По завершении голосования на референдуме о независимости и выборах президента в Южной Осетии в Междунаром пресс-центре прошла итоговая пресс-конференция международных наблюдателей. Руководители различных миссий (Польша, Армения, Россия, Приднестровье и др.) в присутствии СМИ подписали предварительное заключение по итогам наблюдения.

Руководитель миссии Международного Института Электорального Мониторинга (IIEM) Роберт Смолянский заявил, что выборы в Южной Осетии прошли по "народным стандартам" и количество проголосовавших свидетельствует о том, что осетинский народ готов жить в своей стране по собственным законам.

ИА REGNUM публикует полный текст заключения:

Мы, группа международных (иностранных) наблюдателей, представители неправительственных организаций, парламентов, политических партий и СМИ различных стран мира, провели наблюдение за организацией и проведением референдума и выборов Президента Республики Южная Осетии (РЮО) 12 ноября 2006 года.

В своей деятельности мы руководствовались принципами объективности, открытости, справедливости и беспристрастности, закрепленными в Кодексе поведения международных наблюдателей, принятом Организацией Объединенных Наций в 2005 году, а также в других международно-правовых документах.

В течение дня голосования международные (иностранные) наблюдатели посетили большинство участков из числа образованных на территории Республики. Свои наблюдения и замечания международные наблюдатели заносили в персонализированные формуляры.

В голосовании в соответствии с национальным законодательством приняли участие граждане РЮО, которым на день голосования исполнилось 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, что соответствует принятой в мировой практике регламентации принципа всеобщего избирательного права.

Все участки для голосования открылись в соответствии с Избирательным Законадательством РЮО не позднее 8:00 и закрылись ровно в 20:00. По нашим данным, не было ни одного участка, где по каким-либо причинам голосование не проводилось. Избирательные комиссии были укомплектованы и обеспечены необходимой документацией и материалами.

Информационные материалы для избирателей присутствовали в помещениях для голосования на всех участках.

На всех участках была размещена информация на трех языках: осетинском, русском, грузинском, что позволило обеспечить полное информирование избирателей.

Ни на одном из посещенных международными наблюдателями участков не выявлены факты вмешательства в работу избирательных комиссий административных либо правоохранительных органов.

Ни одному наблюдателю не было отказано в получении информации о процессе голосования.

Ни давления, оказываемого на избирателей, ни их запугивания международные наблюдатели не выявили.

Процедуры голосования исполнялись в точном соответствии с Избирательным законодательством Республики Южная Осетия.

Отмеченные международными (иностранными) наблюдателями замечания. и отдельные недостатки, носящие технический характер, в целом не повлияли на свободное волеизъявления граждан Республики Южная Осетия позволяют достаточно достоверно установить результаты референдума и выборов президента РЮО.

На основе проведенного наблюдения международные (иностранные) наблюдатели пришли к общему заключению о том, что состоявшийся голосование соответствовал национальному законодательству, общепризнанным принципам и нормам организации и проведения демократических выборов, большинство из которых равно применимо и к демократическим референдумам. Такая наша оценка основывается на следующих выводах:

1. Назначение, подготовка и проведение референдума и выборов президента РЮО осуществлены на основе законодательства РЮО.

2. В ходе голосования нарушений принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании не выявлено.

Фактов прямых или косвенных ограничений права на участие в референдуме в зависимости от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не зафиксировано.

Участие избирателей в голосовании было организовано на равных основаниях. Избиратели участвовали в голосовании непосредственно и лично осуществляли свое волеизъявление непосредственно. Голосование осуществлялось в надлежащем образом оборудованных кабинах для тайного голосования, что обеспечило соблюдение принципа тайного голосования и требования о недопустимости контроля за волеизъявлением избирателя.

3. В ходе общего проведения референдума и выборов президента РЮО соблюдались принципы свободных и справедливых выборов Мы убедились, что гражданам в достаточной степени была обеспечена возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свои выбор относительно своего участия или неучастия в голосовании в допускаемых законом формах и законными методами, и созданы равные правовые условия участия в референдуме. Законодательством РЮО предусмотрен механизм защиты избирательных прав граждан, в том числе судебной, который оценен нами как действенный и позволяющий гражданам защитить свои права в случае их нарушения в ходе кампании референдума.

4. Принцип открытости и гласности референдума в достаточной степени реализован. Информация, в том числе официальная, о референдуме была доступна всем заинтересованным лицам.

ЦИК РЮО аккредитовала всех международных (иностранных) наблюдателей, изъявивших желание принять участие в мониторинге референдума. Обеспечивались их статус и полномочия, предусмотренные международными документами.

5. Принцип проведения выборов избирательными органами (избирательными комиссиями) в полной мере реализован. Организация референдума РЮО и обеспечение избирательных прав граждан на всей территории республики осуществлялись избирательными комиссиями (во главе с постоянно действующей Центральной избирательной комиссией РЮО), действующими в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством, самостоятельно и независимо. Фактов влияния на их деятельность со стороны органов государственной власти РЮО и органов местного самоуправления не зафиксировано.

6. Силами неправительственных организаций был организован Международный пресс-центр, который обеспечил бесперебойную работу средств массовой информации по освещению подготовки и хода голосования.

Данное Заключение открыто для присоединения всех, кто разделяет наши оценки и выводы.