"Мэр хочет стать губернатором".

(Коммерсантъ, 06.12.02. Б.Ельшин)

Вчера пополнился список претендентов на место губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Подписи избирателей в свою поддержку в избирком вчера сдали три новых претендента, среди которых и мэр Норильска Олег Бударгин. Единственным официально зарегистрированным кандидатом в губернаторы остается депутат горсовета Дудинки Геннадий Субботкин. 16 декабря прием подписей избирателей прекращается, и в этот день будет определен окончательный список участников предвыборной борьбы. Вчера же избирком рассмотрел жалобу господина Субботкина на Олега Бударгина, уже начавшего встречи с избирателями. Депутат обвинил норильского мэра в преждевременной агитации и использовании административного ресурса. Избирком принял решение "за отсутствием правовых оснований по фактам, указанным в жалобе Субботкина, в удовлетворении жалобы отказать", мотивировав это тем, что закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", запрещающий до официальной регистрации начинать агитационную кампанию в СМИ, тем не менее позволяет претендентам проводить встречи с избирателями сразу после уведомления избирательной комиссии о намерении участвовать в выборах.

"Дело Быкова живет".

(Время новостей, 06.12.02. А.Макаров)

Красноярская прокуратура хочет лишить бывшего "алюминиевого барона" статуса депутата

В законодательное собрание Красноярского края поступило предписание региональной прокуратуры о лишении бывшего председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Анатолия Быкова статуса депутата парламента. Исполняющий обязанности прокурора края Юрий Антипов сообщает, что приговор Мещанского суда г. Москвы, признавшего "алюминиевого барона" виновным в организацию покушения на жизнь Вилора Струганова (Паши Цветомузыки) и осудившего его на шесть лет лишения свободы условно, вступил в силу. Московский городской суд отклонил апелляции на это решение и защиты, и обвинения. Таким образом, сейчас Анатолий Быков - уголовник и в соответствии с уставом Красноярского края не может быть депутатом.

Начальник экспертно-правового управления законодательного собрания Любовь Елизарьева считает, что требование прокуратуры абсолютно законно, однако это не значит, что большинство депутатов примет "нужное" решение. Тем более что чуть больше года тому назад они трижды отклонили аналогичное предписание прокуратуры Москвы. Раиса Кармазина, председатель постоянной комиссии ЗС по бюджетной политике, и сейчас убеждена, что никаких доказательств вины Быкова им так и не было предъявлено. Спикер краевого парламента Александр Усс отказался делать какие-либо прогнозы об итогах голосования по этому вопросу, но, по его мнению, даже если решение ЗС "будет отрицательным, прокуратура обратится в суд, и этот иск будет удовлетворен однозначно".

Такой же точки зрения придерживается и адвокат Быкова Роберт Дубинников. Однако он сообщил, что защита обжаловала решение Московского городского суда в вышестоящих инстанциях. Если Верховный суд удовлетворит кассационную жалобу защиты, может возникнуть неприятный инцидент. Анатолия Быкова надо будет восстанавливать в статусе депутата. Кроме того, ничто не мешает "алюминиевому барону" вновь баллотироваться в ЗС по тому же избирательному округу. Закон этого не запрещает, так как Анатолий Быков находится на свободе. Есть только одна особенность - в бюллетене для голосования напротив его фамилии должна стоять пометка, что он осужден за уголовное преступление.

Сам г-н Быков, комментируя ситуацию, был предельно краток: "Если народ хочет, чтобы я работал депутатом, я им стану". Очередная сессия ЗС Красноярского края состоится 10 декабря. Именно там будет рассмотрено предписание прокуратуры. Если ЗС все-таки проголосует за лишение Анатолия Быкова статуса депутата, в его округе будут назначены выборы. Краевому бюджету это обойдется примерно в миллион рублей.

"Быкова хотят лишить депутатского мандата".

(Газета 06.12.02. И.Саськов)

Красноярского бизнесмена Анатолия Быкова, условно осужденного за организацию заказного убийства своего бывшего друга Вилора Струганова по прозвищу Паша-Цветомузыка, хотят лишить статуса депутата краевого парламента. Однако по закону Быков имеет право баллотироваться в депутаты снова. Из краевой прокуратуры в Заксобрание края поступило требование на одной из ближайших сессий лишить Быкова статуса депутата парламента. По уставу Красноярского края, депутат краевого парламента, осужденный за уголовное преступление, должен оставить свой пост. Депутатом краевого Заксобрания Быков стал год назад, еще находясь под следствием в Лефортово. Представление в парламент о лишении Анатолия Быкова депутатства подписано и.о. прокурора края Юрием Антиповым. К письму приложен устав края, приговор по делу Быкова и решения Мосгорсуда, отклонившие кассационные жалобы адвокатов Быкова. Прокуратура края пока никак не комментирует документ. Тем временем депутаты ЗакСа обсуждают возникший юридический казус. Большинство из них признает, что действия прокуратуры вполне законны. Начальник экспертно-правового управления Заксобрания Любовь Елизарьева сказала Газете: "На ближайшей сессии Заксобрания 10 декабря парламент, скорее всего, лишит Быкова статуса депутата.

Однако это не помешает ему баллотироваться снова от того же Октябрьского района Красноярска". Дело в том, что Быков осужден условно, и это позволяет ему согласно российскому законодательству выдвинуть свою кандидатуру на новых выборах. Напомним, что приговор по делу Быкова вступил в законную силу после отказа Мосгорсуда удовлетворить жалобу адвокатов о пересмотре дела и оправдании своего подзащитного. Отказал суд и Генпрокуратуре, требующей пересмотреть приговор и упрятать Быкова за решетку. В итоге бывший алюминиевый король был признан условно осужденным и намерен добиваться пересмотра своего дела в других высших судебных инстанциях России и мира вплоть до Страсбургского суда. Краевой парламент, лишив Быкова депутатского статуса, назначит новые выборы на это место в течение ближайших трех месяцев. И Быков, скорее всего, примет в них участие. И, что не менее вероятно, победит с большим перевесом, несмотря на то что в его бюллетене будет стоять отметка об условном сроке наказания. Ведь даже на прошлых выборах, находясь в Лефортово, Быков набрал свыше 50% голосов избирателей. Такая популярность Быкова связана с его меценатской и спонсорской деятельностью. Государство же, исполнив букву закона, истратит на эти выборы не менее 1 млн. бюджетных рублей. Сам Быков по поводу этой ситуации вчера заявил Газете: "Я не могу предугадать, как развернутся события на сессии Заксобрания, но не исключаю возможности новой депутатской баллотировки, если на то будет желание жителей Октябрьского района Красноярска". Адвокат Быкова Роберт Дубинников вчера сказал Газете, что требования прокуратуры законны, хотя и с небольшой оговоркой: "Нами уже подана кассационная жалоба на решение Мосгорсуда в Верховный суд России, и есть возможность оправдания Быкова по всему спектру обвинения. Если это произойдет, а Заксобрание уже лишит его депутатских полномочий, что тогда? Впрочем, как бы там ни было, я буду обязательно советовать Быкову вновь выдвигаться по Октябрьскому избирательному округу на будущих выборах, если он лишится своего кресла 10 декабря".

"Виноваты чиновники".

("Красноярский рабочий", 06.12.02)

У администрации края нет программы приватизационных мероприятий, без которой невозможно утверждение краевого бюджета на 2003 год.

Это обнаружилось после того, как в ЗС был представлен без аргументированного обоснования список предприятий, подлежащих приватизации в будущем году. Например, красноярскую гостиницу "Октябрьская" предполагалось приватизировать всего за 2,2 миллиона рублей (примерно столько прибыли она может приносить в год). Судя по реакции губернатора, он был не в курсе планов своих подчиненных. "Я первый раз слышу о продаже гостиницы "Октябрьская", Красноярского завода цветных металлов", - заявил вчера А. Хлопонин. Он сказал, что виноваты чиновники, давшие депутатам "старый список", и пообещал провести "серьезные совещания" по вопросам управления госсобственностью.

"Прохождение законопроекта обещает быть очень трудным".

("Красноярская газета", 06.12.02)

Много вопросов о предстоящей реформе жилищно-коммунального хозяйства получают депутаты Законодательного Собрания края.

Наконец-то избирателям стало ясно, что ЗАЯВЛЕННОЕ ГУБЕРНАТОРОМ А.Г. ХЛОПОНИНЫМ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ ДО 90 ПРОЦЕНТОВ может быть обоснованно отвергнуто или приостановлено лишь силами депутатов-патриотов. О своем резком несогласии сразу же заявили большинство депутатов блока "НАШИ!", блока А.Быкова, КПРФ и ряд одномандатников.

В сложном положении оказался спикер ЗС А.В. Усс, которого обвинят и в том случае, если проголосует "за", и в том случае, если проголосует "против". В интервью "Авторадио" 4 декабря А.В. Усс заявил, что может проголосовать "за" только лишь при определенных жестких гарантиях защиты бедствующего населения. А вообще - прохождение законопроекта через ЗС обещает быть очень трудным.

- Я получаю сейчас, - сказал Александр Викторович, - кипы обращений с требованием не допустить повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг от ряда представителей местной организации КПРФ, которые ещё недавно оказывали самую серьезную поддержку Александру Геннадиевичу Хлопонину в его продвижении к губернаторскому креслу, выступали его доверенными лицами. А письма теперь почему-то пишут мне. Думаю, что им надо быть по меньшей мере более последовательными в таких вещах.

...Выбрали губернатора, выбрали новую исполнительную власть. И поэтому сегодня просто обязаны обеспечить этой власти определенный кредит доверия. И если А.Г. Хлопонин входит с таким предложением и одновременно обещает, что и шаги в направлении реформ будут сделаны, что и малообеспеченные слои населения будут защищены, у меня нет никаких оснований торпедировать это решение, тормозить его. Я думаю, что обещания, которые при этом делаются новой властью, станут реальными.

Юрий АБАКУМОВ, депутат Законодательного Собрания:

- Увеличение тарифов ЖКХ с 40 процентов до 90, если брать простейшими арифметическими действиями, - это не в 2,2 раза. Должен вам сказать, что рост произойдёт не менее, чем в 4 раза. Вот эту ситуацию необходимо отрегулировать. Ведь оказались неучтёнными давние неповышаемые тарифы на тепло, на горячую воду, на вывоз мусора, на ремонт лифтов и так далее. Также неучтёнными в этой ситуации оказались тарифы на электроэнергию, которые будут всё равно повышаться.

Поэтому нам необходимо принять меры к тому. чтобы реально защитить обедневшие слои населения. Защитить также и наиболее трудоспособную часть населения, которая зарабатывает примерно 10-15 тысяч рублей (в целом на семью). Важно и их не поставить в ситуацию, когда они вынуждены будут платить до 4-5 тысяч рублей в месяц. Что можно сделать в этой ситуации? У меня предложение пока только одно - примерно на пять пунктов понизить федеральный стандарт - с 22 до 17-ти. В Москве он составляет 15. Говорю, чтобы это было понятно. НПСР предлагает 10. Есть и другие предложения. И это надо администрации учесть и успеть внести в бюджет до первого чтения.

"То ли еще будет...".

("Городские новости", 06.12.02)

Накануне администрация края представила законодателям проект бюджета на 2003 год. Финансовый документ содержит ряд жестких корректировок в сторону сокращения расходов на развитие некоторых краевых отраслей. В частности, перераспределяются средства краевого дорожного фонда на социальные нужды, приостанавливаются планы развития, изымается часть средств от хранения ядерных отходов на горно-химическом комбинате в краевой бюджет.

Все это для депутатов ЗС не было неожиданностью. Красноярский губернатор неоднократно публично говорил о непопулярном бюджете из-за большой кредиторской задолженности перед различными финансовыми структурами - около 12 млрд. рублей. Таким образом, законодатели и сами понимали: экономика края, действительно, в плачевном состоянии. Предварительные комментарии депутатов не предвещали взрыва эмоций. и, тем не менее, 2 декабря инициаторами скандала выступили коммунисты. Изучив главный финансовый документ края и убедившись, что при его жесткости - одновременном повышении платы за жилищно-коммунальные услуги до 90 процентов от их реальной стоимости - избиратель отшатнется от коммунистической идеологии, левая фракция категорически высказалась против повышения оплаты услуг ЖКХ. Ее лидеры напомнили Хлопонину о его обещаниях и даже процитировали предвыборную платформу нынешнего губернатора, в которой говорилось: повышения тарифов не будет, так как "нынешних средств вполне хватает при эффективной организации работы". Представители компартии в ЗС заявили: 10 декабря, на очередной сессии, они выступят против принятия закона о ЖКХ.

Данное заявление не вызвало бы удивления, если бы его частично не поддержали депутаты из блока "Наши", представлявшие на выборах губернатора интересы оппонента Хлопонина-спикера краевого парламента, а также представители "Блока Анатолия Быкова", тоже находившиеся в оппозиции к нынешнему губернатору.

По мнению местных аналитиков, поведение коммунистов было предсказуемо: когда вопрос о повышении платы за услуги ЖКХ практически решен на федеральном уровне и уже ничего не сделать, они демонстрируют заботу о малоимущих слоях населения. Но наибольшее удивление вызвала позиция других законодателей, еще недавно заявлявших лояльное отношение к Хлопонину и даже призывавших к конструктивному союзу двух ветвей власти.

Авторитет спикера в ЗС достаточно высок, и маловероятно, что без косвенной поддержки его сторонники-депутаты решили бы обострить ситуацию накануне принятия и без того сложного бюджета. На данный момент в ЗС края противников повышения оплаты услуг на ЖКХ большинство (23), 19 придерживаются другой точки зрения. В основном это представители "Единства" и пролебедевской группы "Честь и Родина".

Если Хлопонину не удастся убедить депутатов и склонить часть из них на свою сторону, администрации придется готовить новый проект бюджета, учитывая при этом "депутатскую принципиальность", а также сокращение финансовых поступлений из Минфина: это было категорическое условие Москвы - повышение платы за услуги ЖКХ в обмен на федеральное субсидирование.

Тем не менее маловероятно, что конфликт приобретет затяжной и драматичный характер: по последним опросам, население пока с симпатией относится к Хлопонину. Законодателям после жесткой конфронтации с администрацией Александра Лебедя сегодня политически не выгодно нагнетать страсти. Тем более спустя всего лишь два месяца после окончания выборов. Главное, к чему они будут стремиться в этом локальном конфликте, так это продемонстрировать озабоченность уровнем жизни красноярцев. Депутаты ЗС хорошо понимают: в связи с тяжелым финансовым положением исполнительная власть вынуждена будет в течение года идти на непопулярные меры. Если законодатели, даже вопреки здравому смыслу, не станут публично от этих мер дистанцироваться, шансов пройти в Госдуму не будет никаких. Или будут, но весьма призрачные: по предварительным прогнозам, треть краевого депутатского корпуса не прочь поучаствовать в декабрьской предвыборной кампании 2003 года.

Вероятно, приступая к обязанностям губернатора, Александр Хлопонин свое внимание в большей степени сфокусировал на финансовых проблемах региона, а не на конъюнктурных нюансах политического момента. Учитывая же, что социально-экономическая ситуация в крае, даже по прогнозам самого Хлопонина, складываться будет не совсем благополучно, конфронтация между исполнительной властью и желающими попасть в Госдуму приобретет все более острый характер. Таким образом, не исключено, что Красноярский край впереди еще ждут новые потрясения.

"Приказано выжить".

("Красноярский рабочий", 06.12.02, Эрих ПЫРХ)

"Бюджет умирания", "социально ориентированный", "жесткий, но реальный", "продуманный и профессиональный", "иного нам не дано" - вот примерный разброс мнений об основном финансовом документе края на 2003 год, высказанных на прошедшем вчера в Красноярске представительном форуме.

Большой зал "серого дома" был битком набит. Чиновники администрации края, депутаты ЗС, главы городов и районов, депутаты советов различных уровней - все они вместе с многочисленными приглашенными участвовали в заседании координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Обсуждалось в комплексе два животрепещущих вопроса - прогноз социально-экономического развития края и проект краевого бюджета на 2003 год.

Несмотря на кризисную ситуацию, Совет администрации края продемонстрировал здоровый оптимизм. И. о. первого замгубернатора Василий Кузубов назвал бюджет "реальным по доходам и выполнимым по расходам, даже при пессимистическом сценарии". Он отметил, что более 70 процентов расходов консолидированного бюджета края будет приходиться на социальную сферу, хотя ряд краевых целевых программ, направленных на соцзащиту, придется "похоронить". По словам чиновников, сейчас краевая администрация приступила к оптимизации доходов и расходов бюджета, изыскивает резервы, бьется над реструктуризацией долгов и занимается прочими полезными вещами, благо времени хватает - рабочий день в "сером доме" длится 11-12 часов.

У других участников заседания была несколько иная точка зрения. К примеру, эксперт ЗС Андрей Карпов отметил "некоторую недоделанность нынешней бюджетной политики" и доказал, что предлагаемое повышение доли оплаты населением услуг ЖКХ до 90 процентов прежде всего ударит по людям со средним достатком. Кстати, о злополучной реформе жилкоммунхоза вчера говорилось очень много, но последнее слово, как и по поводу принятия закона о бюджете, должны сказать депутаты ЗС на сессии 10 декабря.

Их общий настрой благожелателен, отметил спикер краевого парламента и председатель координационного совета Александр Усс. Впрочем, он отказался делать какие-либо прогнозы по поводу предстоящего голосования. Усс твердо уверен в одном - вчерашнее заседание было полезным. Эту точку зрения разделил Александр Хлопонин, который сказал: "Чаще надо встречаться в таком составе".

"Страсти по-красноярски".

("Вечерний Красноярск", 06.12.02, Антон ВИДИШЕВ)

Неделька у нас прошла - веселее не придумаешь

Красноярск бурлит. Красноярск шумит. А еще говорят, что извержение вулкана у нас невозможно. Возможно. Только не природного, а эмоционального. В крае грядет повышение тарифов на услуги ЖКХ. Равнодушных к столь знаменательному событию замечено не было.

Ударим повышением тарифа по банкротству ЖКХ

Сколько же реально мы будем платить за услуги ЖКХ? Это смотря кто где живет и сколько своих кровных зарабатывает. Живете скромно и так же зарабатываете - так и платить вам сущие пустяки. Если доход в вашей семье на одного ее члена не превышает 2038 рублей (это у нас теперь такой прожиточный минимум будет, спасибо любимой власти), то платить вам - по 50 рублей с брата, сестры, жены или тещи какой-нибудь (собаки и кошки, к счастью, не в счет).

Ну а если вам Бог послал более или менее хорошую зарплату, да еще и квартирой 3-, а то и 4~ комнатной одарил, то извольте раскошелиться. Живете вы в своей квартире, допустим, вчетвером. Муж, жена да дочка с сыном. И зарабатываете этак 15000-16000. Ничего не поделаешь, а около 3- 4 тысяч на бочку (или, точнее, на трубу канализационную) извольте.

Чуть больше будут платить очень богатые и очень обеспеченные жильем люди. При миллионных доходах и проживании в шикарных апартаментах они будут вносить более существенную лепту в реформирование ЖКХ, чем какой-нибудь работник КрАЗа. Вот только для кого ощутимее реформа будет - для кразовца, который на нее треть зарплаты отдавать будет, или для супербогача?

Благо, что власть нам на уступки пошла (ну какая она у нас все-таки замечательная). Больше 22% своих доходов выпускать в жэкаховскую трубу мы не будем. Но ведь это наши 22%!

Все-таки сколько нам открытий чудных принесла демократия: дефолт, инфляцию, ваучер. Теперь вот реформа ЖКХ. Скоро еще реформа энергетической отрасли будет, и неизвестно, чем она для нас обернется. А там, глядишь, власть еще чего-нибудь подкинет. Просвещаемся, однако.

Чур меня, чур от краевой собственности

В краевом бюджете - нехватка денег, а в самом крае - нехватка эффективных управленцев, способных по-умному распорядиться краевой собственностью. Даже наличие своего антикризисного гения в лице губернатора не спасает.

Только этим можно объяснить то, что администрация, недолго думая, предложила часть краевой собственности (например, акции двух красноярских гостиниц "Октябрьская" и "Красноярск") попросту продать. А ведь правильно. Управлять не умеем, бюджет трещит по швам.

А ну ее, эту краевую собственность. И пускай за эти пакеты просят чуть больше, чем за две хорошие квартиры в столице края. Все лучше, чем ничего.

"Сивинит" будет жить

Но все еще не так плохо в красноярском королевстве. 15 декабря сего года планируется запустить многострадальный завод "Сивинит". Уже вроде бы все смирились, что никому он не нужен и участь его решена - скромненько почить в бозе. Ан нет. При непосредственном участии краевой власти удалось добиться положительного итога в переговорах нашего "Красэнерго" (которому ну очень много денег должен "Сивинит") и московского ООО "Торгово-экспортная фирма "Юникорн", решившему нежданно-негаданно возродить красноярский завод.

ООО "Красноярские волокна" - дочерняя структура "Юникорна", взяло в аренду оборудование и все сооружения завода "Сивинит", с последующим выкупом в собственность - до 5 июля 2003 года - окончания срока конкурсного управления. Все это нужно для того, чтобы на время заморозить долги "Сивинита" и дать возможность начать производство. С 4 декабря "Красноярские волокна" приступают к переводу рабочих в новую юридическую структуру и оформлению лицензии на право производства.

Вроде как к Новому году "Сивинит" должен дать первую продукцию. К тому же, как сообщает Независимое информационное агентство, инвесторы планируют сначала занять на производстве 1200 человек, закупить новое энергосберегающее итальянское оборудование на сумму около 5 млн. долларов, что позволит увеличить количество рабочих мест до 2400.

А еще к 1 июля планируется выйти на объемы производства 700-730 тонн ежемесячно, а там и до 1000 тонн недалеко. Продукцию "Сивинита" планируется поставлять на рынок Юго-Восточной Азии, в Турцию, Пакистан и Европу.

Меня только один вопрос мучает. Родненькие наши москвичи, где же вы раньше были? Люди столько нервов вымотали, без зарплаты сидели, ждали у моря погоды. Что, уважаемый "Юникорн", вам побыстрее появиться нельзя было? Или у нас все как всегда? Сначала доведем завод до обморочного состояния, а потом купим по дешевке. И вроде как спасители получаются.

"Быков ищет "лазейку".

("Вечерний Красноярск", 06.12.02)

Вчера депутат Законодательного собрания края Анатолий Быков прокомментировал корреспонденту РИА "Экспресс" требования краевой прокуратуры. Напомним, что в ЗС края поступило представление краевой прокуратуры с требованием лишить Анатолия Быкова статуса депутата.

То, что это требование законно, подтверждают адвокаты Быкова и юристы краевого парламента. 10 декабря на очередной сессии ЗС края депутаты рассмотрят этот вопрос. В том случае, если решение будет положительным, Законодательное собрание обязано будет назначить повторные выборы в Октябрьском округе, по которому баллотировался Анатолий Быков. По закону Быков тоже может принять участие в этих выборах, так как депутат получил условное наказание.

Анатолий Быков заявил, что "если в законодательстве не найдется лазейки, чтобы остаться краевым парламентарием", то он "примет участие в выборах, если того, конечно, захотят избиратели Октябрьского района".

"Индекс инфляции".

("Красноярский рабочий", 06.12.02)

Красноярский краевой комитет государственной статистики сообщает, что в ноябре текущего года основные показатели, характеризующие инфляционные процессы в крае, составили:

· сводный индекс потребительских цен - 101,2 процента (по отношению к октябрю 2002 года), 115,5 процента (по отношению к декабрю 2001 года);

· индекс цен на продовольственные товары за месяц -102,4 процента, непродовольственные товары - 101, платные услуги населению - 99 процентов (с начала года соответственно - 110,1 процента, 113,4, 135,1 процента);

· контрольная стоимость необходимого социального набора - 1241,67 рубля в расчете на человека и повысилась за месяц на 2 процента, с начала года - на 13 процентов;

· стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), - 1102,62 рубля и стала выше по сравнению с предыдущим месяцем на 2,7 процента, с начала года - на 8,5 процента.

"Вместе лучше".

("Вечерний Красноярск", 06.12.02)

Губернатору А. Г. Хлопонину Председателю Законодательного собрания А. В. Уссу

Уважаемые Александр Геннадиевич! Александр Викторович!

Сейчас уже всем очевидно, что кризисная социально-экономическая ситуация в Красноярском крае во многом обусловлена несовершенством его административно-территориального устройства, а также тем фактором, что основной финансовый потенциал сосредоточен на Севере, фактически на территории другого субъекта Российской Федерации, а подавляющее большинство населения проживает в центре и на юге.

Никак не решается главный вопрос, который лег в основу создания субъектов Федерации по национальному признаку. По-прежнему актуальна проблема возрождения и сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера, более того - она продолжает обостряться, в том числе и в связи с интенсивным разрушением среды обитания. Мне это хорошо известно на примере Эвенкийского автономного округа.

Сегодня не вызывает сомнения ни у жителей края, ни у властей и необходимость образования нового субъекта Российской Федерации на основе объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

В апреле этого года инициативная группа выступила с предложением о проведении краевого референдума по этому вопросу. Однако по разным причинам, в том числе из-за проведения губернаторских выборов, инициатива не нашла поддержку депутатов Законодательного собрания края. Но и в первые месяцы после выборов территориально-экономические проблемы не стали предметом политики краевых властей, а тем временем процесс разобщенности в крае по региональному признаку продолжается. Все эти обстоятельства диктуют необходимость проведения срочных и реальных действий, направленных на объединение края. Для этого предлагаю:

1. Во исполнение пункта 1 постановления Законодательного собрания края N 2-232-п от 13 мая 2002 года срочно создать Консультативный Совет по образованию нового субъекта Российской Федерации.

2. До 1 декабря Консультативному Совету подготовить документы в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного Закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российский Федерации".

3. С 15 января 2003 года начать согласование документов с федеральными органами власти и подготовку и проведение референдумов в крае и автономных округах с вопросом об образовании нового единого субъекта Российской Федерации.

4. До 1 сентября 2003 года завершить проведение всех предварительных процедур и приступить к формированию единых органов управления.

Думаю, что органы федеральной власти и президент В. В. Путин поддержат первые практические шаги по объединению красноярских субъектов Федерации. Главное сейчас - проявить политическую волю органам законодательной и исполнительной власти края и округов.

С уважением, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Г. И. Дружинин

ОТ РЕДАКЦИИ. В минувшую среду на заседании постоянной комиссии Заксобрания по государственному строительству и местному самоуправлению рассматривался вопрос о ходе выполнения еще летнего постановления ЗС, того самого, в котором предлагалось создать Консультативный Совет. В рамках этого обсуждения депутаты рассматривали и обращение Г. И. Дружинина. Трое членов комиссии высказались за то, чтобы "повременить" с первыми практическими шагами по объединению по крайней мере до февраля, когда состоятся выборы губернатора Таймыра. Однако предвыборная кампания как раз дает уникальную возможность выявить позицию по вопросу объединения всех кандидатов на пост таймырского губернатора. Некоторые из них уже высказывались в том смысле, что они сторонники укрупнения субъектов Федерации. В среду на заседании комиссии ЗС ее председатель депутат А.М. Клешко высказался за безотлагательные меры по подготовке объединения, поддержав обращение Г.И. Дружинина. А поскольку его мнение не поддержали члены комиссии, Клешко заявил, что на следующей (не 10 декабря, а 20-го) сессии ЗС будет выносить этот вопрос на обсуждение от себя лично.

Вчера на эту тему высказался и губернатор Хлопонин. Он сказал, что в ближайшее время намерен обсуждать этот вопрос с эвенкийским губернатором Б. Золотаревым.

"Стоит на своем".

("Известия-Красноярск", 06.12.02, Дина ВОРОБЬЕВА)

На днях председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков подтвердил, что ЦИК намерен расформировать избирательную комиссию Красноярского края. Такое решение было принято еще два месяца назад после скандальной истории с опровержением итогов выборов губернатора края. Но председатель Крайизбиркома Георгий Кострыкин как в сентябре отчаянно отстаивал свою правоту, так и сегодня не желает уступать.

Выборы губернатора в Красноярском крае вот уже второй раз прогремели на всю страну. В 1998 году баллотировался политик федерального масштаба Александр Лебедь, а в 2002 краевая избирательная комиссия, подумав неделю, решила отменить итоги последних выборов. Заседание Крайизбиркома продолжалось весь день, и практически, всю ночь. Представитель ЦИКа Сергей Большаков уже прямым текстом заявлял, что Крайизбирком должен смириться с фактами и признать легитимно избранным губернатором Александра Хлопонина. Нет. Крайизбирком стоял на своем. В конфликт вмешался Президент РФ Владимир Путин, который провел переговоры с Александром Хлопониным, Александром Уссом и Николаем Ашлаповым. Указом Президента Хлопонин был назначен и.о. губернатора Красноярского края. Напомним, что на этой должности он пробыл ровно один день. ЦИК утвердил итоги выборов 22 сентября, и также было заявлено, что отказ Крайизбиркома выполнять прямые указания начальства является основанием для расформирования комиссии.

Георгий Кострыкин назвал решение ЦИКа "необоснованным и преждевременным". По его словам, члены комиссии не допустили в ходе выборов никаких серьезных нарушений, значит, нет никаких оснований для расформирования его команды. Опять нашла коса на камень. Дальнейшее развитие ситуации возможно только в судебном порядке. ЦИК может подать заявление, присовокупив все материалы о "проколах" красноярской комиссии, которых набралось немало. Прокуратура края до сих пор не высказалась по поводу действий комиссии в период выборов. Так, до сих пор тянутся судебные разбирательства по искам Александра Глискова, бывшего члена Крайизбиркома с правом совещательного голоса, которому председатель Кострыкин отказал в ознакомлении с письмом из прокуратуры. По мнению Глискова, обнародование этих документов до дня голосования могло бы серьезно повлиять на ход выборов. Много вопросов вызывает и финансовая сторона деятельности Крайизбиркома. К примеру, до сих пор нет ясности в вопросе о выплате членам комиссии вознаграждения за "напряженную работу". Недавно один из членов комиссии заявил, что этот вопрос является коммерческой тайной.

В любом случае, согласно новому закону, к следующим выборам депутатов Государственной думы все территориальные комиссии должны быть переформированы.

Сохранят ли нынешние члены Крайизбиркома свои полномочия? По закону, состав комиссии определяется на основе предложений партий и блоков, входящих в состав Законодательного собрания. Хотя ЗС возглавляет Александр Усс, которому сентябрьский скандал пошел только на пользу, среди депутатов есть немало и его политических оппонентов.

Александр Глисков, юрист:

- Думаю, что ЦИК не решится обратиться в суд с заявлением о расформировании Крайизбиркома. Такой практики у них никогда не было. После громких заявлений Вешнякова ЦИК просто не может себе позволить проиграть в суде это дело. С учетом пол ноте отсутствия судебной практики по вопросу о расформировании и двусмысленных формулировок закона "Об основных гарантиях избирательных прав", позиции у ЦИК в данном случае достаточно шаткие. Иначе невозможно объяснить, почему, по прошествии двух месяцев, такое заявление в суд до сих пор не поступило. На сегодняшний день Крайизбирком занимает более активную позицию в этом конфликте. Они, хотя и безуспешно, но до сих пор пытаются обжаловать решение ЦИК об определении результатов выборов. Поэтому очень вероятно, что Кострыкин останется председателем до середины следующего года, когда его полномочия истекут автоматически.

Другое дело, что незаконные решения Крайизбиркома должны получить оценку с точки зрения уголовного закона. Причем речь идет не только о признании выборов недействительными, но и о множестве других решений, незаконность которых подтверждена судебными инстанциями. Получается, что организацией, больше всего нарушающей избирательные права, является сама избирательная комиссия. Что здесь: глупость, безграмотность или злой умысел? Думаю, если правоохранительные органы как следует проверят деятельность Крайизбиркома и дадут выявленным нарушениям надлежащую оценку -Кострыкину не поздоровится. Хотя и без этого политическая карьера большинства членов Крайизбиркома с этими выборами закончилась.