Как ранее сообщалось, на 15 ноября в Госдуме намечено рассмотрение во втором чтении законопроекта, внесенного депутатами-единороссами Евгением Багишвили, Алексеем Гузановым, Михаилом Емельяновым и Александром Харитоновым, а также и либерал-демократом Алексеем Митрофановым, который предусматривает внесение очередных существенных поправок в федеральное избирательное законодательство. По просьбе ИА REGNUM эту инициативу прокомментировал руководитель Дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев.

ИА REGNUM: Аркадий Ефимович, сегодня Комитет Государственной думы РФ по государственному строительству рекомендовал палате принять ряд поправок, объединенных в законопроект "О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и Гражданский кодекс". Речь идет, в частности, об отмене порога явки избирателей на выборы. Как вы оцениваете это предложение?

Напомню, что не так давно была отменена строка "против всех", и отмена порога явки укладывается в ту же линию снятия ограничений, которые препятствовали проведению выборов и избранию в случае, если избиратели негативно относятся ко всем кандидатам.

Раньше, когда избирателям не нравились все кандидаты, они имели возможность проголосовать против всех и тем самым сорвать выборы, проводимые в нарушение их прав. Но после того как графа "против всех" была отменена, осталась единственная возможность выразить свое отношение к таким выборам - путем неявки. Теперь планируется снять все ограничения на проведение выборов без избирателей. После отмены порога явки избиратели, если им не нравятся все кандидаты, уже никак не смогут воспрепятствовать проведению таких выборов.

События в Дальнегорске, на самом деле, представляли собой некий сигнал, который наши законодатели и власти не восприняли правильно. Дело в том, что во втором туре голосования по выборам мэра там уже не работали оба эти сдерживающие фактора, и мы увидели модель ситуации, когда можно выбить популярного кандидата или двух кандидатов и оставить только таких, которые совершенно не пользуются поддержкой избирателей, однако воспрепятствовать их избранию можно только заставив их самих снять свои кандидатуры.

Теперь возникает реальная опасность, что можно будет устранять кандидатов как с помощью административного ресурса, так и просто по-бандитски и таким образом протаскивать их непопулярных соперников. При этом полностью перекрыта возможность избирателям как-то выразить свой протест против происходящего.

Обратите внимание, что эта поправка входит в состав законопроекта, который значительно облегчает недопуск и снятие кандидатов с выборов. Это не только запрет баллотироваться кандидатам с непогашенной судимостью по тяжким и особо тяжким преступлениям, но и возможность отказа в регистрации за ненадлежащее оформление документов, за неполноту сведений.

Те, кто поддерживает отмену строки "против всех" и снятие порога явки, ссылаются на то, что на Западе нет подобных норм. Однако на Западе нет и таких избирательных залогов как в нашей Липецкой области, которые были бы в тысячу раз выше прожиточного минимума, там другая ситуация с административным ресурсом, там не отстраняют кандидатов от выборов так, как это происходит у нас. Сейчас, например, на выборах в Пермском крае отказывают в регистрации серьезным кандидатам пользующимся популярностью среди избирателей, "забраковав" 16 подписей из 800, и при этом даже не принимают во внимание свидетельства избирателей, что они эти подписи действительно ставили.

ИА REGNUM: По мнению секретаря президиума партии "Справедливая Россия" Александра Бабакова, эти новации выгодны партии власти. Вы согласны с такой оценкой?

Это выгодно для партии власти в том отношении, что она теперь может не бояться устранять соперников с помощью административного ресурса. Сначала перед ней была опасность, что люди проголосуют против всех, потом, когда отменили эту строку, возникла опасность неявки избирателей. Теперь партия власти устраняет и эту опасность, и это стимулирует ее грубо отстранять конкурентов.

ИА REGNUM: В том же пакете поправок есть запрет для кандидатов в ходе предвыборной агитации негативно отзываться о своих конкурентах и говорить о возможных отрицательных последствиях их избрания. Как вы это оцениваете?

Я надеюсь, что Дума это не поддержит, потому что это просто ни в какие ворота не лезет. Как можно лишить кандидата возможности критиковать соперника? Что это будет за борьба, если каждый будет только красиво говорить о себе, но не сможет ни уличить конкурента во лжи или в невыполнении обещаний? Из предвыборной кампании просто исчезает содержательная часть.

ИА REGNUM: Вчера, представляя рейтинг демократичности региональных выборов, прошедших 8 октября, ваш коллега, эксперт Независимого института выборов Александр Кынев говорил о том, что опыт прошедших выборов показал, что кандидаты, опасаясь снятия с гонки по собственной воле перестали затрагивать сколько-нибудь острые проблемы развития страны или конкретных регионов; в результате им ничего не оставалось как поливать друг друга грязью. Теперь и это будет им запрещено. Во что же тогда превратится предвыборная кампания?

Может быть, в соревнование лжецов. Каждый кандидат будет врать о себе все, что захочет, и никто не сможет уличить его. Одно дело - поливать грязью соперника и другое - справедливо критиковать его, но боюсь, что невозможно сформулировать законодательные ограничения так, чтобы надежно отделить содержательную критику от бессодержательной.

ИА REGNUM: Какое влияние последние нововведения могут оказать на развитие нашей избирательной системы и вообще на представительную демократию в России?

Самое негативное. Можно ожидать дальнейшей деградации института выборов. Конечно, все будет зависеть от правоприменения, но мы видим, какие возможности для злоупотреблений открываются. У меня ощущения очень тревожные.