Пытки в местах официального и тайного содержания под стражей в Чечне применяются широко и систематически, утверждается в меморандуме Хьюман Райтс Вотч, обнародованном сразу по завершении рассмотрения в Комитете ООН против пыток четвертого периодического доклада России о соблюдении соответствующей конвенции 1984 г. "Любое задержание в Чечне чревато реальной опасностью немедленно подвергнуться пыткам, - говорит Холли Картнер, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - И вряд ли можно рассчитывать на то, что мучители будут привлечены к ответственности".

Зафиксированные Хьюман Райтс Вотч более 100 случаев пыток в сочетании с данными ведущих российских правозащитных групп убедительно свидетельствуют о том, что пытки в Чечне являются обыденным явлением. Хьюман Райтс Вотч также отмечает, что полученные результаты при фактической безнаказанности недозволенного обращения дают веские основания говорить о широкой и систематической практике пыток в республике. 16-страничный меморандум был подготовлен для Комитета ООН против пыток. В нем документированы случаи недозволенного обращения и пыток со стороны как республиканских силовых структур, фактически подконтрольных премьеру Рамзану Кадырову, так и правоохранительных органов федерального подчинения.

В ходе выездов на места в апреле и сентябре 2006 г. представителями Хьюман Райтс Вотч были зафиксированы 82 случая задержания и пыток со стороны республиканских силовых структур, причем большинство случаев пыток связано с местами тайного содержания под стражей. Хьюман Райтс Вотч также удалось получить подробное описание по меньшей мере 10 таких мест, представляющих собой, как правило, частные дома, принадлежащие местным "силовым авторитетам", или используемые ими для оперативных целей.

"Когда человек тайно содержится под стражей, его намного легче подвергнуть недозволенному обращению, - говорит Х. Картнер. - Это противоречит как российским законам, так и международным нормам". Республиканские силовые структуры применяют пытки для получения информации о боевиках. Некоторых задержанных впоследствии освобождают, других принудительно рекрутируют в ряды "кадыровцев". Отмечены также случаи захвата в заложники и давления на родственников лиц, подозреваемых в участии в "незаконных вооруженных формированиях".

Помимо этого Хьюман Райтс Вотч зафиксированы многочисленные случаи пыток задержанных сотрудниками ОРБ-2 МВД России (ОРБ - оперативно-розыскное бюро) в официальных изоляторах. Бывшие задержанные рассказывают о пытках током и жестоких побоях (людей бьют ногами, палками, пластиковыми бутылками с водой или песком, а также отрезками толстого кабеля), некоторые заявляют, что им причиняли ожоги. Несколько собеседников в интервью Хьюман Райтс Вотч упоминали о психологическом давлении - угрозах или имитации сексуальных посягательств или казни, а также об угрозах в адрес родственников.

Усилия по наказанию за такие нарушения предпринимаются властями лишь в отдельных редких случаях. В тех случаях, когда пострадавший отваживается официально обращаться с жалобой, прокуратура отказывается возбуждать уголовное дело, в то время как суды не принимают во внимание заявления обвиняемых о пытках, даже если такие заявления подкрепляются медицинскими документами или показаниями свидетелей. Хьюман Райтс Вотч отмечает, что удалось выявить лишь один случай осуждения должностного лица за применение к задержанному физического воздействия.

Атмосфера безнаказанности усугубляется настойчивыми попытками властей закрыть Чечню для внешнего контроля и не допустить документальной фиксации нарушений. В октябре Россия отказала спецдокладчику ООН по пыткам в праве проводить внезапные инспекции и общаться с задержанными в конфиденциальной обстановке, в результате чего спецдокладчик был вынужден отложить свой визит в Россию и посещение Чечни на неопределенное время. Следует отметить, что выдвинутые спецдокладчиком требования являются стандартными для его посещения любой страны мира.

Хьюман Райтс Вотч настоятельно призвала Комитет ООН против пыток - международный орган по мониторингу соблюдения соответствующей конвенции ООН 1984 г. - прямо поставить перед Россией вопрос о необходимости прекращения актов пыток, обеспечения ответственности по таким фактам и недопущения их в будущем. "Комитет должен воспользоваться рассмотрением ситуации в России, чтобы призвать российские власти к конкретным шагам по прекращению практики пыток, которые должны включать проверку жалоб, привлечение виновных к ответственности и обеспечение пострадавшим правовой защиты и компенсации", - заявила Х. Картнер. Хьюман Райтс Вотч также призвала международных партнеров России, в том числе Евросоюз, у которого на 24 ноября намечен очередной саммит с Москвой, интегрировать рекомендации ооновского комитета в повестку двусторонних отношений. Необходимо также настаивать на адекватном и своевременном выполнении этих рекомендаций.