"С января мы объявляем бойкот всем подфлажным российским судам, заходящим в порты Норвегии и других западных стран для сдачи рыбы, - говорит Свенн Туре Фальк из Норвежского профсоюза моряков. - Российский рыболовный флот в Баренцевом море находится в состоянии полного экономического и политического хаоса, который ведет к постоянным нарушениям прав моряков на бортах судов. Мы работали 2,5 года над заключением серьезных тарифных договоров между норвежскими и российскими компаниями, но до сих пор не получили ни одной подписи. Лишь немногие участники Всероссийского конгресса рыбаков, на котором я присутствовал, принимали во внимание положение российских моряков.

Судовладельцы говорят за себя, хотя мы понимаем, что и они чувствуют тщетность своих усилий. Мы - свидетели тому, что состояние российского рыбного хозяйства близко к упадку и что это кому-то выгодно. Если мы не сделаем ничего сейчас, то все больше российских судов, где моряки не получают зарплаты и где царит настоящий хаос, будут заходить в порты Норвегии и других государств. Я был разочарован услышанным и еще тем, что норвежские банки во главе с "Нордландсбанком", "Спаребанком" и банком "Фокус" продолжают инвестировать рискованный и ненадежный проект, связанный с чартером российских траулеров. Что ж, это их ответственность. Обе стороны профсоюзного движения уже достигли полного взаимопонимания насчет предстоящего бойкота, направленного против российских и норвежских компаний. Бойкот начнется в январе. Мы предупреждали. Теперь пришло время более жестких решений. Случаев разбирательства с российскими моряками у нас в Норвегии было предостаточно. Если другие страны хотят ими заниматься - пусть принимают российскую рыбу, но наши членские организации в этих странах, без сомнения, поддержат нашу акцию. Мы не можем быть такими безнравственными.

Мы уважаем наших российских коллег, им сейчас нелегко. Существуют экипажи, где каждый работает за 40 долларов в месяц. Это совершенно неприемлемо. Имена наших агентов-моряков держатся в тайне от судовладельцев. Бойкот будет хорошо организован, и подфлажным судам нечего будет делать в норвежских гаванях. Сейчас мы работаем всего с одним российским судовладельцем. Но ни один договор так и не был заключен, несмотря на неоднократные обращения - в том числе к норвежским компаниям, чтобы те оказали давление на своих российских партнеров. Таких компаний в Норвегии много, и они зарабатывают хорошие деньги в сотрудничестве с русскими судовладельцами. Могу назвать "Анденес Хавфиске", "Труман", "Тромс Менеджмент", "Лейрангер" в Тромсё, "Эрвик", "Крамако" и "Мультименеджмент" в Тромсё, "Свега" в Кристиансанде. Еще "Оушн Тролерз" в Дробаке, которая просила о встрече со вполне предсказуемой темой.

Мы знаем, что норвежские банки и инвесторы около 75% инвестиций выделяют т. н. бербоутному чартеру. Мы также в курсе, что 120 траулеров являются залоговым имуществом под ссуды, выданные в Норвегии. Вместе с российскими моряками мы хотим, чтобы то, что мы делаем, оказало влияние на русских судовладельцев и чиновников, заставило их обратить внимание на бедственное положение экипажей на борту судов. Больше всего нас волнует боль и состояние моряков. Однако судовладельцы и их норвежские партнеры в открытую заняты только квотами. Что поразило меня на конгрессе - который, кстати, стоило посетить - так это то, как много говорили о протестах и разделении квот, и как мало - о работающих на борту судов. Мы еще поставим человека во главу угла".