Корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 октября, попросил продюсера, заместителя директора ОАО "Киностудия "Ленфильм" по творческой работе Ольгу Аграфенину прокомментировать появившиеся слухи о том, что на старейшей киностудии страны уничтожен архив с уникальными материалами. "Сложившаяся ситуация не столько трагична, сколько забавна для людей, которые понимают, что представляют из себя материалы, скопившиеся в монтажном цехе за последние годы, - сказала Аграфенина. - До того момента, пока механизмы в кинематографе нашей страны работали исправно, монтажный цех должен был сдавать эти срезки на серебро. Потом было ликвидировано предприятие по утилизации, и материалы стали накапливаться. Это - старые исцарапанные позитивы, которые неинтересны даже для студентов, срезки, не вошедшие дубли, цветоустановочные ролики и так далее. Ошметки, которые остаются от картины, пока она рождается, а также копии копий. Сейчас, когда в монтажном цехе проходит ремонт, эти материалы в коробках были выставлены из помещения, причем до всех заинтересованных лиц эта информация была доведена. Но, подчеркиваю, эти материалы не представляют никакого интереса. Однако директор киностудии Андрей Зерцалов сказал, что пусть это будет для отправной точкой, и создал комиссию. Все эти материалы были еще раз просмотрены, чтобы еще раз убедиться, что мы не выплеснули с водой ребенка".

Кроме того, вечером 19 октября на официальном сайте петербургской киностудии "Ленфильм" появилось официальное письмо генерального директора ОАО "Киностудии "Ленфильм" Андрея Зерцалова. "Как только мне стало известно, что на "помойку" были выброшены "уникальные материалы", я приказал создать комиссию по расследованию этого инцидента, - говорится в письме. - У меня, старого ленфильмовца, сердце екнуло - неужели? Опять - что имеем, не храним, потерявши, плачем? Неужели прав Олег Ковалов - да, "дикари" мы, "иваны, не помнящие родства" с раскосыми и жадными очами? Результатом работы комиссии (во главе с начальником производства киностудии), в которую вошли специалисты монтажного цеха, стала служебная записка. Изучив эту записку, а, также, побеседовав с сотрудниками цеха, спешу успокоить мировую общественность во главе с Олегом Альбертовичем - слухи о гибели "уникальных материалов" оказались сильно преувеличенными! На поверку оказалось, что к разборке накопившихся в монтажном цехе рабочих материалов (которые были сложены в коробки в цехе, а не "выброшены на помойку"), предназначались неоднократно использованные срезки, дубли, рабочий позитив, цветоустановочные ролики и т. д. [...] Уверен, что уникальность этих материалов также преувеличена - это копии подготовительных материалов к монтажным лентам Игоря Алимпиева и самого Олега Ковалова. Спору нет - уникальные материалы должны храниться, изучаться, реставрироваться и т. д., а подготовительные, технические, не несущие самостоятельной исторической ценности - вряд ли. Это все равно, что хранить пенопластовую бутафорию, которая снималась в ленфильмовских картинах - она живет лишь в съемочный период. [...] Еще раз хочу подчеркнуть - материалы, приготовленные к утилизации, не являются уникальными, что, кстати, подтверждает и один из специалистов, мнение которого опубликовано в интернете на сайте "Сеанса" - Петр Багров. Совсем недавно "Ленфильм" при компетентной и скрупулезной помощи того же Багрова передал на вечное хранение в Госфильмофонд уникальные киноматериалы к фильмам "Маскарад" (118 мин.), а также последнюю съемку Никитина, творческого вечера Гардина, "Сказку о глупом мышонке", "Солдатского сына" и другие материалы (DVD-копии хранятся на "Ленфильме"). Решается вопрос о создании киномузея старейшей киностудии страны. Пока материалы, фотографии, архивы, элементы декораций и т. д. собираются в информационном отделе".

Кроме того, Зерцалов в официальном ответе на обвинения пишет, что исходные материалы фильма Ковалова "Сады скорпиона", который представляет коллаж, смонтированный из фрагментов советских игровых, хроникальных, просветительских и мультипликационных фильмов (производство ПиЭФ и Центра творческих инициатив "Зеркало", Сыктывкар) хранятся в Госфильмофонде. Черновой монтаж картины Agnus Dei, сделанный незадолго до своей кончины режиссером Семеном Арановичем, был с успехом показан на фестивале архивного кино в "Белых столбах" в 2004 году и хранится на "Ленфильме". Эти материалы были включены в биографический фильм Андрея Кравчука "Семен Аранович. Обратная точка". Есть планы издания DVD с неоконченной картиной мастера.

Напомним, некоторое время назад в различных СМИ появилась информация о том, что на киностудии "Ленфильм" во время проходящего ремонта уничтожены архивы - бобины со старой пленкой. На сайте журнала "Сеанс" в материале "Евроремонт" были, в частности, опубликованы слова режиссера Олега Ковалова: "Это обычная практика "Ленфильма". Последние годы, кажется, что студия целенаправленно занимается уничтожением искусства. На помойку, например, вынесли все исходные материалы моего фильма "Сады скорпиона": и магнитную фонограмму и негативы. Фильма нет. Есть позитивные копии. Но печатать новые не с чего. Лично я спас материалы последнего фильма Арановича Agnus Dei, было преступление, конечно, его выкидывать. Я спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна, пленки Пелешяна. Но выбрасывать ведь начинают совершенно неожиданно. Тут не угадаешь. В монтажных, из которых вынесли коробки, хранятся материалы, которые использовал в своих работах Алимпиев. Там хранится архив моего покойного друга Огородникова, в частности, куски, не вошедшие в фильм "Взломщик". Это хранится память. И в цивилизованных странах такими вещами очень дорожат. А у дикарей нет прошлого. Для дикаря культура начинается с него драгоценного. Как можно говорить о каком-то возрождении российского кино, если точкой отсчета ставить сегодняшний день. Сознательно или бессознательно это делается, не имеет большого значения. Комментировать тут нечего..."