"Скоро тундра станет чужой".

(НГ-Регионы 09.12.02 Юрий Чувашев)

Коренные народы Севера с тревогой вглядываются в будущее

Когда говорят о красноярских северах, то прежде всего речь заходит о Таймырском автономном округе. И куда как реже вспоминается, что округ этот именуется еще и Долгано-Ненецким. По имени двух основных коренных малочисленных народностей, населяющих Заполярье. Официальные оценки их численности разнятся. По одним подсчетам, аборигенов Таймыра сегодня осталось 12 тысяч человек, а по другим - меньше 9 тысяч. В среднем же принято считать, что долган на суровом северном полуострове примерно 5 тысяч, ненцев около двух с половиной, а тех же нганасан по переписи чуть больше 900 человек. Но самая малочисленная здешняя народность из числа самодийских это энцы. Междоусобные войны до революции 1917 года и последующая активная ассимиляция энцев ненцами и нганасанами привели их к почти полному исчезновению в чистом виде. Сегодня на Таймыре осталось не более 100 человек, самоидентифицирующих себя в качестве энцев.

Пушная история туземных племен

История взаимоотношений этих северных народностей с "большим белым братом" поучительна и наглядна практически в той же степени, что и огнестрельная сага о колонизации индейских земель на Диком американском Западе. Правда, российский вариант этого типового сюжета пока что все же не получил столь драматичного завершения, как когда-то в Стреляющих Штатах Америки. Впрочем, история еще не сказала своего последнего слова и по поводу судьбы коренных жителей Таймыра. Те же долганы как народность оформились только в конце XVIII века. В процессе слияния свою лепту внесли и русские, и тунгусы, и якуты, и эвенки. Именно поэтому долганы и ростом выше, чем, к примеру, нганасаны, и во внешности у них больше европейских черт. А весьма популярные в их среде смешанные браки со славянами завершаются рождением, как правило, очень красивых детей, особенно девочек.

Но это сегодня можно рассуждать о хоть сколько-нибудь надежных демографических перспективах таймырских аборигенов. В прежние же века русские особо с ними не церемонились. Когда по царскому указу людей насильно переселяли в Заполярье для освоения пушных и рыбных промыслов Таймыра, туда же, на вольные берега сибирских рек, пробирались и беглые крепостные. Ясашное зимовье в 1667 году превратилось в Дудинку, ныне административный центр Таймырского автономного округа.

Купцы русские, вывозя в тундру товар в обмен на пушнину, доверчивых детей природы обдирали по полной программе. Чтобы купить котел или чайник, охотник должен был плотно набить его шкурками соболя или песца. А чтобы обзавестись ружьем, нужно было выложить горку шкурок высотой с это самое ружье. Столько пушнины сразу никто практически отдать не мог, а потому оружие покупали в долг. На долг нанизывались проценты, а расплачивались в итоге уже дети и внуки охотника. Правда, северяне в отличие от американских индейцев купцов-лихоимцев все же не убивали. Врожденное миролюбие сказывалось.

На шее у государства

Когда же в таймырскую тундру пришла советская власть, начались другие перекосы. Конечно, с одной стороны, в жизнь северян входили новые продукты питания, одежда, орудия труда и всякая бытовая утварь. Но с другой - власть, как бы исправляя дореволюционные огрехи, взяла северян на полный пансион.

Тем, кто переходил на оседлый образ жизни, строили дома в поселках и факториях, выдавали балки на полозьях, но оленеводы, рыбаки и охотники все равно рядом ставили чум, особенно поначалу. Затем новая власть и вовсе взяла на себя практически все расходы, возникавшие у коренного населения. Женщине в роддоме выдавалось "приданое" для ребенка. А дальше по списку - ясли, детский сад, школа, институт вне конкурса. Все это шло за счет государства и не могло не развратить в итоге местное население, которое происходящее воспринимало как должное.

В то же время традиционный уклад жизни северян ломался на глазах. И это проявлялось во всем. К примеру, прежде они из-за вечной мерзлоты хоронили своих покойников прямо на поверхности земли, оставляя их в срубах, на помостах и нартах на растерзание медведям и росомахам. Причем рядом с телом клали всю незамысловатую утварь, принадлежавшую человеку при жизни. Правда, нарты ломали, посуду пробивали, а оленя убивали. Считалось, что человек потом оживет, а вещи опять станут целыми. И откочевывали дальше в тундру, зачастую больше никогда в жизни не появляясь вблизи места захоронения. Свои собственные религиозные верования северяне сохраняли еще и долго после того, как их начали крестить. В том числе и по сей день. Однако шаманизм постепенно сходил на нет. Последний нганасанский шаман Тудяка, например, умер уже в разгар советской власти, банально угорев в чуме. Духи его почему-то не выручили.

А тем временем советская власть продолжала классовую и социальную перековку аборигенов. Детей из маленьких поселков свозили в школы-интернаты в райцентрах и в окружном центре Дудинке. Отрыв от семей, от родовых корней был полный. В итоге, выходя из школы, дети оленеводов и охотников в большинстве случаев толком не приживались в новой чужой жизни и рвали кочевую пуповину. Потеряны были целые поколения. Аборигены просто массово спивались, так как в спирте недостатка не было и при коммунистах. Средняя продолжительность жизни северян упала до 34 лет. В многодетных семьях коренных народностей до естественной кончины мало кто доживал. Люди тонули, по пьяни замерзали в снегу, погибали под гусеницами вездеходов. Это было хуже чумы.

Смутное перестроечное безвременье едва окончательно не угробило не вписавшихся в рыночную эпоху северян. Рыболовецкие колхозы и оленеводческие совхозы развалились. На главном своем исконном занятии - оленеводстве - местное население практически поставило крест. Из-за страшной безработицы в поселках стали пить еще запойнее. Привычной стала картина, когда в каждом доме был телевизор, холодильник и видеомагнитофон, но в поселках не было электричества. Топливом, движками, патронами, как прежде, северян обеспечивать перестали. Доходило до того, что летом нельзя было заготавливать рыбу, так как с большой земли рыбакам не завезли соль. А больше они ничего делать не умели и не хотели. Так что несколько лет назад тема полного вырождения коренных народностей была в Заполярье вполне актуальна.

Норильский шанс для тех, кто хочет выжить

Когда же сегодня идешь по улицам Дудинки, то видно, что настроение у местных жителей стало получше. Город на подъеме: норильчане наконец-то стали рассчитываться со своими старыми долгами по экологическим платежам. За счет этих денег и окружной центр в порядок приводят, и поселки из руин поднять пытаются: бани в них строят, котельные, больницы и клубы ремонтируют. Коренной народ хоть приучился при недугах к медикам обращаться, а то раньше шаманы этого не разрешали. Даже мыться не позволяли, говорили, кто моется, тот стареет. Объяснение простое: голову вымыл - седина проступила, значит, постарел.

Если присмотреться к коренному населению Таймыра, то примерно половину его составляют те, кто уже успел оценить преимущества цивилизации. Это разнообразные мелкие и средние чиновники районных и окружной администраций, учителя и медработники, чьи дети уже наверняка не вернутся в тундру. Но не меньше половины составляют те, кто к любым бытовым благам цивилизации относится как к дармовым, а потому недорогим игрушкам. Телевизоры и прочая домашняя бытовая техника служит у них в домах, как правило, не больше года. Привычка: мол, сломается, все равно власть еще выдаст. Снегоходов и движков также хватает не больше чем на год. Обращаться с техникой в большинстве своем люди из умирающих поселков не умеют, а потому и не ценят ее. Продовольственная "гуманитарка" и одежда за казенный счет идет кочевникам без перебоев.

Окружная власть пытается как-то наладить быт северян и вернуть их к исконным промыслам. В частности, Дудинка возрождает сеть сбытовых контор сгинувшей было совсем потребительской кооперации. Чтобы таймырские охотники и рыболовы сдавали рыбу и пушнину не залетным перекупщикам с "материка" за спирт, а государству. Пытаются организовывать семейно-родовые комплексы, но коренных жителей, отвыкших стабильно работать, в них мало, в основном - приезжие.

Еще один ход власти - создание пошивочных мастерских, где местные могли бы реализовывать свои врожденные таланты в изготовлении сувениров -резьба по кости, работа с кожей, бисером. Но в целом все эти потуги проблему занятости коренного населения, конечно же, не решают.

Реанимация оленеводства тоже пока что под вопросом. На Таймыре диких северных оленей уже примерно 500 тысяч голов. Это куда как больше хиреющего домашнего поголовья. И на полуострове уже боятся эпидемий. Правда, пытались восполнить домашние стада, пригнав оленей с Ямала, но по дороге едва ли не половину поголовья растеряли.

Да и проблем уж больно много с оленеводством. Нужны вертолеты для ветеринарной обработки стада, а аренда их очень дорога. Да и власть окружная не может вечно помогать хронически убыточным хозяйствам. А пока что олени ломают себе ноги, пытаясь в тундре перепрыгнуть через трубы газопроводов. Что касается рыболовства, то наконец-то стали заранее извещать северян о том, когда и какими маршрутами по Енисею пройдут ледоколы. А то раньше они просто собирали на винт рыбацкие сети местных жителей.

В общем, каждому свое. Таймырская власть на норильские деньги пытается обеспечить коренным северянам хоть какое-то будущее. В конце концов с государства и большого бизнеса никто не снимал социальную ответственность за судьбы тех, на чьих исконных землях сегодня кипит новая, зачастую непонятная аборигенам жизнь. Беда только в том, что тундра становится для очень многих из этих людей все более чужой. А больше всего нередко интересует их график швартовки плавмагазинов, на которых водка продается дешевле, чем в поселке.

"Вы хочете песен? Их нет у меня".

(Версия 09.12.02 Версия Петра Прянишникова)

В Красноярском крае избиратели решили поменять философию власти Председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс работает... Об этом он рассказал в своем интервью местной "Красноярской газете".

Пишет Александр Викторович статью, где говорит: "Прошедшие в сентябре выборы, на мой взгляд, отбросили на десятилетие Красноярский край в возможности воспроизвести и восстановить право на самобытность, на самоопределение, собственное лицо в составе России... А с другой стороны, эти выборы продемонстрировали убогость мышления людей, которые претендуют на звание политической элиты. Возомнили себя лидерами, совестью, а на поверку - лавочники в подавляющем большинстве". Вот так. Проиграл председатель Законодательного собрания лавочникам выборы. Про себя же он говорит проще: "Первые руководители должны, обязаны быть нравственно духовным стержнем этой общности". "Нравственно духовный стержень" и вдруг - лавочникам. Проиграл. Интересно тем не менее, почему же они, столь уничижительно названные Уссом, победили? Почему те самые красноярцы, за которых местный спикер радеет уж который год, находясь в оппозиции то Лебедю, то Кремлю, то еще кому, выбрали не его? Или согласится с тем, что "люди не виноваты, они не знают, что творят"?

Кажется, Александр Викторович разочаровался в красноярцах, однако же прежде красноярцы разочаровались в самом Уссе. И разочарование это наступило в первую очередь от беспрестанного педалирования столь высокими "духовно нравственными" словами. Да и ошибся Александр Викторович: не лавочники теперь у власти. Никакому лавочнику не интересно становиться властью в крае, где долги нынче составляют 11 миллиардов рублей, никакому лавочнику не придет в голову навесить себе на шею проблемы такого региона с его монокультурностью и полной зависимостью от одной только цветной металлургии, с диспропорциями во всем: от тарифов на электроэнергию до тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Новый губернатор края Александр Хлопонин начал с того, что лавочники просто не умеют, он начал борьбу с системным социально-экономическим кризисом, охватившим все стороны жизни Красноярского края. Были оставлены в стороне все якобы социальные псевдопрограммы, в изобилии фабриковавшиеся и принимавшиеся оглушительным большинством собрания еще этим летом. Новый губернатор просто начал верстать свою экономическую антикризисную программу и ее сердцевину: бюджет на следующий, 2003 год. Уже сейчас появились первые результаты работы Хлопонина: снижены тарифы на электроэнергию для населения, краевая администрация выплатила многомесячные долги по зарплате бюджетникам. Конечно же, будут и уже есть крайне жесткие решения, например повышение до среднероссийского уровня оплаты по ЖКХ со стороны населения. Однако и при этом для малоимущих вводятся серьезные скидки. Одних компенсаций на эти скидки заложено в будущем бюджете на 4 миллиарда рублей. А сам бюджет на 2003 год планируется сбалансированным и фактически бездефицитным, таким, что задолженность края даже уменьшается. Но, прежде чем отдать кому-то деньги, их надо еще заработать. Как?

С одной стороны, Хлопонин попытался убедить многие финансово-промышленные группы края вернуть финансовые потоки (убежавшие оттуда за время главенства предыдущих властей) и создать, по его словам, "нормальный климат для капитала", с другой стороны, приходится решать и вопросы справедливого налогообложения краевых монополий. Уже создана энергокомиссия, которая проверяет обоснованность тех или иных тарифов для промышленных предприятий, с участием не только энергетиков и администрации края, но и самих потребителей, тех же капитанов алюминиевой промышленности. Перед "капитанами" поставлена четкая альтернатива: или вы платите нормальные деньги в бюджет, или мы сами разберемся с этим при помощи высоких тарифов. Любой бизнесмен прекрасно понимает такой жесткий, но построенный на современных реалиях Красноярска язык. Потому как говорят Хлопонин и Дерипаска на одном языке, и им совершенно не нужен никакой переводчик. Обязательно договорятся. Недаром губернатор уже сказал, что готов "создать для всех финансово-промышленных групп, работающих на территории региона, одинаковые правила игры".

Для того чтобы решать такие задачи, Хлопонину пришлось заново создать правительство края. При этом туда попали не только хорошо ему известные по совместной работе управленцы, но и поработавшие в прошлой администрации специалисты, такие как новые вице-губернаторы Кузубов и Давыденко и управленцы из команды бывшего соперника Хлопонина на выборах мэра Красноярска Петра Пимашкова - Глушков и Матюшенко, также занявшие посты вице-губернаторов. Получается, что для Хлопонина абсолютно все равно, кто из какой команды к нему пришел, все равно, кто "наш", а кто "не наш". Главное, чтобы работать умели. Кому-то может показаться, что мы попытались создать былинно-иконописный образ современного кризис-менеджера, способного решить все проблемы корпоративного управления Красноярским краем.

Былинно-иконописного не получится: слишком уж не иконописные проблемы стоят перед краем, а подчеркнуто прозаические. Такие прозаические проблемы, на которых споткнулись все предыдущие власти Красноярска. Которые делали упор "на собственные песни и поэмы", как пишет в том же интервью "Красноярской газете" Александр Усс. И надо сказать, тут Александр Викторович прав - песен и поэм не будет. Будет регулирование финансовых потоков, нудная торговля по энерготарифам и рутинная работа по сбору налогов. Будет как раз то, чего так не хватало в последние годы в Красноярске.

"Красноярский губернатор как кризис-менеджер".

(Новая газета 09.12.02 Виктор АХМЕДЗЯНОВ)

Совсем недавно в Красноярском крае были понижены тарифы на электроэнергию для населения. Центральная пресса и электронные СМИ практически не обратили на это внимания. Замалчивание этого факта, по меньшей мере, удивительно, цены на такие услуги у нас практически всегда повышаются, и второй такой случай с непривычки, пожалуй, и не вспомнишь. Снижение тарифов на электроэнергию, а то и практически бесплатное пользование ими (под прикрытием разного рода неплатежей) - это, скорее, прерогатива разнообразнейших промышленных структур. Предприятий, использующих дешевую (для них) электроэнергию для получения в первую очередь энергоемких продуктов. Особенно это касается металлургии, в частности цветной металлургии.

В Красноярском крае происходит наоборот. Происходит это не из-за какого-то особого человеколюбия нового красноярского губернатора Александра Хлопонина. И вовсе не из-за того, что Красноярский край находится в удивительно прекрасном экономическом положении. Совсем наоборот, там - сильнейший социально-экономический кризис, жуткие диспропорции между тарифами и действительной стоимостью разного рода услуг, той же электроэнергии и многих других вещей из строчек бюджета края. И за последние два года дефицит этого бюджета был общими усилиями политиков и бизнесменов разогнан до 11 млрд рублей. И это в Красноярске, с его горно-добывающей и металлургической промышленностью

Управление краем в предыдущие месяцы шло как-то самотеком, то принимались социальные программы, то они не финансировались, просто потому, что в бюджете и так не хватало денег, то создавались огромные долги бюджетникам по зарплате и т.д. Казалось, никому в крае не было до этого дела, все занимались политической борьбой. Теперь к власти в крае пришел новый губернатор, и именно на него и на его команду и свалилось все это. Что делать?

Можно было бы пойти по накатанной в Красноярске дорожке и броситься за помощью в Москву, можно было бы начать обвинять во всем прежние власти и сетовать на капризы погоды, не обновляемое уже много лет (если не сказать десятилетий) жилищно-коммунальное хозяйство, можно было жаловаться и на многое другое. Однако нытья мы не услышали. Новый губернатор пропустил стадию ругани предшественников и воззваний к кремлевским чиновникам, а просто занялся экономикой. Основой его деятельности стала балансировка бюджета. В качестве сверхзадачи надо было сделать этот бюджет не "фиктивным" или "надутым" (оба эти слова по отношению к красноярскому бюджету в крае стали уже общими понятиями), а реальным. И чтобы доходные и расходные статьи в нем не приводили к росту задолженности края. При этом и прошлую задолженность приходится как-то выплачивать.

Александр Хлопонин взял на вооружение все те методы антикризисного управляющего, которыми ему пришлось овладеть там, где он трудился в прошлом, возглавляя крупнейший горно-обогатительный комбинат России, а потом и один из самых сложных субъектов Крайнего Севера - Таймыр. Чтобы начать работать на таком сложном участке, как Красноярский край, перво-наперво Хлопонину надо было собрать команду, т.е. правительство области. В это правительство вошли не только специалисты, давно известные губернатору по совместной работе. В составе его команды появились управленцы из предыдущей администрации края, наиболее эффективно проявившие себя в ней. К примеру, его заместителем по финансово-экономическому блоку стал Василий Кузубов, а замом по социальной сфере - Татьяна Давыденко. Не забыл Хлопонин лучших управленцев и из городской администрации - замом губернатора по строительству назначен Николай Глушков, а первый заместитель мэра Красноярска Анатолий Матюшенко стал заместителем главы краевой администрации по обеспечению жизнедеятельности населения. По ЖКХ, короче.

Уже эти назначения показали, что Хлопонин попытался снизить всегдашний высокий накал политических страстей и повернуться в плоскость управления экономическими процессами. В первую очередь любой кризис-менеджер должен разобраться с финансовыми патоками своей корпорации. В Красноярском крае эта корпорация - сам край. А финансовые потоки - это доходные и расходные статьи бюджета. Губернатор пообещал сделать бюджет "жестким и пессимистичным" среди тех статей бюджета, которые он будет финансировать нацело: только платежи за ЖКХ, зарплата бюджетникам, выполнение федеральных законов о ветеранах, северный завоз и затраты на медикаменты. С приходными статьями, естественно, сложнее. Так получилось, что Красноярский край стал регионом монокультурным - целиком зависящим от цветной металлургии. А цветная металлургия (особенно алюминиевая промышленность) - это в первую очередь энергозатраты. И поэтому уже создали рабочую комиссию с участием не только чиновников краевой администрации и энергетиков, но и представителей крупнейших потребителей электроэнергии края. Тех самых цветных металлургов.

Комиссия определяет теперь, насколько обоснованны эти самые тарифы, и этот вопрос, естественно, также связан с уровнем налогов, поступающих с того же КрАЗа. Вот и появляются у кризис-менеджера Хлопонина рычаги для регулирования финансовых потоков. Однако, если слишком "пережимать" бизнесменов, можно легко добиться прямо противоположного результата. Поэтому приходится заботиться о том, чтобы создать в регионе нормальный климат для бизнесменов, чтобы капиталы не разбегались из края, а, наоборот приходили в него. И сейчас, по словам губернатора, в крае для капитала "нормальный климат".

Очевидно, что проблемы края не получится решить безболезненно, в частности, придется поднимать оплату ЖКХ до уровня российских стандартов. Однако тут попытались предусмотреть механизм компенсаций. В новом бюджете на это будет отправлено 4 млрд руб. (против 0, 35 млрд руб. в прошлом). И снижение энерготарифов для населения также должно сыграть свою роль.

Масштаб задач, стоящих перед региональным кризис-менеджером, немал. После победы на выборах прошло совсем немного времени, но есть уже и первые результаты. Уже сегодня у администрации края нет долгов по зарплатам перед бюджетниками, ведутся трудные переговоры по реструктуризации долгов края, антикризисная программа, включающая жесткий бюджет на 2003 г., обсуждается в местном Законодательном собрании и уже получила поддержку многих из тех, кого раньше никак нельзя было обвинить в особой любви к новому губернатору. Впрочем, любви новому губернатору особо и не требуется, результат гораздо важнее.

"Сибирскому авиасалону не хватило оборотов".

(Коммерсантъ 09.12.02 Борис Ельшин)

Сегодня в Красноярске завершает свою работу II Сибирский аэрокосмический салон САКС-2002. И хотя в нем приняли участие более 70 компаний и фирм из России, а также ближнего и дальнего зарубежья, главную задачу, ради которой он был организован решить так и не удалось: пассажирские самолеты иностранных авиакомпаний не станут чаще совершать посадки в Красноярске.

Год назад при проведении первого сибирского авиасалона тогдашний губернатор края Александр Лебедь основной задачей выставки называл смотр авиационной техники, пригодной к эксплуатации в условиях низких температур, а также выполнения полетов по кроссполярным маршрутам через Северный полюс из Юго-Восточной Азии в Северную Америку. При этом Красноярскому аэропорту в этих проектах отводилась роль базы для дозаправки и обслуживания самолетов. Сейчас новый губернатор Красноярского края Александр Хлопонин уже более скептически относится к начинанию своего предшественника. "Своя рубашка ближе к телу. Для края сейчас более необходимо развитие малой авиации и активизация авиаперевозок внутри региона", - заявил на организованной в рамках салона пресс-конференции господин Хлопонин. При этом он также отметил, что "государство должно определиться и с перспективой развития большой авиации. Ведь сегодня самолеты могут и так летать без дозаправки из одной точки мира в другую. В результате зарубежные авиакомпании при трансполярных перелетах получают экономию топлива и времени, государство получает деньги за навигацию и предоставление воздушного пространства. А что получает Красноярский край? Выгода региона только в том случае, если иностранные самолеты совершают посадку".

Поддерживает губернатора и один из организаторов салона, директор ОАО "Красноярские авиалинии" Борис Абрамович. Он считает, что когда "самолеты просто летают над нами, то бизнеса нет, поэтому хотелось, чтобы они к нам садились". По его мнению, прошлогодний САКС имел определенную цель - заложить традицию, что и было сделано во многом благодаря проведенной имиджевой пиар-акции, которая оправдала себя: на нынешнем салоне стало вдвое больше участников.

САКС-2002 не был обойден вниманием представителя президента в Сибирском федеральном округе (СФО) Леонида Драчевского, который посетовал, что пока не были заключены крупные сделки и не пришли миллиардные инвестиции. А пожелание у него было одно: "Набирать обороты".

Самой зрелищной частью для посетителей САКСа должно было стать авиашоу в красноярском аэропорту Емельяново, где проходила выставка авиатехники. Однако выяснилось, что запланированное и широко разрекламированное выступление авиагруппы "Русские витязи" на истребителях Су-27 не состоится: по сведениям "Ъ", организаторы салона и командование ВВС не сошлись в цене. А демонстрационные полеты нескольких гражданских самолетов особого внимания малочисленных зрителей не привлекли: посетители предпочитали прятаться от сильного мороза в салонах выставленных для обозрения самолетов.

Впрочем, на этом неудачи организаторов не закончились. Проведение САКСа стало косвенной причиной того, что мост, соединяющий правый и левый берег Красноярска, оказался заблокированным на несколько часов. Во время проезда по мосту колонны представителя президента в СФО произошла авария: машина сопровождения чиновника столкнулась с грузовиком, который ехал по встречной полосе. Столкновение произошло по вине водителя грузовика: он не только нарушил правила дорожного движения, но и не справился с управлением машиной. В результате пострадал сотрудник ГАИ, сидевший за рулем головной машины колонны.

"Политика окопного выживания".

("Красноярский рабочий", 07.12.02, Эрих Пырх)

10 декабря состоится сессия Законодательного Собрания края, значение которой трудно переоценить. Депутаты должны не только сказать свое веское слово по поводу кризисного краевого бюджета на 2003 год, но и определиться наконец с горемычной реформой ЖКХ - как она пройдет в крае и за чей счет. Перед принятием стратегических решений, дабы еще раз обсудить сообща болезненные проблемы, собрался координационный совет краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов госвласти и местного самоуправления.

ФАНФАРЫ - В МЕТАЛЛОЛОМ

С одной стороны, обе ветви власти демонстрировали трогательное взаимопонимание, тесно переплетясь в президиуме, где в рад сидели исполняющие обязанности первых заместителей губернатора Василий Кузубов и Лев Кузнецов, спикер краевого парламента Александр Усс, губернатор Александр Хлопонин и зампредседателя ЗС Анатолий Ромашов. С другой стороны, общий фон сдержанных восторгов по поводу титанической работы краевой администрации то и дело смазывали критические высказывания, коими помимо некоторых представителей Законодательного Собрания "грешили" посланцы неблагополучных территорий. Хорошо, что не было критиканства в чистом виде, равно как и хвалебных од. Видно, приживается конструктив на красноярской почве, и это радует, а если еще и вкусные плоды начнет приносить, будет совсем здорово.

Правда, в конце заседания губернатор пожурил некоторых выступавших - дескать, зачем вы, други, ковыряетесь в болевых точках, все ведь обсуждено уже на сто рядов, никак присутствие СМИ дурно на вас влияет, покрасоваться охота. Может, и не без этого, но вернее другое - неразрешимых пока проблем на сегодня хватает, несмотря на действительно плотное и эффективное сотрудничество во многих сферах. Потому и не спешили иные ораторы трубить в фанфары, которые в пору финансового кризиса лучше бы сдать в металлолом, чтобы получить лишнюю бюджетную копейку. Да и чиновники хлопонинской команды не в пример своим коллегам из прежней краевой администрации отнюдь не лучились беспричинным оптимизмом.

Например, Василий Кузубов обрисовал весьма печальную макроэкономическую картину. Все, как назло, против нас - и общероссийское замедление темпов экономического роста, и ухудшение мировой конъюнктуры цен на цветные металлы, и никудышная структура внутреннего регионального продукта, и изменения в налоговом законодательстве. Все эти беды не были учтены в бюджете провального по многим показателям 2002 года, и вот итог: к концу нынешнего года краевой бюджет будет исполнен в лучшем случае на 85 процентов. Ситуация осложнилась тем, что окончание выборов губернатора совпало с временем подготовки нового основного финансового документа, потому краевой бюджет на 2003 год пришлось делать "с колес", просить ЗС о двухнедельной отсрочке и экономить на всем, на чем можно и нельзя. По признанию Кузубова, многие расходы пришлось попросту игнорировать. "Мы понимали, что на все денег не хватит, и пытались минимизировать социальные издержки",- подчеркнул он.

Удалось ли это в полной мере? Вопрос пока остается открытым: поживем с новым бюджетом - увидим. Ряд краевых целевых программ приказал долго жить, зато свыше двух третей всех бюджетных расходов предполагается направить на "социалку". И самое главное - заложенные в бюджете цифры, как утверждается, реальны, то есть каждая отрасль получит именно столько, сколько положено, и никак не меньше. Если так, то вместо практиковавшихся ранее дутых показателей, которые были заведомо невыполнимы, управленцы и хозяйственники получат ту самую печку, от которой так удобно плясать.

НАСЕДКА НА ЗОЛОТЫХ ЯЙЦАХ

Среди мер по оптимизации доходов и расходов бюджета, таких, как упорядочение затрат на госуправление, планирование госзаказа на сумму свыше миллиарда рублей, реструктуризация и сокращение долгов края, важнейшее место занимает налаживание эффективного управления госсобственностью. К сожалению, новая краевая администрация разделяет популярное в среде оголтелых рыночников мнение, что государство-де не в состоянии достойно распоряжаться тем немногим, что еще осталось у него в руках. Вывод прост - надо отдать добро в заботливые частные руки. Тогда непонятно, зачем нужна такая структура, как краевой комитет по управлению госимуществом. Ну не для того же, в самом деле, он существует, чтобы, как сказал губернатор, по ошибке представлять в ЗС "старые документы" о приватизации за смешную цену прибыльных красноярских гостиниц.

Сам же Хлопонин считает, что "государство не должно сидеть, как наседка, на собственности и при этом неэффективно ею управлять". Впрочем, даже неэффективная наседка худо-бедно высиживает яйца, а вот что высиживают на своих рабочих местах чиновники КУГИ, никому не известно. Тот же Кузубов откровенно говорил о том, что в адрес комитета "много справедливых нареканий", в крае нет четкой программы приватизации. А губернатор дал такую установку:

для начала надо согласовать с депутатами ЗС перечень предприятий, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат приватизации, а также пересчитать предприятия, которые следует приватизировать в первую либо в последнюю очередь. Дельное предложение, хотя и несколько запоздалое.

Краевая администрация уверяет, что у нее есть понимание того, куда и как краю двигаться дальше. Лев Кузнецов тоже говорил об административной реформе, которая должна упорядочить структуру, обеспечить прозрачность и предсказуемость госвласти. Упомянул он и о создании понятного механизма тарифного регулирования в ТЭК, и о превращении банкротства из инструмента передела собственности в инструмент оздоровления предприятия. При этом бывший замгендиректора "Норникеля" призвал не бояться прихода в край крупных инвесторов и ФПГ - они, мол, сейчас гораздо цивилизованней и социально ответственней более мелких акул капитализма.

Все эти программные постулаты не произвели особого впечатления на людей знающих. Председатель профильной комиссии ЗС Всеволод Севастьянов, которого трудно упрекнуть в оппозиционности губернаторам, весьма нелестно отозвался о теоретических построениях новых управленцев - и со стратегией у них не все ладно, и единство целей не отражено, и механизмы достижения желаемого не прописаны. А в целом планы краевой администрации депутат охарактеризовал как "политику окопного выживания". И то верно - куда уж нам в атаку идти на социальное благополучие, когда патронов все время недостает и с командирами головастыми напряг. Тут не до жиру - быть бы живу, отсидеться бы в окопе да отстреливаться помаленьку рублевыми очередями от назойливых бюджетников и прочих охотников до краевой казны.

А депутат Канского горсовета Владимир Макаров и вовсе закручинился, назвав обсуждаемый финансовый документ "не бюджетом выживания, а бюджетом умирания". Невеселые перспективы ему грезятся из-за того, например, что базовую доходность краевые власти "затвердили" одинаковую для всех территорий края, которые, как известно, живут по-разному - где народ золотишко моет, а где натуральным хозяйством пробавляется. Поддержки села опять же нет никакой (добавим, что финансирование образования и здравоохранения тоже ощутимо срезали). "Одеваться в кредит, а раздеваться за наличные - так, что ли, нам теперь жить?!" - восклицал Макаров.

ВОТ ТЕ РАЗ, СРЕДНИЙ КЛАСС

Эксперт ЗС Андрей Карпов назвал невыполнимыми некоторые показатели, прозвучавшие в докладе Льва Кузнецова, и сообщил, что в представленных краевой администрацией документах он "не то что экономического рывка не обнаружил, но даже создания предпосылок для движения вперед". Чтобы проиллюстрировать свою оценку, Карпов порассуждал на тему реформирования ЖКХ. По его мнению, если увеличить долю оплаты населением услуг до 90 процентов, 2-5 процентов богатых все равно не смогут содержать загибающуюся отрасль. При отлаженной системе субсидий возникнет парадокс - очень бедным будет невыгодно богатеть, потому как они лишатся государственного вспомоществования. Ну а хуже всего придется тому самому среднему классу, о котором так пекутся отцы российских реформ. К примеру, семья с доходом 15 тысяч рублей в месяц, которая сейчас платит за 3-4-комнатную квартиру примерно 800 рублей, после реализации инициативы губернатора будет выкладывать едва ли не три тысячи и с учетом подоходного налога сразу же лишится трети своего заработка. Это приведет к неплатежам, сокрытию доходов и прочим неприятным последствиям.

Замгубернатора Анатолий Матюшенко в двухминутной речи дал отповедь Карпову, выверенным движением руки указывая на графики и диаграммы, калейдоскопически мелькавшие на специально установленном экране. Людей со средним достатком в обиду не дадим, а без 90 процентов жилкоммунхозу никакого житья не будет, отметил Анатолий Иванович, достигший определенных высот в ораторском искусстве. Недаром глава Минусинска Анатолий Кекин поведал о том, что руководители южных районов края по недальновидности своей сомневались - а надо ли так круто поднимать пресловутую планку? Но тут приехал Матюшенко и "в поэтической форме" объяснил им, почему нужно решиться на этот шаг. Теперь сомнений нет, осталось только чувство глубокой благодарности.

А вот у депутата ЗС Юрия Абакумова сомнения имеются, и опять-таки насчет притесняемого среднего класса. Он напомнил, что реально плата за жилье увеличится раза в четыре, поскольку подскочат давно не обновлявшиеся тарифы на тепло, горячее водоснабжение, вывоз мусора и прочие прелести жилкоммунхоза. По мнению Абакумова, социальные гарантии населению при реформировании отрасли "проглядываются в тумане", и надо бы снизить процентов до 15 основной показатель -долю оплаты услуг ЖКХ в структуре доходов населения (общефедеральный стандарт -22 процента). Тогда бы значительно расширился круг тех, кто мог бы рассчитывать при оплате услуг на помощь государства.

В принципе, губернатор не против такой постановки вопроса. Он согласен, что необходимо разработать механизм социальной защиты для среднего класса, но для этого "надо лишь выработать правильные рамки, отталкиваясь от прожиточного минимума". Сегодня этот показатель в крае равен 2380 рублям на одного человека в месяц. Хлопонин навскидку предложил такой вариант. Допустим, тот, у кого доход не превышает двойного прожиточного минимума, будет платить за квартиру не больше 18 или 20 процентов от заработка. Но на это потребуются дополнительные расходы бюджета в размере 100-150 миллионов рублей. Надо подумать, где найти эти средства.

В общем, еще предстоит подумать над многим, причем "по ходу пьесы", поскольку времени на раскачку совсем мало. По словам губернатора, уже в мае будущего года надо будет прикидывать краевой бюджет на 2004 год. А потому Александр Хлопонин призвал депутатов принять 10 декабря нынешний бюджет и корректировать его по мере надобности. Он сказал, что во время заседания координационного совета сделал для себя достаточно пометок. А Александр Усс заверил, что ни одно из прозвучавших предложений и замечаний не останется без внимания - их учтут при доработке бюджета. Так что губернатор и спикер пока, похоже, сидят в одном окопе, И это значит, что у края есть шанс выжить.

"Севастьянов советует губернатору сменить психологию".

("Сегодняшняя газета", 07.12.02)

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края Всеволод Севастьянов считает, что перед губернатором Александром Хлопониным сейчас стоят 3 основные задачи.

Во-первых, по словам депутата, Хлопонину необходимо освоиться с масштабами региона. Во-вторых, дистанцироваться от финансово-промышленной группы, в которой он некогда работал. Здесь в качестве примера Севастьянов привел ситуацию с "Енисейским объединенным банком", который частично находится в краевой собственности и в котором администрация края берет кредиты. "Если разводящим банком края станет "Росбанк", то в крае наполовину губернатором станет Потанин или Прохоров", - заявил депутат. В-третьих, Хлопонину необходимо менять психологию бизнесмена. Так как зачастую новый губернатор, по мнению Севастьянова, подходит к некоторым вопросам по принципу "если это нам не нужно, то зачем это делать". Хотя политика и бизнес далеко не равнозначные сферы деятельности. Успешное решение трех этих задач, считает депутат, позволит Хлопонину стать "полноценным главой краевой исполнительной власти.

"Судебные издержки депутата".

(Владимир Жилетов "Сегодняшняя газета" 07.12.02)

В ЧЕТВЕРГ в Законодательное Собрание Красноярского края поступило представление из краевой прокуратуры. В этом документе, подписанном исполняющим обязанности прокурора края Юрием Антиповым, содержится требование лишить Анатолия Быкова статуса парламентария. Свой мандат и значок бывший глава Совета директоров КрАЗа, известный предприниматель, долгое время проведший в Лефортово, получил в декабре 2001 года на выборах в Заксобрание, баллотируясь по Октябрьскому одномандатному округу.

В отправленном в Заксобрание представлении прокуратура напоминает, что в соответствии с краевым и федеральным законодательством после вступления в силу обвинительного судебного приговора депутат Законодательного Собрания должен снять с себя полномочия. Об этом, в частности, говорит 35 статья устава Красноярского края. Напомним, 19 июня 2002 года Анатолий Быков был приговорен к шести с половиной годам лишения свободы условно по обвинению в подготовке убийства Вилора Струганова, также известного как Паша Цветомузыка. Дело рассматривалось в Московском межмуниципальном городском суде. По мнению надзирательного органа, Анатолий Быков, как условно осужденный, должен быть лишен депутатского кресла, так как приговор вступил в силу.

В настоящий момент в пресс-службе Законодательного Собрания отказываются официально комментировать поступивший из прокуратуры документ, апеллируя к своей неосведомленности. В то же время начальник экспертно-правового управления краевого парламента Любовь Елизарьева считает, что выдвинутое в предписании требование законно. При этом она не исключает, что депутаты могут и отказать прокуратуре. Вопрос о лишении Анатолия Быкова депутатских полномочий будет рассмотрен на ближайшей сессии Законодательного Собрания, которая состоится 10 декабря. В том случае, если решение будет положительным, Законодательное Собрание обязано назначить повторные выборы в Октябрьском округе, по которому баллотировался Анатолий Быков. Стоит отметить, что закон не запрещает участвовать в новых выборах и лишенному мандата депутату. В бюллетене должна быть только сделана отметка о том, что кандидат осужден за уголовное преступление.

"Если в законодательстве не найдется лазейки, чтобы остаться краевым парламентарием, то я приму участие в выборах, если того, конечно, захотят избиратели Октябрьского района", - прокомментировал представление краевой прокуратуры сам Анатолий Быков.

Остается добавить, что в настоящий момент в красноярском краевом суде находится дело, в котором Анатолия Быкова обвиняют в том, что в его доме Сергей Белолипецкий, Сергей Васильев и Виктор Мельников обсуждали планы убийства Олега Губина. Само преступление произошло в 1996 году. Хозяин дома был в курсе происходящего, следовательно, по версии правоохранительных органов, становится соучастником преступления. Предварительные судебные слушания по делу об убийстве Олега Рубина состоялись в августе 2002 года, но заседания по существу неоднократно переносились. То не хватало свидетелей, то адвокатов. Сколько раз прокуратура просила времени на доследование по этому делу - и вспомнить невозможно. В этой ситуации поведение правоохранительных органов напоминает поговорку: "Что не съем, то покусаю". Доказать причастность Анатолия Быкова к преступлению они пока не могут. А вот испортить жизнь - запросто. В любом случае до тех пор, пока не состоятся разбирательства в краевом суде, Анатолию Быкову нет смысла участвовать в выборах депутата краевого парламента. Вдруг опять придется перевыборы назначать...