Интервью председателя Комитета государственной безопасности Южной Осетии, генерал-майора Николая Долгополова ИА REGNUM

ИА REGNUM: Г-н Долгополов, как бы Вы охарактеризовали ситуацию в республике накануне референдума и выборов президента Южной Осетии?

Как напряженную. Нашим южным соседям крайне невыгодно проведение референдума, из чего вытекают и их соответствующие действия, направленные на срыв этого важного для нашей республики события. В целом, работа по дестабилизации ситуации проходит по целому ряду направлений. Так, грузинской стороной создан т.н. "альтернативный" ЦИК. Мы прекрасно знаем, сколько жителей у нас проживают в анклавах (грузинонаселенные села Южной Осетии, находящиеся под контролем Грузии - ред.), и можем сказать, что на муниципальных выборах, которые прошли в Грузии (5 октября 2006 г. - ред.), данные о численности населения этих сел были завышены почти в два раза. Сегодня Грузия заявляет, что в "альтернативных выборах президента Южной Осетии" примет участие 25 тыс. человек, и это в то время, как в анклавах проживает максимум 12 тысяч, из которых избирателей наберется максимум 8 тыс. человек.

Задачи же организаторов т.н. альтернативных выборов простые - создание параллельного правительства, последующее обращение к международному сообществу и т.д. Это одно направление. Попытки направления на территорию Южной Осетии диверсионно-террористических групп можно считать вторым направлением работы грузинской стороны по дестабилизации обстановки в Южной Осетии. Такие действия направлены на то, чтобы дестабилизировать ситуацию, посеять страх среди населения. К этому можно отнести и регулярную стрельбу в ночное время суток, а то и среди бела дня, минирование территорий. Все это, а также постоянное давление на наших миротворцев, используется для нагнетания обстановки. Плюс к этому, я могу добавить то, что, по имеющейся у нас информации, уже в течении нескольких месяцев к границам Южной Осетии стянуты значительные силы спецназа Грузии, сохраняется угроза вторжения на территорию республики. Грузия, однако, заявляет, что не признает ни итогов референдума в Южной Осетии, ни результатов выборов президента, в том числе и тех, которые озвучит "альтернативный" ЦИК.

ИА REGNUM: К чему же Грузия ведет такую работу по дестабилизации обстановки в Южной Осетии?

Референдум в Южной Осетии - своеобразный камень преткновения для Грузии. Ведь Южная Осетия, по сравнению с Приднестровьем, Косово или Черногорией, имеет больше и правовых, и любых других оснований быть независимой и войти в состав России. В Грузии это понимают. Понимают и то, что положение России уже иное: это государство - достаточно крепкое, чтобы поддержать Южную Осетию. Но, мне кажется, такой позиции придерживается не только Россия. В одной из бесед представитель немецкой делегации заявил, что в мире остались только два разделенных народа - это Корея и Осетия, которые должны объединяться. Думаю, что он абсолютно прав.

ИА REGNUM: Понятно, что Грузия использует сегодня ряд провокаций для запугивания населения в Южной Осетии. Как Вы считаете, может ли она перейти к более решительным действиям?

Если бы мы имели дело с вменяемыми людьми, тогда можно было бы что-то прогнозировать. Прогнозировать же действия безбашенного Окруашвили (министр обороны - ред.) и не совсем адекватного президента Саакашвили - трудно. Грузия ведь никогда самостоятельно не жила - и не только в политическом плане. В экономическом плане Грузия живет за счет своих "соплеменников", которые работают в России. Ведь что такое зарплата в 30-40 лари ($17-22 - ред.)? Нищета полнейшая. У нас в республике сегодня уровень жизни значительно выше.

ИА REGNUM: Действительно ли то, что некоторые провокации в зоне грузино-осетинского конфликта организованы натовскими инструкторами?

Известно, что в Грузии работают и американские, и натовские инструкторы, но мы не владеем информацией о том, что в осуществлении провокаций непосредственное участие принимали бы натовские военнослужащие.

ИА REGNUM: Но, средства на дестабилизацию ситуации в Южной Осетии Грузии выделены?

Это другое дело. И материально поддерживают, и технику военную поставляют. Сейчас их оснастили очень мощными средствами радиоэлектронной борьбы, с помощью которых они глушат наше телевидение.

ИА REGNUM: По поводу натовцев - ясно. А что Вы можете сказать в плане использования Грузией иностранных наемников, в частности, чеченских боевиков?

Известно, что у них есть чеченские боевики, которые давно и прочно обосновались в Панкисском ущелье, и в других местах Грузии. Есть информация, что под Гори (грузинский город в нескольких десятках километров от Цхивнали - ред.) они держат несколько десятков чеченцев - понятно для каких целей. Хотя, министр обороны Грузии опровергает факты использования наемников, но то, что мы изъяли 31 октября с.г. в ходе уничтожения диверсионно-террористической группировки в Джавском районе, - тут двух мнений быть просто не может.

ИА REGNUM: Еще совсем недавно такое понятие, как терроризм, было неприемлемо для Южной Осетии, однако... Как проходит работа по борьбе с этим явлением?

Как Вы знаете, у нас только за лето совершено два теракта: убит секретарь Совета безопасности Олег Алборов (убит возле личного гаража приведенным в действие дистанционным самодельным взрывным устройством - ред.), совершено покушение на сотрудника министерства обороны Бала Бестаева (аналогичным взрывшым устройством - ред.). Сегодня опасность проведения терактов в Южной Осетии сохраняется. КГБ, МВД, министерство обороны принимают соответствующие меры. У нас есть общий план противодействия террористам. Летом, когда опасность военного вторжения на территорию Южной Осетии была особенно серьезной, мы четко выработали меры: это и охрана, и патрулирование в ночное время суток, и получение упреждающей информации, и многое другое.

ИА REGNUM: Существуют ли в пределах такого маленького государства, как Южная Осетия, такие понятия, как государственная измена и шпионаж?

К сожалению, да. Начну со шпионажа. В июле мы задержали одного из жителей поселка Джава, фамилию пока в интересах следствия называть не буду, который в течение года передавал грузинам сведения о наших вооружениях, местах дислокации. Передавал, скажу, за очень небольшие деньги. Было еще несколько подобных случаев; один из задержанных готовил теракт. По поводу государственной измены - это касается Владимира Санакоева (югоосетинский бизнесмен, ныне телеведущий грузинской компании "Алания", который недавно заявил о намерении провести "альтернативные выборы президента Южной Осетии - ред.), братьев Каркусовых (обвиняются в ряде преступлений, один из них зарегистрирован "альтернативным ЦИК кандидатом в президенты Южной Осетии" - ред.). Есть и другие персоны.

ИА REGNUM: Цхинвали не раз заявлял, что Грузия составила список, в котором значатся фамилии высших должностных лиц Южной Осетии, подлежащих уничтожению. Этот список еще существует?

Не только существует, но и постоянно обновляется.