Леонид Тибилов - секретарь югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта

ИА REGNUM: Г-н Тибилов, как известно, в зоне грузино-осетинского конфликта ожидается задействование программы экономической реабилитации. Что Вы можете сказать о данной программе?

В настоящее время идет подготовительная работа по вопросам реализации программы реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. Определены отдельные проекты на сумму примерно 10 млн. евро. Проекты утверждены решением СКК и одобрены на донорской конференции, которая прошла в июне этого года в Брюсселе. С этого момента по линии ОБСЕ и Еврокомиссии идет работа по сбору соответствующих денежных средств. Насколько мне известно, денежные средства, выделенные на реализацию проектов, будут аккумулироваться в соответствующих банках Евросоюза. Исходя из того, что сегодня страны-доноры выразили готовность финансировать те или иные объекты, которые вошли в утвержденный перечень, будем надеяться, что в ближайшее время начнутся работы по реализации проектов. Следует отметить, что еще остается вопрос подбора кандидатов в бюро реализации программы, то есть соответствующих специалистов по различным направлениям- гражданскому и дорожному строительству, развитию энергетического комплекса, экономики.

ИА REGNUM: Каково общее количество проектов и какие отрасли в них представлены?

Согласно списку, отобрано более 30 проектов различной направленности. Это развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, экономики и т.д. Так, в области сельского хозяйства было отмечено, что за многие годы пришли в негодность ирригационные системы в зоне конфликта. Например, та система, которая идет из н.п. Кехви в село Хетагурово, а оттуда в с. Квететри Знаурского района. Это и ирригационная система, которая берет начало от столицы Южной Осетии и доходит до сел Ленингорского района. Планируется воссоздать плодопитомник для фруктовых деревьев, возродить аграрный машино-тракторный парк, так, чтобы он обслуживал бы техникой как одну, так и другую сторону. Кроме того, предусматриваются отдельные малые гранты для предпринимателей по развитию сельского хозяйства. Есть проекты и в области дорожного строительства. Это реабилитация дорог в столице Южной Осетии, а также дорог: Цхинвали -Хелчуа, проходящей через села Приси, Ередви, Цхинвали-Гуфта и др. В области социальной сферы планируется создать центр экономического развития, иными словами бизнес-центр, в котором будет оказываться теоретическая и практическая помощь предпринимателям. Будет реабилитирована школа тяжелой атлетики в Цхинвали, проведены работы по улучшению снабжения питьевой водой, подачи электроэнергии, газа, восстановления некоторых школ.

ИА REGNUM: Югоосетинская сторона не раз заявляла о том, что Грузия не выполняет обязательств, взятых в рамках российско-грузинского соглашения от 1992 года по возмещению ущерба. В то же время госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Мераб Антадзе заявил, что данное соглашение устарело и сегодня действует уже новое соглашение от 2001 года. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Возможно, данное соглашение и устарело во времени, но по требованиям оно явно не устарело. Из общей суммы ущерба, который составил более 34 млрд. рублей по ценам 1992 года, грузинская сторона обещала возместить две трети. Грузинская сторона не выполнила своих обязательств. Второе соглашение было подписано в декабре 2000 года, но в нем были сохранены основные принципы первого соглашения. Однако, следует отметить, что грузинская сторона не выполнила ничего как по первому, так и по второму соглашению. Все это наводит на мысль о том, что, второе соглашение, по всей видимости, постигнет та же участь, что и первое соглашение. Следует также отметить, что на протяжении многих лет Запад оказывал Грузии помощь, которая предназначалась также и для территорий, пострадавших от конфликта. Из этой суммы в зону грузино-осетинского конфликта, по крайней мере, на осетинскую территорию, не поступило ничего.

ИА REGNUM: Однако, Грузия заявила, что предоставляет финансовые средства в рамках нынешней программы реабилитации зоны конфликта...

Тот факт, что мировая общественность хотела бы оказать соответствующую помощь в зоне грузино-осетинского конфликта, это не заслуга грузинской стороны. От грузинской стороны мы не ожидаем выделения финансовых средств в качестве донора. Пусть Грузия выполняет обязательства, и, если у нее есть возможности, то эту помощь надо предоставлять не через мировую общественность, а в качестве возмещения ущерба. Именно по такой статье она может иметь перспективу реализации.

ИА REGNUM: Известно, что в программе экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта участвуют различные страны. Так, например, финансовый вклад Швеции равен 1 млн. евро, Нидерландов - 500 000 евро. А каков финансовый вклад России?

В ходе проведения донорской конференции в Брюсселе было заявлено, что Россия выделила 3 млн. евро на реабилитацию зоны грузино-осетинского конфликта.