Обзор ростовских СМИ за 1-8 ноября

Экономика

В материале "Уборка с территории" газета "Южный репортер" рассказала о подробностях дела по признанию незаконной приватизации земельного участка в районе набережной реки Дон в центре Ростова. Газета напомнила, что в решении суда договор купли-продажи земли в общую долевую собственность, который заключили ОАО "Донинтурфлот", ООО "Тихий Дон" и ООО "Арго" с областным отделением Российского фонда федерального имущества, признан недействительным. РФФИ суд предписал вернуть компаниям денежные средства, полученные по договору.

"Но в ходе судебного разбирательства выяснились интересные подробности: слово "набережная" подразумевает как минимум три смысла, - продолжает "Южный репортер". Это гидротехническое сооружение, градостроительный термин и место массовых гуляний ростовчан. По смыслу между этими словами настоящая пропасть, на деле - не более трех метров. Однако каждое из понятий регулируется разными законами, которые могут противоречить друг другу". Помимо прокуратуры, которая оспаривала законность сделки, свои резоны были у ЗАО "Донской причал". Эта компания заключила с администрацией города договор простого товарищества на благоустройство территории набережной. "Благоустройство" заключалось в укладке тротуарной плитки и строительстве многочисленных питейных заведений. Еще одна сторона - ОАО "Донинтурфлот" - владеет капитальными строениями на набережной - бывшей гостиницей и речным вокзалом. Поскольку территория, подконтрольная "Донскому причалу", вплотную приблизилась к владениям "Донинтурфлота", судебное разбирательство сыграло на руку "Донскому причалу". Как сообщил газете источник в мэрии города, владелец компании "Донской причал" Леонид Гогорян оплатил показательную акцию протеста в центре города под общим слоганом "Руки прочь от набережной!" На улицу вышли несколько десятков активистов. "У господина Гогоряна много денег, он решил устроить ажиотаж вокруг этого вопроса, - цитирует газета источник. - Они долго спорили с "Донинтурфлотом", кто из них поставит киоск по продаже пива на клочке земли на набережной".

В "Донинтурфлоте" решение суда признали "небесспорным", но от комментариев уклонились. В прокуратуре же считают, что "дело о набережной" может стать прецедентным для всех предпринимателей, владеющих земельными участками в водоохранной зоне реки Дон. Тем не менее, проигравших в этой истории, считает "Южный репортер", нет. Угрожающий тон прокуратуры вряд ли возымеет какое-либо действие. Предпринимателям и собственникам, по крайней мере, тем, которые представлены на набережной, ничего не грозит. Как пояснили "Южному репортеру" в администрации города, прокуратура опротестовала лишь договор купли-продажи, а не саму собственность. "Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, собственник объекта недвижимости имеет право по своему выбору приватизировать землю или взять ее в долгосрочную аренду на 49 лет", - пояснил собеседник газеты.

О результатах тяжбы вокруг "Торгового дома Максимовых" рассказала газета "Город N" в публикации "Продается "уже месяц как не памятник". Историческое здание, расположенное в центре Ростова, "торговый дом Максимова" выставили на продажу как оптово-розничный комплекс за $12 млн. Депутату ЗС области Олегу Бояркину удалось победить в облсуде, доказав, что его собственность не входит в реестр памятников. Юристы администрации области готовят жалобу в Верховный суд.

Криминал

Подробности судебного заседания по делу Сергея Бидаша рассказала газета "Коммерсант - юг" в публикации "Бывшего гендиректора "Тагмета" посадили за разбитое стекло". Как сообщает газета, Таганрогский городской суд признал виновными в мошенничестве бывших гендиректора ОАО "Тагмет" Сергея Бидаша и заместителя главного бухгалтера завода Владимира Орлова. Господин Бидаш осужден на шесть лет, его подельник проведет в колонии на два года меньше. Осужденные своей вины не признали.

Разбирательство по делу продолжалось более четырех лет. Текст приговора, содержащий около 200 страниц, судья Богдан Иванкович оглашал два дня. Суд счел недоказанными обвинения в лжепредпринимательстве, однако признал Сергея Бидаша и Владимира Орлова виновными в мошенничестве, растрате в крупном размере, совершенные организованной преступной группой. С 1999 по 2001 год они незаконно получили возмещение по экспортному НДС в размере 107 млн рублей за якобы организованные поставки мозаичного стекла в Латвию. Партнерами по сделкам выступали, по мнению следствия, подставные фирмы из Москвы и компании США, зарегистрированные в офшорных зонах. Всего было осуществлено десять поставок общим весом 800 тонн. НДС был возвращен заводу за девять поставок, а когда в сентябре 2001 года руководство "Тагмета" в десятый раз обратилось в налоговые органы, фискальной службе это показалось подозрительным, налоговики отказали заводу в возврате НДС, а главное следственное управление ГУВД Ростовской области возбудило. После заседания гособвинитель Анатолий Хилобок сказал, что, хотя наказание, которое суд назначил господам Бидашу и Орлову, несколько меньше того, что просило для них обвинение (семь и пять с половиной лет соответственно), прокуратура удовлетворена приговором, так как подсудимые получили реальные сроки лишения свободы.

Осужденные виновными себя не считают, и защита намерена добиваться отмены приговора. В жалобе адвокаты намерены перечислить многочисленные, по их мнению, процессуальные нарушения, которые были допущены в ходе следствия и суда. Наиболее значительным нарушением защита считает сам факт, от которого отталкивалось следствие. Сергея Бидаша и Владимира Орлова обвинили в том, что под видом стекла для мозаичных работ они отправляли потребителям из стран Балтии бутылочное стекло. То, что в ящиках находится не мозаичное стекло, а простые битые бутылки, по данным следствия, обнаружила кладовщик белорусской таможни.

"Что было обнаружено в Белоруссии, несущественно, - говорит Валерий Лысенко. - Согласно действующему законодательству, российский участник экспортных поставок может получить возврат НДС после того, как товар определенного наименования, качества и в определенном количестве пересек границу России. В ходе следствия и в судебном заседании были опрошены представители Северной таможни Москвы, которая оформляла таможенные документы. Все они подтвердили, что границу России пересекли ящики с мозаичным стеклом. Более того, есть заключение эксперта о качестве стекла и таможенная декларация. Но ни следствие, ни суд не сочли эти документы и показания заслуживающими внимания". О невиновности господ Бидаша и Орлова, по мнению защиты, свидетельствует и позиция ОАО "Тагмет". "Следствие утверждает, что бывшие руководители нанесли заводу материальный ущерб в размере 108 млн рублей, - рассказал газете Тагмета" адвокат Иван Зайцев. - Но, по нашему мнению, ни в ходе следствия, ни при судебном разбирательстве это утверждение доказано не было. Поэтому мы просили вынести оправдательный приговор".

Поп-культура

О посещении Филиппом Киркоровым Ростова, города его громкой славы, рассказала газета "Комсомольская правда-на-Дону" в публикации "Ночь Киркорова в Ростове стоит 25 тысяч рублей". Как описывает газета, "никто не предполагал, что после конфликта между Филиппом Киркоровым и Ириной Ароян певец вернется в Ростов, но это все-таки случилось". Киркоров был приглашен на фестиваль донских вин, гвоздем которого стал его концерт, билеты на это действо стоили около 4 500 рублей. Певец поселился "в самом шикарном номере гостиницы Don-Plaza - президентских апартаментах стоимостью 25 тысяч рублей в сутки". В тот же вечер, удалось узнать газете, он поехал выступать в театр Горького на заказной концерт. После выступления Киркоров вернулся в свою резиденцию, которая состояла из спальни, ванной, рабочего кабинета и столовой. Кстати, в прошлый свой визит два года назад Киркоров останавливался в гостинице "Ростов", напоминает газета, но, видимо, не захотел возвращаться в то место, где оскандалился.

Весь день 6 ноября до 16 часов Киркоров просидел в номере, пока не пришло время ехать в "Роствертол". А в это время под гостиницей собрались поклонники Киркорова, ожидавшие его с утра на холоде несколько часов. "Когда он, наконец, появился, в его глазах не было ни капли наигранности, вульгарности, презрения к Ростову, звездности, а только простота и любезность", - описывает газета впечатления поклонницы певца. Девушка взахлеб рассказывала, что "Киркоров даже разрешил ей сфотографироваться с собой, чего она не ожидала". А потом еще подписал и открытку. На концерте в "Роствертоле" Киркоров выступал примерно полтора часа и сменил три костюма. В один из моментов он не удержался напомнить публике о том, что то навсегда связало его с Ростовом. Во время концерта одна девушка решила подняться на сцену и отдать букет лично, но охрана ее не пускала. И тут певец оживился: "Она же не в розовой кофточке, пропустите ее!" "Эту фразу зал воспринял, как милую шутку, и больше данный вопрос не поднимался",- умиляется "Комсомольская правда - на-Дону". Газета не поленилась позвонить виновнице ростовской славы Киркорова Ирине Ароян. Но Ирине, по ее словам, нет никакого дела до Киркорова. "У меня другая жизнь, я занимаюсь любимым сыночком Максимом, - ответила она коллегам. - И очень хочу, чтобы люди не напоминали мне о скандале, которому уже два года. Такое ощущение, что я живу с Филиппом Киркоровым в одной квартире! Только вот это соседство мне не особенно приятно".

Экология

О радиационном ЧП на "Тагмете", которое случилось 2 года назад, но стало известно только сейчас, рассказала газета "Город N" в материале "Подковерная радиация". Общественность получила информацию о ЧП только спустя два года после аварии и вопреки воле руководства завода. В редакцию газеты "Город N" поступил совместный пресс-релиз таганрогской общественной организации "Комитет народного контроля" и альтернативного профсоюза "Тагмета" СОЦПРОФ. В нем сообщалось, что в ноябре 2004 года на ОАО "Тагмет" произошла плавка радиоактивного металла. В результате, по сведениям авторов пресс-релиза, радиационный фон в мартеновском цехе повысился в несколько раз и рабочие получили вредные для здоровья дозы облучения. При этом руководство завода не предало факт огласке, а судьба отлитого в тот момент металла остается неизвестной. "Город N" запросил соответствующую информацию в прокуратуре области, ФСБ, администрации области. Руководство "Тагмета" получило от газеты официальный запрос, но единственной реакцией был неофициальный визит представителя завода в редакцию с целью объяснить, почему сейчас писать об этом несвоевременно.

Причиной ЧП в ноябре 2004-го стало попадание в переплавлявшийся металлолом радиоактивного источника (скорее всего, прибора в защитном кожухе, что позволило успешно миновать дозиметрический контроль). Факт повышения уровня радиации и вывоза радиоактивных отходов (РАО) подтверждают и руководство завода, и многочисленные документы проверяющих органов: да, в мартеновской печи № 6 12 ноября 2004 года был обнаружен цезий-137. В отчетах для прокуратуры специалисты "Тагмета" сообщают, что обнаружили повышение фона 11 ноября при плановом осмотре. Печь остановить приказано было только на следующий день. Измерения в мартеновском цехе "Тагмета" 12 ноября 2004 года показали превышение допустимых пределов радиации до 60 раз выше нормы. Через несколько недель мартеновская печь была разобрана, а радиоактивные отходы вывезены на оперативно построенный на территории "Тагмета" спецсклад (кстати, недалеко от пляжа, в водоохранной зоне Азовского моря).

Член альтернативного профсоюза завода Алексей Цивенко собрал заявления рабочих, связывавших ухудшившееся состояние здоровья с радиацией. Таганрогский помощник депутата Госдумы Рубена Бадалова Александр Пономарев (он же возглавляет Комитет народного контроля) настоял на проведении прокурорской проверки. Природоохранная прокуратура Таганрога провела расследование по статье "Сокрытие информации о чрезвычайной ситуации". Вердикт: ввиду отсутствия состава преступления в возбуждении уголовного дела отказать. "По всем законам, экологическая безопасность не может быть секретом, - пишет газета. Статья 6 закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязывает организации сообщать о ЧС через СМИ. Единственной новостью, которую газете удалось разыскать на эту тему в СМИ, стало сообщение о том, что завершен капитальный ремонт в трубопрокатном цехе № 1. Хотя управление ФСБ по Ростовской области сообщило газете, что "не располагает информацией" о том, что какая-либо информация по поводу происшествия признана секретной. В середине августа этого года активисты записали на видео рейсы спецмашин предприятия "Радон", начавших разгружать могильник радиоактивных отходов "Тагмета". По договору "Радон" обязан вывезти отходы до 1 декабря на свой полигон, но, по всей видимости, он сделал это заранее. По документам, контейнеры должны содержать только битый кирпич, но это - низкоактивные отходы. "А где 250 тонн металла, которые в тот день плавили в печи?" - спрашивает " Город N".

Заместитель областного министра промышленности Владимир Бартеньев объяснил на основе присланного ему из "Тагмета" факса: "Из плавки, находящейся в печи перед ее остановкой, были отлиты слитки. Металл признан безопасным в радиационном отношении и допущен к использованию без каких-либо ограничений". "Такого, чтобы металл в печи остался чистым, не может быть, - считает Алексей Яблоков, советник Российской академии наук, председатель фракции "Зеленая Россия" в партии "Яблоко". - Должна была возникнуть наведенная радиоактивность и образоваться высокоактивные отходы. С ними предприятия системы "Радон" не имеют права ничего делать". "Нужна всеобщая диспансеризация рабочих и жителей ближайших районов: радиоактивная сажа из газоотводной трубы могла осесть на город. Нужны выявление точного числа пострадавших и их реабилитация. Нужен сплошной мониторинг радиационного фона по всему городу. Наконец, нужно найти, куда ушел "фонящий" металл, и изъять его для захоронения", - говорит Александр Пономарев. "Руководство "Тагмета" ведь здравомыслящие люди, к тому же, вы знаете, на заводе сертифицирована система управления качеством. Наверное, они все тогда сделали правильно, - приводит газета мнение зам. министра промышленности РО Владимира Бартеньева. - Зачем было предавать ситуацию широкой огласке? Конечно, любому предприятию, работающему с иностранными партнерами, информация даже о ликвидированных инцидентах невыгодна". Газета напомнила, что радиоактивный металлолом и трубы в Ростовской области в последнее время обнаруживаются часто. В конце октября начальник Южного таможенного управления Игорь Литвинов сообщил, что с начала года на постах выявлено более 1600 случаев перемещения радиоактивных грузов через границу, в основном это металлолом, который везут из Украины в Россию. Перечислив ставшие достоянием гласности случаи, газета делает вывод: "радиоактивный металлолом по Ростовской области ходит. Нет гарантии, что случай в ноябре 2004 года, о котором общественность - то есть мы с вами, жители области, - ничего не знала, был единственным. Существует возможность тихо замести следы ЧП, которой и пользуются предприятия, работающие с иностранными партнерами". "ОАО "Тагмет" ни в какой форме не ответило на запросы "Города N" за все те недели, пока готовилась публикация: увы, по закону частное предприятие общаться с газетой не обязан", - констатирует газета.

Общество

Газета "Аиф-на-Дону" в своем очередном номере подготовила отклики жителей области по волнующим их темам, объединив их заголовком "Об очковтирательстве, ожидании льготных лекарств и полном хаосе в сфере ЖКХ". Как пишет газета, оценивая письма читателей, острее всего на Дону стоят такие вопросы, как: разруха в сфере ЖКХ (полнейшее бессилие коммунальных служб; явный недостаток информации о том, как сделать выбор: обслуживать ли с 1 января свою квартиру самостоятельно, доверить ли это ТСЖ или управляющей организации), ставшее нормой отсутствие нужных льготникам лекарств, ложь и бездействие местных властей, транспортные проблемы. Под заголовком "Мы живём в потёмкинской деревне!" газета публикует письмо из Новошахтинска, о том, что перед приездом в город губернатора области местные власти развернули "имитацию бурной деятельности": "Протянули по 15 км труб по улицам Стахановской и Отечественной. На самом же деле ни здесь, ни на других объектах работы по газификации весь год не велись!" Только уехал губернатор Чуб - газосварщиков как ветром сдуло, жалуются читатели газете. Работы по сию пору так и не возобновились, хотя прошёл месяц.

"Нас посылали по инстанциям, а мы бы послали их ещё дальше": Жители дома №23 по улице Волкова в Ростове жалуются, что отплату за недопоставленное в прошлом году отопление, которую им частично вернули, после сейчас снова начислили.

На возмущения жильцов в ЖЭУ №35 заявили: "Жалуйтесь, куда хотите". Чуть раньше, в августе, в квартирные счета добавили по 500 рублей за ремонт подвала в следующем году. Что за ремонт, откуда такие суммы, людям не ответили в приёмной ЖЭУ, отправив их в бухгалтерию. Бухгалтерия послала в техотдел, а техотдел - в управляющую компанию по ул. Планетной N6. Управляющая компания, в свою очередь, отправила в дирекцию по ул. Добровольского N24. А дирекция послала в ЕРКЦ (ул. Добровольского N11). "И только после того, как сотрудники ЕРКЦ отругали по телефону работников управляющей компании, последние хоть какие-то документы нам показали",- пишут ростовчане. С августа не может получить льготные лекарства от осложнений диабета жительница города Аксай. Чтобы узнать, почему, 3 месяца она пытается дозвониться на "горячую линию" областного Минздрава. "Не поверите, звоню даже среди ночи! - пишет женщина в материале "Линия перегружена...". Получая всегда один и тот же ответ о том, что линия перегружена, жительница Аксая пишет газете, что и сама эта льгота, что "горячая линия" - фикции.

О проблемах с получением льготных лекарств рассказал инвалид из Ростова в материале "Лекарственная чехарда". Он пишет, что в аптеках для льготников нужного ему лекарства, а "в свободной продаже - пожалуйста!" "Зачем вообще надо было в очередной раз переделывать перечень, исключив или заменив 500 препаратов?! Почему своего льготного лекарства люди по-прежнему ждут по 2-3 месяца?" - задает вопросы ростовчанин. И жалуется, что ростовскую аптеку N6 для льготников собираются перевести на второй этаж поликлиники N1, где "тесно, душно, негде сесть". Врачам запретили выписывать дефицитные льготные медикаменты, делает вывод пенсионерка из Белой Калитвы в публикации "Сила врачей и бессилие льготников". Когда ей, ветерану труда, живущей на скромную учительскую пенсию, понадобился препарат детралекс, "хирург районной поликлиники N1 Соколова наотрез отказалась выписать рецепт", заявив, что ей не разрешает главврач. Пенсионерке выписала лекарство участковый терапевт. Когда она писала рецепты, жалуется пенсионерка, вошли медсестра и ещё какой-то медработник и "зашипели на неё". "Но ведь женщине эти лекарства необходимы!" - возразила им терапевт. "Неужели каждый раз мне с такими муками придётся получать льготные лекарства?" - ужасается пожилая женщина.