Как ранее сообщалось, 4 ноября, в День народного единства на Болотной площади в Москве прошел митинг под лозунгом "За Россию без фашизма!", организованный Российским антифашистским фронтом при участии Левого антифашистского фронта, Авангарда красной молодежи и других левых молодежных организаций. По разным подсчетам, в митинге приняло участие от 400 до 1000 участников. Как сообщил ИА REGNUM представитель оргкомитета митинга, при его подготовке было принято решение отказаться от демонстрации партийной и политической символики. В частности, в обмен на отказ от демонстрации красных флагов левые участники добились отказа и от демонстрации неприемлемого для них российского триколора. В ходе митинга это вызвало конфликт с представителями молодежного демократического движения "Оборона" которые явились на Болотную площадь под государственными флагами. Триколоры пришлось свернуть, однако члены "Обороны" во главе с Ильей Яшиным, митинг все-таки не покинули.

Подготовка к митингу: офицеры милиции согласовывают порядок своих действий

В ходе митинга выступили лидер СПС Никита Белых, сопредседатель Республиканской партии России Владимир Лысенко, заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин, правозащитники Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, Андрей Бабушкин, глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова, лидер Авангарда красной молодежи Сергей Удальцов, ученый и общественная деятельница Мариэтта Чудакова, активистка Молодежного правозащитного движения Виктория Громова и другие. Ораторы говорили об угрозе фашизма, которая год от года становится все более реальной и особенно ярко проявляет себя именно 4 ноября. Звучали слова осуждения в адрес властей, которые, ограничиваясь отдельными процессами, фактически попустительствую доморощенным нацистам, упорно не желая давать надлежащую правовую оценку всем подобным проявлениям и неофашистской идеологии в целом. Правозащитник Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, в своем выступлении коснулся ксенофобной антигрузинской кампании, в которой, к радости нацистов, приняли участие представители властей и правоохранительных органов.

"Октябрь 2006 года навсегда стал позором моей страны, России, - заявил он. - Что нам делать, чтобы смыть этот позор и остановить волну расизма и ксенофобии? Не молчать. Называть вещи своими истинными именами: расизм и официальная дискриминация - позорная политика нашего государства сегодня. Помнить о том, что "наша истинная национальность - человек", как сказал английский писатель Герберт Уэллс. Говорить нашим политикам: нельзя считать, что есть плохие националисты и есть националисты "здоровые", пушистые, нельзя подстраиваться под ксенофобные настроения большинства в надежде на то, что вы привлечете поддержку "электората" сегодня, а завтра, во власти, вы все исправите. Нет, завтра будет поздно; это - тот компромисс, от которого не отмоешься".

"Не молчите, не проходите мимо, когда унижают человеческое достоинство людей из-за того, что они носят неправильную фамилию, имеют другой цвет кожи, говорят с акцентом, выглядят по-другому, исповедуют другую веру, - обратился оратор к участникам митинга. - Остановите хотя бы одного национал-радикала, сотрите свастику на своем подъезде, сорвите надпись "жилье сдается только русским", напишите в редакцию газеты, где говорят "языком вражды", остановите милиционера, пристрастно проверяющего документы у смуглого парня, спасите хотя бы одного преследуемого и униженного. Сделайте, что можете, но не молчите. От каждого из нас зависит, сможет ли стать Россия свободной страной, страной, где можно жить без страха, страной без расизма. Не молчите, ибо вчера - евреи, сегодня - грузины, чеченцы, мусульмане, цыгане, таджики, русские "неправильных убеждений", завтра - любой из вас, любой из нас".

"Я поднимаю этот бокал грузинского вина за нашу с вами страну, за свободную Россию, за Россию без расизма! За нашу и вашу свободу! Гаумарджос! Фашизм не пройдет!", - закончил свое выступление Юрий Джибладзе. Последнюю фразу, скандируя, подхватили участники митинга.

Кроме того, среди участников митинга были известные деятели культуры и общественные деятели - Олег Басилашвили, Елена Кабурова, Фазиль Искандер, Борис Васильев, Алла Гербер, Лев Пономарев, Алексей Симонов и другие.

В финале митинга была принята резолюция с осуждением проявлений неофашизма в современной России и с призывом ко всем здоровым силам общества объединиться, чтобы противостоять возрождению коричневой чумы.

Антифашистский митинг на Болотной площади прошел в напряженной обстановке. В преддверии Дня народного единства на объединенном сайте нацистских организаций Москвы появился призыв к сторонникам национал-социалистической идеологии собраться на Болотной площади, чтобы избить "либералов". Подробную видеоинструкцию предстоящего "мероприятия" с самим собой в главной роли разместил в сети интернет один из лидеров наци-скинхедов по кличке Тесак (настоящее имя Максим Марценкевич), возглавляющий студию "Формат 18", цифры в названии которой складываются из порядковых номеров букв латинского алфавита инициалов Adolf Hitler.

Целью планируемой атаки должны были стать, прежде всего, так называемые "антифа" - левые радикалы, традиционные противники нацистов, однако под угрозой находилась безопасность всех участников антифашистского мероприятия. В связи с этим ГУВД Москвы были предприняты беспрецедентные меры. Место проведения митинга было плотно оцеплено, к Болотной площади было стянуто около тысячи сотрудников милиции и ОМОНа. К обеспечению безопасности были привлечены курсанты и члены добровольной народной дружины. К моменту начала антифашистского митинга за линией оцепления скопилось около сотни агрессивно настроенных молодых людей спортивного телосложения. Организованными действиями ОМОНа они были оттеснены на противоположный берег Обводного канала, но там, выстроившись вдоль Кадашевской набережной напротив места проведения антифашистского митинга, нацисты пытались помешать ему, хором скандируя свой лозунг "Слава России!" в сопровождении характерного жеста фашистского приветствия. Эта попытка скоординированных вызывающих действий привела к немедленной атаке ОМОНа на бритоголовых. Им пришлось бегом ретироваться через Малый Толмачевский переулок, причем несколько человек были задержаны.

Тем не менее, несколько профашистски настроенных молодых людей, включая Тесака, все-таки смогли проникнуть на территорию, где проходил митинг, однако, находясь в окружении антифашистов, на глазах у сотрудников милиции, они не решились предпринять каких-либо активных действий.

По окончании митинга его участники разошлись по близлежащим станциям метро. Их безопасное передвижение было обеспечено благодаря тому, что районы, прилегающие к Болотной площади, были полностью очищены от агрессивных национал-радикалов. Кроме того, эскорт сотрудников милиции сопроводил непосредственно до входа в метро группу из примерно двух десятков антифа и активистов Авангарда красной молодежи. Шедшие вместе с этой небольшой колонной журналисты смогли убедиться в том, что намеченные фашистами беспорядки удалось предотвратить.