Сельские школы Архангельской области - закрыть или реформировать?: интервью с директором Департамента образования Архангельской области

Архангельск, 9 ноября 2006, 11:45 — REGNUM  

Введение нормативного финансирования в сфере образования может привести к закрытию малокомплектных сельских школ. Пострадают ли ученики таких учебных заведений, потеряют ли работу сельские учителя, об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал директор Департамента образования, науки и высшей школы администрации Архангельской области Владимир Мигунов.

ИА REGNUM: Владимир Михайлович, расскажите, пожалуйста, что такое нормативное финансирование, и чем оно грозит сельским школам?

Раньше учреждения получали финансирование так: бралась сумма расходов за прошлый год, учитывалась инфляция и прочие изменения и получившаяся сумма прописывалась в бюджете. Теперь школа получает определенную сумму на каждого ученика. Соответственно, чем больше учеников в школе, тем больше денег она получит из бюджета. Естественно, что в таких условиях сельская школа, где всего 20 учеников и 36 работников, просуществовать не сможет.

ИА REGNUM: То есть, вы закроете часть сельских школ?

Если вы думаете, что закрыть сельскую школу легко, вы ошибаетесь. Согласно закону об образовании, чтобы закрыть школу на селе, необходимо решение сельского схода. Ни один сход не закроет школу, если у него не будет достойной альтернативы. При этом, чтобы в такой школе учитель мог зарабатывать нормально, ему надо взять на себя не один предмет, а пять-шесть: и физику, и химию, и литературу, и историю, и так далее. Таких разнопрофильных специалистов ни один вуз не готовит. Поэтому и о высоком качестве образования в такой школе говорить не приходится. Модернизация системы образования, которая должна пройти до 2010 года, призвана предложить достойную альтернативу.

ИА REGNUM: Какие варианты для сельских школ вы можете предложить?

Варианты есть разные. Например, можно сделать в здании только начальную школу и объединить ее с дошкольным учреждением. Для остальных учеников организовать подвоз в другую школу, если есть транспорт и нормальная дорога. Можно найти помещение для школьного общежития, которое называется неприятным словом интернат, и свозить в эту школу детей с округи. Но зато дети получат качественное образование в школе, где есть компьютерный класс, оборудован кабинет химии и так далее.

ИА REGNUM: А если нет рядом подходящего варианта? Некуда везти ребенка?

Есть школы в труднодоступной местности, и отвезти ребенка в другое учреждение - большая трудность, а иногда и опасность, тот же ледостав осенью. Конечно, никто ребенка не потащит в таких условиях. На эти случаи предусмотрено нормативное финансирование с коэффициентом, учитывающим эту ситуацию. Эти коэффициенты предусмотрены на адаптационный период, но, возможно, придется оставить их и в перспективе.

ИА REGNUM: А что же будет с учителями? Они могут потерять работу?

Когда у нас в области в 1990-х годах резко стало снижаться количество учеников, мы побоялись терять кадры, и часть учителей была переквалифицирована в социальных педагогов, инструкторов по физической культуре и спорту, логопедов, психологов и так далее. Мы ввели для них новые ставки. Однако в школе, где раньше училось 1300 ребят, а теперь осталось 300 человек, нагрузка сократилась. Поэтому логопед или психолог не должен работать на ставку, он должен работать на полставки. Он, конечно, не захочет просто так потерять половину ставки. Но что мешает использовать психолога и в детском саду, который, например, есть в этом же поселке? Или социальный педагог - он может совмещать эту работу с преподаванием. Иначе будет страдать функционал. Есть ставка, и нет детей? Теперь мы думаем, что нам надо сделать с этой ситуацией, чтобы не нарушить Конституцию и закон об образовании, чтобы реализовать право ребенка на образование.

ИА REGNUM: Вы упомянули об учителях, которые берут на себя преподавание сразу нескольких предметов. Такие примеры существуют. Как решить проблему с качеством образования?

Мы все налогоплательщики. Образование - это услуга. Никто не говорит, что модернизация системы образования - это дешевое удовольствие. Но при всей дороговизне процесса самое главное - это качество тех услуг, которые мы предоставляем населению. Вот как организовать предпрофильное и профильное образование в такой школе? Никак. Например, в один год в сельской школе учится два сильных математика, а в следующем году одни гуманитарии. Никто не повезет сильного специалиста заниматься отдельно с этими учениками. Но можно сделать в школе только начальную школу и группу детского сада, тем самым реализуя идею о непрерывности образования. А старших учеников с окрестных населенных пунктов возить в школу, которая находится в более крупном населенном пункте. И тогда на это большую школу мы можем потратить больше денег. Вместо одного компьютерного класса сделать два, например. А вообще в этом направлении можно много сделать, не только в сельских школах.

ИА REGNUM: Например? Что можно сделать в Архангельске?

Почему бы не попробовать в одной отдельной взятой школе города обучать только 10-11 классы? Представляете, каких специалистов туда можно пригласить преподавать физику? Не 20 ученикам, а целой тысяче? Тогда у нас будет не один победитель российских Олимпиад в год, а два-три как минимум. В общем, до 2010 года у нас есть время провести реформирование в системе образования, чтобы качество обучения вышло на новый уровень.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail