Обзор хабаровских СМИ за 13-17 ноября.

ГАИ завела "оборотней с билетами". Вместо острова раздора - остров дружбы? Заложники глобальных коммуникаций.

Проблема нарушений в сфере общественного транспорта - головная боль для ГАИ, поэтому многие и не удивляются, когда стражи дорог выдают оригинальные номера. Об одном из них в номере от 15 ноября рассказывает газета "Аргументы и факты-Хабаровск". В этот раз креатив от ГИБДД выглядит и вовсе свежо: на службу взяли "оборотней-пассажиров". Это в сто раз удобнее и результативнее, чем обычная проверка перевозчиков. Технология, как и все гениальное, проста. Во время проведения очередной кампании в проверяемый автобус под видом пассажира садится автоинспектор. Заняв, по возможности, сидячее место, он внимательно следит за действиями водителя и фиксирует нарушения. Обычно к концу маршрута накапливается несколько крамольных фактов: где-то рулевой неправильно остановился, где-то проехал перекресток на "глубокий желтый" или взял пассажиров сверх нормы. Претензии для удобства горожан, спешащих по своим делам, предъявляются перевозчику на конечной остановке. Там уже стоит экипаж ГАИ, которому "оборотень" и сдает шофера. То, что сотрудник милиции выявлял нарушения не представляясь, сути дела не меняет. Его рапорт служит основанием для составления порой нескольких протоколов. Такая политика позволяет держать в напряжении водителей автобусов постоянно, поскольку распознать проверяющего просто невозможно. А попутно выяснилась и любопытная деталь. По словам самих "оборотней", водители муниципальных машин нарушают ПДД почти так же часто, как и их коллеги-"коммерсанты". Сами автобусники поговаривают, что не грех бы такую тактику применять в отношении таксистов, а то и простых водителей. Мол, там нарушений при желании найти можно не меньше.

Правительство Хабаровского края планирует создать на приграничном Большом Уссурийском острове новый таможенно-пограничный переход и впоследствии на его базе - транспортно-логистический центр. О проекте, представленном краевыми властями на прошедшем в Пекине российско-китайском инвестиционном форуме, в номере от 14 ноября рассказывает газета "Коммерсант-Хабаровск". По словам губернатора, проект предполагает открытие нового таможенно-пограничного перехода, что позволит превратить "остров раздора в остров дружбы". Ишаев отметил, что документы по созданию нового погранперехода и развитию российско-китайского экономического сотрудничества на территории острова уже переданы в правительство РФ. Китайская сторона также проявила заинтересованность в реализации этого проекта, в частности, по утверждению хабаровского губернатора, член Политбюро КПК и "третье лицо в государстве" У Бан Го обещал политическую поддержку проекту. Издание напоминает, что в октябре 2004 года в соответствии с дополнительным соглашением о демаркации российско-китайской границы в восточной ее части, подписанным в Пекине президентом РФ, под юрисдикцию Китая перешли часть Большого Уссурийского и Тарабаровы острова. Передача территорий вызвала всплеск политической активности жителей региона, которых поддержали представители различных политических партий. Несмотря протест общественности и на попытки депутатов Госдумы от Хабаровского края добиться отмены утверждения документа в парламенте страны, в мае 2005 года соглашение было ратифицировано обеими палатами парламента. Как пояснил министр экономических отношений и внешних связей Хабаровского края Александр Левинталь, создание новой транспортной схемы предполагает строительство автомобильного моста на Большой Уссурийский с российской и китайской территорий соответственно. На строительство автомобильного моста на российской территории, по предварительным подсчетам, уйдет не менее 1 млрд руб. По словам министра, финансирование проекта будет осуществляться за счет различных источников: за счет средств федерального бюджета "в части обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов", строительство моста - на условиях государственно-частного партнерства. "По сути, речь идет о превращении Хабаровска в крупный транспортно-логистический центр", - заявил министр. К крупным, по мнению Левинталя, относятся центры с оборотом грузов объемом не менее 1 млн. тонн в год.

Телефонная станция небольшого таежного поселка Санболи, что в Солнечном районе края, сгорела от удара молнии. С тех пор, чтобы позвонить по делам в райцентр или вызвать бригаду "неотложки" с соседней железнодорожной станции Литовко, люди идут на почту, где установлен аппарат спутниковой связи. О том, как чудеса цивилизации разоряют жителей поселка лесозаготовителей, в номере от 15 ноября рассказывает газета "Амурский меридиан". "Звонишь во Владивосток, а ощущение такое, что разговариваешь с Марсом. Не слышно ничего. Я с сестрой говорю и не понимаю - ее это голос или нет", - возмущается продавец поселкового магазина Наталья Азарова. Счет за двухминутный разговор с Приморьем составил 125 рублей. Для Санболи, 80% населения которого перебивается случайными заработками, тарифы действительно космические. Минута спутниковой связи стоит 25 рублей, столько же придется заплатить, если соединение с абонентом не было установлено. Местные связисты только разводят руками. В таежной глубинке корни всех проблем лежат в отсутствии инфраструктуры. "Оборудование поселковой АТС восстановлению не подлежит. В краевую программу телефонизации до 2010 года мы не включены. Ждем, что нам хотя бы один таксофон на весь поселок поставят", - говорит глава Санболинского поселения Любовь Перелыгина. "Земной" связи в Санболи нет уже три года. Недавно железнодорожники собирались передать поселковым властям один из ведомственных телефонных каналов. Но от заманчивого предложения пришлось отказаться - в поселке просто не хватило столбов, чтобы протянуть провода от станции до здания администрации. Все запасы деловой древесины в этом году ушли на реконструкцию изношенных линий электропередачи. Конкуренцию поселковому монополисту пока составляет один из сотовых операторов, который недавно установил антенну в Литовко. В окрестностях Санболи мобильная связь действует только на самой высокой сопке. "Проблема действительно серьезная, мы о ней знаем, но, к сожалению, ее решение зависит не от нас. В этом году специалисты "Дальсвязи" провели в Санболи испытания таксофона. После этого аппарат сняли и увезли, - говорит первый заместитель главы администрации Амурского района по ЖКХ Иван Масько. - Мы просим наших связистов ускорить работы по телефонизации поселка. Надеемся, что проблема будет решена до конца года".