Правительству Азербайджана для улучшения делового климата и привлечения инвестиций в отрасли экономики, не связанные с нефтью, необходимо укрепить законодательно-нормативную базу в интересах развития конкуренции, наладить эффективное применение антикоррупционного законодательства. Об этом отмечается в докладе Европейского Банка Реконструкции и Развития "О процессе перехода за 2006 год в странах СНГ и Монголии". "Более активное привлечение частного сектора позволит продвигать вперед процесс развития финансовой системы, усиливать конкуренцию среди банков. С учетом перспектив дальнейшего притока крупных доходов от нефти необходимо поставить под контроль усиливающееся инфляционное давление путем проведения пруденциальной кредитно-денежной и бюджетно-расходной политики параллельно с решением проблем модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности", - отмечается в докладе.

По мнению ЕБРР, главными препятствиями на пути развития частных предприятий в Азербайджане, особенно в отраслях, не связанных с нефтью, по-прежнему остаются запутанность налогово-таможенной системы, бюрократическая волокита и высокая степень коррумпированности. Доверие инвесторов подорвала также проведенная правительством страны экспроприация инвестиций в не связанных с нефтью отраслях экономики. Несмотря на вступление в силу в январе 2005 года антикоррупционного закона, применение его идет медленно. В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать. Набирает темпы процесс реформ, нацеленный на улучшение делового климата страны, в том числе принимаются меры по упрощению порядка регистрации предприятий.

В августе 2005 года в Азербайджане вступил в силу новый закон о телекоммуникациях, регулирующий выдачу лицензий и установление тарифов в этой отрасли. Вместе с тем в законе не прописан курс на рыночную либерализацию и не предусмотрен порядок создания независимого регулирующего органа. Конкуренция в данной отрасли по-прежнему носит ограниченный характер из-за монополизации госпредприятием "Азтелеком" прав на проводные системы связи и на оказание ряда других услуг. Вместе с тем наблюдается стремительное развитие сотовой связи, и на конец марта 2006 года на 1000 жителей страны, согласно расчетам, приходилось уже 280 сотовых телефонов. Выдача в конце 2005 года лицензий иностранным операторам "Кател" и "Азерфон", как предполагается, позволит усилить конкуренцию в этой сфере. Вместе с тем положение дел с прозрачностью процесса лицензирования по-прежнему вызывает нарекания из-за того, что минсвязи имеет значительные материальные интересы в обеих компаниях. Кроме того, в сфере регулирования по-прежнему сохраняется фактор неопределенности из-за проволочек в расчленении регулирующих и коммерческих функций минсвязи.

Доля населения, находящегося за чертой крайней нищеты (т.е. месячные доходы которого в эквиваленте составляют примерно $43 на душу населения), в 2005 году уменьшилась до 29,3%, против 45% в 2003 году. В настоящее время правительством страны разрабатывается новая государственная программа борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого развития, нацеленная на уменьшение к 2015 году числа бедных в стране в два раза. Для смягчения последствий повышения платы за коммунальные услуги для малоимущих слоев населения правительством вводится сейчас система оказания адресной социальной помощи. С учетом установленных критериев ее распределения, различные имеющиеся на сегодня льготы объединяются в ней в единый пакет адресных пособий для бедных семей. Система стала применяться в порядке эксперимента с июля 2006 года. В настоящее время минимальная пенсия в Азербайджане установлена на уровне $45 на 2006 год, а в 2007 году будет повышена примерно до $65.

Продемонстрировав в 2005 году прирост ВВП в реальном выражении на 26,4%, в первой половине 2006 года экономика страны выросла на 36,3% в годовом исчислении. Лидером здесь стал нефтяной сектор, объем производства которого за первые семь месяцев текущего года увеличился более чем на 52%. На нефтяной сектор приходится примерно 42% ВВП. В период с января по июнь показатели других, не связанных с нефтью отраслей экономики страны увеличились на 10%, что отчасти свидетельствует о благотворном влиянии роста нефтяных доходов на развитие транспорта, строительной индустрии и телекоммуникаций. Вместе с тем за этот же период рост сельскохозяйственного производства составил всего лишь 3,6%, отмечается в докладе ЕБРР.

В Азербайджане за первые шесть месяцев 2006 года в результате резкого всплеска доходов от нефти доходы бюджета страны увеличились на 76,2%, что обеспечило его профицит на уровне 2,6% ВВП, несмотря на рост расходов на развитие инфраструктуры. В мае правительство пересмотрело свой бюджет на 2006 год, который по сравнению с 2005 годом увеличился на 90%, выделив из него значительно больше средств на развитие инфраструктуры и военные расходы. Крупное увеличение объемов экспорта нефти, активизация внутреннего спроса и дальнейший рост заработной платы стали факторами "разбухания" денежной массы. В результате этого ускорились темпы инфляции, подскочившие в июле 2006 года примерно до 10%, по сравнению с 5,5% на конец 2005 года. В этой связи Нацбанк страны в июле 2006 года повысил ставку рефинансирования с 9% до 9,5%. В июле 2006 года реальный обменный курс маната в годовом исчислении укрепился примерно на 10,9%.

На фоне резкого наращивания объемов экспорта нефти в первой половине 2006 года (общий объем экспорта более чем удвоился) темпы увеличения импорта (связанного, главным образом, с реализацией проектов освоения нефтегазовых месторождений) сократились на 5,8% в результате завершения крупномасштабных инвестиционных проектов. Это привело к образованию крупного профицита торгового баланса на уровне примерно 4% расчетного объема ВВП за год за этот же период по сравнению с дефицитом баланса на уровне 6%, зафиксированном годом ранее. Правительство принимает дальнейшие меры по уменьшению внешнего долга. Доля валового государственного внешнего долга в ВВП в конце 2005 года уменьшилась до 13,1% по сравнению с 18,6% - в 2004 году.

Благодаря вводу в эксплуатацию нефтепровода БТД и предстоящему открытию Южно-Кавказского газопровода, увеличение пропускных мощностей трубопроводов для экспорта нефти и газа, согласно прогнозам, должно привести к образованию крупного профицита текущих операций в среднесрочной перспективе. Прирост ВВП прогнозируется на уровне более 20% в год. Вместе с тем экономика Азербайджана по-прежнему во многом зависит от добычи энергоносителей, и ее диверсификация является задачей, решение которой обеспечит ее устойчивое развитие на длительную перспективу. В условиях стремительно растущих объемов поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов, имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны. Параллельно с этим азербайджанскому правительству нужно заниматься вопросами модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности.