Ответ на вопрос, вынесенный в качестве темы к прошедшему сегодня в Доме журналистов круглому столу, - "директор школы: менеджер или педагог?" к концу дискуссия был одинаковым для все его участников: обязательно менеджер и хорошо бы педагог. Сегодняшняя школа работает в тяжелейших условиях безденежья, когда зарплаты учителей низкие, и не всегда во время выплачиваются, когда не хватает учебников, педагогической литературы, методических материалов, на оплату за свет и починку крыш. В этих условиях менеджерские способности директора- это все или почти все.

Как сказал участник круглого стола член попечительского совета университета Наяновой Алексей Хохлов, если бы не усилия членов попечительского совета, (благо Концепция модернизации школы не только позволяет, но и предполагает, что попечительские советы создаются не только ради контроля организации учебного процесса, но и помощи его организации, в том числе финансовой), если бы не усилия ректора-менеджера, трудно предположить чем бы сегодня было это учебное заведение: муниципалитет, в ведении которого оно находится, цитирую "не платит ни копейки!". Впрочем, как заметил другой участник круглого стола профессор СГПУ Лев Фишман, такая ситуация сегодня в области сложилась только в Самаре - сельские районы работают по принципу нормативного финансирования, которое поступает напрямую не в бюджет района, а в структуры системы образования и долгов здесь нет. Однако и на полученные деньги не пожируешь. С 1995 в СИПКРО существует факультет подготовки менеджеров образования. Как сказала директор тольяттинской гимназии №77, кандидат педагогических наук Людмила Андреева: "Я 16 лет директор школы и все 16 лет учусь. Но самая трудная учеба была именно этому искусству - максимально эффективному использованию средств, умению зарабатывать и привлекать в школу деньги. На это у меня ушло лет пять". Директор школы может не иметь педагогического образования, сказала другая участница круглого стола - преподаватель кафедры управления социальной сферы СГПУ, заслуженный учитель России Надежда Рогожкина, - но обязан знать менеджемент управления образовательным учреждением.

Итог встречи оказался несколько неожиданным: как выяснилось, в Концепции модернизации образования есть пути решения финансовых проблем школы. Более того, часть из них уже реализована в сельских районах области. Однако нередко препятствуют новому власти и... журналисты. Люди власти недовольны, что лишаются контроля за денежными потоками, идущими в сферу образования, а журналисты в период выборов не говорят всей правды о кандидатах. А во власти не должно быть случайных людей. Как и в школе.