Специфика документов, связанных с системой национальной безопасности каждого из признанных международным сообществом закавказских государств, заключается в том, что все они разрабатываются в условиях, когда новая политическая карта обозначенного региона - ввиду наличия ряда неразрешенных конфликтов - еще находится на стадии становления. Данная особенность формирует объективные предпосылки для рассмотрения очерчиваемых сегодня перспективных контуров в качестве "переходных стратегий". Вместе с тем, нельзя не отметить, что внутрирегиональные конфликты, наличие коих и позволяет нам судить о подобных разработках, именно как о "переходных", представляются в качестве своеобразной - ожидающей своей скорой реконструкции - надстройки; базовыми следует считать вполне конкретные тезисы и определения, которые действительно ориентированы уже на более долгосрочную перспективу.

Именно этим фактором и обуславливается схожесть разрабатываемых в настоящее время документов, о содержании и акцентуации которых мы можем судить по ряду обнародованных докладов и отдельных заявлений компетентных чинов. Сопоставление соответствующих документов дает основание говорить, что за исключением весьма существенных глав, касающихся непосредственно конфликтов (карабахского, абхазского, юго-осетинского) и соответствующих подходов каждого из закавказских государств к путям их урегулирования, позиции Еревана, Тбилиси и Баку во многом схожи. В первую очередь, это объясняется тем, что все они формируются, в том числе в рамках партнерства с НАТО, что проявляется также и в сходствах названий этих документов.

В частности, в рамках Плана действий индивидуального партнерства (IPAP) с блоком НАТО в Грузии в 2004-05 гг. были разработаны Концепция национальной безопасности и национальная оборонная стратегия. В концепции национальной безопасности 6 глав, в которых речь идет о фундаментальных национальных ценностях, национальных интересах, угрозах, рисках и вызовах, основных направлениях внутренней и внешней политики. Среди угроз называются:

- посягательство на территориальную целостность;

- расширение конфликтов в соседних странах;

- военная интервенция;

- международный терроризм;

- контрабанда;

- коррупция;

- социальные и энергетические вызовы.

В главе об основных направлениях внешней политики в документе выражается стремление Грузии к евроатлантической интеграции. США, а также Украина, Турция и ЕС названы стратегическими партнерами республики.

В части IPAP, касающейся МО Азербайджана, предполагается разработка Военной доктрины и связанных с ней документов, приведение в соответствие с НАТО-вскими стандартами системы военного обучения, подготовка специалистов и документов, связанных с планированием прозрачного бюджета, подготовка одной единицы мобильной воинской части, расширения Учебного центра ВС "Партнерство во имя мира", модернизация кораблей ВМС, усовершенствование в соответствии со стандартами НАТО одного военного аэродрома и иные мероприятия. После визита в конце сентября 2006г. в Баку заместителя командующего Европейским командованием ВС США Уильяма Уорда появился ряд конкретных сведений о планах по реформированию ВС Азербайджанской Республики. Отмечаются следующие основные направления:

- проведение структурной перестройки в ВС, МО и Генеральном штабе;

- создание современной системы управления, соответствующей стандартам НАТО;

- принятие Военной доктрины и Концепции национальной безопасности; - изменение и приведение в соответствие с современными стандартами военного законодательства и уставов;

- замена военной техники и вооружения советского образца и оснащение ВС вооружением по стандартам НАТО;

- реализация в Азербайджане программы, аналогичной реализованной в Грузии программе "Обучи и оснасти".

Следует отметить, по сравнению с другими странами региона процесс разработки Стратегии национальной безопасности, равно как и ее методологии в Армении отличается большей открытостью.

В период существования независимой государственности официальный Ереван неоднократно выступал с определенными приоритетными установками, однако соответствующий политический документ властями Армении принят так и не был. Весной 2005 года был представлен и утвержден план индивидуального партнерства Армении с НАТО, в котором первым пунктом значится положение о совместной с альянсом разработке Стратегии национальной безопасности и военной доктрины. Именно этот план и обещает стать основой программы реформирования ВС Республики Армения до 2015 года. Сам проект доктрины в окончательном виде будет представлен в 2007 году: в нем найдут отражение важнейшие по сути военно-идеологические положения, сформированные в сотрудничестве и при участии НАТО и определяющие векторы долгосрочного развития Армении.

"К 2015 году в Армении будет создана полноценная система военного планирования и бюджетной политики, - заявил в марте 2006 года в Ереване на семинаре в рамках программы Starlink заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян. По его словам, для осуществления программы реформирования и рационализации бюджетной системы и планирования оборонной сферы Армения планирует в 2006-2007 годах осуществить подготовку кадров как в рамках сотрудничества Армения - НАТО, так и взаимодействуя с различными членами Альянса. По его словам, программа включает изучение различных систем планирования и формирования бюджетов, пересмотр и перераспределение оборонного бюджета при его сохранении на уровне 3% от ВВП.

"Участие Армении в Плане индивидуального партнерства с НАТО (IPAP) станет базой для стратегического сотрудничества с альянсом", - заявил летом прошлого года тогда еще глава комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел парламента Армении, заместитель председателя партии "Оринац еркир", входящей на тот момент в коалицию власти, Мгер Шахгельдян.

Несколько ранее заместитель министра Армении Артур Агабекян представил нашедшие место в проекте документа основные реформы, которые планируется произвести в сфере обороны в рамках IPAP, а также механизмы сотрудничества с НАТО в направлении осуществления этих реформ. Среди них:

- периодические консультации с НАТО вокруг вопросов региональной безопасности;

- разработка стратегии безопасности;

- разработка военной доктрины;

- усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования;

- обеспечение взаимодействия с силами НАТО на оперативном уровне;

- усовершенствование сферы военного образования;

- внедрение в ВС системы автоматического управления;

- развитие системы связи и взаимодействия с НАТО;

- развитие оборонной науки;

- усовершенствование системы управления персоналом;

- активизация широкой общественности в вопросах обороны;

- усовершенствование механизмов демократического контроля;

- информирование общественности;

- межведомственное совмещение сфер, имеющих отношение к обороне и борьбе с терроризмом;

- усовершенствование правового поля и решение экологических задач.

Замминистра также заявил, что стержнем реформ станет разработка Стратегии безопасности, ее дальнейшее обсуждение среди общественности и представление на рассмотрение парламента созыва 2007 года.

"Если стратегия будет одобрена Национальным Собранием, то она станет основой создания военной доктрины страны", - заявил Артур Агабекян. Он также подчеркнул, что программа IPAP позволяет реформировать систему обороны поэтапно и в условиях неурегулированных конфликтов. По словам Агабекяна, реформы, которые будут осуществлены в рамках IPAP, позволят к 2015 году создать адекватную вызовам XXI века армию, способную противостоять новым вызовам, полностью обеспечивать безопасность государства и участвовать в разрешении региональных и внерегиональных конфликтов. Агабекян также отметил, что реформы будут осуществляться с учетом четырех основных принципов - "реалистичность, поэтапность, гибкость и глубокий анализ, демократия" и проходить в контексте общего реформирования государственной системы.

Отметим, что 9 - 10 июня 2005 года секретарь Совета национальной безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян в Брюсселе, встретился с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером и от имени президента Армении Роберта Кочаряна передал ему "Документ представления" Программы индивидуального партнерства (IPAP).

(Относительно последнего пункта обнародованного генералом Артуром Агабекяном перечня реформ - " решение экологических задач" - следует обратить внимание на то, что именно он и стал формальным поводом для открытия представительства НАТО в Армении; несмотря на известное заявление заместителя министра иностранных дел Армении Армена Байбуртяна о том, что "открытия представительства НАТО в Армении не предусмотрено", оно тем не менее было открыто в целях "выявления радиационной, химической и биологической обстановки в Ереване". Комментируя в январе 2006 года это событие (вопрос корреспондента российской газеты "Новые Известия" звучал следующим образом - Как объяснить, что в Ереване открылось представительство НАТО?) посол Армении в России Армен Смабтян отметил: - "По моему глубокому убеждению, многовекторная внешняя политика Армении или политика взаимодополняемости, нацеленная на обеспечение своих национальных интересов, реализуется с учетом недопущения противопоставления интересов своих партнеров").

"Мы смогли подготовить политический документ, который позволит обеспечить стабильное развитие нашего государства и его безопасность. Для Армении важно, чтобы этот документ охватывал всю систему национальной безопасности ". Об этом заявил, Секретарь совета безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян в ходе обсуждения Концепции стратегии Национальной безопасности Армении 10 ноября 2006 года на заседании совета Ереванского государственного университета. Для разработки Стратегии была создана межведомственная комиссия и проведено 7 заседаний. "При подготовке документа были проведены соответствующие консультации со специалистами США, НАТО, России, которые дали по итогам обсуждений положительное заключение. Серж Саркисян отметил также, что Концепция будет обсуждена 17 ноября на расширенном заседании Национальной Академии Наук Армении, а 27 числа документ будет представлен в Национальном Собрании".

После обсуждений документ пройдет необходимую доработку, будут учтены все замечания и предложения, а затем поступит на рассмотрение президента Армении. Стратегия нацбезопасности будет также представлена правительству на обсуждение и утверждение.

Вместе с тем аналитики говорят о том, что направленность данного документа весьма схожа с подобными документами, разрабатываемыми в Грузии и Азербайджане, и это является следствием того, что инициатор данного процесса - США и НАТО - рассматривают регион как единое целое.

Отметим, что еще на Стамбульском саммите НАТО в 2004г. регион Южного Кавказа был включен в число приоритетных для Североатлантического альянса зон. Основу сотрудничества НАТО с государствами региона составляют Программы индивидуального партнерства (IPAP) c альянсом. Отметим, что именно в 2004 году решением премьер-министра Армении была создана межведомственная комиссия с целью координации процесса реализации плана действий индивидуального партнерства с НАТО.

Программа индивидуального партнерства Грузии была принята в 2003 г., Азербайджана - в мае 2005 г.

6 октября2005 года в Ереване начал свою работу 3-дневный семинар "Безопасность на Южном Кавказе". Мероприятие проводилось в рамках программы Rose-Roth Парламентской Ассамблеи НАТО совместно с Национальным Собранием Армении.

В работе конференции приняли участие представители парламентов стран - членов НАТО, партнерских организаций, ряда международных организаций и государственных структур Армении. В ходе 3 дневной работы участники семинара обсудили следующие темы: "Нагорно-Карабахский конфликт и роль международного сообщества в его урегулировании", "Армения и Южный Кавказ. Международная точка зрения", "Реформы в сфере обороны в регионе Южного Кавказа", "Армения. Внутренняя ситуация".

Выступая в ходе церемонии открытия семинара, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян представил точку зрения страна на сотрудничество с альянсом. По мнению министра, "НАТО может играть главную роль в обеспечении мира и безопасности в регионе". Назвав IPAP институционализацией диалога и сотрудничества Армении с НАТО, министр выделил основные пункты сотрудничества между Ереваном и альянсом, включающие:

- международную борьбу с терроризмом;

- контроль за вооружениями и нераспространение;

- безопасность границ;

- обеспечение оперативного взаимодействия с НАТО;

- участие в операциях альянса.

По словам министра, укрепление мер безопасности, наличие комплиментарного мышления привело к созданию в Армении многомерной системы безопасности, в рамках которой Армения сотрудничает и с США, и с ОДКБ, и с НАТО.

В этом отношении базовым следует считать доклад, зачитанный министром обороны, секретарем Совета национальной обороне при президенте Армении Сержем Саркисяном на состоявшемся 7 октября 2005 года 61-ом семинаре Rose-Roth "Безопасность на Южном Кавказе".

"Для того чтобы иметь систему стабильной безопасности, Армения активно вовлекается в разные системы безопасности. Армения сегодня осуществляет сотрудничество в рамках ОДКБ и НАТО, что способствует созданию возможностей взаимодействия вооруженных сил страны по различным международным военным стандартам. Поэтому гарантией обеспечения безопасности Армении являются как армяно-российский военный союз на двухсторонней основе и в рамках ОДКБ, так и развитие сотрудничества со структурами НАТО и с США. Путём сотрудничества с НАТО Армения осуществляет оборонные реформы в рамках Процесса планирования и пересмотра и Плана действий индивидуального партнерства. Стратегия реформ в рамках ОДКБ направлена на создание единых и эффективных систем ликвидации угроз безопасности".

Армения, присоединившись к Плану действий индивидуального партнёрства НАТО, в целом, подразумевает следующие основные реформы в сфере обороны:

- Разработка Стратегии национальной безопасности Хотя стратегия национальной безопасности будет разработана для переходного периода, она позволит заново утвердить оборонительный характер действий, направленных на обеспечение национальной безопасности, тем самым, способствуя созданию атмосферы взаимного доверия в регионе. В частности, ещё раз будет заявлено о том, что Армения выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта и непреклонна в осуществлении политики интеграции в европейские структуры. Республика Армения предусматривает до 2007 года разработать и представить широкой общественности Стратегию национальной безопасности.

- Разработка оборонной концепции

Армения приветствует инициативу НАТО по содействию разработке стратегических документов в странах Южного Кавказа. Оборонная концепция Армении, которая будет созвучна оборонным положениям, установленным стратегией национальной безопасности, будет широко распространена среди населения и будет утверждена в 2007 году. Она также будет представлена на обсуждение в Национальное Собрание, что обеспечит основу для краткосрочного и долгосрочного оборонно-военного планирования. Оборонная концепция Армении иллюстрирует роль и миссию вооруженных сил Армении и будет служить принципиальным документом для направления усилий по реформированию. Она обеспечит единое стратегическое направление для вооруженных сил и других правительственных чиновников, ответственных за национальную оборону. Широкое распространение оборонной Доктрины станет стимулом для общественной дискуссиии вокруг оборонных проблем и обеспечит содействие в удовлетворении военных нужд, указанных в документе. Оборонная стратегия будет иметь важное значение также для продвижения усилий по реформам и модернизации вооруженных сил Армении.

- Реформа оборонной системы и, в частности, процедур планирования и бюджетирования

Реформа в этой области даст возможность более эффективного использования оборонных ресурсов, способствуя установлению баланса между развитием экономики и оборонных расходов. Она также существенно увеличит прозрачность оборонного бюджета, что в условиях стабильной безопасности будет также способствовать укреплению взаимного доверия.

- Стратегический и оборонный пересмотр

Этот процесс даст возможность в соответствии с установленными стратегическими документами задачами предпринять разработку и осуществление программ по развитию и переустройству собственных вооруженных сил. Процесс, который планируется осуществлять в ходе всего периода оборонных реформ, продолжится также и после завершения реформ, став средством оценки и беспрерывной модернизации вооруженных сил.

- Пересмотр оборонного законодательства и администрирования

Путем этого пересмотра можно будет выяснить имеющиеся в оборонном законодательстве упущения и параллельно с реформированием произвести в законодательстве необходимые изменения. После конституционных реформ и утверждения Стратегии национальной безопасности также возникнет необходимость произвести изменения в существующем законодательстве ("Об обороне", "О мобилизации", "О воинской обязанности", "О прохождении воинской службы" и др.). Уже внесен ряд изменений в существующее оборонное законодательство Республики Армения. В частности, в октябре 2000 года были внесены изменения в Закон "О воинской обязанности", 3 июля был принят Закон "О прохождении воинской службы", 17 декабря 2003 года был принят, а 29 июля пересмотрен и изменен Закон "Об альтернативной воинской службе".

- Внедрение гражданского элемента в систему вооруженных сил Армении

Осуществление вышеупомянутых реформ само собой приведет к необходимости включения гражданского элемента в систему вооруженных сил. Министерству обороны потребуются эксперты, владеющие проблемами процесса оборонной политики и способными осуществлять руководство в разных сферах национальной оборонной структуры. Гражданские специалисты могут иметь большой вклад в сферу разработки оборонной политики, законодательного взаимодействия, правовой консультации, управления ресурсами, а также в сфере общественных дел и закупок. Увеличение количества образованных, занятых вопросами разработки и планирования оборонной политики гражданских специалистов будет способствовать достижению целей в сфере национальной безопасности Армении.

"Находясь в точке пересечения интересов Востока и Запада, Европы и Азии, России и США, южнокавказский регион до сих пор под влиянием соперничества их интересов, - заявил в октябре прошлого года Серж Саркисян. - Упомянутые факторы создают дополнительные стимулы для различных международных систем безопасности в плане увеличения рычагов влияния на системы обороны и безопасности региональных государств. По этой причине сфера обеспечения безопасности и проходящие в странах нашего региона процессы имеют, пожалуй, первоочередное значение и максимально политизированы".

По словам министра в условиях военно-политической обстановки формируются многочисленные угрозы, которые касаются каждой из стран Южного Кавказа и имеют симметричную и асимметричную сущность.

В качестве симметричных угроз региональной безопасности министром обороны Армении рассматриваются:

- неурегулированные региональные конфликты и перспектива их разрешения военным путём;

- блокада региональных торгово-транспортных путей;

- неудовлетворительный процесс демократизации;

- непропорциональное развитие стран региона;

- небеспристрастный подход международного сообщества и внерегиональных сил к странам региона.

В качестве асимметричных угроз региональной безопасности определяются:

- международный терроризм и попытки развертывания в регионе деятельности международной террористской сети; - атмосфера нетерпимости и недоверия в регионе, сеяние межнациональной вражды, дезинформация.

"Здесь следует отметить ещё одно важное обстоятельство: симметричные и асимметричные угрозы взаимосвязаны и наличие одной из них может стать причиной возникновения других, - отметил Серж Саркисян. - Например, атмосфера нетерпимости и недоверия может быть легко использована со стороны международных террористических организаций с целью создания в очагах южнокавказских конфликтов благоприятной почвы для возобновления военных действий. Все эти угрозы носят всеобщий характер, и ни одна из трёх стран региона не может остаться в стороне от этого. Полная их ликвидация собственными силами, без содействия международного сообщества, без реформ военных структур и структур безопасности, невозможна. Именно на реализацию этой цели и, должны быть направлены реформы в сфере обороны на Южном Кавказе".

Для того чтобы иметь систему стабильной безопасности, Армения активно вовлекается в разные системы безопасности. Ереван сегодня осуществляет сотрудничество в рамках ОДКБ и НАТО, что способствует созданию возможностей взаимодействия вооруженных сил Армении по различным международным военным стандартам. "Поэтому гарантией обеспечения безопасности Армении являются как армяно-российский военный союз на двухсторонней основе и в рамках ОДКБ, так и развитие сотрудничества со структурами НАТО и с США", - отмечает Серж Саркисян.

Арис Казинян - эксперт Аналитического центра "Кавказ"