"К нам приехали братья-славяне".

("Красноярский рабочий", 09.11.06)

В Красноярск с рабочим визитом прибыл президент Словацкой Республики Иван Гашпарович с супругой. Сегодня губернатор края Хлопонин и президент Словакии Гашпарович откроют бизнес-форум в Международном выставочно-деловом центре "Сибирь". Как сообщили в пресс-службе администрации края, в форуме принимают участие представители деловых кругов Словацкой Республики и Красноярского края.

В рамках форума запланированы презентация экономического и инвестиционного потенциала края, переговоры о сотрудничестве между руководителями предприятий края и Словацкой Республики. В составе делегации из Словакии более 30 представителей компаний, которые заинтересованы в организации сотрудничества в отрасли строительства, производства шин, розничной торговли, технологического обеспечения для железнодорожных путей, скоростных дорог. Кроме того, члены словацкой делегации сегодня возложат венки к вечному огню на Мемориале Славы, примут участие в торжественных церемониях открытия памятного знака на Троицком кладбище и офиса Почётного консула Словацкой Республики в Красноярске. Супруга президента также посетит музейно-мемориальный комплекс В. П. Астафьева в Овсянке.

А во вторник Гашпарович встречался в Москве с президентом Путиным. В своей беседе главы двух государств обозначили новые экономические программы, в которых будет принимать участие Россия вместе со Словакией. В первую очередь это осуществление транзита российского газа через территорию республики. Стороны также договорились о реконструкции двух атомных электростанций в Словакии силами российских специалистов и о строительстве линии электропередачи.

"Заксобрание-2007: особенности выбора".

("Сегодняшняя газета", 09.11.06, Илья Обноров)

Безусловно, главное событие начавшегося политического сезона - выборы в Законодательное Собрание объединенного края. Какова будет повестка этого захватывающего политического действа? Попытаться ответить на этот вопрос можно уже сегодня. КЛЮЧЕВОЙ вопрос нынешней политической ситуации - вопрос правящей партии. Собственно, из него и вытекает всё остальное. То, как будут жить люди и в стране в целом, и в отдельно взятом регионе, напрямую зависит от того, какая партия придет к власти. Сегодня это кажется очевидным, однако всё совсем не так. Еще каких-то несколько лет назад ситуация была принципиально иной. Тогда, скажем, будет бюджет региона полон или пуст, зависело от того, какая из финансовых структур сможет провести во власть своих людей. Потому что одна из этих структур, например, имела достаточно мощную "крышу" для того, чтобы вывозить деньги из региона целиком, другая же предпочитала делиться.

Сегодня политическая жизнь протекает совсем в ином русле. Понемногу партии становятся тем, чем они и должны быть: выразителем интересов достаточно большого количества людей, а не прикрытием для деятельности отдельных кланов, иногда фактически и представителями интересов других государств. Наиболее яркий пример этой тенденции - "Единая Россия", которая сумела за эти годы вырасти в политическую структуру, принципиально отличающуюся от партий бурных девяностых. "ЕР" впервые в новейшей истории сумела стать системообразующей политической силой, на которую, с одной стороны, может опираться президент и его администрация в реализации своей внутренней политики на местах, с другой - как выразитель интересов людей, она сама способна влиять на формирование этой политики. Впрочем, к феномену доминирующей партии мы вернемся чуть позже. Пока же поговорим о том, кто еще может появиться на этом поле и какую часть умонастроений людей это выражает.

Влиятельное издание Financial Times недавно опубликовало любопытное исследование, посвященное изменениям, которые произошли в российском обществе за последние шесть лет. По данным газеты, после шоковой терапии девяностых Россия вступила в полосу стабильности и переживает сегодня настоящий потребительский бум. Экономика растет в среднем на 6,6% в год, реальные зарплаты и потребительские расходы - вдвое быстрее: на 13,6% ежегодно. Ведущие западные компании, производящие товары народного потребления, не успевают строить заводы для удовлетворения растущих потребностей россиян. Опережающими темпами развивается и торговля - в страну приходят крупнейшие сетевые гипермаркеты, создаются и аналогичные российские бренды, такие как "Лента" в Санкт-Петербурге или красноярские "АЛПИ". По прогнозам издания, перспективы для роста блестящие: с 2005-го по 2010 год совокупный объем розничных продаж удвоится, выведя Россию с 12-го на 9-е место среди крупнейших розничных рынков мира. В то же время структурно общество осталось разделено примерно так же, как и шесть лет назад. В стране - менее одного процента сверхбогатых людей, которые контролируют значительную часть валового внутреннего продукта. 20% можно отнести к благополучному среднему классу. Как правило, это работники процветающих отраслей: сырьевых, банковского сектора. 70% россиян - так называемый нижний средний класс. Это работники государственного сектора (исключая, конечно, высокопоставленных чиновников) или менее успешных отраслей российской экономики. Как пишет газета, люди эти, составляющие большинство россиян, хотя и не могут позволить себе излишеств благополучного среднего класса, вроде отдыха на Багамах или новой иномарки в автосалоне, всё же имеют доступ в потребительский рай, пусть и ограниченный невысокими зарплатами. Тех, кто не может себе позволить ничего, т.е. по-настоящему бедных людей, в стране около 10%. И хотя экономическое положение каждой отдельной категории россиян неуклонно улучшается, и за минувшие годы даже удалось несколько снизить процент бедных, классовое расслоение, в общем и целом, остается неизменным. Экономическое самочувствие людей - это тот фактор, который является определяющим для успеха той или иной партии. Можно сказать, что достигнутая стабильность и рост благосостояния каждой из социальных групп - это фундамент политических побед "Единой России", набирающей сегодня в среднем по стране более 40% голосов избирателей. А остающееся неизменным классовое расслоение, разница в доходах между различными социальными группами - повод для недовольства и, соответственно, причина появления новых политических сил.

Собственно, потеснить "Единую Россию" на политическом Олимпе сегодня могут политические партии двух типов. Это умеренные, в целом согласные с направлением движения страны, и маргиналы - желающие непременно всё разрушить до основанья и лишь затем... Очевидно, что первые теоретически могут найти поддержку у низшего среднего класса, завидующего своим более обеспеченным согражданам, последние же могут опираться на 10% беднейших, которые не без оснований считают, что всё идет хуже некуда. В объединенном Красноярском крае маргиналов традиционно представляют коммунисты, которые хотя и неуклонно теряют позиции, но всё же остаются реальной политической силой. Альтернативу им может составить такая фигура, как Анатолий Быков, тоже активно использующий резко критическую риторику всего и вся. Попытка же создать мощную партию умеренного типа - это так называемые "актуальные левые", союз "Родины", "пенсионеров" и "Партии жизни".

В том, что вторая мощная партия в дополнение к "Единой России" нужна, сомнений сегодня нет ни у кого, в том числе и у единороссов. Есть только одна проблема на этом пути: кадровая. За время доминирования партии власти на политической арене туда ушли все наиболее политически активные и профессионально подготовленные партийные кадры. Сегодня "Единая Россия" - это партия этаких расторопных мужичков, своеобразные "дрожжи для брожения": движения страны вперед. И наоборот, те, кто объединяется под знаменами актуальных левых, - это оказавшиеся невостребованными, те, кто не сумел найти для себя карьерные возможности в "Единой России". То бишь те же сметливые мужички, но только чуть менее расторопные. Это заметно и по лидерам: достаточно сравнить всероссийского спасателя Шойгу или яркого московского мэра Лужкова с пока малоизвестным Мироновым. Впрочем, многое будет зависеть и от лозунгов. Хотя на сегодня "трехглавые" де-факто не могут предложить реальной альтернативы единороссам, они попытаются сыграть на скрытом недовольстве в обществе. Ведь людям всегда свойственно желать большего, чем они имеют сейчас. Таким образом, предвыборная задача "Единой России" в крае - это убедить людей ценить достигнутое и двигаться эволюционным путем. Политическая задача конкурентов, если они сумеют к выборам в ЗС организоваться и хотя бы отчасти решить проблемы с персоналиями, - разжечь недовольство, сыграть на желании людей создать себе рай на Земле, причем немедленно. Нам же остается надеяться, что политические баталии, которые развернутся в крае с приходом зимы, будут столь же содержательными, сколь и интересными.

"Люди ноября".

("Сегодняшняя газета", 09.11.06, Максим Свиридов)

Новые праздники, пусть они даже и хорошо забытые старые, не так просто прививаются. Объявили новый - День народного единства. Некоторые задаются вопросом, с кем объединяться-то? Объединение и единство - вещи несколько разные, ну да ладно. В ПРОШЛОМ году всё больше теориями занимались - откуда есть и пошел такой праздник и как принято его отмечать. В этом решили, во всяком случае в Красноярске, что выдумывать ничего не нужно: все-таки большая часть жителей имеет устойчивую привычку отмечать государственные праздники, проходя по улицам города в колоннах с флагами и транспарантами. В таком стиле и День народного единства прошел. По инициативе и при участии "Молодой гвардии "Единой России", "Енисейских патриотов", студенческих стройотрядов и движения "Вместе".

Две с половиной тысячи молодых людей прошли по набережной до большого концертного зала под звуки песни в исполнении Софии Ротару: "Я, ты, он, она - вместе целая страна!" Во главе колонны - губернатор края Александр Хлопонин и мэр Красноярска Петр Пимашков. Они вручали паспорта 14-летним жителям краевого центра, тем самым открыв новую традицию. Говорят, было весело и вполне празднично.

А вот "Русский марш" не состоялся. Запретили. Наконец-то у власти прорезался голос. Наконец-то обратили внимание на то, что профашистские штучки - не безобидное развлечение прыщавых подростков. Если явление формируется, значит, это кому-нибудь нужно. Кому? Зачем? Неужто надоела только-только наступившая стабильность - политическая, экономическая, и снова захотелось зрелищ? С попыткой организовать это мероприятие в край даже приезжали специальные люди. У нас самих-то, как пел Высоцкий, "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков".

Зрелище, организованное движением против незаконной эмиграции в Красноярске, получилось жалким. Кучка парнишек пометалась несколько минут по Красной площади, оцепленной стражами порядка, да и всё. Прогнали картинку в рекламных целях, но на нарушения закона никто не решился. Видимо, мама с папой предупредили: оно вам надо? Словом, никуда они не пошли. Но тему для Дня народного единства дали - в официальной колонне шли под лозунгами интернационализма. Если объективно, Великая Октябрьская революция 1917 года признана историками как главное событие прошлого столетия, оказавшее наибольшее влияние на судьбы мира. Другое дело, считать этот день праздником или наоборот. Герострат тоже историческая личность. Он храм сжег. Однако пожарные, например, его день рождения не празднуют, равно как архитекторы и работники культа. Традиционно считается, что на демонстрацию 7 ноября приходят только бабушки и дедушки, в силу привычки и ностальгии по прошлому. Не совсем так. В этом году довольно много было молодых людей. Правда, большинство из них не совсем хорошо знали - для каких целей и по какому поводу их поставили в колонны. Некоторые очень забавно объясняли свое присутствие: "Хотим вернуть прошлое. Говорят, будет лучше". - "А как сейчас живете, не нравится?" - "Почему... Нравится!" Не догадывались молодые, что организаторы с их помощью пытались продемонстрировать преемственность. Или, как это говорилось раньше, "Коммунизм - это молодость мира". Нельзя сказать, что 6 ноября, когда колонны демонстрантов с красными флагами двигались по улицам города, совсем уж нечего было отмечать. Нет таких дней в календаре, которые бы не ознаменовались каким-то событием. Здесь такая же штука. Шестого ноября умерла императрица Екатерина Вторая, ушел из жизни композитор Чайковский, приговорен к смерти Данте Олигьери и открыли Киевский метрополитен. Революция, которая действительно Великая и Социалистическая, произошла 7 ноября. Вообще-то есть такое суеверие: нельзя заранее отмечать день рождения. Даже если так удобнее - выходной, например, выпадает. Или салат остался с Нового года.

Просто массовые скопления людей показывают по телевизору, вот и вся тебе дань памяти, великая историческая дата и прочие высокие порывы. Очень показательная ситуация. Четвертого, в День народного единства, в колоннах были молодые люди, которые, подчеркну, не несут ответственности за события девяностых. В день смерти Екатерины Второй в колоннах шли люди вполне взрослые, которые требовали вернуть им прежнюю империю. У кого требовали-то? Как раз коммунисты в девяностые годы прошлого столетия и делали историю (тогда народными избранниками по традиции коммунистов выбирали), и это они решили, что Россия слишком много дает республикам и мало получает сама. Союз распался из-за этого, по большому счету. "Соседи живут лучше нас". Теперь опять появились "соседи, которые живут лучше", но уже внутри России. Партии, которые побеждают на выборах, люди, которые умеют зарабатывать деньги.

С другой стороны, история-то здесь ни при чем - ни дальняя, ни ближняя. Когда из людей формируют массы, это же не случайно называется "демонстрацией". Нормальный политический ход - продемонстрировать властям свой политический вес, а потом каким-то образом постараться конвертировать это - в депутатские мандаты для организаторов. С этой точки зрения действительно нет никакой разницы, когда выводить людей - в день революции или в день смерти императрицы. И кого выводить. Это же нормально, когда в колонне "пролетарских интернационалистов" всё те же лица, что и в "Русском марше", что на сборищах скинхедов и нацболов? Те, кого не пустили в колонны четвертого ноября, прошли шестого ноября. Да и седьмого к "Женщинам родного Красноярья" присоединились этакие блуждающие по всяческим митингам борцы. Как при этом сочетаются идеи интернационализма и национализма, им, видимо, всё равно.

В отличие от одного коммунистического блока, другой - "Женщины родного Красноярья" - отмечали годовщину революции как и положено: день в день, причем у памятника главному революционеру. Правда, народу было совсем мало, видимо, напраздновались красноярцы за три-то дня и митинговать на площади в рабочий день им было некогда. Да и революций не жаждут. В отличие от нескольких женщин Красноярья, которые, судя по всему, располагают свободным временем в избытке. На протяжении полутора часов они демонстрировали свой революционный дух и для солидности даже разбрасывали листовки. А после митинга пошли, надо полагать, создавать комитеты сопротивления.

Что же касается участников демонстрации четвертого ноября, то они разошлись тихо, вечером был концерт, а днем - десант добрых дел. Им, в общем-то, что-то демонстрировать властям нет никакой нужды. Работать надо.

"Борис Абрамович претендует на покупку "Малев". ("Красноярский рабочий", 09.11.06)

Компания AirBridge Zrt, одним из акционеров которой является генеральный директор авиакомпании "КрасЭйр" и идеолог создания российского авиаобъединения AiRUnion Борис Абрамович, подала заявку на участие в тендере на приватизацию венгерской авиакомпании "Малев".

В августе 2005 года компания AirBridge Zrt уже была признана победителем тендера на приватизацию венгерского перевозчика. Однако тогда венгерское агентство по приватизации объявило итоги конкурса недействительными.

Тем не менее Борис Абрамович в своих выступлениях неоднократно заявлял о твёрдом намерении и в дальнейшем участвовать в конкурсе на покупку авиакомпании "Малев". По его словам, "сохранить имя "Малев", увеличить пассажиропоток и прибыльность авиакомпании за 2-3 года вполне возможно за счёт синергетического эффекта, полученного в результате партнёрства "Малев" и AiRUnion. С одной стороны, авиакомпании, входящие в российское авиационное объединение, способны обеспечить венгерскому перевозчику значительный пассажиропоток для европейских рейсов через Будапешт, а с другой - получить выход на европейские рынки. "Мы тщательно оценили ситуацию, сложившуюся в компании, - заявил Борис Абрамович, - провели детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности, определив реальную инвестиционную стоимость венгерского перевозчика с учётом планируемого синергетического эффекта. В соответствии с этими расчётами была сформирована и подана заявка на приватизацию компании. Я очень верю, что нам удастся сделать из "Малев" сильную авиакомпанию, объединив сеть её маршрутов с рейсами участников авиационного объединения AiRUnion. Это единственный шанс венгерского перевозчика в той трудной ситуации, в которой он находится сейчас". Итоги тендера будут подведены через 2-3 недели.