Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Экономика.

Политика

"Эхо" пишет: "Азербайджан на сегодняшний день придерживается позиции "золотой середины". С одной стороны, официальный Баку осуществляет свои независимые от России энергетические проекты. Но с другой - официальный Баку не делает шагов, которые могли бы привести к откровенному недовольству кремлевской администрации. Кроме того, существует фактор крупных бизнес-проектов, которые азербайджанские чиновники осуществляют в России и имеют хорошие связи в Москве. Данной ситуацией несколько разочарован Запад, который хочет полного обеспечения своих интересов в Азербайджане. Например, США явно недовольны тем, что до сих пор официальный Баку не одобрил пока еще полуофициальных планов по введению санкций против Ирана. Но с другой стороны, в Баку понимают, что Запад в большинстве случаев равнодушен к вопросу территориальной целостности Азербайджана. Идеальным вариантом развития ситуации в карабахском конфликте для Запада мог бы стать компромисс со стороны Азербайджана, который позволил бы вовлечь в сферу своих интересов и Армению, во многом отстранив Россию от большой политической игры на Кавказе. Исключением тут является Турция, которая понимает, что подобное урегулирование карабахского конфликта даст толчок к усилению в регионе Армении, еще большей актуализации вопроса признания "геноцида армян" и т.д. Очень часто можно услышать мнение ярых сторонников либо пророссийской, либо прозападной политики, считающих балансирование пагубной тенденцией, что официальному Баку надо определяться с внешнеполитическим курсом. Но не стоит забывать, что у каждого из вышеуказанных направлений есть свои плюсы и минусы. Если Азербайджан идет на Запад, в этом направлении очевидным плюсом является то, что Запад начнет вкладывать еще больше средств в азербайджанскую экономику (к примеру, строительство транскаспийских трубопроводов), станет еще более способствовать модернизации национальной армии. В случае если Ереван окончательно повернется спиной к Западу, демократическое зарубежье может способствовать в урегулировании карабахского конфликта в пользу своего стратегического партнера в регионе - Азербайджана. При крайней необходимости Запад может даже закрыть глаза на небольшую военную операцию Азербайджана в зоне армяно-азербайджанского противостояния. Кроме того, в случае интеграции Азербайджана с НАТО США и Европа пойдут по наиболее мягкому пути способствования демократическим преобразованиям. Это будет гарантировать нынешней власти спокойную жизнь на многие десятилетия. Это плюсы, в которых есть и заинтересованность официального Баку. Но есть еще и минусы. После интеграции Азербайджана в НАТО наша страна, как и Грузия, станет одним из агентов влияния Запада в регионе. Значит, нам придется принимать решения, которые не будут нравиться России. Например, такие, как формирование миротворческого контингента и его размещение на территории Грузии. Естественно, это вызовет ответный удар со стороны России. В первую очередь речь идет о сотнях тысяч азербайджанцев, работающих в этой стране. Под предлогом наведения порядка в розничной торговле официальная Москва может очистить Россию от азербайджанцев, точно так же, как это сейчас делают с грузинами. Возвращение на Родину огромного количества трудовых мигрантов, доходы которых позволяли безбедно жить их семьям, ухудшит социально-экономическую ситуацию в стране. Это может привести к политической нестабильности, возникновению и усилению некоторых политических движений, за которыми отчетливо просматривается облик Кремля. Также активизируются российские агенты влияния, некоторые азербайджанские чиновники-олигархи, которые начнут играть в свою игру. Не исключено, что их деятельность завершится попыткой скопировать грузинский и украинский вариант структурирования власти, который на этот раз будут организовывать не в Вашингтоне, а в Москве. Кроме того, прозападность Азербайджана заставит официальный Баку дать добро на санкции против Ирана. В результате этого на нашей относительно тихой южной границе возникнет очередной очаг напряженности, а также приведет к активизации некоторых деструктивных "происламских" сил. Чем это напряженность обернется для Азербайджана, еще большой вопрос. Многие убежденные прозападники обычно в таких случаях говорят, что Запад встанет на защиту Азербайджана. Но это на самом деле просто гадание на кофейной гуще. Для примера далеко ходить не надо. На последней сессии Совета Безопасности ООН США согласились на принятие российского варианта заявления по Грузии в обмен на смягчение позиции официальной Москвы в северокорейском ядерном кризисе. Даже официальные грузинские чиновники говорили о том, что между Москвой и Вашингтоном имел место обычный торг. Поэтому никто не может предсказать, на что завтра США обменяют Азербайджан для достижения своих тактических или же стратегических целей". ("Эхо")

"На самом деле, у Азербайджана много схожего с Россией. Там нельзя быть олигархом и находиться при этом в оппозиции к Путину, как то было во времена Ельцина. Но при Путине в России олигархи, как правило, - вне властных структур. Одним словом, олигархия не имеет прямых рычагов влияния на политику правительства, как было прежде. Наоборот, Путин выступает в качестве "верховного судьи". Безусловно, авторитарная система управления экономикой. А у нас ситуация намного проще и... хуже", - пишет "Зеркало". "Начнем с того, что, так как страна маленькая, поле для маневра полностью отсутствует. Все интересы сталкиваются на маленьком "пятачке". Далее, хуже всего то, что у нас все олигархи "кооптированы" во власть. Ни для кого не секрет, что отдельные министры-олигархи контролируют целые сферы экономики, притом практически на всех уровнях, то есть снизу доверху. Таким образом, не остается никакой свободы ни среднему, ни мелкому предпринимательству. И, как следствие, коррумпированность и "теневитость" этой министерско-олигархической экономики достигла предельного уровня. Трагикомичность ситуации заключается в том, что у нас есть миллиарды, в ближайшее время мы будем иметь сотни миллиардов, но у нас до сих пор нет "официальных" миллиардеров и миллионеров. Наши чиновники-олигархи бесконечно делят один и тот же пирог, размеры которого увеличиваются по мере поступления нефтедолларов. Раньше страх перед оппозицией, а если быть более точным, страх перед возможной потерей власти объединял эту олигархическую элиту. Сегодня, после полного подавления оппозиции, особенно после парламентских выборов 2005 года, когда был потерян последний шанс "поделиться", исчез и этот объединяющий министров-олигархов фактор страха. Сегодня общество, как правило, время от времени становится пассивным свидетелем трагической развязки той непримиримой борьбы, которая идет между министрами-олигархами за перераспределение этого пирога. Так было накануне парламентских выборов 2005 года. "Жертвами" в этой борьбе стали министры экономического развития Фархад Алиев и здравоохранения Али Инсанов. Не суть важно, по какой причине эти лица были выбраны в качестве "жертв", но уж точно не за участие "в попытке государственного переворота". Но можно однозначно заявить, что после парламентских выборов 2005 года пророссийский крен во внешней политике Азербайджана сильно усилился, равно как и позиция сил в правящей элите, ориентированных на Москву. Естественно, с такой системой политико-экономических отношений трудно быть евро-атлантически ориентированной страной. Сразу после парламентских выборов автор этих строк предупреждал, что, как ни "тасуй карты", этим ситуацию кардинально не изменить. На месте "удаленных" появились новые люди, и борьба между различными олигархическими группировками правящей элиты возобновилась. Притом аналитики отмечают, что ныне эта борьба носит более ожесточенный характер. И это ясно. "Здравствующие" олигархи, как говорится, обучены горьким опытом своих "поверженных" коллег. На примере Ф. Алиева и А. Инсанова для них стало ясно, что в этой борьбе участь побежденного - не просто потеря занимаемого поста, а полное уничтожение. И это происходит не по чьей-то прихоти. Это закономерность. Дело в том, что при командно-административной, почти авторитарной системе управления большому капиталу, большому влиянию нельзя позволить быть вне власти, так как он сразу встанет в оппозицию. Говорят, что в свое время в качестве повода для подавления оппозиции Гитлеру вместо поджога Рейхстага предложили "организовать" покушение на него. Немного подумав, фюрер отказался от этой затеи по той простой причине, что в последующем кто-то может вообразить, что подобное в принципе реализуемо, просто "предшественники" оказались менее удачливы. Но рано или поздно, скорее всего накануне президентских выборов, правящей элите опять придется кого-то выбрать в качестве "жертвы". Однако трудно предположить, что нынешние кандидаты в "жертвы" сдадутся "без боя", особенно на фоне участи Ф. Алиева и А. Инсанова. Но можно было избежать подобного развития процессов. Во-первых, надо было постепенно делиться властью, создавая внеолигархические центры влияния на развитие политико-экономической ситуации в стране. Но у нас оппозицию полностью нейтрализовали. Во-вторых, надо было развести олигархию и власть. Однако для "цивилизованного развода" без трагических развязок были необходимы нестандартные меры. В Азербайджане уровень концентрации финансово-экономических ресурсов в руках ограниченной группы лиц давно перешел ту грань, когда против коррупции можно было бороться традиционными методами, например, усилением законодательной базы в данной сфере. Мы до сих пор не можем заставить своих чиновников заполнить обычную декларацию. Наверное, правду писать не могут, а ложь чревата последствиями, если впасть в немилость. Единственным путем цивилизованного развода могла стать легализация всех доходов и собственности и гарантии их неприкосновенности". ("Зеркало")

"Азербайджан выделит половину средств для реализации проекта железнодорожного сообщения по маршруту Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку", - заявил 1 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая перед общественностью в Шамкирском районе республики. "В настоящее время ни один из вопросов в регионе не может быть реализован без участия Азербайджана, без согласия страны. Азербайджан свободен и независим реализовывать любые проекты. Мы не только участники многих проектов, но и их инициаторы", - сказал президент. По его словам, сейчас в Азербайджане реализуется большое количество проектов, строятся дороги, электростанции, эффективно используются природные ресурсы. Работы по реализации проекта должны начаться в январе 2007 года. Проект создания железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на долю турецкой территории, 30 км - грузинской. Также определенная реконструкция необходима на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Средняя стоимость проекта оценивается в $400 млн. (ИА "АзерТАдж")

7 ноября в Брюсселе президент Азербайджана Ильхам Алиев и председатель Европейской комиссии Хосе Мануэль Баррозу подписали Меморандум о взаимопонимании, целью которого является создание энергетического партнерства между ЕС и Азербайджаном. Как говорится в сообщении Европейского союза, реализация меморандума позволит достичь большей интеграции Азербайджана в европейский энергетический рынок, усилить энергетическую безопасность ЕС благодаря поставкам из Каспийского бассейна, а также содействовать развитию более эффективного энергетического спроса в Азербайджане. "Мы рады, что отношения между ЕС и Азербайджаном усилятся с помощью Европейской политики соседства (ЕПС). Энергетическое и экономическое сотрудничество важны в наших двусторонних отношениях. Наши отношения также касаются соблюдения общих ценностей демократии, верного управления, защиты основных прав и свобод человека. Мы продолжим работу с Азербайджаном во всех этих политических и экономических сферах",- сказал после подписания документа председатель Еврокомиссии Баррозу. До сих пор ЕС выделил Азербайджану 400 млн. евро. ("525-я газета")

"По восприимчивости коррупции Азербайджан соседствует с Папуа-Новой Гвинеей и Зимбабве. Transparency International поставила Азербайджан на 130-е место среди 163 государств мира", - пишет "Новое время". "Международная неправительственная организация Transparency International обнародовала результаты ежегодного рейтинга восприимчивости коррупции государствами мира. С выводами этой структуры общественность Азербайджана на пресс-конференции в Баку познакомило местное представительство упомянутой НПО. Результаты исследования на восприимчивость коррупции представила исполнительный директор азербайджанского отделения Transparency International Рена Сафаралиева. Как сообщила Сафаралиева, в нынешнем году Азербайджану присвоен индекс восприимчивости коррупции (ИВК) 2,4 (оценки даны по 10-балльной шкале. - прим. "НВ"). Этот показатель поставил нашу страну на 130-е место среди 163 государств, в которых проводилась оценка ИВК. Р. Сафаралиева напомнила, что в минувшем году Азербайджан занимал 137-е место среди 159 стран. "Таким образом, изменение в лучшую сторону налицо", - констатировала она. Для сравнения отметим, что упомянутое 130-е место с Азербайджаном делят Индонезия и Папуа-Новая Гвинея в Азии и Зимбабве, Того, Эфиопия, ЦАР и Бурунди в Африке".

Азербайджан-Россия

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров удовлетворен ролью России как посредника на переговорах по карабахскому урегулированию. "Россия стала играть конструктивную роль в решении карабахской проблемы. В целом и на уровне сопредседателей на протяжении последних двух лет, что я участвую в переговорах, российские дипломаты действительно осуществляют большую деятельность и оказывают содействие процессу", - сказал Мамедъяров. Он отметил положительную роль России в начале так называемого "пражского процесса" переговоров между Азербайджаном и Арменией, в ходе которого были определены 8-9 основных принципов урегулирования конфликта. "Многие из них мы уже согласовали в целом. Конечно, после обсуждения всеобъемлющего соглашения появятся еще какие-то новые моменты. Но в общем мы согласовали принципы, на основе которых будет решаться конфликт. Остаются несогласованными лишь 1-2 вопроса, которые являются новыми идеями, появившимися опять-таки в Москве", - сказал глава азербайджанского МИД. (ИА "Азери-Пресс")

"Зеркало" пишет: "..."Конструктивизм", который демонстрирует, по словам министра иностранных дел Азербайджана, Россия в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха, вызывает опасения. Интересно и то, что Россия готова продемонстрировать свою "проазербайджанскую" позицию не только в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений азербайджанских официальных лиц. Понятно, что России хотелось бы сохранить свое влияние на Южном Кавказе и не допустить укрепления позиций НАТО у своих южных границ, особенно после того, как Грузия уходит из-под влияния Кремля бесповоротно. Однако не хотелось бы верить и в то, что Азербайджан в тандеме с Арменией собирается стать вторым "форпостом" России на Южном Кавказе. Неспроста говорят: "Бойтесь данайцев, дары приносящих"".

"Похоже, ситуация с поставками энергоносителей в нашем регионе достигла своего апогея. Россия хочет получить конкретный ответ на вопрос: будет ли Азербайджан оказывать Грузии поддержку энергоносителями? Кремль поставил официальному Тбилиси ультиматум: цена на природный газ для него составит 230 долларов за тыс. кубометров и ни цента меньше. Стоит отметить, что в Грузии указанную цену в переговорном процессе иначе как политической, а не рыночной, не называют. И это понятно, с учетом последних договоренностей России с Украиной и Арменией по цене за газ в 130 долларов за тыс. кубометров. Стоит отметить, что грузинское правительство весьма искусно использовало данный фактор, представив Россию перед мировым сообществом в качестве "бандита с большой дороги, в руках у которого дубинка". А между тем конфликт между Грузией и Россией не может обойти стороной Азербайджан", - пишет "Зеркало".

"Россия в текущем году поставляет Азербайджану "голубое топливо" по цене 110 долларов за тыс. кубометров. И сейчас Кремль понимает, что Азербайджан, имея стратегические отношения с Грузией, в начале текущего года окажет поддержку своим соседям как с электроэнергией, так и природным газом. В этой связи не стоит удивляться тому, если в будущем году Азербайджан, как и Грузия, лишится поставок российской электроэнергии и природного газа. Возможность развития событий по данному сценарию допускает и азербайджанское правительство, поэтому мобилизует все ресурсы страны не только с учетом отказа от российских энергоносителей, но и при необходимости оказания помощи Грузии в случае перебоев с энергоносителями. В следующем году Азербайджан только за счет увеличения собственных мощностей производства может сократить импорт электроэнергии на 35%-40%. В настоящее время на юге и западе страны завершено строительство модульных электростанций. Идет строительство в Hахчыване, Баку и Хачмазе. Как ранее заявляли представители акционерного общества "Азерэнержи", российская сторона уведомила Азербайджан, что из-за нехватки собственной электроэнергии она может сократить или прекратить экспорт электроэнергии в республику в зимний период 2006-2007 года. Азербайджан имеет свою независимую энергетическую систему, которая может обеспечивать республику и ее население электроэнергией. Поэтому Азербайджан уже сейчас ведет подготовку к этому процессу". ("Кавказский узел")

В течение 2-3 лет Азербайджан сам полностью сможет обеспечивать себя собственным газом. Для этого в республике есть достаточный объем запасов топлива. Об этом, как передает ИА "Тренд", сообщил первый вице-премьер правительства республики Ягуб Эюбов. "В настоящее время переговоры по приобретению российского газа продолжаются", - сказал он. Еще нет конкретных результатов. "Мы знаем и объем и знаем, по какой цене хотим покупать российский газ", - отметил вице-премьер. "Также были проведены переговоры с Ираном, конкретных результатов пока еще нет", - сказал он. Предположительно, Азербайджан готов закупать в Иране около 2 млрд. куб. метров газа в год.

Переговоры о цене и объеме электроэнергии, которую будет поставлять Россия Азербайджану в 2007 году, начнутся после 15 ноября. Как сообщил ИА "Азери-Пресс" вице-президент ОАО "Азерэнержи" Марлен Аскеров, объемы импорта будут зависеть от цен. Аскеров также подчеркнул, что Грузия заинтересована в покупке электроэнергии в Азербайджане: "Все зависит от переговоров с Россией. Однако Азербайджан не в состоянии поставлять Грузии желаемые объемы электроэнергии в зимний период". По его словам, на сегодня энергетический долг Грузии Азербайджану равен 13 млн. кВт/часов.

"Эхо" пишет: "На первый взгляд, создание АО "Русский алюминий" в Азербайджане собственного перерабатывающего предприятия выглядит только как коммерческая операция. Но если учесть, что строительство завода должно будет сопровождаться открытием новых рабочих мест, появлением новой энергостанции и импортом в нашу страну сырья (со всеми связанными перспективами), то данный проект уже однозначно требует к себе более пристального внимания. Однако воодушевление сейчас начинает идти на спад в основном из-за очевидной задержки с началом реализации алюминиевой идеи. Несмотря на последнее заявление заместителя генерального директора "РусАла" Александра Лившица о том, что переговорный процесс с азербайджанской стороной находится на начальной стадии, и более ранние сообщения министра экономического развития АР Гейдара Бабаева, подтвердившего, что вопрос строительства "РусАлом" алюминиевого производства обсуждается, приходится помнить, что в данном случае промедление смерти подобно, поскольку, как бы там ни было, проект все же носит коммерческий характер. А это означает, что с течением времени риск потерь финансовых или тактических только возрастает. Дело в том, что условия "алюминиевой среды" в Азербайджане быстро меняются. После потери правительственным контрактом с голландской компанией Fondel Metal Particiрations B.V. актуальности, ОАО "Азербайджан алюминиум" вернулось под контроль государства. И хотя обещанный рост объема бюджетных инвестиций не может сравниться со стратегий Fondel Metal, намеревавшейся вложить в производство порядка 1 млрд. долларов, правительство сейчас всерьез принялось за реабилитацию алюминиевого бизнеса. Частично инвестиционные обязательства голландского управляющего фактически были переняты Азербайджаном, частично откорректированы под текущие возможности. Сейчас, согласно новой программе развития ОАО "Азербайджан алюминиум", предполагается расширить собственное производство, включая строительство нового корпуса на Сумгайытском заводе мощностью 30 тыс. тонн ежегодно, довести к 2008 году выработку первичного алюминия до 60 тыс. тонн в год и начать строительство отдельного алюминиевого завода в Гянджинской зоне мощностью 100 тыс. тонн металла в год. В целом правительство намерено увеличить объем инвестиций в развитие ОАО в три раза по сравнению с нынешним путем реинвестирования доходов алюминиевого комплекса. Разумеется, планы в его отношении Азербайджана пока не могут быть сопоставимы с новой стратегией присутствия в нашей стране "РусАла". Намереваясь создать собственное практически независимое предприятие, российский концерн готов построить комплекс производственной мощностью до 300 тыс. тонн алюминия ежегодно. Сумма средств, предназначенных на эти цели, определена в размере 1 млрд. долларов. Деньги будут вложены в расширение инфраструктуры, строительство собственной энергостанции, создание глиноземных предприятий, объектов по производству на основе современных технологий нефтяного кокса. Помимо этого, напомним, что из-за высокой проектируемой мощности завода его предполагается обеспечивать импортным сырьем, часть которого теоретически может поступать и на азербайджанские предприятия по производству алюминия и продукции из него. Со своей стороны Азербайджан обещает предоставить "РусАлу" территорию под строительство завода и, в лучшем случае, предоставить некоторые льготы неналогового характера. Собственно, эти детали были известны изначально и не стали помехой в получении предварительного соглашения хотя бы потому, что, как можно убедиться, "РусАл" готов обеспечить будущий завод энергетическими ресурсами и сырьевой базой самостоятельно. Спрашивается, какой смысл тогда откладывать строительство нового завода? Отметим, что для этого сейчас самый оптимальный момент, причем от быстрого решения вопроса выиграют сразу обе стороны. Так, отечественный алюминиевый комплекс сегодня нуждается в создании новых и расширении имеющихся рынков сбыта. В этом смысле имидж "РусАла" как одной из лидирующих мировых структур и внимание, которое эта компания привлечет к Азербайджану, нельзя недооценивать. Кроме того, вовлечение в национальную экономику такого гиганта, как российский концерн, будет наиболее мягким на данном этапе, пока контуры и конкурентность местного алюминиевого бизнеса еще не прорисовались четко. По существу не приходится отрицать, что планируемый объем государственных инвестиций в отрасль значительно отстает от того, что может принести "РусАл", а так как ведущая задача правительства заключается в максимально быстром выведении реального сектора экономики (тем более такого масштабного, как цветная металлургия) из затянувшейся уже до безобразия стагнации, то чем раньше в действие вступит новое предприятие, тем более интенсивным будет его прогресс. Причем, если рассматривать этот вопрос с позиции иностранного инвестора, очевидно, что ему также не выгодно упускать время и терять на отложенных доходах. Во-первых, сейчас нельзя с точность предсказать, насколько быстро и продуктивно будут развиваться местные предприятия - финансовые возможности бюджета корректируются уже с завидной регулярностью каждое полугодие. Во-вторых, хотя тема повторной передачи в управление ОАО "Азербайджан алюминиум" на повестке дня не стоит, списывать эту перспективу со счетов никак не следует. И если первый выбор правительства, сделавшего ставку на наиболее "щедрую", но малоопытную молодую голландскую компанию, оказался не очень удачным, то полученный при этом опыт серьезно повышает шансы заключить оптимальную во всех отношениях сделку. Так что по прошествии какого-то времени "РусАл" также может рассчитывать если и не на ужесточение условий для деятельности, то на возникновение определенных помех". ("Эхо")

"Государственная нефтяная компания АР (ГНКАР) нашла замену российской нефтяной компании "ЛУКойл" в разработке сухопутного блока месторождений "Говсаны-Зых". Стоит отметить, что 12 июня 2001 года парламент (Милли Меджлис) ратифицировал соглашение, и "ЛУКойл" даже перечислила бонус в размере 1 млн. долларов. Но затем на повестке дня возникли политические аспекты, и россияне продали свою долю в "контракте века" японской компании, а в дальнейшем отказались и от разработки месторождения "Говсаны-Зых", сославшись на необходимость крупных вложений для улучшения экологической обстановки на структуре. Но, как говорится, "свято место пусто не бывает", и по иронии судьбы на замену "ЛУКойлу" пришла другая российская компания - "РуссHефть"", - пишет "Зеркало".

4 ноября "РуссНефть" и ГНКАР подписали в Баку контракт типа PSA о совместной разработке азербайджанского сухопутного блока месторождений "Говсаны-Зых", сообщает "Тренд". За ГHКАР в контракте закреплено 25%, "РуссHефть" получила 75% долевого участия. Контракт подписали президент ГHКАР Ровнаг Абдуллаев и глава "РуссHефти" Михаил Гуцериев. Как заявил на церемонии подписания глава управления иностранных инвестиций (УИИ) ГHКАР Вагиф Алиев, объем инвестиций в месторождение будет напрямую зависеть от программы бурения. Предположительно, инвестиции составят до 150 млн. долларов, из которых 10-15% будет направлено на решение экологических вопросов. "По контракту компания должна будет увеличить объемы добычи нефти на "Говсаны-Зых" в 1,5 раза уже через 2 года", - сказал он. Контрактная площадь месторождения "Зых" составляет 65 кв. км. Остаточные извлекаемые запасы нефти составляют 12 млн. тонн. Месторождение открыто в 1935 году. Hа площади имеется 234 скважины, из которых 168 в разное время находились в эксплуатации. В настоящее время добыча нефти на месторождении ведется из 10 скважин и составляет 25 тонн в сутки и 20 тыс. куб. м газа. Объем добываемой пластовой воды составляет 470 куб. м в сутки. Месторождение "Говсаны" открыто в 1948 году. Добыча нефти ныне составляет 260 тонн в сутки и 900 тыс. куб. м газа. Добыча ведется из 19 скважин. ("Финэко")

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Из интервью председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам СНГ Вадима Густова ИА "Тренд":

"Каково ваше мнение насчет перспектив урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?

Hадо найти смелость и вернуть часть территорий сегодня. Hадо отдать Физули, я там был, надо вернуть туда людей. Hадо сегодня на первом этапе сесть за стол и рассмотреть вопрос о возвращении части территорий, чтобы разблокировать железную дорогу. Сегодня этот конфликт заморожен. И вина в этом не России, а Европы, которая заигрывает с Косово. Hо мы все помним 1975 год, когда даже консервативный Брежнев подписал Хельсинкский акт о том, что нельзя больше в Европе образовывать какие-то государства с собственными границами. Это всегда война. А теперь, с нынешней военной техникой, - это страшное дело. И сейчас мы все понимаем, что Азербайджан вооружается. И в принципе, если сейчас не принять реальных, эффективных мер, то мы все равно снова приближаемся к конфликту.

Референдумы прошли в Приднестровье, Абхазии, Южная Осетия готовится к нему. Это все происходит из-за того, что Европа стала тиражировать систему "двойных стандартов". Почему можно Европе, но нельзя России? Если пройдет косовский вариант, то я никак не смогу понять, почему и чем Абхазия хуже Косово? Если посмотреть даже исторические документы, то она раз в 30 лет то в Грузии, то без Грузии.

А что касается Hагорного Карабаха, то надо садиться и четко решать проблему поэтапно. Если вернуть районы, Физули например, то там возобновится жизнь. Можно уже сейчас думать о создании Международного фонда с целью восстановления инфраструктуры. Hадо вернуть районы по железной дороге, только тогда будут подвижки в переговорном процессе.

Так Армении надо возвращать эти территории Азербайджану. А она этого не делает. Как же Азербайджану быть в таком случае?

Я примерно знаю, по какому сценарию будут развиваться события, но не хочу об этом говорить". (ИА "Тренд")

Решение об очередной встрече президентов Азербайджана и Армении пока не принято. Об этом в интервью агентству "Тренд" заявил российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков, комментируя сообщения о возможной встрече глав двух государств в рамках намеченного на 28 ноября саммита СHГ. По его словам, вопрос организации встречи Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна затрагивался 24 октября в Париже во время последних консультаций сопредседателей Минской группы ОБСЕ с главами МИД Азербайджана и Армении. "Hо решения еще нет, и надо подождать 14 ноября, когда в Брюсселе состоятся очередные консультации посредников с министрами", - добавил Мерзляков. 14 ноября также будет согласована дата очередного визита в регион сопредседателей МГ ОБСЕ. Отвечая на вопрос, обсуждались ли пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта во время недавней встречи в Москве президентов Армении и России и будут ли обсуждаться в ходе ожидаемого визита в российскую столицу президента Азербайджана, Мерзляков сказал: "Карабахская тематика - один из блоков переговоров и всегда присутствует". Касаясь же намечаемых переговоров Алиева и Путина в Москве, он отметил, что "это чисто двусторонний визит", а не связанный только с карабахскими переговорами.

"Зеркало" пишет: "Нельзя не заметить, что не официальные, а рабочие, то есть незапланированные, визиты президентов Азербайджана и Армении в Москву состоялись накануне нескольких важных событий для этих государств Южного Кавказа. Во-первых, в середине ноября в Брюсселе будет официально дан старт реализации программы "Новое соседство" как в отношении Азербайджана, так и Армении, что не может не затрагивать интересов России. Во-вторых, еще до этого там же в Брюсселе И. Алиев будет выяснять отношения с руководством НАТО. Последнее, кстати, уже не скрывает того, что во взаимоотношениях между Североатлантическим блоком и Азербайджаном не все так гладко, как хотелось бы. Недавно, будучи в Баку, спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс выразил надежду, что во время этого визита президент Азербайджана получит ответы на все "беспокоящие" его вопросы, связанные с развитием процессов на Южном Кавказе. А Россия уж точно не в восторге от перспективы окончательного утверждения НАТО в нашем регионе. Иначе Грузия, которая уже сделала окончательный выбор в пользу НАТО, не стала бы страной-изгоем для России на Южном Кавказе. В-третьих, там же в Брюсселе 14 ноября состоится очередной раунд переговоров между главами МИД Армении и Азербайджана. От их результата зависит многое. В случае достижения каких-либо договоренностей состоится визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион конфликта, во время которого будет согласована дата третьей по счету в этом году встречи президентов двух стран. А в случае провала и этого раунда мирных переговоров президент Азербайджана обещает пересмотреть стратегию официального Баку по урегулированию конфликта. Баку вообще угрожает выходом из мирного процесса. И, наконец, в-четвертых, в начале декабря Генассамблея ООН собирается обсудить вопрос "О замороженных конфликтах на территории ГУАМ", что также не отвечает интересам России".

"Россия использует все возможные рычаги давления на страны Южного Кавказа. Для Грузии это повышение цены на газ. Российский "Газпром" объявил цену на реализуемый Грузии газ. По информации грузинского бюро АПА, в 2007 году официальный Тбилиси будет выплачивать 230 долларов за тысячу кубометров. До настоящего времени эта цена составляла 110 долларов. Но с Азербайджаном эти варианты вряд ли пройдут. Напомним, что, по словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, правительство определит объемы импорта российского газа после того, как будут определены цены на газ для других стран СНГ. Если цена не будет приемлемой, Азербайджан остановит импорт. Между тем в Баку некоторые считают, что Азербайджан должен использовать исключительно внутренние ресурсы для урегулирования карабахского конфликта", - пишет "Зеркало".

"Международное сообщество должно четко довести до внимания Армении, которая старается стать частью Европы, необходимость вывести войска с оккупированных территорий Азербайджана", - заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на встрече с содокладчиками Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Тони Ллойдом и Андресом Херкелем. По словам министра, Армения, являясь членом такой авторитетной организации, как Совет Европы, нарушив все международные нормы и принципы, "оккупировала" часть территорий Азербайджана, в результате чего более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. Международное сообщество должно довести до внимания Армении, что ей необходимо отказаться от своей захватнической политики, отметил министр. В свою очередь содокладчики ПАСЕ выразили надежду на продолжение процесса мирного урегулирования карабахского конфликта. ("Тренд")

"Решение нагорно-карабахского конфликта не зависит от других стран, а является собственным делом Азербайджана, который самостоятельно должен его разрешить". Об этом, как передает ИА "Тренд", заявил замминистра иностранных дел Азербайджана, бывший посол в США Хафиз Пашаев. "Азербайджан, который уже зарекомендовал себя... как более сильное государство, сам разрешит конфликт", - заявил дипломат. Комментируя возможность создания "Кавказского дома", замминистра еще раз подтвердил позицию руководства страны, заявив о том, что в нынешних условиях Азербайджан не пойдет ни на какое сотрудничество с Арменией.

"Зеркало" отмечает: "На первый взгляд расчет верен. Огромные доходы от экспорта нефти позволяют Азербайджану увеличить расходы на оборону и таким образом, с одной стороны, "измотать" Армению, а с другой, в перспективе использовать силовой вариант для урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Но не все так просто... Дело в том, что экономическая ситуация внутри страны не так безоблачна, как утверждает правительство. Скорее, наоборот. По крайней мере, об этом говорят факты. А с ними очень трудно поспорить. Процессы, происходящие внутри страны, особенно повышение цен, говорят о том, что экономическая ситуация постепенно выходит из-под контроля правительства".

Экономика

Правительство Азербайджана ввело запрет на ввоз в республику птичьего мяса из Ирана. Как сообщил ИА "Тренд" заместитель директора Ветеринарной службы Азербайджана Эмиль Шахбазов, это связано с новой вспышкой птичьего гриппа в ИРИ. "Однако эту ситуацию также надо проанализировать, поскольку если вспышка обнаружена среди диких птиц, то неверно устанавливать запрет в отношении всей страны", - считает Шахбазов. Пока ввоз из Ирана птичьего мяса приостановлен, но этот вопрос будет рассматриваться. Между странами имеются договоры, на основе которых завозится продукция. Причем бывают случаи, когда на один вид продукции вводится запрет, а другие могут поставляться. По словам Шахбазова, на сегодня запретов в отношении других стран, помимо Ирана, не имеется.

"Зеркало" пишет: "По признанию самих высокопоставленных государственных чиновников, правительство не в силах регулировать цены на потребительском рынке и удерживать их в допустимых пределах. Цены на сельскохозяйственные продукты растут не по дням, а по часам. Даже широко разрекламированные ярмарки уже не помогают. Кажется, пресса напрасно критиковала премьер-министра Артура Расизаде, который в прошлом году посоветовал населению отказаться от потребления в зимний период свежих овощей и фруктов. Ведь он, в отличие от своих коллег, вполне искренне предупредил население о том, какую участь ему уготовило правительство. Но и это не все... В течение месяца цены на стройматериалы повысились почти в два раза. Вряд ли подобное повышение можно объяснить какими-то объективными, притом положительными процессами, происходящими в экономике".

Ожидается повышение цен на хлеб. Заведующий отделом финансово-кредитной политики кабинета министров Октай Хагвердиев сообщил ИА "Азери-Пресс", что рост цен на хлеб не обсуждается правительством: "Цена на хлеб не регулируется государством. Если на мировом рынке возрастет цена на пшеницу, то в Азербайджане могут повыситься цены на муку. Однако и в этом случае у нас не повышают цены на хлеб, а уменьшают вес продукта".

"Эхо" отмечает: "Непонятно: или цинизму некоторых наших госчиновников нет предела, или же всех нас принимают за круглых дураков. Разве уменьшение веса одной буханки хлеба при сохранении прежней цены не является фактическим повышением стоимости этого продукта?! Можно было бы честно сказать, что населению придется потуже затянуть пояса. Как тут не вспомнить сцену из фильма "26 бакинских комиссаров", где рабочий обращается к большевику с одним-единственным вопросом: "А завтра будет хлеб? А послезавтра будет?""

"Несмотря на самые высокие темпы экономического развития в мире, социально-экономическая ситуация в стране с каждым днем становится все более нестабильной. И если не будут приняты срочные стабилизационные меры, подобная ситуация чревата социальным взрывом. То есть постепенно наблюдается усиление социально-экономического фактора, позволяющего до предела дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране, когда уже и правительству, и обществу будет не до урегулирования армяно-азербайджанского конфликта", - пишет "Зеркало".