Обзор СМИ за 13-19 октября 2006 года.

На линии фронта. Россия уступает контроль над карабахским конфликтом США? Интервью Ильхама Алиева "Аль-Джазире". "Что делать Азербайджану с Францией?" Аркадий Гукасян не собирается выдвигаться на третий срок.

На линии фронта

По сообщению агентства Day.Az, подразделения армянских вооруженных сил продолжают нарушать режим прекращения огня. Согласно агентству, огонь велся 16 октября с 23:30 до 23:35 в районе села Сарыджалы Агдамского района. Был открыт ответный огонь, жертв нет.

Азербайджанское агентство АПА сообщает, что 16 октября армяне нарушили режим прекращения огня на Физулинском направлении: начиная с 21:40 армяне в течении 15 минут обстреливали из автоматов и пулеметов расположенные напротив позиции азербайджанских войск в селе Джоджуг Марджанлы Джебраильского района. О жертвах не сообщается.

Руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха (НК) подполковник Сенор Асратян опроверг сообщения военного ведомства Азербайджана о том, что 16 октября карабахские силы якобы обстреляли азербайджанские позиции на Физулинском и Агдамском направлении. В интервью агентству "Де-Факто" Асратян назвал эти сообщения "очередной дезинформацией, направленной на дискредитацию Нагорного Карабаха". Не исключено, сказал представитель Минобороны НК, что подобная пропагандистская акция обусловлена тем, что попытки Азербайджана добиться от международного сообщества обвинения Нагорного Карабаха в умышленных поджогах на подконтрольных НК территориях потерпели провал. "Распространяя откровенную дезинформацию, азербайджанская сторона пытается представить Нагорный Карабах как дестабилизирующий фактор в зоне конфликта с целью подорвать имидж НКР на международной арене", - подчеркнул Асратян.

16 октября в 12:30 в медицинском центре "Эребуни" Еревана от пулевого ранения, нанесенного азербайджанским снайпером, скончался военнослужащий срочной службы рядовой Александр Папахчян, 1987 года рождения. ("А1 плюс").

"Арминфо" сообщает, что 13 октября, согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана у населенного пункта Гюлистан Мартакертского района. Со стороны позиций Армии обороны НК группу наблюдения возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ Анджей Каспшик. В мониторинговую группу входили полевые помощники ЛПДП ОБСЕ Петер Кии (Великобритания) и Гюнтер Фолк (Германия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Однако, сообщает "Арминфо", в отличие от карабахской стороны, азербайджанская сторона не вывела миссию ОБСЕ на свои передовые рубежи, в результате чего не состоялся визуальный контакт между группами наблюдения. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не зафиксировано. С карабахской стороны миссию ОБСЕ сопровождали представители МИД и Министерства обороны НК.

Как сообщает ИА REGNUM, 16 октября, принимая членов делегации ПА НАТО, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил, что "если переговоры по карабахскому урегулированию не дадут результата, вооруженные силы Азербайджана, выражая волю азербайджанского народа и решение властей страны, сами освободят свои земли от армянских оккупантов". По его словам, "оккупация Арменией части азербайджанской территории, концентрация на оккупированных землях огромного количества неучтенного вооружения представляет собой большую угрозу реализации крупных региональных проектов - Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум".

Депутат азербайджанского парламента от проправительственной партии "Ана Ватан" Захид Орудж предложил построить стену между Азербайджаном и Арменией. Как передает PanARMENIAN.Net, с такой инициативой парламентарий выступил на последнем заседании парламента республики. "Между Арменией и Азербайджаном рано или поздно должна быть воздвигнута стена, которая поможет оградить нас от очередной агрессии со стороны недоброжелательного соседа. Она не даст азербайджанскому народу и особенно подрастающему поколению забыть о преступных планах Еревана", - заявил Орудж. Согласно агентству, предложение депутата получило поддержку со стороны некоторых его коллег по парламенту. По их словам, стена будет носить "больше психологическое, чем военно-оборонительное значение".

Армяне чувствуют обеспокоенность по поводу того, что когда-нибудь столкнутся с яростью Азербайджана, который обладает мощной армией. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто" со ссылкой на азербайджанское агентство "Тренд", заявил заместитель председателя, исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), депутат Али Ахмедов. Ахмедов отметил, что по мере усиления экономики Азербайджана растет его военный потенциал, бюджетные средства, используемые на военные расходы, увеличиваются, и добавил, что все эти показатели "беспокоят" Армению. "Нам, однако, интересна "ярость Азербайджана", - откликается на заявление Ахмедова "Де-Факто": "Неужели она у Ахмедова не утолилась при насиловании и сжигании женщин в Сумгаите, расчленении трупов престарелых армян в Мараге и Храморте или подлом убийстве спящего армянского офицера? Именно с этой "яростной" армией Азербайджана столкнулись армяне в 1988-94 гг. Свидетельствуем: обладая многократным преимуществом в технике и живой силе над армянам, она яростно бежала из армянских гор Арцаха".

На вопросы Day.Az ответил азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров:

"Каков общий уровень коррупции в азербайджанской армии?

Ситуация тут - туши свет. Я привык говорить не общими словами, а демонстрировать конкретные факты. Приведу всего один пример, и пусть читатели сами судят об уровне коррупции в нашей армии. В одном здании находятся и Военная прокуратура, и редакция газеты Министерства обороны "Азербайджан ордусу", и военное издательство Министерства обороны. В двух последних были выявлены факты коррупции на сумму в 500 000 долларов. Но у Военной прокуратуры не хватило смелости расследовать эти факты, хотя эти две структуры находятся в соседнем с ней подъезде. У нас есть факты коррупции в азербайджанской армии, которые имеются при закупке оружия, имущества и продовольствия, при выдаче денег офицерам, прапорщикам и членам их семей, при ремонте военных помещений. Еще в 1999 году под руководством нынешнего первого вице-премьера Ягуба Эйюбова была проведена большая проверка в Министерстве обороны страны. Но до сих пор эти удручающие факты не были оглашены. Но мы будем озвучивать эти факты до тех пор, пока к уголовной ответственности не будут привлечены все лица, виновные в коррупции в азербайджанской армии.

Уместно ли говорить об интеграции азербайджанской армии в НАТО?

Меня всегда умилял уровень знаний, гибкость совести всех тех, кто заявляет о том, что азербайджанская армия интегрирует в НАТО. На словах мы можем интегрировать хоть в космос, а на деле царит совсем иная ситуация. Ведь те чиновники в погонах, которые бездарно руководили Министерством обороны на протяжении последних 15 лет, и по сей день остаются на своих постах. О какой интеграции в НАТО с таким погрязшим в коррупции руководством Минобороны можно говорить, я не понимаю". (Day.Az, с сокращениями).

Южный Кавказ за последние 15 лет стал самым милитаризованным регионом в мире, причем это произошло при попустительстве международных организаций и участии крупных геополитических игроков. Об этом говорится в докладе бывшего заместителя министра обороны Армении Ваана Ширханяна, озвученном в ходе круглого стола на тему "Политические процессы на Кавказе и проблемы безопасности Армении", организованном Армянским центром стратегических и национальных исследований. Как сообщает Analitika.az со ссылкой на "Арминфо", в докладе было отмечено, что на тысячу человек в Закавказье приходятся 15 солдат, в то время как в Турции - 8, Иране - 12, России - 7. "На Южном Кавказе на 1 миллион граждан приходится 75 танков, в Турции - 48, Иране - 35, России - 46. Цифры по артиллерии еще более внушительные: в Закавказье - 85, Турции - 26, Иране - 38, России - 44", - отмечено в докладе участника круглого стола. По словам Ширханяна, другой специфической чертой региона является наличие иностранного военного контингента: в Армении - российской военной базы, в Грузии - американского батальона, в Азербайджане - 700 турецких военных советников. "Непонятно, куда же смотрят международные организации, когда при 5-10-процентном экономическом росте за последние 5 лет военный бюджет Армении увеличился в 3,5 раза, Азербайджана - в 5 раз, Грузии - более чем в два раза. В 1996 году Азербайджан признал, что вместо 220 танков, предусмотренных Договором об обычных вооружениях в Европе, имеет 380. И до сих пор ОБСЕ, которая контролирует выполнение договора, не предприняла каких-либо шагов", - сказал он. "В случае новой войны в Карабахе армии всех сторон конфликта смогут в ней принять активное участие, но, в отличие от противостояния начала 1990-х годов, боевые действия продлятся очень недолго", - заявил Ваан Ширханян. По его словам, если война все-таки будет спровоцирована, она не займет более 2-3 недель. "Во-первых, иного развития событий не позволят крупные геополитические игроки в регионе и международные организации, а, во-вторых, любой прорыв линии фронта закончится быстрым продвижением одной из сторон", - сказал Ширханян.

Откликаясь на заявление Ваана Ширханяна, бакинская газета "Зеркало" приводит свои данные. По сообщению российского издания "Оборона и безопасность", пишет газета, численность личного состава Вооруженных сил (ВС) Азербайджана составляет 69900 человек, танков - 259 единиц, боевых бронированных машин (ББМ) - 328, артиллерии (калибром 122 мм и выше) - 303, боевых самолетов - 49, ударных вертолетов - 15. В Армении: личный состав - 52000 человек, танков - 102, ББМ - 218, артиллерии - 225, боевых самолетов - 6, ударных вертолетов - 9. Однако, пишет газета, значительные войска и техника армян сосредоточены в Карабахе: личный состав - 20000-25000 чел., танков - 316, ББМ - 324, артиллерии - 322, реактивных систем залпового огня - 44. По мнению газеты, заявление бывшего замминистра обороны Армении можно расценить как попытку заложить основу для международного давления на Азербайджан в связи с его военным бюджетом. По всей видимости, пишет газета, Армения планирует начать очередную международную кампанию в связи с военным усилением Азербайджана. Изначально ясно, что эта кампания будет носить пропагандистский характер, мол, азербайджанцы не хотят мира и поэтому увеличивают свой военный потенциал. "Официальный Баку не раз заявлял, что урегулирование карабахской проблемы возможно только в рамках территориальной целостности страны. Если этого не произойдет, то остается одна альтернатива - война".

Россия уступает контроль над карабахским конфликтом США?

Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ стали очень серьезно относиться к своим задачам. Такое мнение в беседе с агентством "Тренд" выразил член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), заместитель председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам безопасности и обороны Айдын Мирзазаде. Он отметил, что визиты сопредседателей в регион интенсифицировались. "Последовательный характер визитов посредников Минской группы, периодическое включение в повестку обсуждаемых вопросов, с другой стороны, увеличение объективных аспектов дают основание утверждать, что дело идет к урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - заявил Мирзазаде. Депутат подчеркнул, что можно понять политику властей Армении, занимающих в этом вопросе радикальную позицию, потому что они пришли к власти на волне радикализма и национализма. По мнению Мирзазаде, если радикальная позиция властей не будет отвечать интересам армян, то общество Армении на предстоящих выборах выразит иное отношение.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, касаясь ожиданий от намеченной в Париже встречи с главой МИД Армении Варданом Осканяном и сопредседателями Минской группы ОБСЕ, заявил, что появилась возможность нащупать точки соприкосновения по наиболее сложным вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По его словам, передает ИА REGNUM, идет мучительный поиск возможностей и "необходимо найти хрупкий баланс для того, чтобы сблизить позиции". "При существовании полярных, противоположных точек зрения свести их в единое мнение - очень трудный и кропотливый процесс, учитывая то, насколько чувствительна проблема Нагорного Карабаха как для нас, так и для Армении, - сказал глава МИД Азербайджана. - И в этом контексте, конечно, наша задача - попытаться сблизить позиции. Получится или нет - сказать трудно, и я не хочу, да, наверное, и не могу заглядывать слишком далеко вперед. Но, в принципе, то, что это желание существует с нашей стороны, несомненно. Настолько все сейчас тонко, что говорить, что будет достигнут какой-то прорыв, я бы не стал. Моя принципиальная позиция заключается в том, что если есть желание решить вопрос, то надо идти до конца". Вместе с тем Мамедъяров заметил, что не намерен быть чрезмерно оптимистичным и одновременно хочет реально оценить ту ситуацию, которая существует. "Появились новые элементы, которые возможно применить, новые идеи, которые были привнесены сопредседателями, и в данном контексте появилось новое поле для работы над этими идеями", - добавил министр.

"Карабахская проблема может быть решена до конца 2006 года, как ранее говорили международные посредники", - заявил 19 октября на встрече с журналистами в клубе "Аргумент" лидер внепарламентской Прогрессивно-либеральной партии Армении Ованес Ованнисян. По его словам, около двух месяцев назад вопрос карабахского урегулирования в глазах мировой общественности был вновь отделен от иранского ядерного досье, ввиду чего пришлось отойти от намерения решить его в рамках глобальных геополитических проблем. "В любом случае, прогресс в переговорном процессе есть, и, по некоторым данным, неразрешенным остается только вопрос Кельбаджарского района", - сказал политик. "Не хочу думать, что может сложиться настолько неблагоприятная ситуация, когда Армения должна будет идти на односторонние уступки. Наиболее оптимальным вариантом для сторон была бы уступка Азербайджану семи подконтрольных армянам районов в обмен на признание статуса Нагорно-Карабахской Республики", - заключил Ованес Ованисян. ("Арминфо").

В преддверии встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана свои соображения по поводу возможных сроков урегулирования карабахской проблемы высказала газета "Айкакан жаманак": "Наивно надеяться, что проблема Нагорного Карабаха решится на этом этапе. Мотивации для решения вопроса нет ни у Кочаряна, ни у Алиева (президенты Армении и Азербайджана. - прим. ИА REGNUM). Однако если международное сообщество действительно считает важным урегулирование проблемы Нагорного Карабаха, то Минский саммит СНГ - единственный на ближайшие два года видимый шанс для достижения перелома в вопросе. После этого приблизятся новогодние празднества, далее Армения входит в предвыборный пул, из которого выйдет, в лучшем случае, в 2008 году". Газета не исключает неожиданного поворота в вопросе урегулирования конфликта в ходе Минского саммита. "Это будет зависеть от того, какие рычаги воздействия на Кочаряна и Алиева есть у международного сообщества и есть ли согласованное решение о применении этих рычагов".

Газета "Айоц Ашхар" обращает внимание на последнее заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о согласовании до конца года Арменией и Азербайджаном ряда важных нюансов в урегулировании карабахского конфликта, а также на заявление представителя генсека НАТО на Южном Кавказе Роберта Симонса о том, что "НАТО готова помочь в поисках решения проблемы Нагорного Карабаха". По мнению газеты, даже в таком осторожном заявлении Симонса не трудно заметить стремление НАТО "умыть руки" в вопросе грузинских конфликтов и быть активнее вовлеченной в процесс урегулирования карабахского конфликта. Что касается позиции России, отмечает газета, то ее "оптимизм" уже высказал министр иностранных дел РФ Лавров. Окончательно же все может решиться 24 октября в Париже на встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана и в конце ноября, в ходе возможной встречи в рамках саммита СНГ в Минске президентов двух стран. "И совсем неслучайно идею подобной возможности российское агентство REGNUM выразило многозначительным вопросительным знаком, поставленном в конце заголовка "НАТО уступает Абхазию и Южную Осетию и выбирает Карабах?" Что это - достигнутая договоренность, предложение обмена или просто попытка разузнать намерения противной стороны - трудно сказать. Очевидно одно: Грузия и ее руководитель из инструмента большой геополитической торговли превратились в товар, продающийся по сходной цене, и здесь разворачиваются бойкие торги, в которые делается попытка втянуть также вопрос урегулирования карабахского конфликта". Однако, отмечает газета, вопрос вовсе не в Грузии, а в том, "собираются ли русские отказаться от контроля над клубком карабахского конфликта в пользу США или просто тянут время, ожидая внутриполитических итогов блокады Грузии?"

Если верить российским политологам, Москва лишь делает вид, что заинтересована в скорейшем решении карабахского вопроса, отмечает газета "Новое время". В действительности Москва "желает сохранения нынешнего статус-кво в зоне конфликта". Газета приводит слова директора исследовательских программ Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, который в качестве подтверждения данного тезиса называет факт продажи российского оружия как Армении, так и Азербайджану. "Если Россия вооружает две страны, которые находятся в конфликте друг с другом, то она тем самым приобретает возможность контроля над ситуацией", - считает политолог, расценивая, вместе с тем, действия России как откровенное демонстрирование своих интересов с позиций силы. Россия, считает Тренин, "отчасти оказывается в положении, может быть, даже гораздо более выгодном, чем американцы на Ближнем Востоке...". Эту же мысль подтверждает и председатель Национального гражданского совета по международным делам, директор Института политических исследований, профессор МГИМО Сергей Марков. По его словам, на сегодняшний день у Кремля нет модели мирного разрешения проблемы Нагорного Карабаха. Именно поэтому размораживание конфликта, на его взгляд, будет означать начало военных действий. "Поэтому Россия против его размораживания", - заявил политолог. Продолжающийся же переговорный процесс при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ он рекомендует рассматривать как часть замороженного конфликта. "У них такая работа - бесконечно говорить и поддерживать переговорный процесс", - заявил Марков. Газета приводит также мнение азербайджанского журналиста Рауфа Миркадырова, который, в частности, полагает, что после урегулирования нагорно-карабахского конфликта России будет трудно удерживать Армению и Азербайджан в орбите своего влияния - причем независимо от того, по какому сценарию будет решен карабахский вопрос. Газета считает, что в настоящее время позиции Баку и Москвы по части темпов урегулирования нагорно-карабахского конфликта совпадают. "Ведь только совсем недавно потекли нефтедоллары в азербайджанскую казну, и вряд ли Ильхам Алиев захочет подвергать риску свое финансовое и президентское будущее. Вот почему его отказ подписать предложенную сопредседателями МГ бумагу, в которой содержатся разработанные международными посредниками основные принципы компромиссного урегулирования, должен устроить Россию". Сравнивая карабахскую перспективу урегулирования с косовской, газета пишет: "Москва не желает предоставления независимости Косово, хотя и устрашает Запад его последствиями для постсоветского пространства. Точнее, именно и устрашает, поскольку не желает. А вот Запад, по всей видимости, склонен к признанию Косово. Однако спешить с этим тоже не хочет. Складывается впечатление, что и Запад боится прецедента". Так кто же для кого в итоге станет прецедентом - Косово для Карабаха или Карабах для Косово, задается вопросом "Новое время".

Интервью Ильхама Алиева "Аль-Джазире"

"Формат "пражского процесса", предполагающий поэтапное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, а именно вывод армянских оккупационных сил с азербайджанских территорий, обсуждение статуса Нагорного Карабаха и системы упрочения безопасности, а также миротворческая операция, является завершающим этапом карабахского урегулирования. И если этот этап будет сорван неконструктивной позицией армянской стороны, то тогда ни у сопредседателей Минской группы, ни у сторон конфликта просто не останется больше возможностей для продолжения дальнейших переговоров". Такое заявление, передает Day.Az, сделал президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью сотрудникам московского бюро телевещательной корпорации Катара "Аль-Джазира". "То есть вокруг чего вести в дальнейшем переговоры? Поэтому мы считаем, что срыв армянской стороной переговорного процесса на данном этапе может привести к приостановлению переговоров. Но мы понимаем, что если переговоры остановятся, то дальше что-то должно произойти. Мы не можем сидеть и ничего не делать, не можем ждать, когда что-то произойдет. Или мы - в процессе переговоров или - вне процесса. Если мы вне переговорного процесса, тогда Азербайджан сложит с себя все обязательства по ведению переговоров и мы будем менять свою стратегию и тактику в этом вопросе. Тогда, конечно же, будут обсуждаться любые другие варианты", - заявил президент. Алиев отметил, что освобождение "оккупированных" земель военным путем является последним шагом, который рассматривает Азербайджан в решении конфликта. По его словам, привлечение к процессу карабахского урегулирования помимо Минской группы ОБСЕ и других организаций, включая Генеральную Ассамблею ООН, Совет Европы и Организацию "Исламская конференция" (ОИК), необходимо именно для того, чтобы полностью использовать весь потенциал мирного решения конфликта с тем, чтобы уже тогда в случае безуспешности переговоров не оставалось сомнений в целесообразности решения проблемы "оккупации" альтернативными способами.

"Как страна, Армения никакого интереса представлять не может, потому что это - географический тупик, с одной стороны, с другой стороны, энергетическим тупиком ее сделали мы тем, что построили наш трубопровод в обход. Транспортным тупиком ее сделаем мы, построив железную дорогу Карс-Тбилиси-Баку. Несмотря ни на какие протесты организаций и политиков, вообще далеких от нашего региона, мы это сделаем", - подчеркнул президент Азербайджана. "Представьте на одной чаше весов Азербайджан, а на другой - Армению: несопоставимые величины. Мы должны по всем направлениям вести борьбу. И я поставил задачу перед правительством, перед всеми патриотами Азербайджана повести борьбу против Армении по всем фронтам, до тех пор, пока они не уйдут с нашей территории. Когда уйдут с нашей территории, думаю, что отношения у нас восстановятся и мы будем продолжать жить рядом как соседи", - заявил Алиев.

"Сегодня наша экономика в 6 раз превышает экономику Армении, а в следующем году превысит в 10 раз. И, естественно, все это будет создавать все более благоприятные условия для нас с тем, чтобы решить этот вопрос", - заявил Алиев. "С точки зрения военного потенциала, сегодня азербайджанская армия - самая мощная армия на Кавказе. И ее мощь растет, потому что мы ежегодно увеличиваем наш военный бюджет. А в следующем году наш военный бюджет будет равен всему бюджету Армении, - подчеркнул Алиев. - Соревноваться с нами Армении будет невозможно. Поэтому нужно понимание в руководстве Армении пагубности этого пути, его бесперспективности и того, под какую угрозу поставит оно население Нагорного Карабаха и Армении в случае, если конфликт не будет урегулирован мирным путем". "Ради безопасности армянского населения Нагорного Карабаха, ради безопасности населения Армении они должны добровольно уйти с оккупированных территорий", - заявил азербайджанский президент. (Day.Az).

Таким образом, отмечает бакинская газета "Зеркало", впервые глава азербайджанского государства заявляет, что в случае провала нынешнего этапа "пражского процесса" нового не будет, то есть Азербайджан выйдет из переговорного процесса. "По сути, президент Азербайджана выступил с ультиматумом: или мирное соглашение на приемлемых для Азербайджана условиях, или же официальный Баку откажется от ведения переговоров со всеми вытекающими последствиями". Что это, задается вопросом газета, четко рассчитанный пиар-ход, блеф или же шантаж? Напоминая о том, что российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков открытым текстом заявил, что переговоры вышли на финишную прямую и конфликтующие стороны близки к согласованию спорных моментов, газета пишет: "Если на самом деле так, то это четко рассчитанный пиар-ход. То есть получается, что президент своими крайне жесткими заявлениями как бы предопределяет дальнейший ход событий и поведение армянской стороны". Во-вторых, продолжает "Зеркало", можно предположить, что Алиев блефует: "То есть вполне возможно, что официальный Ереван не совсем уверен в целесообразности подписания мирных соглашений на предложенных сопредседателями условиях. Поэтому не исключено, что, так красочно обрисовав перспективу, которая ожидает Армению в случае срыва мирных переговоров, Алиев добивается "сговорчивости" от официального Еревана". И, наконец, шантаж: "Ведь глава государства заявил, что выход из переговорного процесса не означает автоматического возобновления боевых действий. Алиев намекает, что в этом случае Азербайджан будет настаивать на обсуждении данного вопроса на Генассамблее ООН. А в последующем официальный Баку, если мирные переговоры на самом деле будут прерваны, может потребовать включения обсуждения данного вопроса в повестку дня Совбеза ООН, что не обещает ничего хорошего для Армении, так как это может завершиться изменением международно-правовых рамок урегулирования конфликта. И наконец, в случае полного прекращения переговоров нельзя полностью исключить и возобновления боевых действий".

Какую задачу хочет решить Баку накануне очередных переговоров? - задается вопросом газета "Жаманак-Ереван". Во-первых, официальный Баку сообщает миру, что идет на переговоры, поскольку пока еще является сторонником мирного урегулирования конфликта, напоминая вместе с тем о том, что последние переговоры провалила армянская сторона, а следовательно, ее заявления о том, что для Еревана "основные принципы" якобы приемлемы, а для Баку - нет, несостоятельны. Нет сомнений, пишет газета, что азербайджанская сторона также не стремится к окончательному урегулированию конфликта, однако главное сейчас для нее - половчее скрыть свое намерение.

Газета "Айкакан жаманак" предполагает, что Ильхаму Алиеву уже известно о том, что власти Армении стали понимать, что процесс развивается в пользу Азербайджана, а не Армении, чем и обусловлена готовность Роберта Кочаряна - как в Рамбуйе, так и в Бухаресте - подписать последний документ по урегулированию конфликта. И именно это понимание, считает газета, придало словам президента Азербайджана такую уверенность и уравновешенность: "В его речах уже нет прежних угроз и истерии". Газета считает, что к озвученным Алиевым мыслям и аргументам можно было бы не относиться всерьез, "если бы со стороны властей Армении был бы за все это время сделан хоть один внятный шаг, который мог бы стать противовесом им". "В то время как в интервью все той же "Аль-Джазира" о возможных дальнейших действиях Армении, о ее стратегических планах и использовании потенциала в процессе урегулирования конфликта Роберт Кочарян сказал лишь одно: Армения с Нагорным Карабахом составят федерацию. Да и то Вардан Осканян разъяснил, что Кочарян имел в виду союз РА и НКР в случае возможных военных действий".

ИА REGNUM приводит комментарий ереванского политолога Манвела Саркисяна, считающего, что выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева по телеканалу "Аль-Джазира" 15 октября актуализировало данное 17 сентября тому же телеканалу аналогичное выступление президента Армении Роберта Кочаряна. Аналитик отмечает одно давно замеченное обстоятельство: чем больше руководство Армении говорит о своей готовности к серьезным компромиссам в вопросе Нагорного Карабаха, тем больше руководство Азербайджана усиливает свою военную риторику. И, наоборот, в периоды, когда неудачи переговорного процесса заставляют президента Армении выдвигать альтернативы более жесткого характера, азербайджанская сторона начинает более серьезные публичные разговоры. Напоминая о заявлении президента Армении в телеинтервью той же "Аль-Джазире" о том, что "в будущем отношения Армении и Нагорного Карабаха будут развиваться и они образуют конфедерацию", аналитик отмечает, что в условиях отсутствия активного диалога между президентами и вялотекущего процесса поиска точек соприкосновения в диалоге министров иностранных дел Армении и Азербайджана "конкретизация Кочаряном своего видения перспективы политического разрешения проблемы Нагорного Карабаха не могла оставить президента Азербайджана без ответного выступления". Описанная выше тенденция увязывания тона своего разговора со сложившейся на данный момент ситуацией проявилась с той же отчетливостью, отмечает Саркисян, указывая, что президент Алиев дал понять, что "без серьезных военных, политических, дипломатических и экономических рычагов положить конец оккупации будет очень сложно, может быть, невозможно". Ильхам Алиев вновь заявил, что в отсутствие переговорного процесса будут обсуждаться любые другие варианты, но подчеркнул, что "это не означает, что при этом надо сразу же думать о военной операции". То есть более отчетливо, чем раньше, он указал на то, что военная операция - это последний шаг. Для этого необходимо время, которое, на его взгляд, работает на Азербайджан. Резюмируя основные положения интервью азербайджанского президента, аналитик пишет: "Программа, скажем, грандиозная. И предполагается реализовывать ее с базовой надеждой на то, что экономический и военный потенциал Азербайджана опережающими темпами будет превосходить потенциал Армении и военный баланс будет нарушен в пользу Азербайджана. И видимо, будучи уверенным в успехе такой политики, президент Алиев надеется на то, что армяне ради безопасности Нагорного Карабаха и Армении "добровольно уйдут с оккупированных территорий". Поскольку последнее убеждение выдано как резюме, то, отмечает Манвел Саркисян, оно очень напоминает завуалированный шантаж.

"Что делать Азербайджану с Францией?"

Как передает агентство АПА, принятие нижней палатой французского парламента законопроекта о наказании лиц, отрицающих факт Геноцида армян в Османской Турции, вызвало серьезное недовольство в Азербайджане. В заявлении Национального форума НПО Азербайджана говорится, что приняв такое решение, парламент Франции еще раз доказал то, насколько он далек от объективности и принципов справедливости и что он занимает предвзятую позицию по отношению к туркам: "Принятием этого закона Франция еще раз показала свою позицию по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха и еще раз доказала, что в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ открыто поддерживает позицию Армении. Приняв этот закон, парламент Франции нанес серьезный удар по всем демократическим ценностям, нанес ущерб вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Азербайджан должен отказаться от посреднической миссии Франции и обеспечить ее отстранение от Минской группы ОБСЕ и посредничества". В беседе с агентством председатель Единой партии Народного фронта Азербайджана Гудрет Гасангулиев заявил, что политические круги Франции находятся под полным контролем армянского лобби. По его словам, важно отстранить Францию от сопредседательства в Минской группе ОБСЕ: "Страна, принявшая такое решение, никогда не может занять справедливую позицию в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта". Председатель Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги в интервью АПА предложил пересмотреть азербайджано-французские отношения. Он отметил, что позиция парламента Франции отражает точку зрения этой страны и эта страна не может участвовать в переговорах по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Наги отметил, что ООК начнет проведение акций протеста перед посольством Франции в Азербайджане. Азербайджанский союз ветеранов Отечественной войны также сделал заявление, осуждающее решение парламента Франции. "Парламент Азербайджана выразит свою позицию по поводу принятия парламентом Франции закона, предусматривающего уголовную ответственность за непризнание "геноцида армян", и этот вопрос будет обсужден на очередном заседании Милли Меджлиса. Принятие этого закона означает грубое нарушение свободы слова". Об этом в интервью АПА заявила вице-спикер Милли Меджлиса Азербайджана Бахар Мурадова. По ее словам, большинство членов парламента Франции вновь доказали, что находятся под влиянием армянского лобби: "Парламент Франции показал очень плохой пример мировому сообществу. Это решение бросило тень на международный имидж Франции и деятельность этой страны в рамках Минской группы ОБСЕ".

Бакинская газета "Эхо" пишет, что для Азербайджана ребром стоит вопрос "Что делать с Францией?". Не надо думать, что закон об отрицании "армянского геноцида" - проблема только Турции, пишет газета. "Министр внутренних дел и реальный кандидат в президенты Франции Николя Саркози поставил три условия перед Эрдоганом (премьер-министр Турции. - прим. ИА REGNUM), чтобы воспрепятствовать принятию данного закона. Один из пунктов, вернее условий, гласит: "Откройте границу с Арменией". Граница держится на замке и по причине оккупации азербайджанских земель. Так что мы уже в игре. Этот пункт Саркози затрагивает национальные интересы Азербайджана, и мы не можем сложа руки смотреть, как Париж и армянское лобби давят на Анкару". Франция должна понять, что столкнулась не только с интересами Турции, но и с интересами Азербайджана, заявляет бакинское издание.

В случае принятия парламентом Франции закона о наказании лиц, не признающих так называемый геноцид армян, эта страна однозначно должна быть отстранена от сопредседательства в Минской группе ОБСЕ. Как передает Day.Az, об этом в беседе с журналистами заявил глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов. Бахманов отметил, что принятие этого закона может иметь негативные последствия. "Посол Франции в Азербайджане пытался успокоить нас, заявив вчера, что процедура принятия законопроекта в парламенте состоит из нескольких этапов. Нам остается только ждать и в случае одобрения проекта закона предпринять со своей стороны необходимые шаги", - сказал он.

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что принятый парламентом Франции законопроект об уголовной ответственности за отрицание армянского геноцида не на шутку взбудоражил тюркский мир, и в частности Азербайджан. В связи с этим "прискорбным событием, не делающим чести Франции", сообщает газета, состоялась пресс-конференция директора Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана Ровшана Мустафаева, основной темой которой был вопрос "когда и при каких обстоятельствах французы заключили соглашение с армянской террористической организацией АСАЛА?". При этом, сообщает газета, Мустафаев обнародовал "факты", свидетельствующие о связях французского правительства с АСАЛА, которые "Зеркало" считает "очень интересными" и потому публикует их "в оригинальном варианте". Обращаясь к вопросу о том, почему президент Франции Жак Ширак так благосклонен к армянам, Мустафаев привел цитату из газеты Weekly: "...Армяне во Франции убеждены, что фамилия "Ширак" происходит от армянской фамилии "Ширакян". "Причем один из представителей этой фамилии - армянский террорист Аршавир Ширакян - еще в 1921 году в столице Италии совершил ряд преступлений, в том числе и убийство бывшего министра иностранных дел Турции Саида Халима Паши", - прозрачно намекает "Зеркало" на возможную родственную связь упомянутого террориста с президентом Франции. Отвечая на вопросы журналистов о целесообразности участия представителя Франции в составе Минской группы ОБСЕ, политолог заявил: "Я лично считаю, что французский сопредседатель должен покинуть формат МГ ОБСЕ. Или этот процесс должен произойти на добровольной основе, либо же под давлением международного сообщества. Но еще лучший вариант - подключить к урегулированию карабахской проблемы в рамках МГ ОБСЕ Турцию. Тем более, что нет ограничения в вопросе числа сопредседателей МГ ОБСЕ, и значит, Турция вполне может стать четвертым сопредседателем".

На вопросы турецкого бюро АПА ответил 9-й президент Турции Сулейман Демирель:

"Как вы оцениваете закон, принятый парламентом Франции о наказании за непризнание "геноцида армян"?

Сперва я должен сказать о том, что принятие этого закона является очень большим стыдом. Это очень ошибочное мнение Франции о Турции и турецком народе. Я резко осуждаю этот закон. Я не верю, что он будет одобрен Сенатом и утвержден президентом. В каком-то умном месте это дело остановят. По крайней мере, Франция не захочет обижать такого важного друга, как Турция. Но принятие такого решение парламентом Франции заслуживает упрека, мы очень обиделись на это.

Есть ли какая-то связь между известным решением парламента Франции и проблемой Нагорного Карабаха?

Армяне занимаются поджигательством в Европе. Главная проблема армян связана не с Азербайджаном и Нагорным Карабахом, а с Турцией. Кочарян открыто заявил мне об этом. Я сказал ему о том, что если они хотят дружить с нами, то должны оставить в покое Азербайджан. Если вы не будете дружить с Азербайджаном, то не сможете дружить и с нами. Он ответил мне, что их проблема связана не с Азербайджаном, а с Турцией. Когда я с гневом обратился к нему со словами: "Что ты говоришь?" - Кочарян повторил, что наша проблема связана с "геноцидом армян", Турция должна извиниться за это. Я сказал ему о том, что с ними нельзя говорить, поднялся и ушел. Еще раз говорю вам, Азербайджан и Карабах являются второстепенным вопросом для армян, их основная проблема связана с Турцией. В действительности, если бы не было Турции, армяне подняли бы весь мир против Азербайджана. В ходе карабахских событий один американец сказал мне, что в Нагорном Карабахе происходят очень плохие события и в этом виноваты азербайджанцы. Я сказал ему, "что погибли азербайджанцы, их убивают армяне, города и поселки стирают с лица земли тоже армяне и после всего этого виноваты в этом азербайджанцы? Иди отсюда!"

20% территории Азербайджана находится под оккупацией армян, возможно ли их возвращение каким-то путем?

Для этого необходимо усиление Азербайджана с экономической точки зрения. В таком случае никто не сможет помешать Азербайджану. В этой ситуации нужно несколько продлить мирное соглашение. Сейчас не нужно начинать боевых действий, потому что этого не позволяет ситуация, сложившаяся в мире, и мы не сможем заручиться чьей-то поддержкой. Мы должны постоянно усиливаться, вместе мы совершим прекрасные дела". (АПА, с сокращениями).

На вопросы Day.Az ответил начальник управления департамента информации Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде:

"Какова позиция официального Баку по вопросу недавнего принятия нижней палатой парламента Франции закона об уголовном наказании лиц, отрицающих "армянский геноцид"?

Я думаю, что позиция официального Баку по данному вопросу в полной мере отражена в размещенном на сайте МИД Азербайджана комментарии официального представителя МИД нашей страны, вашего покорного слуги. В этом комментарии дана политическая и правовая оценка как решению нижней палаты парламента Франции, так и продолжающимся заявлениям официальных лиц Армении и представителей армянской диаспоры по данному вопросу.

Нужно ли Азербайджану, после принятия нижней палатой парламента Франции закона об уголовном наказании лиц, отрицающих "армянский геноцид", добиться исключения Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ?

Я не слышал официальных заявлений о том, что Азербайджан намерен добиваться исключения Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Да, в нашей стране уже раздаются призывы к этому со стороны разного рода представителей общественности и научных кругов. Но дипломатам, как я уже говорил, приходится работать с реалиями политического фактажа. Я лично никогда не был сторонником столь радикальных шагов и необходимости добиваться исключения Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ не вижу. Как вам известно, внешняя политика Франции формируется в меньшей степени парламентом этой страны и в большей степени МИДом Франции. Поэтому я не понимаю, чем продиктованы заявления сторонников удаления Франции из числа сопредседателей МГ ОБСЕ.

И последний вопрос. Блок азербайджанских оппозиционных партий "Наш Азербайджан" заявил о необходимости заморозить все отношения с этой страной, наложить эмбарго на импорт французской продукции, отозвать из Парижа посла, прекратить преподавание французского языка в высших и средних учебных заведениях. Как вы думаете, насколько уместно Азербайджану предпринимать указанные действия, учитывая то, что в самой Турции еще ничего аналогичного не сделано?

На мой взгляд, правом любых политических сил нашей страны является озвучивание подобного рода либо иного содержания заявлений. Это вещественное доказательство двух моментов. Первый - в Азербайджане присутствует абсолютный плюрализм мнений. Второй - в данном случае четко прослеживается стремление заработать определенные политические дивиденды абсолютно на любых темах, в том числе и на тех, которые предметом для спекуляций являться не должны". (Day.Az, с сокращениями).

Аркадий Гукасян не собирается выдвигаться на третий срок

Как сообщает газета "168 Жам", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян на брифинге 11 октября заявил, он не собирается в третий раз выдвигать свою кандидатуру на пост президента республики. "В последнее время в отдельных публикациях появились различные надуманные сведения якобы о моем намерении вновь выдвинуться на должность президента НКР. В частности, циркулируют сведения о том, что именно с этой целью принимается Конституция НКР, - сказал Гукасян. - Я бы не обращал внимания на эти измышления, особенно когда авторами подобных инсинуаций является ограниченный ряд одиозных лиц, если б не было двух принципиальных обстоятельств: рейтинга Нагорно-Карабахской Республики как государства, верного демократическим ценностям, и основополагающего значения Конституции в жизни нашей страны. Как для политического деятеля и гражданина, для меня нет важнее цели, чем международное признание Нагорно-Карабахской Республики и строительство правового государства. Остается только сожалеть, что моя позиция и мои действия в этом направлении отдельными лицами намеренно искажаются. Уверяю вас, у меня не было намерения выдвинуться на третий срок, нет и сейчас. Если даже будущая Конституция предоставит мне право, то это вовсе не означает, что я воспользуюсь этой возможностью. Моральные нормы для меня также важны, как и правовые. И как человек, и как президент, я сделал все зависящее от себя, чтобы процесс демократизации нашего общества стал необратимым. Не всегда это было безопасно. А значит, в чем был смысл готовности поставить все на чашу весов, если сегодня должны ставиться под вопрос те ценности, которым верен наш народ, зачем бросать тень на рейтинг НКР?" Под конец пресс-конференции он выразил надежду, что после его заявления будет поставлен конец всем тем "полетам мысли", которые могут нанести урон международному рейтингу Нагорного Карабаха и дезориентировать мнение общественности относительно реальных целей принятия Конституции НК.

Не прошло и нескольких дней после заявления Аркадия Гукасяна, как из Гадрутского района Нагорного Карабаха до газеты "Лрагир" дошло известие о том, что по приказу полицмейстера НК Армена Исагулова силами сотрудников полиции среди населения района проводится соцопрос на тему: "Как воспринимается выдвижение кандидатуры действующего президента НКР на предстоящих президентских выборах и кого бы вы хотели видеть следующим президентом?". 17 октября факт проведения соцопроса подтвердили также в районных администрациях и некоторых бюджетных организациях Шуши и Аскерана. Что же получается, спрашивает газета, президент народу говорит одно, стыдит тех, кто подозревает его в иных намерениях, а "силовики" из-за его спины представляют совсем другие предложения, желая, по всей видимости, организовать для Гукасяна "просьбы трудящихся". И на что же это похоже?! - возмущается "Лрагир".

Желание привязать необходимость принятия Конституции Нагорного Карабаха к намерению Аркадия Гукасяна выдвинуть свою кандидатуру на третий срок более чем опасно для страны, пока еще непризнанной международным сообществом, предупреждает газета "Айоц Ашхар". Естественно и закономерно, пишет газета, что в таких условиях Аркадий Гукасян был вынужден выступить с четким заявлением, уверяя, что на предстоящих президентских выборах он не выдвинет свою кандидатуру. "Этим закрылся очередной клапан на пути распространения измышлений, которыми обильно снабжали азербайджанскую пропаганду для обоснования ее клеветы об "оккупированных территориях" и "марионеточном режиме" Нагорного Карабаха".

Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что решение Аркадия Гукасяна не выдвигать свою кандидатуру на третий срок вызывает особое уважение и "что это действительно важный шаг в деле государственного становления Нагорного Карабаха".

Вопросы организации публичного обсуждения проекта Конституции Нагорного Карабаха были рассмотрены в ходе состоявшегося 12 октября рабочего совещания в Национальном Собрании НК. Председатель Национального Собрания Ашот Гулян отметил, что 12 октября проект Конституции будет опубликован в республиканской газете "Азат Арцах" тиражом несколько тысяч экземпляров с целью публичного обсуждения, которое планируется осуществить до 21 октября. В результате обмена мнениями были уточнены формы и способы доставки проекта документа во все населенные пункты республики, а также механизм обеспечения процесса получения возможных замечаний и предложений со стороны граждан. ("Азат Арцах").