Обзор СМИ Читинской области за 21-28 октября

"Эффект" в номере за 25 октября описывает текущее положение дел на одном из самых крупных ГОКов в Читинской области - некогда флагмане горнорудной промышленности региона Забайкальском ГОКе: "По сравнению с 2005 годом объёмы производства упали на 11%, выпуск товарной продукции сократился на 16%. По основному виду - плавикошпатовому концентрату план выполнен лишь на 92%. За появление на работе в состоянии алкогольного опьянения с начала года уволены 44 человека. За 9 месяцев зафиксировано 120 прогулов. На 37 человек сокращён управленческий аппарат, из 24 бухгалтеров осталось 12. Упразднён отдел внешнеэкономических связей, отдел организации корпоративных управлений и имущественных отношений и отдел капитального строительства". В этой ситуации у предприятия, входящего в структуру ОАО "ТВЭЛ", появился новый руководитель. Это Олег Чурилов, до недавнего времени руководивший 137-м парашютно-десантным полком под Рязанью. Его жена - Елена Шпак, майор медицинской службы, военных хирург и дочь бывшего командующего ВДВ, генерал-полковника Георгия Шпака, который в настоящее время является губернатором Рязанской области. Чурилов собирается наращивать выпуск продукции и снижать её себестоимость, развивая новые направления деятельности. В настоящее время на предприятие поступают материалы и оборудование, необходимые для расширения выпуска плавикошпатового концентрата. Ввод новой линии производства позволит увеличить выпуск концентрата с 26 до 40 тыс. тонн в год. В России отмечается дефицит кварц-полевого шпата, служащего сырьём для изготовления стекла, а у Забайкальского ГОКа основы для получения кварц-полевошпатового концентрата в виде хвостов обогащения пруд пруди. В связи с этим началось выделение средств под программу организации такого производства. Разместится оно на площадях законсервированной первой секции обогатительной фабрики. Это даст возможность закрыть потребность Сибирского региона и зарубежных потребителей. Появится реальная возможность разместить в посёлке Первомайский, где расположено предприятие, стекольный завод. Разработана долгосрочная программа по отработке золоторудных месторождений, запланировано создание совместного предприятия с привлечением иностранного капитала. Изучается создание на базе предприятия железнодорожной контейнерной площадки - сегодня 20-тонные контейнеры с грузами для комбината доставляются из Читы автомобилями.

"Эффект" беседует с председателем союза крестьянско-фермерских хозяйств Читинской области Глебом Улановым. Собеседник крайне недоволен отношением государства к крестьянину: "Из года в год ставлю перед властями вопрос о централизованном сбыте сельхозпродукции. Предлагаю им - давайте создадим структуру, которая занималась бы закупкой и реализацией продукции крестьянина. Сам он не в состоянии, потому что он нищий. Нынче наконец-то получили ответ от председателя комитета экономики Татьяны Майзлингер такого содержания: ни один орган власти сбытом продукции, то есть рынком заниматься не будет. Если никто не будет, значит, этим займутся китайцы или представители других национальностей. Что и происходит повсеместно: перекупщики скупают продукцию за бесценок и продают населению втридорога. У нас же власти чаще всего потворствуют перекупщикам - допускаю мысль, что за приличную плату. Многое сейчас говорится о национальном проекте в АПК, да и президент не раз в своих выступлениях упоминал о реальной поддержке сельского труженика, но слова эти расходятся с делами. Нынче, видимо, в рамках нацпроекта, такой подарочек преподнесли. Вырастил я разную овощную продукцию. Приехал для оформления сертификатов в санэпидстанцию. Расценки и сроки сильно изменились. За каждую культуру мне предложили заплатить по 3 тыс. рублей, а у меня их 20 наименований. В итоге 60 тыс. рублей. За что, спрашивается?! Захотел я расширить производство - построить свиноводческий комплекс. Знаю, что проект этот будет рентабельным. Свинина у нас 150 рублей стоит, в соседнем Китае - 30. Можно и у нас сделать мясо для населения дешевле. Без перекупщиков, естественно. Создавать для этого животноводческие комплексы. Но где уж там. Ни в один фонд не могу пробиться, чтобы взять кредит на строительство, хотя на протяжении 15 лет никаких долгов не имею. Обратился за помощью в тот же областной комитет экономики. Спрашиваю, можно ли взять гарантию для получения кредита. Мне в ответ - мы может дать гарантию. Под залог. Смешнее не придумаешь. Если я буду иметь залог, то мне без всякой гарантии дадут деньги в банке. Я не сторонник коммунистического режима, но было в нём и хорошее. В сельском хозяйстве был государственный подход. Скажем, в нашем Краснокаменском районе были богатые совхозы и колхозы. Раньше считали, что горняки должны питаться высококачественной продукцией, и был прекрасный овощеводческий совхоз, который снабжал ею работников комбината. Сейчас на 60 га орошаемых земель этого некогда преуспевающего предприятия не осталось ни одной трубы. Вывезли в Китай. Теплицы тоже бездействуют. Закрыли совхозы и сельхозпредприятия и открыли ворота китайцам, чтобы они кормили нас нитратами. И вообще, о какой продовольственной безопасности страны можно говорить? Не занимаются ею чиновники. Зато занимаются другим. Собственным благополучием. Самый процветающий класс у нас в стране - чиновничья бюрократия. Ей дозволено многое. Потому-то и коррупция процветает, и законы в году чиновникам принимаются".

"Аргументы и факты" возвращаются к теме бесхозных боеприпасов, которые на территории военизированной Читинской области обнаруживаются с пугающей регулярностью. От взрывов гранат, бомб и других снарядов гибнут и калечатся не только взрослые охотники за цветным металлом, но и маленькие дети. Издание напоминает, что 22 июня 2001 года в 7 км от города Нерчинск на воинских складах, где хранилось 32 тысячи вагонов с боеприпасами общим весом более 66 тысяч тонн, произошёл пожар. В результате взрывов, которые гремели несколько дней, снаряды разлетелись в радиусе 20 км. В результате неконтролируемых поисков боеприпасов с 2001 года в Нерчинском районе пострадали около 100 человек, 17 человек, в числе которых 5 детей, погибли. С 2005 года специалисты регионального Центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи вынуждены статистику травматических случаев, связанных с взрывоопасными предметами, вести отдельно. С марта 2006 года в этой категории отдельно выделена статистика детской смертности и травматизма. Только в 2006 году от взрывов пострадали 9 детей, 4 из которых погибли. В марте в Оловяннинском районе в руках ребёнка взорвался пистолет - травма глаза, в Атамановке в результате аналогичного инцидента ребёнок лишился пальцев. В апреле в селе Кабасово Шилкинского района дети бросили в костёр найденные неподалёку от дома патроны, в результате - травмы лица, повреждение зрения. В июле в селе Укурей Чернышевского района в руке ребёнка разорвалось неустановленное взрывное устройство, - травма лица, повреждение кисти право руки. У всех на слуху октябрьские взрывы, когда сначала в селе Шишкино в результате взрыва бомбы, запрещённой международной конвенцией, погибли 3 ребёнка, а буквально через несколько дней в селе Урулюнгуй Приаргунского района от взрыва неустановленных устройств один ребёнок погиб, ещё один получил тяжёлые травмы. Издание отмечает, что отличительная особенность всех этих трагедий - отсутствие виновных, а уж тем более осуждённых за халатное отношение к своей работе людей: "Если бы под Читой произошло убийство сразу 3 детей, то на ноги подняли бы всю окрестные подразделения милиции. А так... так вроде бы никто и не виноват - сами нашли, сами играли, сами колотили молотком, сами и виноваты. Между тем, виновных надо искать среди тех, благодаря чьей безалаберности такое устройство могло попасть в детские руки. Искать, судить и сажать в тюрьму. Пока же вся активность тех же военных ограничивается созданием "оперативной группы специалистов", которая "проверит состояние" и "проведёт очистку". Как будто для того, чтобы убрать за собой смертоносный хлам, необходимо увидеть смерть чьих-то детей".

"Читинское обозрение" в номере за 25 октября сообщает, что осенняя призывная компания в Читинской области обещает стать самой благополучной за последние годы: "Военные мужи вдвое урезали план набора срочников. Абы кого "аты-баты" этой осенью петь не заставят - армии нужны стальные мышцы и холодные головы". По данным газеты осенью 2006 года призыву в армию в Читинской области подлежат примерно 8 тыс. человек. Больше половины из них на медицинское освидетельствование явились, 243 комиссию проигнорировали, 157 - по неуважительным причинам. Начальник военно-врачебной комиссии военкомата Читинской области Александр Григорьев заверяет, что молодёжь здоровеет на глазах: "Пять лет назад по состоянию здоровья от службы в армии освобождали каждого второго призывника. Весной 2006 года от счастья подшивать воротнички избавлены всего 33,7%". Издание отмечает, что умственная отсталость среди призывников Читинской области в 3 раза превышает среднероссийские показатели. Особенно преуспели в замедленном интеллектуальном развитии Петровск-Забайкальский, Могочинский, Забайкальский районы: "Интересно бы узнать, отчего мы в Читинской области такие тупые. Но военачальникам интересно другое. С 3 октября по 17 декабря в стране объявлена широкомасштабная операция по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших свои части. По информации Михаила Сидоренко, временно исполняющего обязанности военного комиссара Читинской области, в розыске сейчас 22 человека, которые призваны из военкоматов области".

"Вечорка" в номере за 25 октября рассказывает о флэшмобе, который провели члены неформального объединения молодёжи "UNDEGRAUND 4ИТа": "19 октября возле читинского главпочтамта молодые люди, вооружившись кистями, изумрудной краской, клеем и скотчем, реставрировали уже увядшую зелень. Они раскрашивали листья деревьев и траву на клумбах. Опавшую листву возвращали на место при помощи клеящих средств. Неадекватные действия молодёжи вызывали непонимание и улыбки прохожих. Те, кто решался спросить о происходящем, запутывались ещё больше, получая вполне искренние ответы: "А вы думали, что она сама по себе зелёная?" или "Я так хочу, чтобы лето не кончалось". Объясняя свои действия, некоторые утверждали, что в город приезжает комиссия, и его надлежит привести в порядок. Этому верили больше. Аргументы "художников" не были бы столь убедительны, не стой рядом с клумбой навороченный джип с питерскими номерами. Указывая на него, "красители" сообщали недоверчивым зевакам шёпотом и на ушко: "Видите, контролируют...". Поработав над оживлением природы минут 15, молодые люди, не говоря друг другу ни слова, так же неожиданно, как и появились, разошлись".

"Экстра" в номере за 25 октября сообщает, что 18 октября мэр Читы Анатолий Михалев и генеральный директор ЗАО "Национальный экологический промышленный альянс" Андреас Хофман подписали соглашение о сотрудничестве в области совершенствования систем обращения отходов потребления: "Подобным образом удастся наконец-то решить проблему городского полигона твердых бытовых отходов, которых к настоящему времени скопилось около 10 млн. тонн. В соответствии с соглашением, на территории областного центра в самое ближайшее время будет модернизирован комплекс по сбору и транспортировке отходов потребления, а также построен мусоросортировочный комплекс с системой брикетирования отходов и внедрены современные технологии захоронения мусора, вывозимого на полигон с городской территории. До 1 декабря стороны намерены утвердить план основных мероприятий по формированию и продвижению данного инвестиционного проекта".

"Экстра" сообщает, что из военных частей, расположенных в посёлке Песчанка, что под Читой, бегут солдаты и задаётся вопросом: "В Сибирском военном округе процветает дедовщина?" Издание печатает рассказ сотрудника МЧС Гавриила Нижегородцева, который месяц назад задержал у себя на даче сбежавшего из Песчанки солдата-срочника и отвез его в военную прокуратуру СибВО: "14 сентября мы с женой приехали на дачу, которая находится в Песчанке недалеко от танкодрома. Это часть, где расположен Окружной учебный центр. Заходим - дача закрыта. Мы ключ от двери над дверью кладем, и его на месте нет. Окна занавешены. Я стекло вытащил на веранде, через окно залез. Гляжу: плитка включена, жарища в комнате. На столе оладушки постряпанные лежат, банка тушенки пустая, горошек зеленый, семечки на кровати нащелканы. Я сначала думал, беглецов двое - две фляжки нашел. За печкой форму нашли. Я ее на веранду вытащил. Два раза мы после этого на дачу приезжали. Ничего не изменилось. Так одежда на веранде и лежала. 17 сентября я поехал один. Приезжаю и вижу: солдат этот стоит в куртке болоньевой, в трико и тапочки на ногах. Я ругаться начал. Он плачет: что мне делать, я с части убежал. Рассказывал, что служить трудно: весь день на танкодроме после танков рвы и канавы засыпают, потом приходят в казарму, старикам шьют, робы им стирают, а ночью после отбоя, когда все спать лягут, деды провода к телу подсоединяют и током бьют - никакого сна. Я его начал уговаривать сдаться. У него мама в Волгоградской области и сестра с братом старшие". В окружной военной прокуратуре, куда Нижегородцев привёз солдата по фамилии то ли Созимов, то ли Алексеев с неизвестным подполковником состоялся следующий разговор: "А ты что его ко мне привез? - спрашивает - Это читинский гарнизон, вот и везите его в прокуратуру читинского гарнизона. - Что, читинский гарнизон в Сибирский округ не входит? В Америке он, что ли? У вас все чисто, а солдат - вот он, неделю уже скрывается. - Куда я его дену? Ты на машине, ты его и вези, как привез, а у меня не на чем. - Тогда в МЧС увезу. Там людей не бросают. Скажите спасибо, что воскресенье сегодня, а то бы и телевидение, и из комитета солдатских матерей здесь бы были". После этого солдата забрали. В окружной военной прокуратуре изданию сообщили, что солдат направлен в военную прокуратуру читинского гарнизона, после - в военную прокуратуру Карымского гарнизона. Дальнейшая судьба солдата неизвестна.

"Экстра" напоминает, что в ноябре 2004 года в Чите произошло убийство 2 китайских граждан. Федеральные и зарубежные СМИ сообщили об инциденте, как об очередной кровавой выходке российских скинхэдов. Недавно убийцы китайцев предстали перед судом. Выяснилось, что никакой националистической окраски не имело. Трое молодых людей пролили чужую кровь исключительно ради денег. 14 ноября 2004 года китайский предприниматель У Хунань весь день пересчитывал деньги. Мужчина продал свой бутик в торговом центре "Ся-Ян". Денег за торговую точку он выручил порядка 600 тысяч рублей. Пересчет денег, по легкомыслию китайца, проходил прямо за стеклянными стенами проданного бутика. Китайского коробейника, обложенного пачками денег, заприметил студент педуниверситета Муратов. Говоря казенным языком, у парня возник умысел на хищение чужого имущества. Он дождался, когда предприниматель закончит свое увлекательное занятие и с деньгами пойдет домой. Муратов вместе с сокурсником и ранее судимым читинцем Бургомистровым китайца выследили, и явились за деньгами в квартиру. Готовя налет, разбойники не учли того факта, что в квартире могли находиться еще люди: "Китайцев оказалось трое. Двое мужчин - У Хунань и Цуй Жэнь Шу и китаянка Цзинь Сюемэй. В разговоры с жителями Поднебесной нападавшие вступать не стали. Сразу начали бить. Китайцы были напуганы, но сопротивлялись довольно отчаянно. Однако силы были не равны. Муратов пустил в ход арматурину. Китайцам пробили головы. От ран и потери крови они погибли практически на месте. Женщину налетчики решили пожалеть. Ее связали скотчем и оставили лежать в коридоре на полу. После этого грабители отправились искать деньги. По какой-то причине большой суммы денег в квартире не оказалось. Добычей грабителей стали лишь 16 тысяч рублей и 2 мобильных телефона, оцененных в 26 тысяч рублей". В начале апреля 2005 года оперативники задержали двоих налетчиков - Муратова и Бургомистрова. Третий пустился в бега. Через некоторое время его нашли и задержали в Иркутске. Однако перед судом, опять же, смогли предстать только 2. Бургомистров, не дожидаясь приговора, покончил жизнь самоубийством. Приговор суда для Читинской области беспримерно жёсток: Юрин получил 8 лет лишения свободы строгого режима. Муратов выйдет на свободу лишь через 18 лет.

"Экстра" резко критикует руководство Сибирского военного округа (СибВО) за стройку, о которой самому изданию ничего толком не известно: "Знаете ли вы, что очень скоро мы все сможем встать на горные лыжи, не выезжая для этого в далекую Швейцарию, предгорья Кавказа и прочие мировые пункты модного после Путина увлечения. Возле курорта "Молоковка" возводят будущий, возможно, мировой центр горнолыжного спорта. Правда, делается это отчего-то в обстановке, приближенной к партизанской, то есть тихо, незаметно, малыми перебежками. О том, что здесь ведется грандиозное строительство, можно лишь догадываться. Нет щита с информацией о проекте будущего сооружения, да и рабочих в спецодежде не видно. Находиться вблизи люди в камуфляже запрещают - оказывается, закрытая зона. И только шум работающей большегрузной техники врезается в тишину военного курорта. Это рядом с жилыми корпусами, там, где раньше по терренкуру прогуливались отдыхающие, расчищают лесополосу". По информации издания, строительство трассы военные начали в середине августа: "Для работы, не особо утруждая себя альтернативой выбора, подрядили солдат-срочников. Тех самых, которые согласно приказу Министерства обороны должны повышать свою боевую и политическую подготовку. На свежем лесном воздухе хорошо совершенствовать свои физические возможности, но никак не решать главную задачу срочной службы. Солдаты валят лес пилами, работают топорами. За эти месяцы сделано немало, предположительно, около полутора км лесополосы уже пройдены, а сейчас идет самая трудоемкая работа. Для этого привлекли большегрузную технику. По некоторым данным, освоено свыше 20 млн рублей". В пресс-центре СибВО округа эту информацию не подтверждают. Но и не отрицают, ссылаясь на то, что проект находится в стадии разработки. Журналиста газеты спортивные амбиции округа удивляют: "По оценкам специалистов, в округе более 1 200 семей военнослужащих остро нуждаются в жилье. Кроме того, общеизвестно, что военное ведомство, по сути, отказалось нести затраты на восстановление жилого фонда, передаваемого Чите. А тут такие расходы. На горные лыжи в краю степей! Неужели некуда более разумно потратить средства? Один уже набивший оскомину пример. Чтобы полностью привести полуразрушенные ведомственные дома военных в Чите и пригороде в порядок, требуется 560 млн. рублей. Таких денег в городской казне на эти цели нет. И затраты на капитальный ремонт котельных в Антипихе, Осетровке и Песчанке, наряду с городом, взяла на себя администрация области".