Заместитель Председателя Центрального Банка РФ Константин Корищенко ответил на вопросы корреспондента ИА DAILYSTROY.

ИА DAILYSTROY: Константин Николаевич, как вы относитесь к государственному кредитованию решения вопросов инженерной инфраструктуры городов и объектов новой застройки? Готово ли государство к этому?

Сразу хочу уточнить: Центральный банк, который я представляю, не занимается непосредственным кредитованием реального сектора экономики, как этим в свое время занимался Госбанк. Мы занимаемся кредитованием банковской системы, причем не на цели инвестиционных проектов, а только для того, чтобы банковская система обеспечивала свою ликвидность. По этой причине я могу лишь высказывать свое личное мнение, не официальную позицию Центрального банка. К тому же, мне никогда не приходилось заниматься строительством, поэтому я смотрю на этот процесс, скорее, с точки зрения финансового сектора.

Если говорить об инженерной инфраструктуре, насколько я знаю, это является одним из узких мест строительства в целом. Я не касаюсь проблемы всяческих согласований, это отдельный вопрос. Если брать советский период, строительство домов и обеспечение их соответствующей инфраструктурой было более или менее сбалансировано. Сейчас же, в условиях рыночной экономики, те, кто строят дом, заинтересованы, в первую очередь, в том, чтобы его "реализовать", и не думают о том, как там дальше жить. Возникает вопрос, кто должен заботиться о том, чтобы существовала необходимая инженерная инфраструктура. Ответ напрашивается: прежде всего, это должно происходить, как минимум, под контролем государства, а возможно, и при его участии.

ИА DAILYSTROY: Может ли государство кредитовать жилищное строительство эконом-класса, в том числе муниципальное, превращая его в доходные дома? Как это может отразиться на рыночной ситуации?

Опять-таки, если рассуждать как обыватель, на мой взгляд, государство не только может, но и должно этим заниматься. Вы знаете, в экономике есть два пути формирования цены на рынке: рыночный, когда цена формируется в результате соотношения спроса и предложения, и нерыночный, административный, когда этим вопросом занимается государство. По соотношению этих двух способов формирования цены в государстве обычно судят, какой тип экономики существует в стране. Нашей стране, к сожалению, свойственно впадать в крайность.

В Вашем вопросе меня немножко смущает слово "муниципальное", поскольку на практике муниципальные дома строятся для какого-то распределения. И часто бывает, что строятся они для одних целей, а в итоге эксплуатируются совершенно для других. Это все равно, что гостиницы: пока люди платят, они в ней живут. Можно, конечно, дать распоряжение и заселить туда каких-то определенных людей, но тогда это уже будет общежитие, наподобие "китайских общежитий", которые в свое время были.

Поэтому основной вопрос, который у меня возникает в этой связи - кого мы будем финансировать из бюджета? Условно говоря, когда я буду отдавать свой голос, как налогоплательщик, я это учту и задамся вопросом: гастарбайтеров? Проблема в том, что в России все-таки воспринимают наемное жилье не как место длительного проживания, а как то место, где можно чего-то переждать, пересидеть. Например, другая ситуация в Америке. Там показатели по сдаче-наему жилья превышают показатели по его покупке.

ИА DAILYSTROY: Как вы оцениваете ситуацию с ипотекой в России? Можно ли ожидать снижения ставок по ипотеке

Безусловно, Центральный банк напрямую не занимается снижением ставок по ипотеке, это тоже сугубо рыночный механизм. Вместе с тем, следует отметить, что российский рынок ипотеки растет: на начало 2006 года его объем составлял 52,8 млрд. рублей. Одна треть рынка ипотеки приходится на Москву, однако эти данные снижаются. Объем ипотечных кредитов, выданных в Московской области, составляет 7,2 млрд. рублей, в Санкт-Петербурге - 5 млрд. рублей. Я бы хотел очень четко подчеркнуть, что проблема недоступности ипотеки - это не проблема спроса, это проблема предложения. Чтобы ее решить, необходимо, в том числе, и больше строить.