числе и вышеуказанную ст. 13.21 КоАП РФ, на основании которой и был составлен протокол об административном правонарушении.