Как ранее сообщалось, 9 ноября парламент Эстонии принял в первом чтении законопроект о сносе "запрещенных сооружений", допускающий демонтаж знаменитого "Бронзового солдата" в Таллине. Рассмотрение еще одного законопроекта, который позволяет переносить воинские захороенения и мемориалы по усмотрению правительства без учета мнения общественности, муниципальных властей и родственников погибших, отложено. Данные законопроекты вызвали бурную дискуссию в самой Эстонии и резкую реакцию российских политиков и парламентариев. По просьбе ИА REGNUM данное решение прокомментировал президент российского Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

"Я огорчен этими новостям из Эстонии, - сказал он. - Я считаю, что парламент этой страны стоит на грани принятия достаточно безответственного решения, которое внесет новый раскол в эстонское общество. Тема исторической памяти и всего, что связано с советским периодом истории страны, особенно болезненна для людей старшего поколения, которые сами пережили войну. Для многих жителей Эстонии, как граждан, так и неграждан, принятие законов, которые позволят властям снести памятник советским воинам и по своему произволу обходиться с захоронениями погибших красноармейцев, - это прямое оскорбление памяти о Победе над фашизмом".

"Честно говоря, я не понимаю, чего добиваются этим эстонские политики, - продолжил правозащитник. - Общество в Эстонии и так расколото, зачем наносить очередную пощечину одной из его частей? Я не вижу, чтобы за этим стояли какие-либо иные мотивы кроме конкурентной борьбы разных политических сил и сиюминутного желания некоторых из них выглядеть большими "патриотами", чем их политические конкуренты. На мой взгляд, такими действиями они позорят себя и свою страну в глазах мирового сообщества. Трудно понять и логику тех, кто заявляет, что восстанавливает некий баланс, когда объявляет героями наряду с теми, кто воевал против фашизма, еще и тех, кто сражался против советской оккупации. С точки зрения современного общества, и с моей личной точки зрения, это тоже дикость, потому что речь идет о людях, которые не просто боролись с оккупацией своей страны иностранной державой, а выступали при этом на стороне нацистской Германии. Какие-то попытки придать легитимный статус и оказать официальную государственную поддержку таким людям находятся в полном противоречии с тем, как весь мир относится к фашистскому режиму".

"Символы в таких тонких вопросах очень много значат, - отметил президент Центра развития демократии и прав человека. - Сочетание этих двух шагов - героизации тех, кто сражался на стороне нацистской Германии, называя их борцами за свободу Эстонии, и объявления "запрещенными памятниками" памятников советским воинам, которые шли в Эстонию не с оккупаций, а сражаясь против нацистов, и, самое страшное, - допущение перемещения и уничтожения воинских захоронений, говорит о том, что что-то не в порядке в эстонском королевстве".

"Да, действительно, Эстония вошла в состав СССР недобровольно; при этом пострадали многие эстонцы, по отношению к которым были применены репрессии; да, имели место массовые нарушения прав человека, и Эстония не была свободной почти 50 лет; тем не менее излечить раны от насилия, несвободы и репрессий путем новой несправедливости, путем героизации такого крайнего проявления насилия и тирании как нацизм, абсолютно невозможно. Это только наносит новые раны конкретным людям и обществу в целом, - подчеркнул Юрий Джибладзе. - При всем том я хотел бы отметить, что я отнюдь не разделяю позицию российских властей, которые используют реальную проблему нарушения прав меньшинств и героизации нацизма в сугубо внешнеполитических интересах. Я не верю, что за этим стоит реальная тревога и забота о судьбах конкретных людей в странах Балтии. К сожалению, уровень враждебной риторики и масштаб конкретных действий, направленных на помощь людям, несопоставимы".

Юрий Джибладзе также подчеркнул, что и в самой России ситуация далека от благополучия. "Выдвигая проект резолюции Генеральной ассамблеи ООН "О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", Россия в качестве единственной проблемы, которая ее беспокоит, указала на положение в странах Балтии. Однако это было сделано всего несколько дней спустя после того как в разных городах нашей страны прошли активные выступления радикальных националистов и на фоне антигрузинской кампании, ставшей следствием позиции высшего руководства страны", - отметил он.