Совет Федерации принял к рассмотрению новый Лесной кодекс и закон "О введении Лесного кодекса в действие". По оценкам экспертов экологической организации "Гринпис", норма, заложенная в законе, сопровождающем Лесной кодекс и предусматривающая изменения закона "Об особо охраняемых природных территориях", позволит вести строительство объектов физической культуры и спорта, транспортной и социальной инфраструктуры в национальных парках.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, согласно кодексу, все лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда, которые распределяются между лесничествами и лесопарками, принадлежат Российской Федерации. При этом формы собственности на лесные участки на землях иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Использование лесов осуществляется на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, которое предоставляется юридическим лицам и государственным (муниципальным) образовательным и научным организациям, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования, которое предоставляется гражданам. В исключительных случаях предусматривается заключение договора купли-продажи лесных насаждений на сруб. В аренду могут быть сданы только лесные участки в государственной и муниципальной собственности, прошедшие кадастровый учет, на срок от 10 до 49 лет (для договоров, заключаемых после аукциона) и на срок от 1 до 49 лет (для договоров, заключаемых без его проведения).

Отметим, что после вступления кодекса в силу с 1 января 2007 г. все действующие договора аренды потребуется привести в соответствие с его требованиями. Как объяснила глава думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова, чтобы навести порядок в лесных отношениях, нужно, чтобы эти договора были легитимны. По ее словам, сегодня договоры заключаются на срок, не предусмотренный законом, - 100 лет, лесные ресурсы продаются по ценам не существующим - 89 коп. за 1 кубический метр; зачастую договоры не содержат положений об охране леса. Меры по охране, защите и воспроизводству лесов возлагаются на собственников земель и земельных участков или на тех, кто использует леса в соответствии с возможностями, установленными кодексом. Арендаторы лесных участков должны обеспечить противопожарное обустройство лесов, создание и содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Некоторые полномочия РФ в области лесных отношений передаются региональным органам власти, их финансирование обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета. К ним относятся: разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, на основании которых региональные власти планируют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация и обеспечение на землях лесного фонда использования лесов, их охраны, в том числе тушения лесных пожаров, защиты и воспроизводства лесов; осуществление государственного лесного контроля и надзора. По действующему законодательству, правительство России может не передавать эти полномочия регионам, плотность населения которых в 3 раза превышает среднюю по стране. В новом кодексе этот коэффициент увеличен до 15. В соответствующей статье говорится, что эти полномочия могут не передаваться органам государственной власти субъектов РФ в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в субъектах РФ. Перечень таких лесопарков и лесничеств устанавливает правительство России.