Президент Европейской Комиссии (ЕК) Евросоюза Жозе Мануэль Баррозу отправил письмо президенту Литвы и Латвии в котором высказался, что Россия должна продемонстрировать прозрачность и предсказуемость в вопросах поставки нефти, сообщили сегодня, 20 октября, корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе президента Литвы. В противоположном случае, по его мнению, будет трудно поверить в то, что поломка на нефтепроводе "Дружба" техническая, а не политическая. По мнению президента ЕК, нужно стремиться, чтобы Россия придерживалась "правил игры" в международном масштабе.

В свою очередь, президент Литвы Валдас Адамкус, который сейчас находится на неформальном саммите глав стран ЕС в Лахти (Финляндия), предложил этот вопрос обсудить сегодня, во время встречи с президентом России Владимиром Путиным. Адамкус подчеркнул, что только после уничтожения энергетической изоляции отдельных стран Евросоюза, таких как Литва, ЕС сможет эффективно решать энергетические кризисы. Президент Литвы высказался, что энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС - это тест всего взаимоотношения. "Это тест больших в отношениях с маленькими, более сильных, с более слабыми", - сказал Адамкус.

Напомним также, 29 июля из-за аварии на нефтепроводе на территории РФ между Брянском и Новополоцком на нефтеперерабатывающее предприятие Mazeikiu Nafta перестала поступать нефть, а ранее, 25 мая, компания "ЮКОС" достигла договоренности с польским концерном PKN Orlen о продаже принадлежащего ей пакета акций (54%) Mazeikiu nafta за 1 425 млн. долларов. В июне 2006 года PKN Orlen выкупило 30,66% акций, принадлежащих правительству Литвы, за 880 млн. долларов. В течение пяти лет правительство также намерено продать остальные 10% контролируемых им акций за 278 млн. долларов. В Литве известие о поломке нефтепровода назвали "политическим" и связывали с "местью России" за то, что Mazeikiu Nafta был продан не российской компании. 10 сентября поздно вечером в Литве закончилась отгрузка нефти с танкера, который прибыл из Венесуэлы с 70 тысячами тоннами нефти Masa-30. Это первый танкер с нероссийской нефтью, который прибыл в Литву после аварии на нефтепроводе "Дружба". Таким образом, Литва практически стала реализовывать план по альтернативной доставке сырья на нефтеперерабатывающий завод.