"Бюджет против ЖКХ".

("Красноярский рабочий", 27.10.06, Валерий Зубов)

Из стенограммы слушаний проблем ЖКХ в рамках правительственного часа на заседании Госдумы 11.10.06 г. Вопрос депутата: "А сколько стоит вся жилищно-коммунальная проблема?" Ответ министра регионального развития: "Все расчёты есть. И если эти расчёты показать всем, то тогда вообще нам давать ничего не будут. Скажут: с такой большой загрузкой, задолженностью вам ничего не надо давать, всё равно не выполните". Из 27 тысяч бюджетов местных самоуправлений 20 тысяч остродефицитные. Скрытое недофинансирование местных бюджетов, несущих по закону ответственность за состояние ЖКХ, составляет 300 млрд рублей. Эти цифры характеризуют необходимую потребность в средствах для решения проблемы. Сравним с потенциально возможными ресурсами и их источниками. Утверждённое правительством повышение тарифа на газ для внутреннего пользования на 2006 г. (плюс 11 процентов) должно составить 30 млрд руб. (примерно 1 млрд дол.), что составляет одну тринадцатую стоимости покупки "Газпромом" нефтекомпании "Сибнефть" (кто-нибудь всё-таки объяснит, зачем компания с государственным контрольным пакетом совершила эту сделку, какой здесь государственный интерес или выгода?). Учитывая, что газ составляет 60 процентов в стоимости энергоресурсов, приобретённых РАО "ЕЭС" для трансформации их в тепло и свет, а последние составляют долю, значительно превышающую 50 процентов в издержках ЖКХ, нетрудно выйти на следующую цифру: только расходы на покупку "Сибнефти" эквивалентны трёхлетнему приросту тарифа на жилищно-коммунальные услуги. То есть в экономике страны средства, необходимые для модернизации ЖКХ, есть. Правда, не там, где сегодня необходимо, и поэтому ситуация продолжает усугубляться.

Дальнейшее развитие событий предопределено в следующем направлении. В соответствии с принимаемым в эти дни бюджетом 2007 года удельный вес местного самоуправления в консолидированных государственных финансах снижается. Начавшаяся очередная внутриправительственная дискуссия о возможности (Минпромэнерго) или недопустимости (Минэкономразвития и торговли) освобождения цен на газ, очевидно, предваряет скачок цен на него. Тот факт, что дискуссия касается только промышленных потребителей и не затрагивает ЖКХ, не должен вводить в заблуждение. Исторически такие дискуссии на практике развиваются по следующему вектору: дерегулирование рынка для промышленных потребителей - проблема перекрёстного субсидирования - выделение в бюджете компенсации убытков поставщиков от перекрёстного субсидирования (на 2007 год такие расходы запланированы) - сокращение компенсаций с течением времени и полная их отмена. В этом году тариф на жилищно-коммунальные услуги впервые рассчитывался при условии полной отмены всех льгот, в том числе перекрёстного субсидирования. Но ещё при регулируемых тарифах на услуги естественных монополий.

Подтверждает такое развитие событий и заявленный отказ "Газпрома" от международного сотрудничества в разработке Штокмановского месторождения. Что требует дополнительной мобилизации 20 млрд долларов к уже имеющейся задолженности этой госкомпании.

Скачкообразный рост тарифов на ЖКХ предопределён (либо произойдёт дальнейшая деградация отрасли). Кто его оплатит? Возможности местных бюджетов принимать участие в модернизации ЖКХ снижаются (хотя куда ещё?). Сегодня из 24 тысяч местных бюджетов 20 тысяч - "остродефицитные". Добавьте к этому запрошенные РАО "ЕЭС" у бюджета 30 млрд руб., которые могут быть выделены только за счёт сокращения доли местного самоуправления.

По большому счёту, невозможно заметно профинансировать ЖКХ и за счёт населения: зарплата учителя и жилищные субсидии идут из одного местного "кармана". В сентябре мне довелось выступить в шести сельских школах, проведя своеобразный эксперимент. На мой вопрос, кто получает жилищные субсидии, в пяти школах руку подняли все педагоги, в одной - некоторые не подняли. Это и есть тот самый финансовый капкан, в который попало ЖКХ, а вместе с ним и весь национальный проект по жилью. Есть опасение, что решение двух разнонаправленных задач - качественный прорыв на внутреннем рынке доступного жилья и экспансия наших монополий в другие виды бизнеса при нерастущих совокупных ресурсах - вряд ли возможно. Кто-то должен уступить. Пока маятник - не в пользу ЖКХ.

Каждая трагедия служит катализатором обсуждения необходимых решений. Хотя бы на время. Пленарное заседание в Государственной Думе проходило на следующий день после трагедии в Выборге. Естественно, звучали страстные речи о необходимости что-то делать. Сделали: через 2 часа после обсуждения данного вопроса проголосовали против включения в бюджет 2007 г. расходов на капитальные ремонты ЖКХ в размере 110 млрд руб. Именно на такую сумму были изъяты средства из ЖКХ в 2006 г. после принятия закона о предельных тарифах на жилищно-коммунальные услуги. То есть это была бы всего лишь компенсация выпавших доходов. Удивительным образом (всё-таки Бог сотворил мир по законам математики!) эта цифра совпадает с заявкой на инвестиционный фонд на 2007 г., из которого в 2006 г., как известно, не было израсходовано ни одного рубля! Почему бы не определить в качестве задачи для инвестиционного фонда - ЖКХ?

Безусловно, напрашивается решение о введении "тарифной паузы", то есть замораживания тарифов на услуги естественных монополий на 2007 г. Во-первых, это даст хоть какой-то реальный шанс для ЖКХ, что деньги, собранные с населения, будут использованы на решение жилищно-коммунальных проблем, а не проследуют транзитом на оплату повышенных тарифов естественных монополий. Во-вторых, иногда задачки успешно решаются методом от противного. Будем исходить из того, что тарифы на услуги естественных монополий в 2007 г. не будут повышены. Что должны сделать монополии, чтобы вписаться по себестоимости в это ограничение? По "Газпрому" (правительство в этом году дважды рассматривало его инвестиционную программу, то есть хотя бы делало вид, что пытается разобраться с издержками в этой естественной монополии) расчёты уже публиковались: достаточно "Газпрому" всего лишь отказаться от непрофильных видов деятельности, которые приносят ему убытки, и два года тариф можно не повышать. Аналогичным "инвентарным" способом можно подойти к затратам и других монополистов. Зачем, к примеру, РАО "ЕЭС" участвовать в достройке Богучанской ГЭС, тратя деньги на объект, который обслуживать будет исключительно вновь создаваемые предприятия алюминиевого и лесоперерабатывающего комплексов в Нижнем Приангарье? Более логичным выглядела бы достройка Богучанской ГЭС собственниками этих самых предприятий, как одного из цехов общего комплекса. Кстати, а что будет, если БоГЭС достроят, а алюминиевый завод и ЦБК - нет? Рядом-то расположены вполне энергообеспеченные Красноярский край и Иркутская область. В целом перспективы разрешения проблем ЖКХ уже выглядят достаточно оптимистично. Безусловно, мы с ними справимся, как справляемся со всякой проблемой, доведённой до предельной крайности (см. материалы, посвящённые 65-летию битвы под Москвой).

"Единая Россия" расставляет приоритеты".

("Сегодняшняя газета", 26.10.06, Анна Комелягина)

В конце минувшей недели в Красноярске состоялся Политсовет Красноярского регионального отделения партии "Единая Россия". В его работе приняли участие губернаторы Александр Хлопонин, Олег Бударгин, Борис Золотарев, спикер краевого парламента Александр Усс, секретарь КРО партии Николай Глушков, а также депутаты Государственной Думы, краевого Законодательного Собрания и руководители территорий края.

ПОВЕСТКА дня мероприятия включала в себя немало вопросов: принятие новых членов в партию, обсуждение прошедших выборов на территориях. Однако Николай Глушков выделил две основных темы: программное заявление партии, опубликованное за несколько дней до Политсовета, и краевой бюджет - 2007.

Публикация программного заявления партии означает, что работа над программой "Единой России" выходит на решающий - публичный - этап. Программу примут на декабрьском съезде партии, в ней будет изложена стратегия "Единой России" и всей страны на ближайшие 10 лет. По словам депутата Алексея Клешко, программное заявление единороссов уже вызвало бурное обсуждение в политическом закулисье. СПС выступил с похожим документом, "Партия Жизни", в лице ее лидера Сергея Миронова, заявила, что при создании собственной программы тоже будет ориентироваться на "Единую Россию". Подобная "пионерская" позиция "Единой России" требует от партии скрупулезно проработанных программных заявлений.

Красноярское региональное отделение партии не останется в стороне от этого процесса. Край - огромная территория со своими проблемами и достижениями. Специфика нашего региона также должна найти отражение в программе. Заявляемые сегодня партией приоритетные задачи - экономика инноваций, борьба с коррупцией, исправление демографической ситуации - могут и должны быть дополнены губернаторской программой "четырех Д" (Дом, Деревня, Демография, Дети). Кроме того, территории края, муниципальные образования могут сформировать собственные предложения, которые будут донесены до съезда "Единой России" делегатами от края. "Нужно привлечь к обсуждению влиятельных людей на ваших территориях и сформировать широкую палитру мнений о том, что должно войти в программу партии "Единая Россия" от нашего края", - обратился Алексей Клешко к участникам форума в финале своего выступления.

Предложенная депутатом схема не нова - региональное отделение "Единой России" уже традиционно прибегает к обсуждению наиболее важных для края вопросов на местах, суммируя и анализируя получаемую информацию. Как отметил в своем выступлении председатель постоянного комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного Собрания края Валерий Семенов, подобным образом фракция "Единой России" провела в краевом парламенте работу над подготовкой бюджета 2007 года. Она была начата уже в марте именно со сбора информации на территориях края и не прерывалась даже в период парламентских каникул. Сегодня вся собранная информация вошла в пакет предложений фракции в бюджет нового 2007 года. Все предложения социально ориентированы и рассчитаны примерно на 1 млрд руб. То есть принятие этих предложений будет обозначать увеличение расходов на социальные программы на эту сумму.

Что же касается самого бюджета, то его расходные статьи в будущем году превысят моральную границу в 100 млрд руб. и составят 100,2 млрд. Во многом эта цифра - результат объединения края и слияния бюджетов трех территорий. Впрочем, даже объединение регионов не позволило бы достичь этих цифр без собственных успехов края. Ведь с 2001 года бюджет края вырос в разы - с 12,8 млн руб. до 65 млн. руб. - именно таким показателем предполагается завершить 2006 год. Заметно расширилась налогооблагаемая база, рост доходных статей обеспечивают не только цены на мировых биржах цветных металлов, но и, например, налоги на физических лиц. Последний показатель в этом году рос быстрее цен на нефть. Поступательно, с каждым годом увеличивается доля расходов на социальную составляющую: если в 2005-м на нее выделялись 50,5% бюджета, в 2006 - 54,2%, то в 2007-м на эти же программы уйдет уже 60,6% краевой казны.

Во многом достигнутое - это результат пяти лет работы фракции в Законодательном Собрании, отметил Валерий Семенов. Однако главная работа - впереди. Объединение края ставит новые задачи. Необходимо завершить работу над формированием единого правового и налогового пространства единого края, формирования перечня льгот и завершения оценки их социальной эффективности. Интенсивной работы требует и подготовка к принятию самого бюджета. За короткий период, оставшийся до первого и второго чтения, необходимо максимально наполнить главный финансовый документ инициативами партии и губернатора - для того, чтобы они заработали уже с наступлением нового года. Так, в бюджет должны попасть статьи губернаторской программы "4 Д" - на первоначальный этап уже в 2007 году предполагается выделить 2,8 млрд руб. По мнению Валерия Семенова, это решаемая задача - в период между первым и вторым чтением расходы будут утверждены.

Александр Хлопонин, в свою очередь, высоко отметил проделанную фракцией работу и отметил, что все предложения единороссов будут учтены и войдут в проект бюджета. Кроме того, губернатор обратился к руководителям территорий с просьбой быть готовыми к поступлению денег и материально-технических средств

- С нового года будет закупаться и поступать на территории оборудование, оснащение для учебных и медицинских заведений. Хочется, чтобы эти события не застали врасплох. Вы могли бы обсудить подготовку к реализации краевых проектов на местах. Тогда мы сможем начать поставки в пилотные районы хоть 1 января. Нужно понять: происходящее - не абстрактные слова. Будут строиться реальные дома, детские сады - давайте все будем к этому готовы, - заявил губернатор.

"Единая Россия" продолжает держать руку на пульсе краевой жизни. Рост инвестиций в социальную сферу, ценность жизни каждого человека, рост качества этой жизни - такими видятся единороссам их будущие задачи. Бюджет 2007 года - это один из инструментов решения этих задач, шаг в новое объединенного края.

"Прокуратура затягивает дело".

("Красноярский рабочий", 26.10.06)

Вчера краевой суд должен был решить вопрос - позволить или нет прокуратуре возбудить уголовное дело против журналиста ТВК и депутата законодательного собрания Марины Добровольской. Прокуратура вменяет ей в вину, что в одной из своих программ Добровольская разгласила тайну личной жизни. Сама журналистка считает, что дела бы не было, если бы она не подвергла сомнению компетентность сотрудников прокуратуры. Однако дело явно затягивается, вчера прокуратура попросила суд вернуть документы, чтобы их доработать. За развитием событий пристально следят коллеги Марины Добровольской и поддерживают ее.

"Вопрос Добровольской отложили".

("Красноярский рабочий", 27.10.06)

Судебная коллегия решила отложить рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении известной красноярской журналистки и депутата Законодательного Собрания Марины Добровольской. Напомним, что Добровольской инкриминируется часть 2 статьи 137 Уголовного кодекса РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Так как Добровольская - депутат и обладает особым статусом, прокуратура не может без разрешения коллегии судей краевого суда возбудить уголовное дело. Вчера в краевом суде состоялось первое заседание по делу журналистки. Однако прокуратура попросила вернуть материалы для доработки. Суд удалился на совещание, после чего запрос был удовлетворён. Вчера мы связались по телефону с Мариной Добровольской и попросили её прокомментировать эту странную ситуацию. - В суде представители краевой прокуратуры сказали, что отзывают свои документы, потому что в них много недоработок, - подтвердила Марина Ивановна. - Мне непонятна такая позиция. С февраля по этому делу проведены четыре проверки - разве этого недостаточно? В ответ на мой вопрос о том, сколько же теперь необходимо времени на подготовку материалов, прозвучал ответ: "Срок не определён". Я заинтересована в том, чтобы в моём деле точку поставил суд, чтобы оно не тянулось месяцами. Так дальше работать нельзя! Нам, журналистам, прикрывают рот.

"За что наградили КрАЗ?".

("Красноярский рабочий", 27.10.06, Николай Николаев)

Не так давно пришлось участвовать в работе Красноярского социального форума-2006. В секции "Безопасность и качество городской среды" обратил внимание на эмоциональную речь представителя Красноярского алюминиевого завода. Не жалея красок, он вовсю расписывал прямо-таки героические усилия своего руководства на экологическом поприще. Мне тоже хотелось бы порадоваться за экологически грамотных господ алюминщиков, на долю которых приходится 46 процентов городских выбросов, но вот если бы эти посулы светлого будущего звучали впервые. С 1985 года, когда было принято правительственное постановление "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов в районе г. Красноярска", было принято немало природоохранных программ и прочих директивных документов. На самых различных уровнях. В том числе решение исполкома крайсовета "О серьёзных недостатках по охране окружающей среды на КрАЗе" от 24 февраля 1988 года. На следующий год уже сессия горсовета утвердила территориальную комплексную схему охраны природы Красноярска на период до 2005 года. В этот срок, в частности, должен был быть завершён перевод корпусов КрАЗа на технологию производства алюминия с использованием обожжённых анодов. Чего не было сделано.

Как объясняют алюминщики, из-за нехватки средств. Впрочем, если верить главе "Русала" г-ну Дерипаске, то модернизация производства на заводе почти завершена. В 2002 году в журнале "Наука и жизнь" опубликована его статья, где чёрным по белому написано, что производство КрАЗа на две третьих переведено на работу по новой технологии. В июне этого года члены нашего Общественного комитета экологического движения (ОКЭД) побывали на заводе и убедились, что никакими двумя третьими тут и не пахнет. Из 24 корпусов на обожжённых анодах работают только три.

В 1989 году Красноярским научным центром СО РАН был разработан экологический паспорт КрАЗа, в котором сделан всесторонний анализ производства алюминия в сравнении с зарубежными аналогами. В частности, было сказано, что оптимальная нагрузка на экосистему может быть достигнута только при сокращении производства алюминия до уровня соответствующих зарубежных аналогов: 200, максимум 300 тысяч тонн алюминия в год с учётом перевода предприятия на электролизёры с предварительно обожжёнными анодами. На сегодня российский супергигант, каким является КрАЗ, выпускает в год почти миллион тонн первичного алюминия по устаревшей технологии с самообжигающимися анодами, от чего давным-давно отказались мировые производители "крылатого металла". По сути дела, экологические проблемы, созданные КрАЗом, становятся неразрешимыми. Тем более если учесть проводимую "Русалом" политику дальнейшего наращивания производственных мощностей завода до 1100 тысяч тонн алюминия в год.

В 2004 году КрАЗ отправил в атмосферу вместо положенных 55 тысяч тонн фтористых соединений почти 93 тысячи. В связи с грубым нарушением природоохранного законодательства прокуратура подала в суд на руководство завода и выиграла процесс (о чем, кстати, сообщал "Красноярский рабочий"). Какие же были сделаны выводы в "Русале"? А такие. Положенная норма ядовитых выбросов природоохранными чиновниками для КрАЗа была увеличена вдвое. Дыши, красноярец, радуйся!

Обо всём этом я напомнил в своём повторном выступлении на социальном форуме. Отметил и то, что КрАЗ ликвидировал стационарные посты наблюдения за содержанием собственных выбросов. Не желает выделять средства на ежегодные снегомерные съёмки. "Надо установить настоящий контроль за выбросами КрАЗа. Может быть, он вместо 90 тысяч тонн "пуляет" в небо все 190 тысяч!" - предложил я присутствовавшему на форуме начальнику управления по охране окружающей среды Красноярска Ю. Д. Рогачёву. В ответ чиновник согласно закивал головой. Каково же было моё удивление, когда в завершение работы секции тот же Рогачёв вручил представителю КрАЗа... диплом оргкомитета форума.

Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Так что, досточтимое руководство алюминиевого монстра, с благословения власти продолжайте устанавливать мировые рекорды по производству алюминия и выбросам фтористых соединений. Выводите из сельхозоборота пахотные земли, сметайте окрестные посёлки, травите долготерпеливых горожан. Не обращайте внимания на то, что, по данным Гидромета, индекс загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске постоянно превышает норматив в три-четыре раза. Какое вам дело до того, что по вашей милости болеют и умирают люди!

А что касается хозяина "Русала", то он может такими же ударными темпами проводить модернизацию КрАЗа на страницах столичных журналов и заодно (при хронической нехватке средств!) сооружать алюминиевые гиганты в Нижнем Приангарье, Иркутской и Мурманской областях. Кстати, с "наградой" нашего экологического движения на груди - с медалью "За загубленную природу".