Как ранее сообщалось, группой депутатов внесен на рассмотрение Госдумы проект Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в статью 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации", касающийся изменения порядка осуществления местного самоуправления в административных центрах, столицах субъектов Российской Федерации. Согласно законопроекту, предлагается разрешить временное осуществления органами исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации "отдельных полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, в целях обеспечения единства систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры указанных поселений и городских округов". Для этого предполагается дробление существующих крупных муниципалитетов на ряд внутригородских муниципальных образований, занятых решением вопросов местного характера; в то же время ряд полномочий, имеющих общегородской характер, должны передаваться региональной администрации.

В связи с тем, что появление этого законопроекта вызвало беспокойство в муниципальном сообществе и активные комментарии в прессе, его разработчики провели 30 ноября пресс-конференцию в Москве, в ходе которой обосновали свою позицию, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Участники пресс-конференции отвергли предположения, что их разработка направлена на урезание прав местного самоуправления. "Законопроект направлен на сбалансированность полномочий между государственной властью и местным самоуправлением", - заявил один из разработчиков законопроекта председатель Комитета Госдумы по по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый.

Как подчеркнул Владимир Мокрый, законопроект не противоречит требованиям Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления, так как не содержит положений, которые подчиняли бы местное самоуправление государственной власти. Не предполагается отмена выборов в органы местного самоуправления, соблюдаются требования наличия собственного бюджета и имущества, необходимого для исполнения полномочий органов местного самоуправления. Также он особенно подчеркнул, что изменения территориальной организации местного самоуправления в городе - столице субъекта Федерации могут быть произведены только с согласия населения, после проведения голосования жителей города.

"Основные требования Европейской хартии - эффективное местное самоуправление и приближение управления к гражданам - как раз и преследуются в этом законопроекте" - заметил Мокрый.

По его словам, выполнение городами - административными центрами субъектов Федерации столичных функций накладывает на них дополнительное бремя наряду с решением вопросов местного значения. Кроме того, опыт показывает, что муниципальные власти в крупнейших городах самостоятельно не справляются с исполнением многих полномочий, закрепленных за ними. В частности, это касается содержания общегородской инфраструктуры водо-, газо- и электроснабжения, дорог, общественного транспорта, а также жилищного строительства. Строительство муниципального жилья формально является исключительным полномочием муниципалитета, однако "это давно уже неправда", заметил он. Фактически без помощи региональной власти оно оказывается невозможным, и "на практике идет превышение полномочий с одной стороны и невыполнение полномочий - с другой".

По словам Владимира Мокрого, ряд наиболее острых вопросов, непосредственно влияющих на условия жизни населения городов - столиц субъектов Федерации, может быть решен только будучи выведен на государственный уровень и с привлечение средств субъектов.

Как считает глава думского комитета, предлагаемая оптимизация повлечет за собой "повышение эффективности территориального развития самых крупных муниципальных образований Российской Федерации". В то же время он предположил, что принятие данного закона не повлечет за собой изменение структуры местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге. Владимир Мокрый также подчеркнул, что разработчики законопроекта не предлагают введения назначения мэров. В случае реализации подобной схемы в каком-либо областном центре должность мэра городского округа там будет вообще упразднена, заявил он. Вместо этого выборные структуры местного самоуправления со своими полномочиями возникнут во вновь организованных внутригородских муниципальных образованиях, а решение вопросов общегородского характера будет поручено специально созданной территориальной структуре исполнительной власти, находящейся в подчинении администрации субъекта Федерации.

Главы внутригородских муниципальных образований, по мысли разработчиков законопроекта, будут ближе к населению и более доступными для общения с жителями, чем нынешние мэры крупных городов, которые зачастую не в состоянии принять не только обычных граждан, но даже руководителей крупных предприятий. Кроме того, нынешние мэры столиц субъектов Федерации, по мнению Владимира Мокрого, больше заняты выстраиванием политических взаимоотношений с губернатором, чем решением проблем населения. "Либо мы говорим об эффективности местного самоуправления с точки зрения качественных услуг населению, либо мы боремся за какую-то самостийность органов местного самоуправления независимо от эффективности их работы", - подчеркнул он. По мнению другого разработчика законопроекта - первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Владимира Жидких, данные предложения лежат в русле наблюдаемой в последнее время тенденции к укреплению российских регионов в лице губернаторов и региональных Законодательных собраний. "Наш законопроект позволяет в случае, если этого потребуют какие-то жизненные условия, опустить местное самоуправление с уровня городского округа на уровень внутригородских муниципальных преобразований, - пояснил он. - Повально это происходить не будет".

Коснувшись вопроса о тяжелом финансовом положении местного самоуправления и отвечая на вопрос ИА REGNUM о том, не свидетельствует ли предложение решать проблему эффективности исполнения полномочий местного самоуправления путем изъятия части полномочий о фактическом отказе от попыток изменить ситуацию в финансовом отношении, Владимир Мокрый также сообщил, что возглавляемый им Комитет Госдумы ведет и в этом направлении. В частности, по его словам, планируется выступить с инициативой о передаче местному самоуправлению части налога на прибыль для повышения собственных доходов муниципалитетов. "Мы полагаем, что 2008-й год должен быть совершенно новым в формировании бюджетной обеспеченности муниципалитетов", - заметил он. Однако, пояснил Мокрый, для внесения изменений в существующую систему межбюджетных отношений требуется время, поэтому в настоящий момент предлагаются меры, которые, по мнению разработчиков, способны в короткий срок сбалансировать полномочия местного самоуправления в крупнейших городах в интересах населения. "Людей не интересует, договорились ли мы с Кудриным. Я же не могу сказать избирателям: "Подождите еще года два, пока мы договоримся с Правительством",- пояснил он.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении намечено на 8 ноября. По словам разработчиков, они заинтересованы в широком публичном обсуждении своих предложений и подготовке поправок. "Мы готовы к конструктивному диалогу, готовы выслушать мнение региональных органов власти и муниципального сообщества", - заявил Владимир Мокрый.