Законопроект о введении финансовых гарантий туроператоров был принят Госдумой РФ в первом чтении. Как уже сообщало ИА REGNUM, документ был внесен правительством 8 сентября 2006 года. Соответствующие изменения предлагается внести в федеральный закон "Об основах туристической деятельности в РФ". Документ устанавливает, что ведение туроператорской деятельности возможно только при наличии финансовой гарантии, которую должны иметь все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации. В качестве таких гарантий рассматривается банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Размер финансовой гарантии для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, составляет 10 млн. рублей, в сфере внутреннего туризма - 1 млн. рублей. Фирмы, работающие в обоих направлениях, должны предоставить гарантию на сумму 10 млн. рублей.

Устанавливается также, что сведения о туроператоре вносятся в Единый федеральный реестр. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма принимает решение о регистрации туроператора и внесении его в реестр не позднее чем через пять дней со дня подачи соответствующего заявления. В противном случае, туроператору должен быть направлен мотивированный отказ в регистрации в те же сроки. Введение Единого федерального реестра туроператоров связано напрямую с отменой лицензирования туроператорской и турагентской деятельности с 2007 года.

О грядущих изменениях в сфере туризма и об их возможных последствиях для отрасли корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель сектора туризма главного управления по культуре и туризму Воронежской области, председатель президиума федерации туризма Воронежской области, действительный член национальной академии туризма Николай Корзон.

ИА REGNUM. Николай Дмитриевич, прежде всего, на ваш взгляд, насколько своевременно принятие этого закона и будет ли он работать?

Николай Корзон. Как чиновник, присутствуя недавно на совещании в федеральном агентстве по туризму, где как раз и рассматривались эти вопросы, я закон этот поддержал. В то же время, как председатель президиума и руководитель Центрально-Черноземного регионального отделения Российского союза туриндустрии, я склонен считать, что в этом законе много неясного, причем сделать его законом прямого действия достаточно проблематично. Как аналитик, человек, посвятивший туризму 36 лет своей жизни, могу сказать следующее: не будет работать этот закон, нет механизма. Разговор был бы долгим, я привел бы примеры, веские аргументы, и стало бы ясно, что не будет работать напрямую этот закон, нужны будут постановления правительства, какие-то приказы, указы, методики, в конце концов. Ну не работает он в том виде, в котором прошел первое чтение.

ИА REGNUM. Но это же со всеми законами происходит, по сути. Какой бы закон не приняли, необходима масса дополнительных постановлений и указов...

Николай Корзон. Ну мы к тому и пришли на совещании - а где хорошо? Почему мы делаем опять так, что получается не совсем хорошо и не очень плохо?

В этом бизнесе, безусловно, есть проблемы - не возврат, невыполнение обязательств, несвоевременная оплата чартеров, несвоевременная оплата блоков мест, гостиниц, объектов размещения. Причем идет жесткая конкурентная борьба, фирмы начинают демпинговать. Приведу один пример. По официальным статистическим данным, за этот год количество желающих отдохнуть в Чехии выросло на 30%, по неофициальным - на 50% за сезон по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна фирма, допустим, поднимает чартерный рейс, обеспечивает наземку - все, полетели туристы. Другие фирмы последовали примеру. И поднимают второй чартер, третий. В результате получается - один самолет полупустой, второй полупустой, третий. Начинают прогорать. Что делать? Снять цепочку проблематично - это значит потерять много денег, потому что есть ввозной и вывозной рейс. То есть один рейс самолет делает пустой, а его надо оплатить. И начинают снижать цены, уже возят туристов за свой счет. Компромиссы какие-либо здесь вообще исключены. Едет одна турфирма в Крым - везет 12 человек, вторая - тоже везет 12 человек, и третья. И все в один санаторий, и все оплачивают автобусный рейс. Ну вы же понимаете, что не грузите автобус полностью - договоритесь, возьмите один автобус, посадите туда 36 человек, завезите их и вывезете вместе. Вы же деньги не потеряете. Нет. Это же мне не друг, он же мой конкурент. Но есть же хорошие примеры в нефтяном бизнесе, работе телефонных компаний - везде договариваются. В туризме договариваться не могут - в силу того, что может быть, действительно, новый проект закона повышает квалификационные требования к персоналу.

Но, видимо, пора это сделать: почему на медика надо учиться, а почему здесь учиться не надо? Ведь это тоже наука, причем непростая. Недавно правительство Москвы заказало исследование в статуправление. Там взяли 11 смежных отраслей, по которым считается экономический эффект в туризме. Функция туризма заключается в одном единственном - в доставке платежеспособного клиента в туристскую дестинацию, а уже здесь его разрывает на сотни мелких туристов сфера обслуживания: гостиницы, рестораны, бары и так далее. Важно, чтобы турист прибыл сюда и оставил свои деньги. Вот тогда туриндустрия работает. А без этого нет туризма.

Как мы считаем экономический эффект от туризма? Увеличение количества туристов в дестинации можно проследить, например, основываясь на данных телефонных компаний: вот турист вошел в роуминг на территории области - вы же знаете, что оператор, который этот роуминг обеспечивает, он получит свои деньги, он заплатит налоги. Как высчитывать экономический эффект от смежников? Швейцарцы, например, 36 смежных отраслей просчитывают, какая динамика развития в этих отраслях происходит. Они высчитали, что 80% газет покупают иностранцы. Таким образом, часть средств, полученных от продажи тех же газет, отчисляется на развитие туризма. У нас же на развитие отрасли из бюджета ничего не отчисляется: чиновники считают, что туризм должен приносить деньги сам по себе. Они особо не знают, как, но знают, что выгодная штука туризм. А к смежникам не подпускают, да и они сами не даются. Да и вообще, строго говоря, методик расчета у нас нет.

Как же определить? Вот в Твери посчитали на мусор: приблизительно каждый житель Твери мусор создает в одинаковом объеме. Зимой, к примеру, вывезли один контейнер мусора, а летом - четыре. Значит, увеличилось количество народа, который мусорит. Значит, будем предполагать, что по меньшей мере в 2 раза увеличилось количество людей в дестинации - за счет туристов. Я предлагал считать на водку - сколько зимой алкоголя выпивается, не считая новогодних праздников, в среднем. Можно считать на алкоголь, колбасу, все что угодно. То есть уровень потребления местных жителей - он примерно одинаков, а любое увеличение в смежных отраслях идет за счет прибывших. А турист - это человек, прибывший из одной точки планеты в другую с любыми целями, кроме зарабатывания денег. Командировочный, больной, абитуриент - все это туристы. Да, командировочные - туристы, прибывшие с деловыми целями. Больные - получают платное лечение, оздоровление. Когда мы сидим и лечимся здесь - мы больные, когда мы поехали в Ессентуки - мы уже туристы.

ИА REGNUM. Если вернуться к вопросу о новом законе...

Николай Корзон. Что касается закона. Как чиновник я поддерживаю все, что делает Федеральное агентство по туризму. Как общественник говорю, что в нем много непонятного, и многое можно было бы изменить, но в силу того, что не все проходит правовое управление правительства Российской федерации... Страхование, например. Как только я включу страховку в пакет и вам его продам - меня обвинят в навязывании услуг. Может ли такой документ, в котором предусмотрено страхование, пройти правовое управление правительства РФ? Безусловно, нет, потому что там есть противоречия Закону о защите прав потребителей. Так что закона прямого действия мы, скорее всего, не дождемся. Нужны ли финансовые гарантии? Да, нужны, безусловно, во всем мире они есть, поэтому я - за закон. Но не в этом виде, однозначно. Будет ли он работать? Конечно, нет. В принципе, по финансовым гарантиям можно договориться полюбовно. Но договорятся не все.

ИА REGNUM. Что касается отмены лицензирования туристической деятельности - как вы к этому относитесь, и что будет с отраслью в регионе в будущем году?

Николай Корзон. Коллапс, вот что будет, как всегда. Когда были делегированы права субъектам федерации, когда я проводил лицензирование, был руководителем лицензионного центра у нас в области - худо-бедно, используя административные рычаги, но порядок был. Потом лицензирование продолжалось на федеральном уровне. Могут 4 человека на 8 часовых поясах проверять работу агентств и операторов? Все это было номинально. Бумажка эта стоила 1300 рублей, все документы, необходимые для ее получения, можно было сфальсифицировать, я говорю вам это как специалист.

Туроператоры будут вноситься в реестр, количество документов, необходимых для попадания в реестр, увеличилось, увеличились и квалификационные требования, необходимо платить уже не 1300 рублей, а 10 миллионов. Это все правильно.

ИА REGNUM. Хотелось бы задержаться на этом вопросе. Допустим, человек хочет поехать в путешествие и его интересует, насколько безопасно работать с тем или иным туроператором - будет ли какой-то источник информации, куда он может заглянуть и посмотреть: вот с ними можно работать, а с этими лучше не связываться?

Николай Корзон. Есть у нас одна фирма, и ее директор еще довольно давно придумал такую вещь. Он предупредил всех агентов, которые с ним работают: ребята, готовьте 5 тысяч долларов - мы будем нести финансовую ответственность, а вы будете ее нести на своем уровне. И тут я его поддерживаю: извините, это отношения хозяйствующих субъектов. Он большой хозяйствующий субъект, а этот маленький. Не хочешь - работай с другими операторами. С тобой не стали работать - заломил большую сумму - снизь сумму или отмени свое решение. Но это уже решение хозяйствующего субъекта.

Комиссия турагентства в лучшем случае 12%, оператор работает от 2% - чем лучше оператор, тем меньше процент прибыли. Причем от 2% на вале, на потоке. Вот я показывал пример нашим молодым сотрудникам - одну заявку отправляет турагентство, и следом - вторую. Вот за момент отсылки двух заявок, которые идут практически одна за другой по сети, 25 заявок по стране проходит, втискивается. Там идет поток, вал.

По большому счету, сейчас можно признать, что федеральное агентство по туризму, изменившее свою структуру за последние 15 лет 20 раз, начинает потихоньку работать. Раньше, и здесь я повторяю слова Драганова, государственной политики в области туризма в России не было. И я думаю, закон "устаканят" потихоньку. Принимать его надо.

ИА REGNUM.Что же в итоге произойдет после 1 января?

Николай Корзон. Ничего страшного не будет. Какое-то количество туристов обязательно пострадают. Я предполагаю, что у нас в Воронеже резко удвоится количество турагентств, потом произойдет следующее: конкуренция возрастает, когда на рынке появляется большое количество предприятий, равных по своим возможностям. Увеличение конкурентной борьбы чревато появлением новых стратегий и инициатив. Кроме того, сюда придут "москвичи" - они будут открывать здесь представительства, филиалы. И сотрут в порошок все мелкие агентства. А это будет так. Я оператор, я несу полную финансовую ответственность, не делю ее с агентством никак. Зачем же я буду кому-то доверять, если я смогу приехать в провинцию, снять офис, поставить своих людей. Если я с агента ничего не возьму, то со своих людей, с филиала - спрос другой. Поэтому потихоньку сюда придут представительства серьезных московских операторов, заключат все те же договоры.

ИА REGNUM. Регламентировано ли в законе как-то оформление новых турфирм?

Николай Корзон. Пока оно никак не регламентируется. Скорее своего, и это обсуждалось на совещании, выпустят постановление правительства, которое будет регламентировать возникновение турагентств. Скорее всего, им придумают такую регистрацию, после которой прежняя покажется просто детским лепетом - добавят документов, заставят привезти договор с оператором, еще каких-нибудь бумаг добавят.

ИА REGNUM. Будет ли какой-то механизм защиты туристов от недобросовестных агентов?

Николай Корзон. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Когда ко мне приходят люди жаловаться - ах, меня надули, практически все, выходя от меня, произносят одну сакраментальную фразу: теперь мы знаем, кого спросить. Так раньше надо было узнавать! И все равно попадаются. Но фирмы должны отвечать.

Все это, конечно, очень неприятно. Для отрасли большой всплеск. Но в результате все будет идти своим чередом.

ИА REGNUM. Николай Дмитриевич, благодарю вас за интервью.