Политика. Азербайджан-Армения. Карабах. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Грузия. Экономика.

Политика

"В Азербайджане отменили День независимости. Но ведь это позор для Нации, если, конечно, она существует на самом деле", - пишет газета "Зеркало".

"Проведения 18 октября официальных мероприятий, посвященных 15-летию со дня принятия Конституционного акта "О государственной независимости", не будет". Об этом ИА "Туран" заявил руководитель общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов. Он объяснил это тем, что государственные мероприятия, посвященные независимости, проводятся 28 мая (день создания в 1918 году Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей до 28 апреля 1920 года).

"Зеркало" пишет: "Армяне везде и всюду из кожи лезут вон, чтобы доказать, что азербайджанцы страдают комплексом неполноценности, что мы еще не сформировались как нация. И как ни странно, чаще всего мы сами подыгрываем им. Отказавшись отметить на государственном уровне День независимости, мы на деле доказываем, что, возможно, еще не "доросли" до уровня осознания ценности Свободы. Иначе никто не мог бы "лишить" Нацию Дня независимости. Большего оскорбления для Нации не может быть. Ведь речь идет не о праздновании государственной независимости Армении, а Азербайджана!!! А ведь отказ от празднования Дня независимости даже не неприятность, это позор для Нации! Это полное отсутствие культуры в отношении к собственному историческому прошлому! Это почти то же, что отказаться от своих предков, предать забвению их память! Нас хотят превратить в манкуртов, то есть в Нацию без прошлого и истории. А мы молчим. При этом все мы вместе забываем, что у Нации без прошлого, без истории нет будущего. А будущее, если, конечно, я не ошибаюсь, у нас общее".

"Господа, - пишет автор, - если не собираемся отмечать День Независимости на государственном уровне, а иначе просто нельзя, то давайте отменим его или же объявим "узкоотраслевым" праздником, вроде Дня нефтяников, который совсем недавно был отмечен почти как государственный. Можно объявить День независимости от Советской Империи и "черным праздником", если, конечно, не хотим лишить население еще одного дня отдыха. В конце концов, какая разница, по какому поводу отдыхать. Вот тогда можно расставить все точки над "i" и всех участников национально-освободительного движения скопом объявить врагами народа. Инициаторам отказа от празднования Дня независимости стоит подумать над реализацией этого предложения. Ситуацию иначе как абсурдной не назовешь. День независимости является главным праздником для любой страны, для любой более или менее цивилизованной нации. Притом надо учитывать и то, что этой степени высшей Свободы добились не все нации". ("Зеркало")

"Неурегулированность вопроса определения правового статуса Каспия не мешает Азербайджану с практической точки зрения", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. О проблемах, связанных со статусом Каспия, президент рассказал в интервью арабскому телеканалу "Аль Джазира". "Мы уже 15 лет как независимое государство, и 15 лет проблема статуса Каспия не урегулирована. Скажу вам откровенно, с практической точки зрения это нам не мешает. Мы привлекли многомиллиардные инвестиции в азербайджанский сектор Каспийского моря, построили трубопроводы для транспортировки нефти и газа из Каспийского моря и успешно ими пользуемся. Но, конечно, урегулирование каспийской темы на пятистороннем уровне - это очень важный элемент укрепления доверия в Прикаспийском регионе", - отметил Алиев, передает Day.Az. Комментируя прокладку нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Алиев отметил, что не согласен с тезисом, что он построен в обход России. "Я не соглашаюсь с этим тезисом, потому что мы не строили "в обход". Мы строили трубопровод к Средиземному морю. Если бы можно было построить трубопровод в Средиземноморье через территорию России, и это было бы экономически выгодно, мы бы это сделали. Нам нужен был выход на мировой рынок", - подчеркнул он. "Нам нужен был трубопровод с пропускной способностью миллион баррелей в день с выходом к Средиземному морю. Мы его построили, и он не направлен ни против кого, он не ущемляет чьи-либо интересы. Первостепенный вопрос - это интересы Азербайджана. Мы имеем право разрабатывать свои энергоресурсы, имеем право строить трубопроводы куда хотим, мы осуществили это - на свои деньги и на деньги наших партнеров, финансовых институтов. Данный трубопровод не направлен ни против кого, а, наоборот, в дальнейшем, когда мы его, надеюсь, будем расширять и строить другой, параллельный трубопровод, он может быть на пользу нашим соседям тоже", - заявил Алиев. (Day.Az)

"Иран, как и любая другая страна мира, имеет право на развитие своей атомной энергетики", - так прокомментировал ситуацию, складывающуюся вокруг Ирана, президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью арабскому каналу "Аль Джазира". Глава государства подчеркнул, что в этом нет ничего противозаконного. "Если это вызывает беспокойство определенных организаций или стран, то этот вопрос надо урегулировать. Надо прийти к такому пониманию, когда обе стороны будут удовлетворены существующим положением. Беспокойство, если оно обосновано, должно быть устранено. Но и суверенное право любого государства должно быть беспрекословно осуществлено. Поэтому мы выступаем только за путь переговоров и считаем, что это единственно возможный путь", - подчеркнул Алиев. Президент отметил, что Иран является близким соседом Азербайджана и стране не безразлична судьба азербайджанцев, проживающих в Иране. "Безопасность соседа - это и твоя безопасность. Это аксиома. И именно таков наш подход. Поэтому мы считаем, что любые вопросы, вызывающие беспокойство, должны решаться путем переговоров, мирным путем. Здесь методы давления, запугивания неприемлемы, они ни к чему не приведут", - подчеркнул он. (Day.Az)

Глава государства также отметил, что дружественные ирано-армянские отношения вызывают беспокойство в Азербайджане на уровне общественного мнения. "Ну, представьте, страна, которая оккупировала твою территорию. Естественно, мы всегда обращаем внимание на международные контакты этой страны и на то, кто является с ней друзьями, а кто - нет. Но, с другой стороны, существует система международных отношений. Из наших соседей не только у Ирана хорошие отношения с Арменией, и у некоторых других тоже. То есть это не должно быть фактором, который бы влиял на принятие политических решений со стороны Азербайджана. Наоборот, мы должны стремиться иметь с теми странами, с которыми у Армении хорошие отношения, еще лучшие отношения. И мы этого добиваемся, делаем это", - заявил он. По мнению главы государства, Азербайджан на дипломатическом уровне должен сконцентрировать максимум усилий на беспокоящих моментах. "Иными словами, в дипломатии мы должны играть на поле Армении", - подчеркнул он. (Day.Az)

Комментируя открытие генерального консульства Азербайджана в Лос-Анджелесе, президент отметил, что для страны очень важно иметь там дипломатическое представительство. "Не секрет, что Калифорния - это тот штат, где живет много армян. Мы открыли там генконсульство, чтобы быть там и бороться там с ними, с армянским лобби", - заявил он. По его словам, скоро открывается посольство и в Аргентине. "В Латинской Америке, как вы знаете, армянское лобби наиболее сильное в Аргентине. Может показаться, ну зачем Азербайджану открывать посольство в стране, с которой у нас нет каких-либо серьезных контактов. Но мы открываем там посольство, чтобы бороться с армянским лобби на их территории. Мы должны все время их опережать. И мы этого добились. Наши дипломатические инициативы, политические ходы, интеграционные процессы в регионе, упрочение наших отношений с региональными странами - все это укрепляет наши позиции", - заявил он. (Day.Az)

Глава государства подчеркнул, что "сегодня Армения в дипломатическом плане - это проигравшая страна". "Страны, которых они считали своими самыми близкими союзниками, сейчас не меньшие союзники и для Азербайджана. А с точки зрения важности, то для этих стран Азербайджан намного важнее, чем Армения. Как страна, Армения никакого интереса представлять не может, потому что это - географический тупик, с одной стороны, с другой стороны, энергетическим тупиком ее сделали мы тем, что построили наш трубопровод в обход. Транспортным тупиком ее сделаем мы, построив железную дорогу Карс-Тбилиси-Баку. Несмотря ни на какие протесты организаций и политиков, вообще далеких от нашего региона, мы это сделаем", - подчеркнул Алиев. "Мы должны по всем направлениям вести борьбу. И я поставил задачу перед правительством, перед всеми патриотами Азербайджана повести борьбу против Армении по всем фронтам, до тех пор, пока они не уйдут с нашей территории. Когда уйдут с нашей территории, думаю, что отношения у нас восстановятся и мы будем продолжать жить рядом как соседи", - заявил президент. (Day.Az)

"Мы надеемся, что армяно-азербайджанский конфликт будет урегулирован мирным путем. Если мирные переговоры не дадут результатов, то Вооруженные силы Азербайджана по воле азербайджанского народа и решению руководства государства скажут свое решительное слово для освобождения наших земель от армянских оккупантов". Как передает ИА "Тренд", об этом заявил 16 октября министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев во время встречи с делегацией Парламентской Ассамблеи НАТО во главе с председателем подкомитета дальнейших возможностей безопасности и обороны комитета обороны и безопасности ПА НАТО Вахидом Эрдемом. Министр обороны отметил, что Азербайджан начал сотрудничать с HАТО в 1994 году в рамках программы "Партнерство во имя мира", с 2004 года сотрудничество продолжается на основе Плана действий индивидуального партнерства. Абиев проинформировал гостей о существующей в регионе Южного Кавказа военно-политической ситуации, а также о начале и результатах армяно-азербайджанского конфликта. Он сообщил, что размещение на "оккупированных" Арменией азербайджанских территориях крупного арсенала вооружений представляет серьезную угрозу для осуществления масштабных экономических проектов в регионе.

Во время заседания парламента Азербайджана 11 октября депутат Гусейн Абдуллаев потребовал пригласить министра внутренних дел страны Рамиля Усубова в парламент, чтобы тот отчитался о ситуации в его ведомстве, сложившейся после разоблачения банды Гаджи Мамедова. По словам депутата, "последние ужасающие события, происходящие вокруг МВД, и недавние авантюрные выступления Рамиля Усубова позволяют утверждать, что он сам стоял во главе преступной банды Гаджи Мамедова". "Поэтому я требую, чтобы глава МВД отчитался перед народными избранниками", - заявил он. При этом Абдуллаев сказал, что еще раз подтверждает свои слова в адрес Усубова, опубликованные в СМИ. "Я еще раз повторяю, что Усубов представляет собой серьезную угрозу для государственности Азербайджана и он должен ответить за все совершенные преступления. В противном случае наш народ ожидают еще большие трагедии", - продолжил он. Абдуллаев сказал, что доказательства, подтверждающие правоту его слов, он передал спикеру парламента Октаю Асадову. "Доказательства лежат у него на столе", - заключил он. Спикер, выслушав депутата, ответил, что министры не отчитываются перед парламентом. С отчетом перед законодательным органом раз в год выступает кабинет министров. (ИА "Азери-Пресс")

Как ранее сообщало ИА REGNUM, оппозиция и часть общественности Азербайджана требуют отставки главы МВД потому, что в ведомстве Усубова 10 лет работали главарь занимавшейся похищениями и убийствами банды из 25 человек - старший оперуполномоченный Главного управления уголовного розыска (ГУУР) Гаджи Мамедов, а также бывший начальник ГУУР генерал Закир Насиров и начальник отдела того же управления полковник Кямиль Садреддинов.

В Азербайджане готовится проект нового закона о политических партиях. Сообщая об этом журналистам, заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов напомнил, что действующий закон был принят в 1992 году. С тех пор в общественно-политической жизни страны произошли важные события: была принята новая Конституция, Азербайджан вступил в Совет Европы, присоединился к десяткам конвенций. Поэтому необходимо привести закон в соответствие с нормами Конституции и международными документами. После принятия нового закона партии должны будут заново пройти государственную регистрацию, сказал Гасанов. Он также указал на необходимость исключить финансирование партий из зарубежных источников. "Партии ведут борьбу за власть. Поэтому недопустимо, чтобы такие организации имели обязательства перед физическими и юридическими лицами иностранных государств, - сказал Гасанов. - В демократических странах партии финансируются за счет внутренних источников - бюджетных средств либо пожертвований. При этом финансирование партий носит прозрачный характер". ("525-я газета")

Азербайджан-Армения. Карабах

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ стали очень серьезно относиться к своим задачам. Такое мнение ИА "Тренд" высказал член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА), заместитель председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам безопасности и обороны Айдын Мирзазаде. Он отметил, что визиты сопредседателей в регион интенсифицировались. "Последовательный характер визитов посредников Минской группы, периодическое включение в повестку обсуждаемых вопросов, с другой стороны, увеличение объективных аспектов дают основание утверждать, что дело идет к урегулированию нагорно-карабахского конфликта", - заявил Мирзазаде. Депутат подчеркнул, что можно понять политику властей Армении, занимающих в этом вопросе радикальную позицию, потому что они пришли к власти на волне радикализма и национализма. По мнению Мирзазаде, если радикальная позиция властей не будет отвечать интересам армян, то общество Армении на предстоящих выборах выразит иное отношение.

"Правительство Азербайджана не имеет обязательств не начинать войну перед какой-либо организацией". Об этом ИА "Медиафорум" заявил бывший советник президента Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде. Он заявил, что в документе от мая 1994 года о прекращении огня разговор идет о "прекращении огня до достижения мира": "Кроме этого Азербайджан не имеет других обязательств, и глава государства неоднократно заявлял, что если не удастся договориться мирным путем, то освобождение оккупированных земель - неотъемлемое право страны. Но это не означает, что Азербайджан будет воевать. Всем, и в том числе Европе, ясно, что Азербайджан не будет воевать. Так как оккупантом территорий Азербайджана является Российская Федерация". По мнению политолога, Азербайджан может лишь тогда взять на себя обязательства, когда будет способен победить Армению и Россию в войне: "Вот тогда Евросоюз может попросить Азербайджан, мол, возьми на себя обязательство не побеждать их". Гулузаде считает, что юридически ничто не мешает Азербайджану освобождать земли военным путем, и при этом нет никаких обязательств, препятствующих этому, но политолог еще раз заметил, что война - это очень сложный вариант, так как "оккупантом" является Россия, и при военном решении вопроса надо воевать с Россией. Обязательства перед международными организациями, взятые Азербайджаном, политолог воспринимает положительно: "Все эти обязательства связаны с демократизацией Азербайджана и соответствием страны европейским стандартам".

"Азербайджан может объявить бойкот импорту из Франции, нижняя палата парламента которой приняла проармянский закон", - пишет "Эхо". Бойкот французской продукции должен стать одним из шагов в борьбе против принятия парламентом Франции закона об уголовной ответственности за непризнание "геноцида армян" в Османской Турции, пишет газета. С таким заявлением в беседе с "Эхо" выступил азербайджанский депутат, член постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, зампредседателя партии "Ана Вэтэн" Захид Орудж.

Напомним, что на прошлой неделе нижняя палата парламента Франции в первом чтении приняла законопроект, согласно которому отрицание геноцида армян в Турции во время Первой мировой войны будет считаться преступлением. Документ одобрен абсолютным большинством депутатов. Нарушителю грозит либо штраф в размере 45 тысяч евро (56,5 тысячи долларов), либо один год тюремного заключения. Причем французские законодатели приняли этот нормативный акт, несмотря на протесты турецких и азербайджанских властей. Для того чтобы закон вступил в силу, его должен одобрить Сенат, а затем подписать президент Франции.

Как сказал Захид Орудж, в знак протеста против этого закона каждый гражданин Азербайджана может объявить бойкот продукции из Франции. Это может стать одной из комплекса мер, направленных против закона. "Я вполне нормально к этому отношусь и считаю, что граждане, которые чувствуют себя оскорбленными, должны поступить именно так", - заявил "Эхо" Орудж. Правда, по его словам, с объявлением бойкота французским товарам следует подождать до тех пор, пока политическую оценку происходящему не даст азербайджанское государство.

"Зеркало" пишет: "Поистине становится страшно, когда думаешь о том, что Франция является одной из законодателей "моды" демократии в мире. Мало того, что парламент "демократической" Франции принимает абсолютно недемократический закон, французские власти еще и закрывают глаза на все преступления против человечности, учиненные армянскими террористами, причем на территории Франции".

Отвечая на вопрос, в свете последнего решения парламента Франции, целесообразно ли участие представителя этого государства в составе Минской группы (МГ) ОБСЕ, политолог Ровшан Мустафаев заявил следующее: "Я лично считаю, что французский сопредседатель должен покинуть формат МГ ОБСЕ. Или этот процесс должен произойти на добровольной основе, либо же под давлением международного сообщества. Но еще лучший вариант - подключить к урегулированию карабахской проблемы в рамках МГ ОБСЕ Турцию. Тем более, что нет ограничения в вопросе числа сопредседателей МГ ОБСЕ, и значит, Турция вполне может стать четвертым сопредседателем", - сказал Мустафаев. Кроме того, политолог отметил то обстоятельство, что Франция всегда в урегулировании карабахского конфликта была благосклонна к армянской стороне. "И после того, как парламент Франции принял такое решение, надеяться на то, что эта страна будет соблюдать объективность в карабахском вопросе, было бы наивным. И формально Франция должна, исходя из морально-этических норм, отказаться от участия в формате Минской группы ОБСЕ", - сказал Мустафаев. ("Новое время")

Объединение "Азери тюрк гадынлары" ("Тюркские женщины Азербайджана") требует отстранить Францию от сопредседательства в Минской группе ОБСЕ. Такое требование было озвучено в заявлении, распространенном в ходе круглого стола на тему "Вымышленный "геноцид" армян как средство давления на Турцию". "Принятие законопроекта о наказании лиц, не признающих "геноцид" армян, повредит в первую очередь международному имиджу самой Франции. Эта страна не ставит различий между государством-агрессором и государством-жертвой и оказывает поддержку Армении, которая провела геноцид в отношении жителей азербайджанского города Ходжалы", - говорится в заявлении. Об этом пишет бакинская газета "Эхо". В свою очередь, по мнению депутата азербайджанского парламента Фазаила Ибрагимли, силы, которые не желают видеть Турцию среди членов Евросоюза, сразу же "вспоминают" так называемый "геноцид" армян. "Еще в 20-х годах один итальянский политик заявил о том, что если хотят что-то получить от Турции или эта страна отказывает кому-либо в чем-то, то сразу напоминают о "геноциде" армян", - отметил он. Глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов также предлагает лишить Францию поста сопредседателя Минской группы ОБСЕ, сообщает Day.Az. Бахманов отметил, что принятие этого закона может иметь негативные последствия. "Посол Франции в Азербайджане пытался успокоить нас, заявив вчера, что процедура принятия законопроекта в парламенте состоит из нескольких этапов. Нам остается только ждать и в случае одобрения проекта закона предпринять со своей стороны необходимые шаги", - сказал он.

"Правительство Франции не поддерживает законодательное предложение Социалистической партии об установлении уголовной ответственности за отрицание геноцида армян. Более того, правительство Франции против данной инициативы". Об этом на пресс-конференции заявил посол Франции в Азербайджане Бернар дю Шафо. По сообщению ИА "Туран", посол пояснил, что во Франции два субъекта имеют право законодательной инициативы: правительство и члены парламента. Документы, предлагаемые правительством, называются законопроектами. Инициативы же самих парламентариев именуются законодательными предложениями. В данном случае, отметил дю Шафо, речь идет о законодательном предложении оппозиционной Социалистической партии. Посол указал на многоэтапность процедуры принятия законов во Франции. При этом он отметил, что, если даже Национальное собрание примет законодательное предложение, документ должен быть одобрен также Сенатом. Верхняя палата, по словам посла, имеет полномочия внести изменения в текст документа и вернуть его в Национальное собрание. Если нижняя палата не согласится с изменениями, она повторно может внести документ в Сенат. В случае вторичного отклонения законодательного предложения создается согласительный комитет с участием представителей Сената и Национального собрания, который принимает окончательное решение. Как сообщил дю Шафо, накануне глава МИД Франции в телефонной беседе со своим турецким коллегой заверил его в том, что официальный Париж не поддерживает инициативу французских парламентариев. Французский министр также заявил, что Франция не выдвигает в качестве условия принятия Турции в ЕС признание последней геноцида армян. По словам посла, Франция остается верна Копенгагенским принципам в вопросе приема Турции в ЕС. Они предусматривают соблюдения прав человека, свободы слова, уважения прав нацменьшинств и признание независимости Кипра. Касаясь обращения парламента Азербайджана в Национальное собрание Франции, в котором подвергается сомнению объективность Парижа как посредника в карабахском урегулировании, посол сказал, что представитель Парижа в Минской группе ОБСЕ выражает точку зрения правительства, а не парламента.

Азербайджан-Россия

"Кто займется азербайджанским алюминием?" - задается вопросом "Эхо". "Согласно сообщениям российских СМИ, РФ собирается стать самой могучей страной мира в области производства алюминия. В этой связи создается некий грандиозный совместный проект с участием 17 стран, расположенных на пяти континентах. Причем одной из этих стран в новостях был указан Азербайджан. В центре Баку действительно имеется представительство ОАО "Русский алюминий" ("Русал"). А с советских времен Азербайджан обладает алюминиевым производством с предприятиями в Гяндже и Сумгайыте. Интересно, что на днях в Баку побывал с визитом глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. На встрече с журналистами он тоже коснулся "алюминиевой" темы. Греф предложил открыть российский рынок алюминия для иностранных компаний в связи со слиянием ОАО "Русал", ОАО "СУАЛ" и швейцарской Glencore. По словам Грефа, слияние этих компаний - "позитивный факт коммерческого укрупнения". При этом глава МЭРТ РФ подчеркнул, что якобы государство не было инициатором подобного слияния. Таким образом, возникает вполне резонный вопрос: кому официальный Баку предпочтет позволить руководство алюминиевой промышленностью страны - крупнейшему российскому холдингу или иностранным предприятиям с участием турецкого капитала? На данный момент четких ответов на этот вопрос нет, слишком мало времени прошло. Но задуматься над тем, с кем было бы выгоднее вести такое сотрудничество и с политической, и с экономической точек зрения, скорее всего, стоит уже сейчас". ("Эхо")

Известный азербайджанский экономический эксперт Инглаб Ахмедов, комментируя эту ситуацию, заявил "Эхо": "Общая тенденция такова: в нашей стране явно ощущается последовательный и уверенный натиск российских компаний, особенно в энергетической, химической и алюминиевой сферах. И я подозреваю, по крайней мере по переговорам и участившимся визитам в Азербайджан высокопоставленных российских представителей именно экономического направления, что все это не случайно. Взять тот же визит Грефа. То есть наше правительство склонно развивать кооперацию в тандеме больше с российской стороной. В этом есть определенный резон. Дело в том, что российское алюминиевое производство и рынок известны в мире как занимающие одно из первых мест и со своими приоритетными возможностями. Вполне допускаю, что те давние цели российской стороны по поводу уверенного входа на азербайджанский рынок цветных металлов сейчас начинают реализовываться и Азербайджан будет больше склонен работать именно с российскими компаниями. Тем более, что последние события на российском алюминиевом рынке - монополизация, гигантомания - практически не оставляют шансов для мелких игроков. А Азербайджан в этом смысле относится как раз к мелким производителям алюминия. Наверное, мы найдем какие-то точки соприкосновения для более эффективной кооперации с российским алюминиевым гигантом. Единственное, что беспокоит меня: на каких условиях будет осуществлена данная работа? Здесь очень важно, чтобы азербайджанская сторона, имеющая еще с советских времен инфраструктуру не только для добычи сырья, но и для конечного производства алюминия, если и пойдет на ориентацию нашего производства под российские компании, четче и осторожнее соблюдала наши национальные интересы. Наши соответствующие предприятия в Сумгайыте и Гяндже были очень хорошо известны еще в советский период. Мы должны стремиться получить с этого сотрудничества максимальную выгоду, минуя конкретно экспортные позиции. Возможности есть, есть инфраструктура, и можно (естественно, не в одиночку, а с крупным партнером) более эффективно использовать их для выхода нашего алюминия на мировые рынки".

Азербайджан ожидает увеличения со следующего года цен на газ, закупаемый у ООО "Газэкспорт" (дочерняя структура ОАО "Газпром"), но надеется, что рост будет незначительным, сообщил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. "Мы не думаем, что цена на российский газ в 2007 году останется такой же, как в этом году, но надеемся, что ее повышение не будет значительным. Я не хочу называть какую-то цифру, главное, что нас интересует - чтобы цены были выгодными для нас", - сказал Алиев. В настоящее время импортируемый в Азербайджан газ используется для выработки электроэнергии на теплоэлектростанциях, заменяя тем самым мазут, который Госнефтекомпания (ГНКАР) направляет на экспорт. "Мы продаем мазут по более высокой цене, чем покупаем газ, и это нас устраивает. Если же цена на импортируемый газ превысит цены на мазут, то эта операция потеряет всякий смысл и мы откажемся от нее", - сказал министр. Однако Азербайджан не торопится с переговорами с ОАО "Газпром" по вопросам поставок на будущий год. "В настоящее время мы наблюдаем за ходом переговоров России с другими странами по продаже газа, в частности, с Украиной, Белоруссией и Молдовой, и ждем достижения согласия с ними по ценовым вопросам. После этого мы сможем определиться со своей концепцией и стратегией и приступать к переговорам с российской стороной", - отметил Алиев. Кроме того, у Азербайджана много альтернативных вариантов для покрытия собственных потребностей в "голубом топливе", одним из которых является увеличение добычи газа со старых месторождений. "Глава государства поручил нам использовать все внутренние возможности. В настоящее время Госнефтекомпания эффективно работает над этим вопросом. В текущем году компанией дополнительно будет добыто 500 млн. кубометров газа, а в 2007 году добычу газа планируется увеличить в таком же объеме. Таким образом, мы используем все возможности месторождения "Гюнешли" для увеличения объемов собственной газодобычи", - заявил министр. В соответствии с двухлетней газовой программой ГНКАР за 2007-2008 гг. компания намерена увеличить добычу газа на 2,5 млрд. кубометров. Импорт газа осуществляется на основе контракта, подписанного ГНКАР и ООО "Газэкспорт". Большая часть импортируемого газа идет на теплоэлектростанции для выработки электроэнергии. Благодаря импорту добываемый в Азербайджане газ в объеме чуть выше 6 млрд. кубометров в год направляется на удовлетворение нужд населения страны. В 2005 году в страну было поставлено 4,68 млрд. кубометров газа по цене $60 за тысячу кубометров, а с 2006 года - по цене $110. В 2006 году "Газэкспорт" поставит в Азербайджан 4,5 млрд. кубометров газа. До начала импорта газа из России добываемый в стране газ направлялся в Баку, Сумгаит и 16 районов страны. С началом импорта газа география его распределения в стране значительно расширилась, и в настоящее время природный газ поставляется в 48 регионов страны. Общие потребности Азербайджана в природном газе оцениваются в 12-14 млрд. кубометров в год. ("Финэко")

РАО "ЕЭС России" планирует весной 2007 года открыть в Баку свое представительство, заявил ИА "Тренд" в Астане генеральный директор ЗАО "Интер РАО "ЕЭС России" Евгений Дод. "Мы на рынке Азербайджана пока не представлены, хотя страна для нас крупный партнер по поставкам электроэнергии. Мы надеемся, что наше представительство будет заниматься обслуживанием наших торговых сделок по электроэнергии, будем работать над инвестиционными проектами, которые есть в Азербайджане", - сказал он. Евгений Дод не исключил, что РАО "ЕЭС России" будет участвовать в генерации сетевых активов в Азербайджане. "Если мы откроем представительство или дочернюю компанию в Азербайджане, шансы добиться генерации сетевых активов повышаются. Это наша целевая задача. Мы заинтересованы в инвестициях и в партнерстве в этом регионе", - заключил он.

Азербайджан прекратил импорт зерна из России и Казахстана. Об этом ИА "Азери-Пресс" сообщил заведующий отделом государственного регулирования продовольственных ресурсов, производства и переработки растительной продукции Министерства сельского хозяйства Азербайджана Сабир Велиев. По его словам, цель данной меры - защитить внутренний рынок страны. Импорт российского и казахстанского зерна приводил к тому, что рыночная цена местной продукции составляла 300-400 манатов (1 долл. = 4350 манатов) за килограмм. Это вызывало недовольство азербайджанских фермеров. После прекращения импорта цена на местное зерно поднялась до 700-800 манатов за килограмм. Велиев отметил, что в случае необходимости импорт будет возобновлен. Годовая потребность Азербайджана в зерне удовлетворялась за счет местного производства (1 млн. 200 тыс. тонн) и импорта (350 тыс. тонн). Ежегодно Азербайджан импортировал из России и Казахстана 700-800 тыс. тонн. Половина импорта направлялась на создание резерва. Что касается влияния принятой меры на рост цен на хлеб, то, по словам Велиева, этого не ожидается.

Азербайджан-Грузия

Своим мнением о том, почему спикеры ГУАМ воздержались от однозначной поддержки Тбилиси в сложных отношениях с Москвой, поделился с "Эхо" политолог, доктор истории Эльдар Исмаилов: "В этой ситуации партнеры Грузии проявили дипломатический такт. Это однозначно. И я думаю, что напрямую выразить поддержку Грузии в ее конфликте с Россией означало бы по существу вступить в такой же конфликт с Россией сегодня. Ни одна из стран ГУАМ, кроме Грузии, сегодня к этому не готова. Поэтому они в дипломатичной форме выразили свое отношение таким образом. А что происходило за кулисами переговоров, мы не знаем. Но мы понимаем, что Грузия должна была сделать такое обращение к своим партнерам по ГУАМ, а те должны были выразить свое отношение в той форме, в какой и выразили. Но это вовсе не значит, что они сочувствуют в этом конфликте России. Я думаю, что в любом случае все три страны должны сочувствовать Грузии, потому что у них у всех есть проблемы с сепаратизмом, которыми охотно пользуется Россия. Но углублять противоречия с Россией никому сегодня не выгодно".

"Зеркало" пишет об обострении российско-грузинских отношений: "В данной ситуации очень важным для Грузии является поддержка Европы и своих партнеров на постсоветском пространстве. Ранее ЕС твердо был намерен добиваться прекращения эмбарго и восстановления добрососедских отношений между Россией и Грузией. Однако и в Европе не все так гладко. Неформальные лидеры ЕС (Франция, Германия и Италия) считают, что российско-грузинский конфликт - это проблема, существующая во взаимоотношениях между двумя "третьими странами". Иными словами, по всей вероятности, "старые члены" ЕС считают более выгодным не ссориться с Россией, укрепляющейся по мере роста цен на нефть и газ и являющейся для них основным поставщиков энергоресурсов. Сейчас Грузии остается уповать на своих стратегических партнеров на постсоветском пространстве - страны, входящие в блок ГУАМ. Но кишиневский саммит показал, что Грузии не стоит особо рассчитывать на этот блок. Официальный Тбилиси может надеяться лишь на то, что страны-члены ГУАМ за счет своих взаимоотношений смогут склонить США и Европу занять более прогрузинскую позицию. И, конечно же, Грузии понадобится особая помощь Азербайджана. Однако и тут не все однозначно. Москва основательно принялась за Грузию, и одним из основных ее рычагов воздействия является экономическая блокада страны, которая в конечном итоге из-за ухудшающего социально-экономического положения будет способствовать свержению Михаила Саакашвили. В прошлый осенне-зимний сезон Азербайджан помог Грузии выйти из энергетического кризиса - за счет внутренних ресурсов мы в долг поставляли Грузии природный газ. Эту помощь официальный Тбилиси фактически вновь запросил - на прошлой неделе в Баку побывал министр энергетики Грузии Ника Гилаури. Официальная цель визита - подписание с Министерством топлива и энергетики Азербайджана договора о поставке Грузии газа с месторождения "Шахдениз". Известно, что Грузия желает приобрести 300 млн. кубометров газа, но тариф, по которому будет продаваться "голубое топливо", неизвестен. Если Азербайджан предложит свой газ Грузии по более низкой цене, чем российский "Газпром", то это вызовет неоднозначную реакцию в Москве".

"Что же касается возможности поставок в Грузию газа, который мы закупаем в России, то тут также складывается неоднозначная ситуация, - говорится в статье. - "Газпром" наверняка выступит против своеобразной посреднической миссии Азербайджана - перепродажи российского газа в Грузию. Необходимо учитывать, что пока неизвестно, будет ли до наступающего зимнего сезона обеспечено создание инфраструктуры, по которой будет возможно осуществлять поставки иранского газа в Грузию. Кроме экономических моментов, тут надо учитывать и политические аспекты - Тегеран является стратегическим партнером Москвы и надеется на поддержку России в вопросе неприменения санкций против Ирана. Иными словами, уже в ближайшее время может сложиться ситуация, когда ответ на вопрос - "выстоит ли Саакашвили" - будет в целом зависеть от Азербайджана. Если Баку окажет помощь Грузии, то с азербайджанцами, работающими в России, может случиться аналогичная история, что и с грузинами. С другой стороны, США, несмотря ни на что заинтересованные в прозападной Грузии, будут активно лоббировать оказание помощи этой стране. Таким образом, Азербайджан окажется между двух огней и начнется очередной политический торг. А преимущество будет отдано той силе, которая предложит Азербайджану максимальные политические дивиденды". ("Зеркало")

"Азербайджан готов помочь Грузии с поставками иранского газа через свою территорию", - заявил журналистам министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. "Сегодня делегация Грузии во главе с министром экономики Николозом Гилаури отбыла в Иран для проведения переговоров. Пока между сторонами нет конкретного соглашения, но в случае достижения договоренности мы готовы оказать Грузии помощь в транспортировке иранского газа через Азербайджан", - сказал Алиев. Правительство Азербайджана также не исключает возможности поставок азербайджанского газа в Грузию в предстоящий зимний период. "В прошлом году наша страна оказала Грузии такую помощь во время аварии на газопроводе, поставляющем им российский газ. Таким образом мы можем помочь им и в этом году, но все будет зависеть от покрытия Азербайджаном собственного спроса в газе. Оставшийся газ мы сможем поставить в Грузию", - сказал министр. ("525-я газета")

"Эхо" пишет: "Главный вопрос: какую позицию должен занять официальный Баку в грузино-российской конфронтации. С одной стороны, если мы будем помогать Грузии, то Москва пустит в ход свои механизмы давления на Азербайджан. С другой стороны, с Грузией нас связывает стратегическое партнерство и сотрудничество в рамках прозападного блока ГУАМ, а также энергетических проектов.... Необходимо также учитывать, что Тбилиси будет прощупывать возможность поставки в Грузию газа, который мы закупаем в России. В прошлом году официальный Баку оказал Грузии подобную помощь, но сейчас сложилась совершенно иная ситуация. Не случайно, что министр топлива и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что возможность поставок азербайджанского газа в Грузию в зимний период будет зависеть от уровня потребления в самой стране. Это не более чем дипломатическая отговорка - средний ежемесячный уровень потребления газа в нашей стране в зимний период известен. Также известны объемы внутренней добычи и закупок "голубого топлива" из России. Иными словами, пока правительство страны не приняло конкретного решения по данному вопросу и ждет развития ситуации.... Таким образом, открытый конфликт между Россией и Грузией, независимо от исхода, изменит ситуацию в регионе. Сейчас официальному Баку необходимо твердо определиться со своей позицией - мы по-прежнему придерживаемся нейтралитета или избираем путь конфронтации с Россией и укрепления связей со странами-членами ГУАМ. Для ответа на этот сложный вопрос остается все меньше времени". ("Эхо")

Экономика

Как сообщает ИА "АзерТАдж", Национальный банк Азербайджана (НБА) достиг рекордного уровня по объему накопленных валютных запасов. В настоящее время объем находящихся в распоряжении банка официальных валютных запасов, увеличившись в январе-сентябре на 58,4 процента, достиг 1 миллиарда 524 миллионов долларов США. За минувшие десять месяцев на возвращение основных долгов по кредитам Международного валютного фонда и покрытие процентных задолженностей израсходованы средства на сумму 33 миллиона долларов.

"В настоящее время импорт энергоресурсов в Европу составляет 50%, а в будущем достигнет 70%. Мы считаем Азербайджан дружественной нам страной и партнером в Каспийском регионе. Думаем, что Азербайджан, являющийся нашим партнером, может сегодня обладать чрезвычайно высокой конкурентоспособностью на европейских рынках с точки зрения энергетической безопасности", - заявил в Баку президент Румынии Траян Бэсеску после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Как сообщает ИА "Финэко", президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что "Азербайджан также проявляет интерес к поставкам азербайджанского газа в Европу и наличие Южно-Кавказского газопровода технически позволяет обеспечить доставку газа на европейский рынок". "Мы заинтересованы в изучении потребностей Европы", - добавил Алиев. Что касается создания европейской транспортной системы Nabucco, то Азербайджан будет играть ключевую роль в этом проекте. "Проект Nabucco рассчитан на газ, добываемый в Каспийском регионе, и в скором времени в Азербайджане начнется добыча газа с крупного морского месторождения "Шахдениз". В этом смысле проект Nabucco - интересующий нас проект. Азербайджан будет ключевым звеном в этом проекте. Более того, без участия Азербайджана этот проект невозможен", - отметил глава Азербайджана.

Всемирная торговая организация (ВТО) поставила перед Азербайджаном чересчур высокие требования по тарифам. Как сообщает ИА "Азери-Пресс", об этом журналистам в Баку сообщил руководитель группы, ведущей переговоры о вступлении в ВТО, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев. "Мы стараемся строить свою работу в соответствии с этими требованиями, создать на внутреннем рынке свое производство и повысить конкуренцию. В таком случае после вступления в ВТО местное производство выдержит конкуренцию". По словам замминистра, вопрос с тарифами и пошлинами остается открытым, однако правительство Азербайджана уже представило свои предложения по товарам и услугам. Мамедгулиев отметил, что в связи со вступлением в ВТО будет принят и изменен ряд законов. По его словам, в настоящее время разрабатываются законы о конкуренции и улучшении бизнес-среды.