"А об чем, как говорится, базар?" Нагорный Карабах за неделю

Баку, 4 ноября 2006, 12:58 — REGNUM  

Обзор СМИ за 27 октября-2 ноября 2006 года.

Военный вестник. Переговоры. "А об чем, как говорится, базар?" Осканян удостоился похвалы МИД Азербайджана. Прогнозы. И ты, Ватикан... Кто будет участвовать в президентской гонке в Нагорном Карабахе?

Военный вестник

На линии соприкосновения

По сообщению бакинского агентства АПА, ночью 27 октября с позиций, расположенных в селе Мехдили Джебраильского района, армянские воинские подразделения до утра обстреливали из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск в Физулинском районе. Согласно АПА, азербайджанцы открыли ответный огонь. О потерях ничего не сообщается.

Азербайджанское агентство "Тренд" сообщает, что 29 октября армянские воинские подразделения вновь нарушили режим прекращения огня: с позиций, находящихся в 2 км северо-западнее села Гаралар Товузского района, с 18:00 до 18:35 подвергли автоматно-пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции Вооруженных сил (ВС) Азербайджана. Потерь нет.

По утверждению азербайджанских СМИ, армянские вооруженные силы начали перебрасывать дополнительную бронетехнику и войска на "оккупированную" территорию Азербайджана. Так, согласно АПА, на линии фронта в районе Агдамского округа прослеживается скопление бронетехники и войск. Просматривается также безостановочное перемещение грузовиков в сторону линии фронта. Согласно азербайджанскому агентству, армянские вооруженные силы на "оккупированных" территориях Азербайджана укрепляют свои позиции еще с декабря 2005 года. ("168 Жам")

Военные учения в Карабахе

На прошлой неделе Вооруженные силы Нагорного Карабаха (НК) провели плановые тактические учения. Как сообщает ИА REGNUM, на учениях присутствовал президент НК Аркадий Гукасян в сопровождении высшего командного состава Армии обороны Нагорного Карабаха. В ходе учений президент посетил одну из мотострелковых частей и принял личное участие в открытии нового корпуса штаба.

"Я считаю, что наши военнослужащие очень хорошо выполняют свои обязанности, и данные учения являются очередным доказательством этого. Наша армия - на высоте". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил президент Нагорного Карабаха, верховный главнокомандующий Вооруженными силами НК Аркадий Гукасян по завершении плановых общевойсковых учений в Нагорном Карабахе.

Министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян выразил удовлетворение результатами прошедших плановых общевойсковых учений Армии обороны НК. "Прогресс налицо, выполнены все задачи, поставленные перед участниками учений. Учения были направлены прежде всего на совершенствование навыков командиров и их штабов, а также повышение уровня взаимодействия подразделений в процессе выполнения задач в современном общевойсковом бою. В ходе этих учений мы сумели также поднять уровень полевой подготовки личного состава", - сказал Оганян. При этом он отметил, что во время учений особое внимание было уделено системе управления и взаимодействию воинских частей. "Ход учений продемонстрировал высокий уровень скоординированности сил и средств воинских частей на каждом этапе и рубеже", - сказал министр. ("АрмИнфо")

Как сообщает бакинская "525-я газета", министр обороны Азербайджана Сафар Абиев "не обеспокоен проведением армянскими войсками военных учений на линии соприкосновения". По его словам, аналогичные учения проводит и азербайджанская сторона: "Мы проводим эти учения чаще".

"Очередным шоу, преследующим цель привлечь внимание международного сообщества", назвала плановые военные учения в Карабахе бакинская газета "Зеркало". Газета обратилась в отечественный МИД с просьбой выразить мнение "относительно проведенных сепаратистским режимом "НКР" военных учений". Как сообщает газета, начальник управления информации и печати МИД Азербайджана Таир Тагизаде ничего определенного ответить не смог. Сославшись на то, что не в компетенции МИД отвечать на данный вопрос, он посоветовал газете обратиться в Минобороны. Последовав совету Тагизаде, газета связалась по телефону с начальником пресс-службы Минобороны Азербайджана Рамизом Меликовым. "Не путайте, Минобороны - это не внешнеполитическое ведомство. Обратитесь по этому поводу в МИД. Позиция Минобороны - уничтожить врага. А то, что вы спрашиваете, это не в нашей компетенции. И вообще, эта тема не для газет", - ответил Меликов и сразу же прервал беседу. Газета пишет, что после этого пришлось ломать голову: "Если и пресс-служба Минобороны не компетентна отвечать на вопрос о вражеских военных учениях на нашей же территории, тогда кто же за это в ответе?!"

Комментируя реакцию Баку на учения и, в частности, утверждения "о концентрации армянских сил на Агдамском участке", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян сказал: "Не стоит серьезно относиться к сообщениям азербайджанских СМИ, так как они постоянно занимаются пропагандой. Наша армия всегда должна быть сильной, быть готовой к любому развитию ситуации. Именно на это были направлены учения". ("АрмИнфо")

О чем говорили министры обороны?

Как сообщает бакинская "525-я газета", министр обороны Азербайджана Сафар Абиев рассказал журналистам о деталях состоявшейся 20 октября встречи с министром обороны Армении Сержем Саркисяном на территории Газахского района. По его словам, пишет газета, основной темой обсуждений "был вывод оккупационных сил Армении из Азербайджана". Абиев также откликнулся на слова Саркисяна по поводу нарушений перемирия: "Какое перемирие? В условиях войны перемирия не бывает".

Министры обороны Армении и Азербайджана Серж Саркисян и Сафар Абиев в ходе встречи 20 октября не обсуждали вопрос освобождения Арменией "оккупированных" азербайджанских территорий, заявил агентству АРКА пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян. "Предоставленная Абиевым азербайджанским СМИ информация о том, что якобы в ходе встречи с Саркисяном 20 октября на приграничном участке Иджеван-Касах поднятый азербайджанским министром первый вопрос касался "вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий" не соответствует действительности", - заявил Шахсуварян. По его словам, встреча министров на армяно-азербайджанской границе состоялась по личной инициативе личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика с целью повышения степени доверия между руководителями оборонных ведомств Армении и Азербайджана. Шахсуварян заявил, что министры обсуждали исключительно вопросы соблюдении режима перемирия и контроля над границей.

Переговоры

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, отвечая на вопрос о встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Париже и перспективах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, отметил: "Мы обязаны быть оптимистами, ибо если потеряем веру в переговорный процесс, то альтернативой переговорам будет война, которая нежелательна ни нам, ни Азербайджану. Естественно, мы все заинтересованы в продолжении переговоров. Что касается результатов, то сегодня не имеет смысла говорить о них, так как соглашение может быть принято тогда, когда будут согласованы все пункты. Этого пока нет. И чем чаще министры иностранных дел Армении и Азербайджана будут встречаться, тем лучше, так как каждая встреча - это новый шанс согласовать пункты, по которым пока нет консенсуса". При этом глава Нагорного Карабаха выразил надежду, что участие НК в переговорах в ближайшее время станет реальным: "Мы не раз отмечали, что без участия НКР решить проблему невозможно, ибо существуют многочисленные вопросы, которые касаются непосредственно Нагорного Карабаха". Гукасян подчеркнул, что позиция карабахской стороны "не изменилась и не изменится". "Мы четко знаем, чего хотим. Мы не откажемся от своей независимости, и любое воспрепятствование в данном вопросе неприемлемо для нас", - сказал президент Гукасян. (ИА REGNUM)

После завершения в Париже очередного раунда переговоров министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что официальный Ереван и Степанакерт согласны с предложенными Минской группой ОБСЕ (МГ ОБСЕ) принципами карабахского урегулирования. Отвечая на вопрос о том, согласен ли Карабах на эти принципы, экс-заместителя министра обороны НК, депутат Национального Собрания (НС) Виталий Баласанян отметил, что единственным путем достижения мира является подписание мирного договора между Карабахом и Азербайджаном, а не Арменией и Азербайджаном. "Международное сообщество не хочет дать оценку причинам войны в Карабахе. А ведь именно от этого зависит оценка итогов войны, ответственности и достижений сторон. Кроме того, карабахский вопрос из плоскости карабахско-азербайджанских отношений был искусственно переведен в армянское поле, тогда как Армения должна быть всего лишь гарантом безопасности карабахского народа и посредником в переговорах. Я считаю, что МИД Армении должен отказаться от переговоров с Азербайджаном", - сказал Баласанян. В ходе своей последней пресс-конференции Осканян отметил, что до отъезда в Париж приезжал в Степанакерт и посоветовался со своим коллегой. Впервые Осканян, прежде чем ехать на переговоры, приезжает в Степанакерт. По крайней мере, впервые об этом говорится столь демонстративно. Оставив в стороне вопрос, зачем надо было Осканяну делить ответственность с министром иностранных дел, а не, скажем, с президентом НК, зададимся вопросом, что может случиться дальше. "Если речь идет о НКР, где живут люди, если обсуждается их будущее, если есть люди, которые тайно обсуждают с кем-то эти вопросы, то это неприемлемо. Все вопросы должны обсуждаться с общественностью, с парламентом страны", - сказал Баласанян. Карабахские власти не должны соглашаться на принципы, предложенные Минской группой, считает Баласанян. "Что касается размещения миротворцев, то на карабахско-азербайджанской границе все спокойно, и нет никакой нужды в миротворцах. Кроме того, насколько я помню, в заявлении речь идет о размещении миротворцев на армяно-азербайджанской границе, а не в Карабахе. По вопросу беженцев я считаю, что каждый сам решает, где ему жить. Так что после подписания мирного договора люди смогут избрать себе место проживания. Но если кто-то собирается говорить о насильственном переселении, то придется подумать о статусе двойных беженцев", - сказал Баласанян. Одним из предложенных МГ ОБСЕ принципов является сдача территорий вокруг бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). "Нет четкого представления, о каких территориях идет речь. Если Азербайджан говорит о территориях, которые находились в советское время под юрисдикцией АзССР, то значит, что за отправную точку принимаются советские времена. Мы так не считаем. А тем, кто говорит о сдаче территорий, мы посоветовали бы снова пойти в музей геноцида, посмотреть на фотографии и решить, отдавать ли земли", - сказал генерал-майор Баласанян. ("Кавказский узел")

Агентство Day.Az публикует блиц-интервью министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова:

"Как Вы можете охарактеризовать итоги встречи с министром иностранных дел Армении во Франции? Чего Вы ожидаете от предстоящей встречи в Брюсселе?

Встреча в Париже - это уже история. Как вы уже знаете, очередная встреча пройдет 14 ноября в Брюсселе. В указанный день и Азербайджан, и Грузия, и Армения должны подписать с Европейским союзом план действия по сотрудничеству в рамках Новой европейской политики добрососедства. И в преддверии этого события мы собираемся провести такую встречу, на которой планируется обсудить новые предложения и идеи, с которыми в Москве выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ.

Вы можете раскрыть суть этих предложений?

Пока еще рано это делать. Если говорить кратко, то среди существующих 8-9 элементов мы затронули один-два момента и на самом деле затруднялись с определением вопроса, имеются ли какие-нибудь подвижки вперед. И в последний раз в Москве сопредседатели поделились с нами некоторыми новыми мыслями, чтобы мы тоже их обдумали. И мы, и армянская сторона, в свою очередь, подумали, что, возможно, здесь может возникнуть удобная возможность, чтобы мы работали в этом направлении. В настоящее время обдумываем их, рассматриваем с различных ракурсов и пришли к мнению, что над ними, в принципе, можно поработать. Но, как вы знаете, это не односложный путь. Ведь учитывается не только позиция азербайджанской стороны, изучается также и мнение противоположного лагеря. И в результате должно быть определено направление, в котором необходимо продолжать работу.

А что известно о дате и времени очередной встречи президентов Азербайджана и Армении?

Об этом более конкретно можно будет говорить после встречи 14 ноября, потому что если 14 числа удастся достичь какого-нибудь определенного результата, то вслед за этим сопредседатели посетят регион, побывают и в Баку, и в Ереване. И уже затем наверняка станет точно известно, так ли необходима встреча президентов или нет.

Несколько дней назад вице-президент ОБСЕ Олег Билорус заявил о том, что деятельность "тройки" сопредседателей не является эффективной и не приносит желанного результата, и предложил поменять формат Минской группы ОБСЕ на "пятерку" стран-сопредседателей. Как Вы относитесь к этому вопросу?

Знаете ли, вообще нередко высказываются мнения о том, что необходимо исключить Францию из списка сопредседателей. В целом же, в рамках данного процесса ОБСЕ приняла решение 24 апреля 1992 года, в котором был определен мандат Минской группы ОБСЕ. В документе было указано, что Армения и Азербайджан являются сторонами конфликта, а армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха являются заинтересованными сторонами. И в связи с этим некоторые заводят разговоры о замене указанного мандата и так далее и тому подобное. Этот процесс, в первую очередь, необходимо начинать в ОБСЕ и вести обсуждения в рамках этой организации. Если же посмотреть на эту проблему с точки зрения желаний Азербайджана или любой другой страны, то если смотреть на это с правовой точки зрения, то это тоже определенный процесс, который займет определенное время. Пока же хотел бы сказать, что в последнее время наблюдается активизация деятельности сопредседателей, и с их участием были достигнуты и положительные результаты. Я бы хотел отметить роль сопредседателей, в особенности США, в процессе обсуждения в Генеральной Ассамблее ООН резолюции, связанной с пожарами на оккупированных территориях. Они пришли к определенному консенсусу, благодаря чему в Генеральной Ассамблее ООН впервые в истории была принята резолюция в связи с оккупированными территориями в вопросе, касающемся Азербайджана и Армении. И, как известно, в регионе, в частности в Нагорном Карабахе, побывала специальная мониторинговая группа экспертов. В настоящее время мы ждем результатов их работы над отчетом. И вполне вероятно, что в середине ноября этот документ будет опубликован и представлен общественности.

Как известно, 4 декабря в ООН в числе замороженных конфликтов на бывшем постсоветском пространстве будет обсужден нагорно-карабахский конфликт. Что Азербайджан ждет от этих обсуждений?

Как вам уже известно, 31 октября в Баку прибудет министр иностранных дел Грузии, с которым мы обсудим и этот вопрос. Вообще же, пока еще рано говорить о том, каким образом 4 декабря будут проходить обсуждения. Хотел бы отметить, что 61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН продлится до сентября 2007 года. Хотел бы напомнить, что резолюция по пожарам на оккупированных азербайджанских территориях была принята в последний день работы Генассамблеи ООН. Основная важность состоит в том, что вопрос относительно замороженных конфликтов включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН. А это представляет особую важность". (Day.Az)

"А об чем, как говорится, базар?"

Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью ряду иностранных СМИ, в которых фактически озвучил свою официальную позицию по карабахскому урегулированию. Как отмечает интернет-издание KarabakhOpen.com, после парижской встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана официальный Баку так и не высказал своей позиции, "и вот Алиев представил ее во всей красе" - он подчеркнул, что территориальная целостность Азербайджана не является предметом переговоров. "Тогда возникает вопрос - а об чем, как говорится, базар? О чем все это время шли переговоры?" - спрашивает KarabakhOpen.

"Позиция Азербайджана опирается на признанные мировым сообществом международные нормы и принципы. Территориальная целостность Азербайджана не является предметом переговоров. Армения должна незамедлительно и без условий освободить территории Азербайджана, что предписано четырьмя резолюциями Совета Безопасности ООН. Это является основным принципом, которого безоговорочно придерживается Азербайджан. Позиция же Армении основывается на их желаниях, ожиданиях и мечтах. Она основывается на принципе "свершившийся факт". Они считают, что только зарубежная поддержка дает им основание думать об отделении из состава Азербайджана и присоединении к Армении земель Нагорного Карабаха, которые были ими захвачены в результате временного преимущества во время боевых действий. Этого не будет. Поэтому руководство Армении должно ясно понимать, что Азербайджан не пойдет ни на какие уступки в отношении своей территориальной целостности", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. По его словам, Азербайджан уже предложил все, на что может пойти. Речь идет о придании армянам Нагорного Карабаха и вернувшимся в Нагорный Карабах азербайджанцам высокого статуса автономии. "Трудно говорить заранее, что произойдет в случае безрезультатности переговоров. По крайней мере, если этот раунд переговоров окончится безрезультатно, то Азербайджан обязательно вновь пересмотрит свою стратегию и тактику", - отметил Алиев. ("Тренд")

На вопросы электронной газеты KarabakhOpen ответил замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян:

"Господин Маилян, как Вы прокомментируете заявление президента Азербайджана о том, что территориальная целостность Азербайджана не является предметом переговоров?

Принцип территориальной целостности Азербайджанской Республики не применим в отношении Нагорно-Карабахской Республики, так как оба этих государства были образованы на территории бывшей АзССР в результате распада СССР. Нагорный Карабах осуществил свое право на сецессию от Советского Азербайджана согласно положениям Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР", которые полностью соответствуют фундаментальным принципам и нормам Устава ООН и других основополагающих международных документов. Таким образом, в 1991 году в соответствии с нормами международного и государственного права было юридически оформлено создание НКР. В связи с тем, что территориальная целостность независимого Азербайджана не имеет никакого отношения к НКР, этот принцип может и не быть предметом переговоров. К сожалению, международное сообщество оказалось несколько не готовым к стремительному распаду СССР, и однобокость его позиций в отношении признания итогов референдумов о независимости, проведенных в Нагорном Карабахе и Азербайджане, в определенной степени поощрила претензии Азербайджана на Нагорный Карабах, что и стало причиной эскалации военного конфликта.

Президент Азербайджана в своем интервью вновь озвучил предложение официального Баку о предоставлении армянам Нагорного Карабаха высокого статуса автономии. Данное предложение было обусловлено, по словам президента Азербайджана, опасением того, что в случае признания независимости Нагорного Карабаха армяне, проживающие в других странах, могут начать требовать независимости. Как Вы это прокомментируете?

Дискриминационная политика официального Баку в отношении армянского населения бывшей Азербайджанской ССР, а также агрессивная война, развязанная независимым Азербайджаном против народа НКР, лишают эту страну морального права предлагать народу НКР автономию. Армяне Карабаха не представляли собой диаспору, поскольку территория края непрерывно принадлежала армянскому этносу на протяжении всей описанной истории. Реализация народом НКР права распоряжаться своей судьбой на собственной территории имела прочные правовые основы и была обусловлена в том числе националистической политикой бакинских властей. И тот факт, что лишь армяне Нагорного Карабаха воспользовались этим правом, в очередной раз указывает на то, что Нагорный Карабах представляет собой особый случай. В этой связи попытки азербайджанского президента провести параллели с другими странами, где проживают армяне, вызывают удивление". (KarabakhOpen)

Осканян удостоился похвалы МИД Азербайджана

Сделанное на днях в парламенте Армении заявление министра иностранных дел Республики Армения (РА) Вардана Осканяна относительно того, что на переговорах с Азербайджаном территориальный вопрос будет обсуждаться лишь после уточнения статуса Нагорного Карабаха и "лишь в этом случае мы более подробно обсудим вопрос территорий", было удостоено положительной оценки со стороны МИД Азербайджана, пишет газета "Азг". "Необходимость возврата территорий Азербайджана является фактом для армянской стороны", - сказал начальник управления информационной политики Таир Тагизаде в интервью, данном азербайджанскому агентству "Тренд". "Министр иностранных дел Армении четко и ясно дал понять, что армянская сторона понимает то, что возвращение всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики является неотъемлемым элементом урегулирования наряду с возвращением перемещенных лиц к местам постоянного проживания", - заверил он. Однако, отмечает "Азг", Тагизаде забыл ту часть выступления Осканяна, в которой говорится, что речь идет также и об армянских территориях. "Говоря территории, мы понимаем - все территории, также южные и восточные районы Карабаха, Мардакерт и Мартуни. Шаумян также составляет часть пакета", - отметил накануне Осканян, подчеркнув, что "эти вопросы находятся в разных слоях и плоскостях, но все они являются частью пакета".

Бакинская "525-я газета" также отмечает, что в выступлении министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна говорилось о возвращении районов Мартуни (Ходжаванд) и Мардакерта (Агдара) Нагорно-карабахской автономной области, а главное, существовавшего до 1991 года, а затем аннулированного азербайджанской стороной Шаумянского района (в настоящее время данная территория входит в состав Геранбойского района). По словам Осканяна, если в результате возможного мирного договора в будущем азербайджанское население вернется на территорию Нагорного Карабаха, тогда Шаумянский район должен быть восстановлен и покинувшее его армянское население должно вернуться туда. Последнее заявление Осканяна указывает на то, что Ереван заинтересован не только в восстановлении Шаумянского района, но также и во включении его в состав Нагорного Карабаха в соответствии с новым статусом. Осканян также отметил, что армянская сторона проводит обсуждения по всем территориям Нагорного Карабаха, в том числе и Шаумяновского района: "Под термином "территории", наряду со всеми территориями Нагорного Карабаха - севера и востока, также понимается Мартуни, Мардакерт и Шаумян". По мнению министра, встреча глав МИД двух стран в Брюсселе, намеченная на 14 ноября, может внести ясность в этот вопрос, передает бакинское издание. "Интересно, что официальный Баку спокойно отреагировал на соображения главы МИД Армении по поводу освобождения карабахских территорий. Вдобавок начальник управления печати и информационной политике МИДа Азербайджана Таир Тагизаде положительно оценил последние заявления Осканяна. "Последние заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна по поводу освобождения оккупированных территорий оцениваются положительно". Но почему-то Тагизаде оставил без внимания слова Осканяна по поводу восстановления Шаумяновского района". Выходит так, заключает "525", что стороны вновь предпочитают наполовину выслушивать соображения противной стороны и пытаются создать видимость "взаимопонимания", и напоминает, что заявление руководителя МИД Армении, высказанное в апреле текущего года, также было принято в Баку как конструктивное. "В то время Осканян заявил, что, "если Азербайджан признает право Нагорного Карабаха на самостоятельное определение своей судьбы, армянская сторона может приступить к обсуждениям по поводу последствий войны, а также по поводу освобождения территорий". В то же время, он отметил, что свободный выбор своей участи населением Нагорного Карабаха - принципиальная позиция Армении в переговорном процессе. И тогда Тагизаде посчитал слова главы МИД Армении конструктивными: "Это заявление указывает на намерение армян принимать активное участие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта".

Бакинская газета "Зеркало" обращает внимание на "тональность выступления" Вардана Осканяна. По ее мнению, глава МИД Армении явно старался умиротворить членов парламента. Скорее всего, именно для этого, наряду с неприятными для армянского слуха тезисами, он заверял, что армянская сторона обсудит "вопрос территорий, когда будет достигнута окончательная конкретика по вопросу статуса Нагорного Карабаха". По сути дела, считает газета, это первая попытка администрации президента Роберта Кочаряна сделать с армянским общественным мнением то же самое, что в свое время пытался осуществить первый президент Армении Левон Тер-Петросян. При этом, надо сказать, что возможностей и шансов у Кочаряна побольше. Ибо к демилитаризованному, отрезвленному восприятию конфликта приходит и армянская диаспора, на которую оказывает давление Запад, и армянская церковь, которая также сильно завязана на западных центрах силы... С другой стороны, отмечает газета, впервые представитель кочаряновского кабинета заявляет во всеуслышание о том, что все территории являются предметом обсуждения. "Это признак осознания весомых международно-правовых, международно-политических реалий". По мнению "Зеркала", самый главный вывод, который вытекает из речей Осканяна, сводится к следующему: "впервые нынешняя правящая элита Армении подает признаки осмысления того неоспоримого международно-политического факта, что упрямый, бескомпромиссный аннексионизм и ирредентизм ведут страну к теперь уже взрывоопасному изоляционизму". Карабахская власть Армении почуяла, что настал миг, когда можно мягко, не очень насильственно принудить и все армянское общество к пониманию исторической нереализуемости "миацума" ("воссоединения". - прим. ИА REGNUM). Вместе с тем, газета призывает соответствующие выводы сделать "и власти азербайджанской": "Уже давно настал момент, когда необходимо отказаться от азиатских формул политического управления страной. Давно уже настал момент, когда необходимо приступить к конструированию новой политической системы, содержащей цивилизационные ценности, которые разделяются европейством. Давным-давно пришел час, когда мы должны проявить национальную самодостаточность к построению функциональной демократии. В противном случае мы вновь основательно отдалим от себя тот исторически неминуемый день, когда в Шуше вновь будет звучать тюркская речь и азербайджанский мугам (жанр народной и профессиональной музыки. - прим. ИА REGNUM)".

Пресс-секретарь МИД Азербайджана Таир Тагизаде имел полное основание воодушевиться "первой частью" заявления Вардана Осканяна - о готовности к возврату "освобожденных территорий" (территории вокруг Нагорного Карабаха, контролируемые армянами. - прим. ИА REGNUM), пишет газета "Айоц Ашхар" и спрашивает: "Стоило ли воодушевленно заявлять об этом с трибуны НС, когда коллега Осканяна - Мамедъяров - не смеет даже пикнуть о признании права народа НКР на самоопределение?" Логично, пишет газета, что Тагизаде, "в полном согласии с хищнической логикой, характерной его народу, вместо протянутого пальца нашего министра проглотил всю его руку, воодушевив азеров не только возвратом освобожденных территорий, но и перспективой скорого возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах, в том числе и Шуши". В Азербайджане, пишет газета, сделали вывод, что "дело в шляпе", и, как свидетельствует "Зеркало", это "первая попытка властей Армении сделать с общественным мнением то, что в свое время пытался осуществить первый президент Армении Левон Тер-Петросян". Судя по тому, с каким воодушевлением Вардан Осканян представил в парламенте страны готовность уступить "освобожденные территории", подобные комментарии становятся вполне понятными, продолжает "Айоц Ашхар". "Дипломаты, если они таковыми являются, молчат до того момента, когда становится возможным сопоставить свой компромисс с уступками противника. А если одна из сторон при каждом удобном случае заявляет о своей готовности к уступкам, а другая сторона упорно молчит, то даже нейтральные наблюдатели констатируют слабость первой стороны, не говоря уже об Азербайджане, занявшем непримиримую позицию". "Создается впечатление, что у нашего министра иностранных дел чесотка во рту. При каждом удобном случае он заявляет, что Армения готова к подобному серьезному взаимному компромиссу, не дожидаясь, чтобы его азербайджанский коллега хоть раз возвестил о готовности признать право народа НКР на самоопределение. Именно в таких случаях говорят, что многословность является признаком слабости - и в общечеловеческом плане, и в дипломатическом".

Иными словами, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн", Вардан Осканян признал, что территории эти принадлежат Азербайджану и при определенных условиях будут возвращены. Это, конечно же, никак не помещается в рамки лозунга "Независимый Карабах на территории как минимум 8000 кв. км", под которым в 1998 году был осуществлен государственный переворот, отмечает газета и указывает на существенную разницу между тем, что предлагали прежние власти Армении и тем, о чем говорят нынешние: "Сильная сторона, каковой была в 97-м Армения, всегда при компромиссах получает больше, чем слабая. Сегодня же, когда военный бюджет Азербайджана грозит сравниться с госбюджетом Армении, наши уступки воспринимаются совершенно иначе. Сказавший "а" в 98-м году Кочарян не имеет права не сказать сегодня "б", и формулировка "извини, погорячился" не оправдана, поскольку прошедшие 8 лет были узурпированы у нашего будущего". Между тем, газета отмечает, что политическая элита Армении молчит: "Тема не особо актуальна - предвыборный сезон, посевная - у политических сил более серьезные заботы. Тем более, что и сказать нечего. Политическое поле разделено на две части: РПА-Серж (Республиканская партия Армении-Серж Саркисян. - прим. ИА REGNUM) и Кочарян с "придатками". Вардан Осканян (из "придатков") заявил о готовности сдать территории, а Серж Саркисян собрал в кучу свои историко-географические знания и заявил, что Агдам не наша родина. Иными словами, все ветви и подветви власти готовы к уступкам. Как сказал бы герой известного фильма, "народ к разврату готов".

Прогнозы

"Позиция НКР в вопросе карабахского урегулирования остается неизменной", - заявил агентству "Арменпресс" министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян. Он воздержался от прогнозов относительно возможных сроков урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта, вопреки некоторым мнениям о возможном решении этой проблемы только в 2008-2009 гг. - после предстоящих выборов в НК, Армении и Азербайджане. "Нагорный Карабах выступает за скорейшее урегулирование конфликта и установление добрососедских отношений с Азербайджаном как залога стабильности и развития региона", - сказал министр иностранных дел НК. По мнению Петросяна, только тот мир может быть долговременным, который обеспечит безопасность, свободу и достоинство вовлеченных в конфликт сторон.

Международные посредники кровь из носу пытаются добиться урегулирования карабахского конфликта до начала 2007 года. При этом они ясно дают понять, что с началом предвыборных марафонов сперва в 2007 году в Армении, а потом в 2008-м - в Азербайджане они практически заморозят свою посредническую миссию. По сути это означают, что сами страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые имеют серьезные геополитические интересы в Азербайджане, вплотную займутся азербайджанскими выборами. Дело в том, что США и Евросоюз, который в МГ ОБСЕ представляет Франция, даже не скрывают, что собираются надолго и притом основательно обосноваться на Южном Кавказе. А Россия ведет тяжелые "бои" с целью сохранения собственного влияния в регионе, который еще 15 лет назад считался "вотчиной" Кремля. По сути, отмечает бакинская газета "Зеркало", и Армения, и Азербайджан оказались меж двух огней. Поэтому как в Вашингтоне, так и в Москве, кажется, готовятся к двум вариантам развития событий на Южном Кавказе. Первый вариант: Вашингтон и Москва не находят "общего языка", и, как следствие, Армении и Азербайджану не удается договориться по поводу урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В этом случае и официальный Баку, и Ереван оказываются под "двойным прессом". Как Вашингтон, так и Москва от них требуют однозначного внешнеполитического выбора. Описывая ситуацию в Азербайджане, газета пишет, что ведущие фигуры правительства скрывают свои внешнеполитические "пристрастия". "Но при этом не секрет, что достаточно высокопоставленные, известные и влиятельные госчиновники, по сути, являются "российскими агентами влияния" в окружении главы государства. Таковых немало и в силовых структурах. То есть Россия может пойти по пути "дворцового переворота" или, по крайней мере, использовать эти силы для оказания давления на президента в случае, если он сделает "неправильный выбор". Кроме того, в критический момент Россия может задействовать и свою "пятую колонну", например, в лице движения "Путь Азербайджана", которое в последнее время активизировало свою деятельность". С другой стороны, в случае провала нынешнего раунда мирных переговоров и продолжения на этом фоне со стороны официального Баку "сбалансированнной" внешней политики, Запад собирается запустить новую, широкомасштабную программу "Поддержка демократии", по сути, для реанимации прозападной оппозиции. Как стало известно, сообщает газета, под реализацию этого "проекта" уже выделены огромные средства. Запад просто ждет итогов нынешнего раунда переговоров по урегулированию конфликта, а также того, насколько реакция официального Баку на ответы со стороны руководства НАТО на все "беспокоящие его вопросы" удовлетворит лидеров Североатлантического блока. В целом, пишет газета, и в Москве, и в Вашингтоне не исключают, что для того чтобы поставить все точки над "i" в большой геополитической игре на Южном Кавказе, на предстоящих выборах как в Армении, так и Азербайджане придется играть на смену власти, что, с точки зрения геополитических интересов на Южном Кавказе, "опасно как для Запада, так и для России". Поэтому стороны пытаются договориться и направить соперничество в регионе в "цивилизованное русло", означающее достижение договоренностей по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, пишет газета и продолжает: "По мнению некоторых западных аналитиков, серьезные катаклизмы внутриполитического характера с вовлечением России в странах Южного Кавказа могут затормозить процесс евро-атлантической интеграции данного региона.... Что касается России, то ей все равно придется уйти из Южного Кавказа,... но постепенно, получая некоторые политико-экономические преференции, самое главное - без катаклизмов и сохраняя лицо". Таким образом, заключает газета, сегодня мы становимся свидетелями сложной дипломатической игры, результатом которой станет "сговор" между Россией и Западом на условиях урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и сохранения ныне существующего внутриполитического статус-кво как в Армении, так и Азербайджане.

На вопросы "Айоц Ашхар" ответил политолог Александр Искандарян:

"То, что сопредседатели не говорят во всеуслышание о "новых идеях", о которых идет речь, значит, что им просто нечего сказать. Поскольку всякий раз, когда в переговорном процессе появляются мало-мальски существенные обстоятельства, вокруг которых стороны конфликта пытаются найти точки соприкосновения или могут это сделать, происходит утечка информации, цель которой - "прощупать" общественное мнение, настроения в обеих странах. Так было после Ки-Уэста, так было несколько месяцев назад, когда Минская группа с легкой руки нового американского сопредседателя Мэтью Брайзы, по сути, рассекретила лежавший на столе переговоров вариант - по крайней мере его основные принципы.

Могут ли быть плодотворными усилия Азербайджана, направленные на изменение формата переговоров, на перенесение проблемы в иные инстанции, в данном случае в ООН, если учитывать, что в этом случае Азербайджан действует не в одиночку, а единым фронтом со странами ГУАМ?

Трудно сказать, что из этого получится. Но для того, чтобы что-то получилось, то есть для изменения формата переговоров, нужно получить согласие армянской стороны - Армении и Нагорного Карабаха - или же принудить Армению и Карабах согласиться с изменением формата. Более того, для этого необходима поддержка третьих стран: стран, вовлеченных в этот процесс и в той или иной степени участвующих в урегулировании конфликта. А навязывание чего-либо в подобных случаях едва ли может быть результативным и эффективным. Иначе говоря, нельзя сказать человеку: доверься мне, и я лучше решу ту или иную волнующую тебя проблему. И при этом с самого начала дать ему кирпичом по голове, вынуждая человека делать то, что для него неприемлемо. Если Азербайджан хочет изменить формат, то этот вопрос он должен обсуждать не сам с собой или же в рамках ГУАМ, а с Арменией и, в первую очередь, - с Нагорным Карабахом. А Армения, по сути, высказала свою позицию, объявив: хотите менять формат переговоров, пожалуйста, но без нас. После всего этого, думаю, желание Азербайджана перенести вопрос в ООН едва ли оправдано.

Существует мнение, что Армения должна "умыть руки" и уступить свое место на переговорах Карабаху или по меньшей мере настаивать на участии Нагорного Карабаха. Это в действительности что-то даст армянской стороне в плане укрепления переговорного ресурса?

По правде говоря, лично я не вижу необходимости в этом - по крайней мере в данный момент. Более того, не понимаю, зачем нужно Карабаху обязательно вступать в переговорный процесс в качестве полноправной стороны? Что там, конфеты раздают? Единственная "конфета", на которую может рассчитывать Карабах, - это взаимоприемлемая формула урегулирования проблемы. Но все дело в том, что на сегодняшний день этой "конфеты" просто нет на столе переговоров. Значит, какое имеет значение - представлен Карабах на переговорах или нет. Когда эта "конфета" окажется на столе переговоров, его (Карабах) не то что пригласят, а просто заставят сесть за стол переговоров. Ведь эта "конфета" предназначена для Карабаха, а дать ее, кстати, может не международное сообщество, а Азербайджан. Как только Азербайджан решит реально урегулировать конфликт, он - хочет того или нет - должен будет согласовывать спорные вопросы с Карабахом. В политической элите Азербайджана нет дураков, там прекрасно понимают, что, сколько бы Армения ни была вовлечена в конфликт и ни выступала в качестве заинтересованной стороны, по большому счету, проблему они должны обсуждать с Карабахом и искать точки соприкосновения с Карабахом. Если ты хочешь урегулировать с кем-то свои отношения, ты, по меньшей мере, должен пригласить его за стол переговоров. Если ты этого не делаешь, значит, ты просто не хочешь решать проблему". ("Айоц Ашхар").

И ты, Ватикан...

В процессе захвата и армянизирования Нагорного Карабаха немаловажную роль сыграл христианский фактор. Ватикан внес свою лепту в дело армян, причем она не ограничилась моральной поддержкой братьев-христиан. Во время "оккупации" азербайджанских земель в боевых операциях принимали участие незаконно сформированные Ватиканом вооруженные отряды "Опис Деу" (Воины Бога). Об этом бакинской газете "Зеркало" сообщил глава Международного центра стратегических исследований против мирового террора и коррупции "Банк-Информация", политолог Ровшан Новрузоглу. По его словам, участие этого отряда в "оккупации" карабахских земель "признала" радиостанция "Голос Ватикана" (24 апреля 2004 года). По данным азербайджанского политолога, это же радио собирается установить свои передатчики 6 января 2007 года (армяне празднуют эту дату как день рождения Иисуса) в Нагорном Карабахе. "Особо хочу отметить, что вышеназванное радио, которое стремится к раздроблению ислама, впервые вышло в эфир 14 февраля 1931 года под названием "Голос Бога". Далее оно несколько раз меняло название - "Голос Папы", "Рупор Ватикана" - и, наконец, с 1941 года стало называться "Голос Ватикана". Это радио выходит в эфир на 37 языках. Среди 50 сотрудников, большинство из которых имеют высшие духовные саны, работают и 17 армян. Ежегодный бюджет радио составляет 2,2 миллиона долларов". "Предвзятое, я бы даже сказал враждебное, отношение к Азербайджану "Голос Ватикана" демонстрировал много раз. Например, армяне, оккупировавшие наши земли, организовали там "исторически-краеведческий музей Арцах (армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM)". А это радио сделало про него передачу, после чего выступило с призывом ко всем армянам. Они предложили армянам посетить музеи мира и добиться возвращения "на историческую родину" всех армянских ценностей, которые до сих пор выставлялись как азербайджанские. По данным нашего Центра, в Ватикане уже создано "Карабахское бюро" - радио, которое начнет работу с 2007 года", - сказал Новрузоглу. По данным Новрузоглу, директор музея Мелания Балаян в интервью российской службе радио "Голос Ватикана" заявила, что все туристы, посещающие Нагорный Карабах, с большим интересом относятся к данной экспозиции. Она отмечает, что сотрудники начнут "ревизию" с территории Армении, так как "там находится много исторических ценностей, принадлежащих армянам Карабаха". В ревизионистских планах есть и всемирно известный Эрмитаж. Балаян говорит: "В Эрмитаже часть армянских исторических ценностей представлена в отделе "Азербайджан в X-VII веках до нашей эры", хотя всем известно, что в то время такого государства не существовало. Информацию о золотой печати, обнаруженной на территории села Арачадзор Мардакертского района, мы также узнали из интернета - она помещена под рубрикой "Ценные экспонаты кавказского отдела Эрмитажа". В качестве конкретного места находки указан Нагорный Карабах. Переписка с дирекцией Эрмитажа, вероятно, позволит получить новые подробности о других экспонатах арцахского происхождения". По данным Новрузоглу, пишет газета, ученые сепаратистов (имеются в виду ученые Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) уже добились того, что из Армении в музей Арцаха переведены 12 наименований исторических ценностей, документов. А это означает, что фактически в музеях Армении больше не существует "азербайджанского отдела". К сожалению, пишет бакинское издание, культурная помощь "сепаратистам" "Голоса Ватикана" этим не заканчивается: "Радио активно пропагандирует деятельность "Фонда возрождения Шуши", в Совет директоров которого входят представители армянской диаспоры (так в тексте. - прим. ИА REGNUM) Сос Саркисян (ректор Ереванского театрального института. - прим. ИА REGNUM), Левон Ананян (председатель Союза писателей Армении. - прим. ИА REGNUM), Флора Нахшкарян (редактор газеты "Голос Армении". - прим. ИА REGNUM), Зорий Балаян (писатель. - прим. ИА REGNUM), Бакур Карапетян (историк. - прим. ИА REGNUM) и архиепископ Паргев Мартиросян (глава Арцахской епархии Армянской апостольской церкви. - прим. ИА REGNUM). Именно по этой радиоволне были обнародованы результаты проведенного среди армян мира референдума, согласно которым большинство считают, что "Шуша является одним из древних центров армянской цивилизации". Эти данные политолога, пишет газета, доказывают, что "Голос Ватикана" делает все для того, чтобы армяне доказали, что Карабах является их древней землей.

Кто будет участвовать в президентской гонке в Нагорном Карабахе?

В Нагорном Карабахе продолжается обсуждение проекта Конституции. Многие связывают форсирование принятия Конституции с одним из переходных положений проекта, который позволяет ныне действующему президенту на предстоящих в 2007 году президентских выборах баллотироваться на третий срок. И, несмотря на то, что действующий президент Аркадий Гукасян заявил, что не намерен идти на третий срок, целый ряд факторов говорит в пользу того, что такие попытки могут быть предприняты, пишет информационный портал "Кавказский узел".

На вопросы "Кавказского узла" ответил депутат Национального Собрания Нагорного Карабаха от блока "Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн"-Движение 88" Гегам Багдасарян:

"Господин Багдасарян, можно ли говорить о том, что предвыборная гонка в Карабахе стартовала, и определились ли уже участники гонки?

Гонка, безусловно, стартовала, однако в создавшейся ситуации говорить о конкретных кандидатах можно только с большими оговорками. Дело в том, что пока не решен вопрос участия в выборах действующего президента, потенциальные кандидаты, особенно из провластного лагеря, ощущают вполне обоснованную скованность. А вопрос президента действительно пока не решен, несмотря на заявление от 11 октября, где Аркадий Гукасян фактически отказался от намерения баллотироваться на третий срок. О нерешенности вопроса свидетельствует несколько фактов: уже после заявления лидер парламентской фракции "Демократия" от правящей демпартии Ваграм Атанесян заявил, что после принятия Конституции президент созовет представителей политических сил и "объявит свое окончательное решение" (надо понимать, заявление президента было не окончательным). Представитель фракции "Родина" от второй по численности партии, представленной в парламенте, Гагик Петросян однозначно заявил, что положение в проекте Конституции, позволяющее президенту баллотироваться еще на один срок, будет принято. Так что о кандидатах можно будет говорить только после принятия Конституции и "окончательного решения". Если президент решит пойти на третий срок, то вряд ли на выборы пойдут кандидаты от власти, а если Гукасян на третий срок не пойдет, тогда кандидатов будет ох как много.

И все же, есть ли какие-то наметки по персоналиям?

Надо сказать, что о кандидатах говорится в основном по инициативе общественного сектора. В частности, карабахская организация "Открытое общество" провела опрос среди населения, по итогам которого больше всего голосов получил нынешний спикер парламента Ашот Гулян. Затем Степанакертский пресс-клуб совместно с "Открытым обществом" провел опрос среди 16 экспертов, в ходе которого выявились иные лидеры: замминистра иностранных дел Масис Маилян - 4, начальник Службы национальной безопасности Бако Саакян - 4, президент НКР Аркадий Гукасян - 3, лидер оппозиционной депутатской группы "АРФ Дашнакцутюн-Движение 88" Армен Саркисян - 2, экс-министр обороны Самвел Бабаян - 1, политолог, зачинатель Карабахского движения Игорь Мурадян - 1, бывший депутат Нерсес Оганджанян - 1. Интересно, что на первых местах этого опроса оказались люди, ныне работающие в государственных структурах. Некоторые объясняют это наличием так называемой административной оппозиции (инакомыслие в государственной системе), другие тем, что у этих людей больше шансов проявить себя в качестве публичных деятелей, а третьи обуславливают это тем, что опрошенные оценили реальные, а не виртуальные шансы кандидатов. Симптоматично, что в среде лидеров объявился и первый оппозиционный кандидат - Армен Саркисян. В любом случае, к концу года обязательно выявятся реальные кандидаты, поскольку до выборов остается всего 8-9 месяцев.

Как, по-вашему, будут развиваться события до конца года?

Думаю, после принятия Конституции все основные партии созовут съезды, в ходе которых будет уточнены позиции и, может быть, объявлены кандидаты. Сами партии оказались в незавидном положении - маневры президента здорово тормозят процесс становления политического поля. Люди очень скованы и не раскрывают карты. Хотя, по некоторым данным, кое-кто уже начал предвыборную работу". ("Кавказский узел").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.