Президиум Сейма Латвии сегодня, 9 ноября, созвал внеочередное заседание парламента с одним вопросом повестки дня: рассмотрение законопроекта "О создании специальной комиссии по подготовке поправок к Уложению Сейма и других, связанных с этими поправками законах", сообщает корреспондент ИА REGNUM. После часовых дебатов "за" создание комиссии проголосовало 68 депутатов при 23 "против" и никого из воздержавшихся. Напомним, это третье пленарное заседание избранного в октябре IX Сейма Латвии и ещё не утверждены составы постоянных парламентских комиссий. В свою очередь избранный спикером парламента Индулис Эмсис (Союз "зелёных" и крестьян) ещё, будучи председателем комиссии по национальной безопасности предыдущего VIII Сейма, выступил с инициативой преобразования ряда комиссий. Например, разделить комиссию по народному хозяйству, среде, аграрной и региональной политике, мол, ни в одном парламенте стран ЕС нет комитета, надзирающего за работой сразу четырёх министерств. Эмсис также предложил объединить комиссии по национальной безопасности и обороне, и комиссию по внутренним делам с комиссией по надзору за борьбой с коррупцией, контрабандой и организованной преступностью. Не удивительно, что дискуссия на сегодняшнем заседании Сейма развернулась не столько по пункту повестки дня как таковому, сколько по поводу того, чем грозит закончиться инициированное правящими партиями создание "специальной комиссии". Бурные дебаты развернулись по поводу завуалированной, как полагает правая оппозиция, ликвидации антикоррупционной комиссии.

Депутат от правой оппозиционной партии "Новое время", экс-министр образования Карлис Шадурскис уверен, что новый Сейм начинает свою работу не с того, с чего следовало бы: "Всем присутствующим известно, что законопроект уже подготовлен: разделить народно-хозяйственную комиссию и ликвидировать антикоррупционную комиссию путём объединения комиссий. (...) Мне очень жаль, что IX Сейм начнёт свою работу первым делом, взявшись не за борьбу с коррупцией, а за борьбу с парламентским надзором над борьбой с коррупцией. (...) Зачем ликвидировать и реорганизовывать то, что хорошо работает? Действительно ли у нас нет другой работы, кроме как вмешиваться в механизм, который был хорошо организован во время VIII Сейма. Эта комиссия сформирована 24 октября 2002 года и очень успешно проработала четыре года". О том, как хорошо работала комиссия, депутатам напомнила её последняя председатель Линда Мурниеце ("Новое время"): "Нет никаких объективных причин этого делать. Единственное, что приходит в голову, кто-то боится данной комиссии. Боится того, что она успешно работая четыре года в прошлом Сейме, привлекла внимание к очень серьёзным случаям, в том числе и к вовлечению в коррупцию самих политиков, их связи с возможными нарушениями закона. Именно комиссия Сейма по надзору за борьбой с коррупцией, контрабандой и организованной преступностью была той, которая активно вовлеклась в процесс оценки "юрмалгейта", заслушивая мнения экспертов и позволяя с ними ознакомиться общественности. Именно эта комиссия подняла вопрос о нечестной предвыборной кампании со стороны отдельных партий и раскрыла огромные пожертвования организаторам кампаний, что в противном случае осталось бы скрыто от общественности. Благодаря этому экономическая полиция возбудила уголовные процессы по факту возможного использования государственных средств на предвыборные "кампании позитивизма". Благодаря ясной позиции этой комиссии, предыдущему и нынешнему премьер-министру не удалось освободиться от успешно работающего руководителя KNAB (Бюро по борьбе с коррупцией и её предотвращению, - ИА REGNUM), как это планировалось, чтобы ослабить борьбу с коррупцией в целом". И так далее. Коллегу поддержал один из предыдущих руководителей антикоррупционной комиссии, депутат от "Нового времени" Айнар Латковскис, отметивший "странность" аргументов позиции: "Например, что антикоррупционная комиссия - это, как бы комиссия "Нового времени". Какого "Нового времени" при таком составе нынешней коалиции? Когда она была сформирована после выборов VIII Сейма, в коалиции "Нового времени" было только 55 голосов, и только одну комиссию тогдашняя коалиция не могла возглавить. При нынешних 59 голосах вы и этой комиссией спокойно можете руководить. Комиссия действительно необходима, так как необходим надзор над теми структурами, которые занимаются борьбой с коррупцией. Второе. 24 октября 2002 года ещё был VII Сейм, коалицией руководил сидящий здесь Андрис Берзиньш (бывший премьер, избран в IX Сейм по списку объединения "Латвийская первая партия/Латвийский путь", - ИА REGNUM). Тогда приняли много важных решений. Например, о создании KNAB, о создании той же самой антикоррупционной комиссии. Это были не только внутриполитические, но и внешнеполитические решения. И если тогда это было, как бы связано с тем, чтобы Латвии было бы легче попасть в состав НАТО и Европейского союза, то сейчас мы являемся членами, как НАТО, так и ЕС. Так что: нам теперь не нужна антикоррупционная комиссия? Каким будет следующий шаг: нам не нужен KNAB?"

В ходе прений неожиданно выяснилось, что кроме правого большинства антикоррупционная комиссия не устраивает и левоцентристскую оппозицию в лице объединения "Центр согласия". Её депутат и зам председателя объединения Янис Урбанович напомнил Шадурскису и "Новому времени": "Я очень хорошо помню, как во время VIII Сейма предлагал сформировать особую комиссию по "юрмалгейту". Мы тогда могли это сделать. Но тогда ещё не был снят с работы мэр (мэр Юрмалы от "Нового времени", - ИА REGNUM), исключён из партии и это вам просто не было выгодно. А ведь "юрмалгейт" как дамоклов меч завис и над головой "Нового времени". Ответов до сих пор нет. Мы только прочитали в Интернете и прослушали де-факто отдельные эпизоды. Там много вопросов, в том числе и к "Новому времени". Я один из членов антикоррупционной комиссии, но последние два месяца не ходил ни на одно её заседание. Почему? Потому что никакой борьбы там нет. Бедные её председатели, будь то господин Латковскис - очень талантливый молодой человек - или Линда Мурниеце. Каждый раз, каждое заседание завершалось размышлениями, что делать на следующем заседании. Это абсолютно лишняя комиссия. Все эти громкие речи и взаимные схватки политической борьбы - ими можно заниматься и здесь. Здесь более громкая трибуна. (...) И вообще, коллеги из "Нового времени", вы ввели такой большевизм в начале VIII Сейма, когда оппозиции в любом вопросе рта нельзя было раскрыть без вашего ведома. Теперь, основанный вами большевизм, продолжается. Пусть тогда у правящей коалиции будет столько должностей, сколько им нужно, чтобы они быстрее начали работать". Напоминание Урбановича привело к банальному выяснению отношений.

Линда Мурниеце: "Я этой комиссией руководила последние два года. Была на каждом её заседании и поэтому хорошо знаю, что мы там делали, как делали и сколько человек участвовали в заседаниях. Господин Урбанович, я только что позвонила в бухгалтерию: вы в последний раз на заседании комиссии были в феврале, два раза. И всё! Это единственные два раза за этот год. Если у вас не было времени посещать комиссию, то могли бы проконсультироваться, что мы там делали и чего достигли. Не надо вводить в заблуждение общественность неправдивыми утверждениями. Это, действительно легко проверить".

Янис Урбанович: "Уважаемая депутат, Линда Мурниеце. Я ходил на эту комиссию тогда, когда видел опасность, что вас могут снять с работы. Точно также я не позволил и чтобы вашего коллегу Латковского сняли бы с работы и Дзинтара Закиса - такие попытки были. Я не позволил этого сделать. Раз есть такая комиссия, в эффективности которой я засомневался после пары заседаний и по-прежнему считаю, что это полностью ненужная комиссия, если все остальные комиссии не действуют консолидировано в этой области. Я считаю, что нечестно идти на комиссию и получать деньги за посещение заседания, если у работы комиссии нет никакого даже малейшего смысла".

Карлис Шадурскис: "Так как Уложение Сейма предусматривает возможность для каждого депутата выступать в дебатах только по два раза, то моя коллега Линда Мурниеце, исчерпавшая свой лимит, попросила сказать вместо неё. Господин Урбанович, тогда, когда вы в феврале два раза посетили антикоррупционую комиссию, Линда Мурниеце была министром обороны и не была руководителем этой комиссии. (смех в зале) Так что, оправдываясь, вы, вероятно, запутались ещё больше".

Любой, наблюдавший эту дискуссию со стороны, невольно мог задаться знаменитым вопросом: "Над кем смеётесь?" Потому, что если Мурниеце утверждает, что руководила этой комиссией последние два года, посещая каждое заседание, и даже запросто в ходе прений звонит в бухгалтерию, а, в свою очередь Шадурскис - что в начале года она, будучи министром обороны, комиссией не руководила, то тогда ещё вопрос, кому и с кем здесь нужно консультироваться? Между тем под конец дискуссии экс-министр экономики, тоже депутат от "Нового времени" Кришьянис Кариньш ещё раз напомнил о возможном международном резонансе: "Когда на международном уровне станет известно, что парламент Латвии ликвидировал антикоррупционную комиссию, кто это объяснит, за это ответит и будет оправдываться? (...) Почти во всех странах-участницах ЕС есть такие антикоррупционные комиссии, в том числе и в соседних странах. Мы хорошо знаем, что чего-то добились в этом смысле и работу надо продолжать. С точки зрения парламентского надзора мы не можем её ликвидировать. Если комиссия будет ликвидирована, господин Калвитис (премьер Айгар Калвитис Народная партия, - ИА REGNUM), вы будете за это ответственны как перед нашим обществом, так и международным". Судя по результатам голосования, правящее большинство реакция общественности, как местной, так и международной не беспокоит. Приняв законопроект, первое заседание "специальной комиссии" назначили сегодня же в 11.30 мск. Как пояснил спикер Сейма, если оно пройдёт успешно, президиум парламента может сегодня же созвать ещё одно внеочередное пленарное заседание.