Эксплуатацию жилых и общественных зданий государство не контролирует: участники слушаний по безопасности объектов капитального строительства в Госдуме

Москва, 22 ноября 2006, 00:44 — REGNUM  За 2005-2006 гг. в России произошло обрушение 37 объектов капитального строительства, в основном жилых и общественных зданий, среди которых: Трансвааль-парк, Басманный рынок, мост в Екатеринбурге, навес над открытым катком в Ленинградской области, крыша торгового центра в Ярославле, набережная в Вологде. Основная причина участившихся случаев обрушений - нарушение правил безопасной эксплуатации объектов, заявил начальник управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Владимир Котельников, выступая 21 ноября на парламентских слушаниях в Госдуме, сообщает ИА REGNUM. По его словам, залогом безопасности должно быть соблюдение требований к строительству сооружений и их эксплуатации.

Участники слушаний отмечают, что в настоящее время требования к эксплуатации зданий, строений и сооружений устанавливаются рядом федеральных законов, однако они не затрагивают наиболее массовую категорию - жилые и общественные здания. До 2010 г., когда должны быть приняты технические регламенты, в отношении вопросов безопасности при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства действуют различные ГОСТы и СНиПы, в которых, однако, не всегда можно выделить нормы, связанные с безопасностью, что способствует возникновению конфликтов между органами государственного строительного надзора и строительными организациями. Кроме того, 14 важнейших СНиПов, касающихся эксплуатации жилых многоквартирных зданий, метрополитена, до сих пор не зарегистрированы Минюстом и поэтому не являются документами, несущими правовые последствия. Также обращается внимание на то, что по закону "О техническом регулировании" органы государственного строительного надзора не могут осуществлять контроль (надзор) за выполнением требований безопасности в строительной отрасли на стадиях проведения изыскательных работ, проектирования, строительства, а обладают таким правом только на этапе эксплуатации завершенного здания или сооружения.

В рекомендациях, принятых на слушаниях, предлагается разделить требования к строительству и эксплуатации между нормативными документами (техническими регламентами, ГОСТами, СНиПами и другими), которые бы устанавливали технические требования к безопасности, и законодательными нормами. Председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум и Владимир Котельников заявили о необходимости дополнить Градостроительный кодекс новой главой о требованиях, предъявляемых к эксплуатации зданий и сооружений в части поддержания их устойчивости, надежности и долговечности; основные параметры эксплуатации объекта должны определяться проектной документацией.

Государство не контролирует эксплуатацию жилищного фонда, хотя такое требование, независимо от формы собственности помещения, предусмотрено Жилищным кодексом. Как отмечают участники слушаний, до сих пор не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

"На сегодняшний день не принят ни один технический регламент в области строительства", - подчеркнула директор Департамента по техническому регулированию и метрологии Минпромэнерго Марина Глазатова. По ее словам, есть немало регионов, в которых принятые по этой проблеме законодательные нормы нелегитимны. Право принимать их у субъектов РФ есть, заметила она, нужно только найти их место в общей правовой иерархии. По ее словам, в министерстве есть планы объединить все нормы и регламенты в единый документ под условным названием "Строительный кодекс".

Заместитель председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Александр Хинштейн (фракция "Единая Россия"), говоря об обрушении Басманного рынка, заметил, что кроме его директора, никто из чиновников ответственности не понес. "Чиновников не увольняют, не наказывают", - подчеркнул он. По его словам, гостиница "Москва" строится без разрешительной документации, и "Ростехнадзор там не появляется". Строящийся на станции метро Киевская в Москве торгово-развлекательный комплекс "Европейский", утверждает депутат, также не имеет необходимых документов. При этом Федеральная служба безопасности предупреждала, что строительство может привести к техногенным авариям в метро, Генеральная прокуратура направила предписание в Ростехнадзор о приостановлении строительства, но строительство продолжается. "Это уже привело к деформации свода станции метро Киевская", - сказал Хинштейн.

Парламентарий назвал две проблемы, характерные для строительной отрасли: не соблюдение норм безопасности при строительстве и отсутствие должного контроля со стороны государства. "Ростехнадзор должен выполнять функции семейного доктора, а по факту превратился в патологоанатома", - заявил он.

Напомним, что в Госдуме ко второму чтению подготовлены поправки в Градостроительный кодекс, согласно которым с 1 января 2007 г. вместо десятка различного вида экспертиз (санитарно-эпидемиологической, экспертизы пожарной безопасности, государственной экологической экспертизы) проектной документации на жилищное строительство, единого государственного строительного надзора и иных видов государственного надзора при строительстве вводится единая государственная экспертиза, которую будет проводить уполномоченный орган федеральный власти. Единая госэкспертиза будет распространяться также на проектную документацию автодорог федерального значения, гидротехнических сооружений первого и второго класса и некоторых других объектов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.