Обзор СМИ за 10-16 ноября 2006 года.

Военный вестник. Встреча в Брюсселе. Оценки. Маленький ЕС на Кавказе? Московский визит Ильхама Алиева. Позиции и мнения.

Военный вестник

В течение прошедшей недели азербайджанские СМИ продолжали передавать сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. Так, АПА сообщает, что подобный случай был зафиксирован в районе села Баш Гервенд Агдамского района 10 ноября, когда, по словам агентства, всю ночь с перерывами обстреливались позиции азербайджанских войск. Day.Az передает, что нарушение режима повторилось там же 14 ноября - обстрел азербайджанских войск начался в 8:25 утра и длился 15 минут. В тот же день, сообщает Day.Az, с 12:00 армянская сторона в течение получаса обстреливала азербайджанские позиции из крупнокалиберных пулеметов в районе села Мехтили Джебраильского района и Лалетепе. Вечером инцидент повторился. Последнее сообщение об обстреле азербайджанских войск поступило от "525-й газеты". Согласно "525", это произошло 15 ноября в районе села Гарагашлы Агдамского района. Примечательно, что, согласно АПА, в Министерстве обороны Азербайджана не располагают информацией о нарушении режима прекращения огня на линии фронта.

Бакинская газета "Эхо" пишет, что в последнее время нет полной ясности с обстановкой на линии фронта. Не так давно при содействии кавказского представительства ОБСЕ состоялась встреча между министрами обороны Азербайджана и Армении, основной причиной которой стала проблема учащения нарушений режима прекращения огня между двумя сторонами. После переговоров военных министров сообщений о потерях с обеих сторон поубавилось, но свидетельствует ли это о том, что реальная ситуация на линии соприкосновения войск также близка к спокойной? По мнению главы Союза офицеров запаса Азербайджана Яшара Джафарова, на линии фронта затишья нет: "Если нет смертельных случаев или их мало, это вовсе не свидетельствует о перемене обстановки. Скорее всего, это связано с тем, что сейчас ослабла политическая ситуация в отношении торпедирования разрешения карабахского конфликта именно в этом году. Конечно, министры обороны ужесточили контроль. Мне кажется, ситуация объясняется именно этим, а вообще напряженность в принципе сохраняется. И считаю, что определенная тишина на фронте - временное явления. Как только активизируется переговорный процесс, опять выйдет на повестку вопрос условий окончательного решения конфликта, как только вновь обострится ситуация - режим прекращения огня станет нарушаться чаще". "Меня очень удивило недавнее заявление личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика в Ереване о том, что наблюдается относительное затишье на линии соприкосновения, - говорит независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Наши независимые телеканалы ежедневно свои новостные выпуски начинают с сообщений об обстрелах наших позиций армянской стороной. Во время недавнего мониторинга в Физулинском районе полевые помощники Каспшика встречались с тамошним главой исполнительной власти Мухтаровым, и тот сообщил им о ежедневных нарушениях режима с той стороны. Поэтому мне кажется, что просто наше Минобороны радуется тому, что у нас сейчас нет потерь. Я уверен в том, что когда официальному Баку или Еревану необходимо, они передают в СМИ информацию о перестрелках в течение каждых нескольких часов. А когда им это не выгодно, они сообщают, что никаких обстрелов нет. На этот счет существует какая-то непонятная договоренность сторон. Наш президент в отъезде, а обычно вопрос о распространении такой информации согласовывается в верхах. Наверняка военные сами решили не сообщать об обстрелах. Я еще раз повторяю, тот факт, что нет потерь, вовсе не свидетельствует о тишине на линии фронта. Стороны сообщают о нарушениях режима прекращения огня только тогда, когда им это выгодно".

Очередная встреча министров обороны Азербайджана и Армении Сафара Абиева и Сержа Саркисяна может состояться в январе. Как сообщает АПА со ссылкой на российские СМИ, об этом заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. Он отметил, что уже обратился к сторонам с предложением о проведении встречи: "Но я пока не получил от них ответа". В пресс-службе Министерства обороны Азербайджана заявили, что не информированы о заявлении Каспшика и предстоящей встрече министров обороны.

В оборонной сфере Армении осуществляются серьезные реформы. Об этом заявил журналистам в Ереване заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян. "Будут реформированы законы РА "Об обороне", "О воинской обязанности", "Об организации воинского призыва". Все эти реформы в том числе обусловлены военным сотрудничеством Армения-НАТО", - сказал Агабекян. Он сообщил, что 2007 году Минобороны внесет в парламент новый проект закона о дисциплинарном уставе. "Необходимость изменений в законе "Об обороне" обусловлена тем, что в действующем законе не разделены функции Министерства обороны и Генерального штаба ВС Армении", - отметил Агабекян. Генерал добавил, что Национальному Собранию (НС) будет также представлен законопроект, предусматривающий внедрение гражданских должностей в вооруженных силах (ВС): "Речь идет о должностях в Министерстве обороны, непосредственно не связанных с ведением боевых действий. Эти служащие будут заниматься только военно-политическими проблемами". По словам замминистра, после этого возникнет необходимость внесения изменений в боевые уставы. Агабекян сообщил также, что Вооруженные силы Армении готовятся к переходу на автоматическое управление войсками. "Данный процесс уже начат, и мы придаем ему большое значение, поскольку автоматизация управленческой инфраструктуры ВС Армении является требованием времени", - отметил он. ("Новости-Армения").

Армения успешно и последовательно реформирует вооруженные силы. С таким заявлением в ходе состоявшегося 16 ноября в Ереване круглого стола "Права человека и военная служба" выступил глава ереванского офиса ОБСЕ посол Владимир Пряхин. "Несмотря на ряд трудностей, которые испытывает республика в строительстве и модернизации своей армии, данный процесс, в частности переход военнослужащих на контрактную основу, достаточно успешен", - отметил посол. По мнению Пряхина, дальнейшее развитие контрактной службы имеет для Армении, как и для любой другой страны, исключительно важное значение, и ОБСЕ всегда готова оказать действенную поддержку дальнейшим реформам. "ОБСЕ считает, что только демократическое государство может иметь сильные вооруженные силы", - резюмировал Пряхин. ("Новости-Армения").

С 2008 года российские войска будут дислоцированы только в Армении, заявил заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Алексей Сигуткин. "Решение о переформирования штаба ГРВЗ в оперативную группу обусловлено изменением задач, стоящих перед российским воинским контингентом непосредственно в Грузии, - пояснил депутат. - По сути, остается одна главная задача - обеспечить вывод войск и техники с территории Грузии в Россию в строгом соответствии с утвержденным графиком". По мнению Сигуткина, с 1 января 2008 года необходимость в дислокации опергруппы в Грузии вообще отпадет. "Российские войска останутся только в Армении, - подчеркнул он. - Это будет уже чисто армянская, а не закавказская группировка". (PanARMENIAN.Net).

Встреча в Брюсселе

14 ноября в Брюсселе прошла очередная встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана - Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Как сообщает "Де-Факто", встреча состоялась при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) по урегулированию карабахского конфликта. Напомним, что на нынешнем этапе переговоров обсуждаются базовые принципы урегулирования карабахского конфликта, которые были предложены Минской группой ОБСЕ.

Как передает бакинская "525-я газета", во встрече глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна приняли участие сопредседатели Минской группы. По словам начальника управления печати и информационной политики МИД Азербайджана Таира Тагизаде, на встрече, проведенной в рамках "пражского процесса", были обсуждены базовые принципы урегулирования карабахского конфликта. Во время совместного брифинга министры иностранных дел выразили намерение достичь прогресса в решении проблемы на переговорах в Брюсселе. "Мы сделаем все возможное для того, чтобы достичь сдвигов в мирном процессе и организовать встречу президентов", - заявил Осканян. А министр иностранных дел Азербайджана назвал отсутствие решения замороженных конфликтов "основным вызовом для стран Южного Кавказа". Он присоединился к оптимизму армянского коллеги и сказал, что принятие Плана действий по Европейской политике соседства ЕС может открыть прекрасные возможности для достижения прогресса в решении карабахской проблемы.

На состоявшейся в Брюсселе под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ встрече министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна был сделан шаг вперед в переговорном процессе. Как сообщает АПА, об этом в беседе с журналистами заявил начальник управления печати и информационной политики МИД АР Таир Тагизаде. По его словам, переговоры прошли в трудной, но конструктивной атмосфере: "Мы всегда заявляли о том, что главное заключается в достижении прогресса на переговорах, в их продолжении". Тагизаде отметил, что идет подготовка к проведению в рамках предстоящего 28 ноября в Минске саммита СНГ встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна. Дипломат не сказал, в каком именно вопросе был достигнут прогресс, но отметил, что для Азербайджана договоренность не может быть значимой, если не достигнута договоренность по всем вопросам: "Мы не можем заявить о достижении договоренности на нынешнем этапе, так как все вопросы на 100% не согласованы".

В ходе встречи глав МИД Армении и Азербайджана, состоявшейся 14 ноября в Брюсселе, стороны достигли взаимопонимания по некоторым вопросам. Об этом в интервью радио "Свобода" сообщил министр иностранных дел РА Вардан Осканян. По словам министра, несмотря на то, что встреча только в некоторой степени оправдала его ожидания, небольшой прогресс в обсуждении вопросов очевиден. В частности, по утверждению Осканяна, наметились точки соприкосновения относительно тех предложений и мыслей, которые были озвучены в ходе встречи с Эльмаром Мамедъяровым в Москве и в Париже. По мнению министра, в дальнейшем переговоры должны продолжаться в том же духе. Осканян отметил, что после переговоров сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли решение предложить президентам двух государств встретиться в конце ноября в рамках саммита стран СНГ. "Конечно, окончательное решение президенты примут после того, как ознакомятся с итогами нашей встречи", - подчеркнул министр. Он также сообщил, что 21 ноября сопредседатели МГ ОБСЕ приедут в Ереван, и только после их встречи с президентом Армении Робертом Кочаряном "будет принято окончательное решение относительно предстоящих действий".

Как сообщает радио "Свобода", главы внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров во время пресс-конференции "были очень благодушно настроены по отношению друг к другу". Во всяком случае, комментарии министров сильно отличались от предыдущих заявлений на аналогичных встречах. В индивидуальных комментариях министры высоко оценили План действий программы "Нового европейского соседства". Отвечая на вопрос о том, как повлияют дружелюбные комментарии на стартующие переговоры по карабахской проблеме, министр Осканян отметил, что на столе переговоров находится логичное предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ, есть интересные мысли, необходимо провести обсуждения и проявить политическую волю. По мнению же Мамедъярова, вопрос нужно рассматривать в контексте сжатых временных рамок. "Повысилось осознание необходимости сдвинуться с мертвой точки, на которой мы остановились в решении данного конфликта. В данном случае, по-моему, есть хорошие возможности", - заключил Мамедъяров. На вопрос "Свободы", заметны ли были какие-либо уступки или смягчения в позиции Азербайджана, армянский министр сказал: "Могу только сказать, что обстановка была позитивной. Встреча была конструктивной, обсуждение было серьезным, были озвучены довольно серьезные мысли". Министр уверил также, что "волеизъявление народа в Карабахе остается для Армении принципом переговоров".

Мы обсудили предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые были выдвинуты в Москве, и пришли к решению продолжать обсуждения. Об этом заявил радио "Свобода" глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя свою встречу с главой МИД Армении Варданом Осканяном. Мамедъяров сказал, что после 20 ноября сопредседатели приедут в Ереван и затем в Баку. Они предложили после их визита в регион организовать встречу на уровне президентов Азербайджана и Армении. Министр заявил, что по возвращении в Баку проинформирует об этом президента и будет принято решение по данному предложению. Глава МИД Азербайджана считает, что есть надежды на то, что встреча президентов может состояться 28 ноября в Минске, в рамках саммита глав государств СНГ. Касаясь хода переговоров с главой МИД Армении, Мамедъяров сказал, что все еще остаются разногласия. Он также подчеркнул, что за последние 2 года переговоры ведутся в рамках "пражского процесса" и Армения понимает позицию Азербайджана. "Пока рано говорить о каком-либо особом продвижении. Это будет возможно только после встреч президентов", - подчеркнул Мамедъяров. Он сказал, что переговоры не завершаются в этом году. Если будет какое-то политическое решение, вопрос будет разрешен. "Как вы знаете, Азербайджан развивается с каждым годом. Усиливается и позиция Азербайджана. Нам необходимо, пользуясь этим аргументом, продолжать переговоры, донести нашу позицию до внимания мировой общественности, и мы продолжаем этот курс. С этой точки зрения я оптимист", - подчеркнул министр. ("525-я газета").

Оценки

Как известно, еще в начале октября, в ходе визита в регион, посредники заявили о подготовке несколько нового проекта, основанного на принципах карабахского урегулирования ("модифицированный документ"), и отметили, что данный проект "может устранить противоречивые моменты". Это два основных вопроса - определение статуса Нагорного Карабаха и освобождение "оккупированных территорий", отмечает бакинская "525-я газета" и напоминает, что после встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении во Франции были высказаны мнения о том, что "данные принципы приемлемы, сбалансированы и справедливы в применении". Вместе с тем, газета не исключает, что официальный Ереван не готов принять "сбалансированные и справедливые" принципы и "на определенном этапе" может от них отказаться. "Общая линия Армении в карабахских переговорах изобилует такими отказами. К этому можно отнести отставку тогдашнего президента Левона Тер-Петросяна, который сперва дал согласие на план "поэтапного решения" карабахского конфликта, а затем отказался. Поэтому и сейчас возможен отказ от ранее данного согласия и отставка (все равно срок действия президентских полномочий Кочаряна истекает через год)".

Как отмечает бакинская газета "Эхо", информации о том, что на самом деле обсуждали между собой министры двух государств, очень мало. "И на этом фоне в который уже раз на повестку выходит вопрос - а не является ли сам "пражский процесс" некой фикцией, имитацией деятельности? И если это так, то о чем будут беседовать в Минске, оставшись наедине, Ильхам Алиев и Роберт Кочарян? По мнению депутата ММ (Милли Меджлис, парламент Азербайджана. - прим. ИА REGNUM) от партии "Ени Азербайджан" Евда Абрамова, "какое-то позитивное решение по карабахской проблеме должно быть". "Ведь не зря говорилось, что в 2006 году должно произойти какое-то продвижение. Если его не будет, то ничего не произойдет и в 2007 году. И встречи между сторонами - это не проявление популизма. Просто, как говорят политологи, у дипломатов есть о чем поговорить наедине, это их вопросы, их дела, и у каждого из нас есть субъективное мнение о происходящем. Мое мнение таково, что продвижение должно быть, и оно происходит между министрами иностранных дел обеих стран. Они должны согласовать между собой некоторые пункты и подготовить эти вопросы к встрече президентов. Если уж они договорились об этих переговорах, значит, министры готовы преподнести своим президентам какие-то решающие варианты, и это касается тех щепетильных вопросов, которые до сих пор не удавалось согласовать", - сказал депутат. "Мне кажется, что главы МИД Азербайджана и Армении не смогли договориться между собой по принципиальным вопросам и оставили их главам своих государств, чтобы они встретились и сказали свое слово, - полагает глава Центра мира и разрешения конфликтов Азербайджана Эльхан Мехтиев. - А сопредседатели МГ ОБСЕ всеми силами пытаются сохранить так называемый "пражский процесс", и потому согласны на имитацию любых действий, лишь бы провести встречу на высшем уровне между Арменией и Азербайджаном. Потому что каждая такая встреча приносит какую-то свою пользу этим дипломатам-посредникам. Я не думаю, что министры договорились в Брюсселе хоть о чем-то и потому хотят, чтобы по этим моментам свое мнение выразили президенты".

Неужто позиции сторон до сих пор не ясны? - спрашивает газета "Новое время". Вряд ли Вардан Осканян откажется от самоопределения народа Нагорного Карабаха, а Эльмар Мамедъяров - от территориальной целостности Азербайджана. Комментируя слова Мамедъярова о "самоопределении народов в рамках соблюдения территориальной целостности того или иного государства", газета пишет, что самоопределение карабахских армян в пределах азербайджанского государства невозможно, "поскольку в этой невозможности и заключается суть конфликта как такового". " Это обстоятельство сегодня, похоже, понимают также сопредседатели МГ. В противном случае не стали бы они в своих предложениях и "новых идеях" предусматривать реализацию права карабахских армян на самоопределение путем проведения референдума именно в пределах Нагорного Карабаха. Однако на такой вариант разрешения проблемы Ильхам Алиев, как нам представляется, никогда не пойдет. Отсюда и более чем осторожные прогнозы относительно итогов предстоящей встречи в Брюсселе". И даже если Осканян и Мамедъяров под давлением сопредседателей МГ сделают вид, что Брюссель не похоронил всех надежд на достижение взаимопонимания, а потом в Минске встретятся армянский и азербайджанский президенты, это, на наш взгляд, отнюдь не будет означать, что дела пошли на лад, заключает газета.

То, что в процессе урегулирования карабахского конфликта по крайней мере год-полтора никакого прогресса быть не может, ясно как сопредседателям Минской группы ОБСЕ, так и сторонам. Так что переговоры продолжатся только внешне, с целью сохранить сам переговорный процесс. ("Айкакан жаманак").

Маленький ЕС на Кавказе?

17 ноября в Сан-Марино состоится заседание постоянного комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы, на котором будет обсуждена резолюция "Создание пакта стабильности на Южном Кавказе". В заседании примет участие председатель Национального Собрания, глава армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян, сообщает "АрмИнфо". В резолюции, в частности, отмечается, что ассамблея считает, что перспектива разработки региональной стратегии сотрудничества и интеграции на Южном Кавказе зависит от самих стран региона. Роль же международного сообщества заключается в содействии сторонам в разработке данной инициативы. "Региональная стратегия по сотрудничеству должна быть разработана с учетом политических процессов, направленных на урегулирование конфликта в регионе, что значительно поможет в целях достижения благоприятных результатов", - отмечается в документе. В резолюции также говорится, что, невзирая на некоторые оговорки, Армения, Азербайджан и Грузия признают, что при создании соответствующих условий данная инициатива очень полезна. Ассамблея призывает все стороны начать процесс обсуждения инициативы по разработке пакта стабильности Южного Кавказа, а также выражает намерение развернуть обсуждение на тему в собственной структуре.

Проект предполагает внедрение на Южном Кавказе идеи, очень похожей на принятый для Балкан Пакт стабильности, сказал в беседе с газетой "Аравот" Тигран Торосян. "Предлагается поле сотрудничества между странами Южного Кавказа. Есть даже такая формулировка: внедрение маленькой модели Евросоюза на ЮК, чтобы все три страны могли бы четко определить свои общие интересы, найти точки соприкосновения и т.д. То есть, в конечном итоге, предложение сводится к урегулированию проблем и развитию региона", - пояснил Торосян. В документе, пишет газета, отмечается также, что страны Южного Кавказа на данный момент не имеют возможности стать членами ЕС и что Парламентская Ассамблея приветствует вовлечение Армении, Грузии и Азербайджана в программу "Нового соседства Европы". В то же время ПАСЕ обеспокоена тем, что не достигнуто политическое решение существующих в регионе ЮК конфликтов, а политические, социальные и экономические процессы, а также развитие регионального сотрудничества являются "заложниками" региональных конфликтов. По словам Торосяна, пишет "Аравот", если эта инициатива будет иметь продолжение, должны будут созываться совещания, конференции, должен быть создан документ, в котором будут поставлены все вопросы. "А пока это лишь идея - предложение Совета Европы странам ЮК".

На вопросы азербайджанского агентства "Тренд" ответил верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана:

"Какое значение придает Европейский союз сотрудничеству со странами Южного Кавказа? Что, по вашему мнению, способствует углублению и расширению сотрудничества, а какие факторы препятствуют ему?

Тот факт, что три южнокавказские страны являются соседями ЕС и что они включены в Европейскую политику соседства (ЕПС), уже свидетельствует о желании ЕС построить особые отношения с регионом. Осуществление Плана действий ЕПС с тремя странами углубит наши отношения в связи с согласованными приоритетами реформ, которые поддержит ЕС посредством партнерства. Важность, которую придает ЕС отношениям с Южным Кавказом, отражена в большом количестве визитов официальных лиц из ЕС в эти три страны. Специальный представитель ЕС при тесной координации с главами миссий ЕС в Баку, Тбилиси и Ереване постоянно поддерживает контакты с властями трех стран для того, чтобы способствовать интенсивным и доверительным связям между тремя государствами и ЕС. На встречах с правительствами всех трех стран Южного Кавказа мы подчеркивали, что разрешение замороженных конфликтов является существенным фактором для развития региона. Для извлечения полной выгоды из Плана действий Европейской политики соседства каждой из этих стран необходима стабильность в регионе.

Как вы считаете, каким образом можно разрешить конфликтные ситуации на Южном Кавказе в целом? ЕС по-прежнему будет оставаться пассивным наблюдателем армянской агрессии в отношении Азербайджана, который становится важным альтернативным источником в деле обеспечения энергетической безопасности Европы?

Нельзя сказать, что ЕС остается пассивным. ЕС сделал много. Конфликты заложены в корне проблем, с которыми сталкивается регион. Я хочу подчеркнуть важность продолжения переговоров между Арменией и Азербайджаном с целью скорейшего достижения соглашения. ЕС поддерживает посреднические усилия Минской группы ОБСЕ. Я надеюсь, что встреча министров иностранных дел обеих стран 14 ноября в Брюсселе поможет достижению дальнейшего прогресса. Что касается внутренних конфликтов в Грузии, то ЕС считает, что разрешение этих конфликтов жизненно важно для будущего всего региона. Спецпредставитель ЕС в странах Южного Кавказа Питер Семнеби помогает Армении, Азербайджану и Грузии рассмотреть дальнейшие политические и экономические реформы и добиваться дальнейшего развития региона, внося вклад в мирное разрешение конфликтов и поддерживая дальнейшее сотрудничество между странами региона". ("Эхо", с сокращениями).

Московский визит Ильхама Алиева

"Встреча президентов Азербайджана и России началась в Представительском кабинете Кремля. Ильхам Алиев вошел в кабинет царственной восточной походкой, в которой было что-то кошачье - но не от кошки и не от льва, а скорее от рыси. Видно было, что человек с большой осторожностью несет на своих плечах доверие народа - боясь, видимо, расплескать", - пишет газета "Новое время". До Москвы Ильхам Алиев заехал в Брюссель, осиное гнездо евробюрократов, и поворошил его, продолжает газета: "Господин Путин не стал скрывать, что жаждет услышать подробности. Безусловно, президент России относился к этому визиту с некоторой ревностью (господин Алиев мог бы сначала все-таки в Москву заехать). Очевидно, именно по этой причине он начал с поздравлений Алиеву. "Хочу поздравить Вас с успешным визитом в Брюссель, - сказал Путин с застенчивой полуулыбкой. - Я знаю, что визит действительно был очень деловым и конкретным. Достигнуты важные договоренности с точки зрения участия Азербайджана в общеевропейских усилиях в сфере энергетики. Нас это тоже очень радует!" "Поэтому мне будет очень любопытно и интересно услышать Ваше мнение о том, как шел Ваш диалог с европейскими партнерами", - продолжил российский президент". Как сообщает газета со ссылкой на источники в азербайджанской делегации, в Брюсселе президенту Азербайджана предлагали всерьез задуматься о собственной энергетической политике по отношению к Евросоюзу, но он неожиданно заявил, что Азербайджан не может быть альтернативой России. Это же он подтвердил и Владимиру Путину. Высокопоставленный источник газеты "Коммерсант" сообщил, что Ильхам Алиев заявил Владимиру Путину на переговорах: "Мы же вместе с вами работаем, я им так и сказал". По словам господина Алиева, он удивился, что в Брюсселе "они совершенно не представляют, что мы друг без друга не обходимся!". Между тем, пишет газета, Владимир Путин не дождался от Алиева поддержки позиции России по отношению к Грузии. Азербайджанский президент ограничился замечанием о том, что Азербайджан на себе ощущает обострение отношений между Россией и Грузией - а не хотел бы. "То есть Ильхам Алиев готов выступить миротворцем в отношениях между Россией и Грузией. Примерно, видимо, с таким же успехом, как Владимир Путин в отношениях между Азербайджаном и Арменией", - пишет "Коммерсант".

Карабахский вопрос, похоже, все меньше и меньше волнует Россию, отмечает "Новое время" в другой своей статье. Кстати, пишет газета, такого мнения придерживается и эксперт Центра изучения стран СНГ Московского государственного университета Александр Караваев. "Позиция России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта достаточно неопределенная, - сказал он. - К России эта проблема, в отличие от ситуации в Абхазии и Южной Осетии, не имеет никакого отношения. Сухуми и Цхинвали непосредственно обращаются к Москве, указывая на то, что мы их последняя надежда. В случае же с Карабахом ситуация совсем иная. Карабах никогда не пытается принять участие в совместных мероприятиях с другими непризнанными государствами, оставаясь в стороне". Так или иначе, до сегодняшнего дня позиция Москвы в карабахском вопросе заключалась в том, что стороны конфликта сами должны найти между собой общий язык, а Россия готова поддержать любое достигнутое ими соглашение и выступить гарантом его реализации. Однако Баку всячески пытается склонить Москву к изменению этой позиции. И его заигрывание с российской столицей прежде всего преследует именно эту цель. Между тем переговоры в Москве показали, что отношение Москвы к урегулированию конфликта вряд ли претерпит изменения. И с какой стати оно должно измениться, если Азербайджан все-таки ориентирован на Запад. Просто Баку, в отличие от Тбилиси, проводит свою прозападную политику без излишних эмоций и ненужной истерики, причем на фоне заигрывания с Россией. И это в Москве понимают хорошо. Подтверждением тому служат хотя бы итоги визита Ильхама Алиева в Брюссель. Так, на встрече с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером азербайджанский президент заявил, что одним из основных направлений внешней политики Азербайджана является интеграция этой страны в НАТО. Собственно говоря, почему бы и нет, если Азербайджан - не член ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. - прим. ИА REGNUM) и не собирается туда вступать? Что касается заигрывания Баку с Москвой, то этот факт признал также азербайджанский политолог Зафар Гулиев. Тем временем, пишет газета, многие деятели от политики считают, что это Россия заигрывает с Азербайджаном, несмотря на прозападную ориентацию последнего. "И если, мол, Баку не поймет всех для него "выгод" от такого заигрывания, то позиция Москвы в отношении Азербайджана может вновь ужесточиться. Не исключается, что именно это дал понять Ильхаму Алиеву российский президент".

"Баку делает реверансы в сторону Москвы". Так озаглавила статью о визите в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева бакинская газета "Зеркало". "В России за это время осознали, что иного реального партнера в Азербайджане, кроме нынешних властей, у Кремля не будет. Убедившись в бесперспективности т.н. "пророссийских сил" в Азербайджане, русские сделали прагматичный выбор, "поставив" на правящую элиту", - утверждает газета. Что касается карабахского конфликта, то желание Кремля сдвинуть этот конфликт с мертвой точки, безусловно, присутствует. Однако хватит ли его для того, чтобы предложить сторонам более или менее приемлемый вариант, сказать трудно. Тем не менее, учитывая, что со стороны США такое развитие событий не исключается, РФ не хочет остаться в стороне от этого вопроса. А что же Россия может предложить? "Если российский вариант решения проблемы Карабаха не будет в каких-то принципиальных моментах соответствовать позиции Азербайджана, то он обречен на неудачу. Но после того, как Россия была позорно изгнана из Грузии, ей просто необходимо добиться компромисса между Арменией и Азербайджаном, тем самым укрепившись на Южном Кавказе. Если раньше русские дипломаты старались склонить к уступкам, в основном, Азербайджан, то теперь, видимо, будут предлагаться другие, более приемлемые для нас варианты. Кремль осознает, что в противном случае попытки решить карабахский вопрос сведутся к "нулю".

В условиях существующей в Закавказье напряженности, Россия придает большое значение сотрудничеству с Азербайджаном, пишет газета "Айкакан жаманак" в статье, озаглавленной "Путин задабривает Алиева". России не очень приятны ни подписание энергетического меморандума Азербайджан-ЕС, ни возможное углубление отношений Азербайджан-НАТО, пишет газета. "И, видимо, в этом причина того, что встречу свою Владимир Путин начал с поздравления Алиева в связи с подписанием вышеупомянутого меморандума, подчеркнув, что Россию радует участие Азербайджана в общеевропейских энергетических программах". Газета отмечает, что Путин особо поблагодарил Алиева за то, что тот принял его приглашение и приехал в Москву. По мнению российских СМИ, пишет газета, Путин должен был сделать Алиеву ряд выгодных предложений, чтобы последний помог ему в борьбе с Грузией. По их оценкам, РФ собирается этой зимой подвергнуть Грузию блокаде, а для этого ему нужна поддержка Азербайджана. Со ссылкой на анонимные источники в Кремле газета сообщает, что Азербайджану за это будет предложено российское оружие и инвестиции со стороны РАО "ЕЭС" и "Русского алюминия".

В большинстве случаев принципы и национальные интересы сверхдержав несопоставимы, отсюда и возникают двойные стандарты, заявил на пресс-конференции 14 ноября советник президента Нагорного Карабаха Арман Меликян, комментируя возможность признания Россией независимости Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. По его словам, ситуация в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье имеет непосредственное отношение к коренным интересам России и в этой связи у РФ особое отношение к вышеуказанным непризнанным республикам. В этом контексте Нагорный Карабах несколько "отделен" от этих республик, в том числе и с точки зрения географического расположения. "По этой причине мы хоть и не исключаем возможности признания Россией независимости НКР, но у нас нет особых ожиданий по этой части", - заметил он. (ИА REGNUM).

Позиции и мнения

Я не раз отмечал, что все заявления и надежды на урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе в 2006 году беспочвенны, заявил в беседе с агентством "Новости-Армения" лидер партии Национально-демократический союз Вазген Манукян: "Все аргументы в пользу решения проблемы в текущем году опирались, главным образом, на то, что в 2006 году ни в Азербайджане, ни в Армении нет выборов. Однако выборы здесь совершенно ни при чем. Вопрос совершенно в другом - Азербайджан желает получить либо все, либо ничего. И все переговоры об уступке Арменией Азербайджану так называемых "оккупированных" территорий и решении на этом основании вопроса статуса Нагорного Карабаха ни к чему не приведут. Исходя из вышеизложенного я не вижу решения данной проблемы ни в 2007, ни в 2008 году, ни в ближайшие 4-5 лет. Азербайджан и Армения заинтересованы в затягивании переговорного процесса. Азербайджан - потому что считает, что время играет в его пользу в контексте увеличения своего военного бюджета за счет потока нефтедолларов. Армению, в принципе, устраивает статус-кво в Нагорном Карабахе, потом республика обладает своими ресурсами: достаточно мощной и организованной Диаспорой и так называемым человеческим фактором. Дело в том, что армяне, как нация, гораздо динамичнее азербайджанцев во всех сферах общественной жизни, будь то торговля, культура или что-либо другое. Дополнительным фоном к ситуации служат агрессивные высказывания Алиева-младшего о возможном решении проблемы военным путем. Думаю, что этого не произойдет. В 1991-1994 гг. Азербайджан в несколько раз превосходил Армению по всем показателям, включая численность армии и вооружений, однако это ни к чему не привело".

На вопросы Day.Az ответил азербайджанский политолог Расим Мусабеков:

"Возможно ли решение карабахской проблемы до конца нынешнего года или хотя бы достижение существенного продвижения в ее урегулировании?

В принципе, возможно. Как говорит глава МИД Азербайджана Э. Мамедъяров, в решении проблемы несогласованными остаются всего один-два элемента. Думаю, нам еще долго придется жить с этой проблемой. Но я не исключаю, что при наличии заинтересованности России на одной из скорых встреч между сторонами конфликта может быть подписана некая декларация, в которой будет заявлено о снижении риска возобновления боевых действий, налаживании экономических взаимосвязей и так далее. У сторон есть впереди еще несколько месяцев на то, чтобы достичь прорыва в урегулировании конфликта. Но, по моему мнению, это маловероятно.

Чем же, по-вашему, лимитирован данный срок? Началом парламентских выборов в Армении?

Считаю, что у сторон на достижение прорыва есть время, как минимум, до февраля 2007 года. И потом, не надо забывать, что речь идет о парламентских, а не президентских выборах в Армении. В любом случае, не думаю, что у президента Армении Роберта Кочаряна есть стимул для компромиссов. Для этого у Кочаряна нет ни сил, ни ресурсов. Иными словами, возможность для достижения прорыва есть, но президент Армении, по всей вероятности, до конца сыграет свою негативную роль. То есть основным негативным фактором на сегодня в урегулировании является сам Кочарян.

А где же вероятность того, что преемник Кочаряна будет более уступчив в решении карабахской проблемы?

При любом раскладе приход новых сил к руководству Арменией будет на пользу. Истекшие 7-8 лет вряд ли пошли на пользу Армении. Более того, за эти годы Армения еще более ослабла. В стране уменьшилось традиционное влияние России, а вывод российских военных баз из Грузии также ослабил тыловую поддержку Армении. На этом фоне усиливается экономическая и геополитическая важность Азербайджана, и в течение предстоящих лет эта разница в развитии будет только еще более усиливаться. Предполагаю, что на президентских выборах в Армении будут два основных кандидата - это прозападно настроенный нынешний глава МИД Вардан Осканян и министр обороны Серж Саркисян, больше ориентированный на Россию. Как бы то ни было, при любом из двух вариантов возможностей для маневра в карабахском урегулировании будет больше, чем при действующем армянском президенте". (Day.Az, с сокращениями).

"Не думаю, что следующая встреча между президентами Армении и Азербайджана обязательно явится признаком прогресса в деле урегулирования карабахского конфликта. Давайте посчитаем, сколько раз встречались между собой президенты. Наверняка больше одного десятка раз". Об этом на пресс-конференции 14 ноября заявил советник президента Нагорного Карабаха по вопросам внешней политики, бывший министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян. По его словам, необходимо иметь в виду, что в любом переговорном процессе есть как взлеты, так и падения. Относительно оптимизма международных посредников по поводу возможности достижения прогресса на переговорах в 2006 году Меликян сказал, что в позициях конфликтующих сторон есть очень разные подходы и поэтому трудно себе представить, чтобы эти подходы вдруг сблизились: "Я не вижу никакого желания к компромиссу со стороны Азербайджана, поэтому в разговорах об "открытом окне" я не вижу смысла, и этот оптимизм, на мой взгляд, является неоправданным", - заявил советник президента Нагорного Карабаха. Он охарактеризовал переговоры как безрезультатные. По его словам, имеется ряд препятствий для достижения сторонами согласия. В частности, речь идет о статусе Нагорного Карабаха: "Как может быть достигнут прогресс в переговорном процессе без признания суверенитета и независимости НКР?" Кроме того, по оценке Меликяна, позиции сторон также упираются в вопрос сопредельных с Нагорным Карабахом территорий, образующих "пояс безопасности", а также в проблему беженцев. По его словам, согласно законопроекту "О гражданстве НКР", армянам-беженцам из Азербайджана будет предоставлена возможность поселиться на подконтрольных Карабаху территориях. "Как бывшие граждане Советского Азербайджана, беженцы-армяне имеют право требовать и моральной, и материальной компенсации, а также компенсации родины", - отметил Меликян. Что касается того, может ли стать вопрос о беженцах-армянах фактором в переговорном процессе по мирному урегулированию карабахского конфликта, советник президента НК отметил, что этот вопрос уже является фактором, который невозможно игнорировать. "Можно попытаться его обойти, но этот фактор еще скажет свое слово", - сказал он. Относительно того, что в переговорном процессе не принимает участие карабахская сторона, советник президента НК заявил: "Я против того, чтобы мы принимали участие в переговорах ради участия. Для того чтобы наше участие было эффективным, должен быть прямой диалог между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. И на основе этого станет ясно, возможно ли достижение согласия или нет. Ситуация, имеющаяся сегодня, будет сохранена до тех пор, пока не возникнет возможности прийти к согласию". ("Кавказский узел").

"Сидя в окопах, нам и в голову не могло прийти, что освобожденные нами территории станут предметом торга. Сегодня во имя сохранения власти руководители Армении готовы принести в жертву нашу единственно ощутимую победу - Арцах (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM)". Об этом на состоявшейся 15 ноября пресс-конференции в Ереване заявил первый командир сил самообороны Нагорного Карабаха, член cовета командиров организации "Братство освободительной борьбы" Аркадий Карапетян. Он отметил, что происходящее сегодня в переговорном процессе означает грядущую сдачу территорий (речь идет о территориях вокруг Нагорного Карабаха, контролируемых Армией обороны Карабаха. - прим. ИА REGNUM). По словам Карапетяна, народ встанет на ноги, если будет необходимо защитить безопасность Карабаха. Что касается народа Нагорного Карабаха, то, уверяет Карапетян, люди не верят, что территории могут быть сданы: "Если будут предприняты подобные попытки, то там дело может дойти до выстрелов, решится вопрос некоторых людей, и на этом все закончится". Вместе с тем, он и присутствовавший на пресс-конференции командир полка "Арцах" Микаел Апресян отметили, что власти Армении под давлением международных сил будут вынуждены сдать территории: "Серж Саркисян неоднократно заявлял о своей готовности сдать территории, каким образом это будет сделано, естественно, мы не знаем. Однако надо учитывать, что у некоторых стран имеется компромат на наши власти, последние, естественно, опасаются оглашения нежелательных фактов". По словам Апресяна, "за сдачу освобожденных территорий и размещение там миротворческих сил американцы обещали властям Армении 9 млрд. долларов" ("Лрагир"), а Аркадий Карапетян заявил, что сегодня народ Карабаха не доверяет решение своей проблемы ни властям НК, ни властям Армении и что уступки он видит в том, что "мы не дошли до Баку" ("А1 плюс"). Карапетян и Апресян заявили, что видят решение вопроса в присоединении народа и политических сил к движению гражданского неповиновения. Они призвали к смене власти: "Мы больше не верим этим властям", - заявил Карапетян. На пресс-конференции прозвучало также заявление совета командиров "Братство освободительной борьбы", в котором, в частности, отмечается: "Сегодня под угрозой находится единственная ценность нашей духовной победы - наши освобожденные территории. Просим все слои общества, политические партии забыть взаимные обиды, различия в идеологии и вернуть стоящую на краю бездны Родину в нормальное русло. Давайте объединимся для спасения Армении и армян, восстановим справедливость во всех сферах и не позволим, чтобы кровь наших братьев была пролита зря", - говорится в заявлении. ("Кавказский узел").

"Все, что нам нужно от человечества, чтобы больше никто не посягал на нашу землю, чтобы наш маленький древнейший народ продолжал сохранять свою самобытность и культуру", - заявил в интервью "Новому русскому слову" президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, находящийся с визитом в США. Отвечая на вопрос о том, не проявляется ли в позиции США, других западных стран еще и давление, оказываемое на их правительства армянами диаспоры, глава карабахского государства напомнил, что армяне, где бы они ни обитали, живут с чувством родины, своей многострадальной родины. "Они помнят века угнетения, они никогда не забудут Геноцид начала прошлого века. Не забудут и сделают все возможное, чтобы это никогда не повторилось", - подчеркнул глава НК. Комментируя милитаристские заявления азербайджанского руководства, Гукасян выразил мнение, что после поражения в войне в 1992-1994 годах Азербайджан тысячу раз подумает, прежде чем начать новую. "Тем более что воинственная риторика противоречит реальным интересам, в первую очередь - экономическим, этой страны. Но, увы, они не снимают блокаду, в результате которой уже полтора десятилетия единственная связь с миром у нас через Армению. У нас нет ни железнодорожного, ни воздушного сообщения, и это пагубно отражается на экономике, на уровне жизни людей. Но мы выживаем. Продолжаем восстанавливать виноградарство, зерноводство, животноводство, развиваем горнодобывающую промышленность на базе золотых и медных месторождений, строим гидроэлектростанции, которые уже на 85 процентов покрывают потребности республики в электроэнергии. Что дальше? Известно, что вопрос урегулирования находится на рассмотрении ОБСЕ; работает так называемая Минская группа, курируемая США, Россией и Францией, ее деятельность в конце концов должна принести результаты. Наконец, мы рассчитываем на международный прецедент отделения, подобного нашему: официальное отделение Косово от Сербии...", - отметил Гукасян. Что касается обвинений в насильственном выселении из Нагорного Карабаха азербайджанцев, требований выплаты им компенсаций за утерянное имущество, то президент НК отметил, что насилие в отношении 25-30 тысяч азербайджанцев - это в известной степени пропагандистское преувеличение. "Но бакинские и сумгаитские погромы, вынудившие бежать из Азербайджана до 600 тысяч армян, - факт. Путем переговоров должен решиться вопрос взаимных претензий и компенсаций", - заявил Гукасян. ("АрмИнфо").