Окончено судебное следствие по делу о смерти в отделе милиции 30-летнего жителя поселка Актюба (Татарстан) Ильмира Хайдарова. 17 апреля в Азнкаевском городском суде прошли прения сторон. Завтра, 19 апреля судья, выслушав последнее слово сотрудников милиции, обвиняемых в избиении Хайдарова до смерти, удалится для вынесения приговора, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе Правозащитного Центра города Казани.

Напомним, Ильмир Хайдаров скончался в отделении милиции в июне 2005 года. Несмотря на очевидные признаки насильственной смерти, прокуратура Азнакаево в течение пяти месяцев тянула с расследованием уголовного дела, возбужденного лишь через месяц после смерти Хайдарова. Следствие не могло установить ни причины смерти, ни причастных к этой гибели лиц. Лишь после того, как отец Ильмира Ринат Хайдаров, признанный пострадавшим обратился в Правозащитный Центр города Казани, дело сдвинулось с "мертвой точки". В ходе проведенного общественного расследования правозащитникам удалось найти и опросить очевидцев происшествия, которые прямо указывали на милиционеров, совершивших противоправные действия. По словам одной свидетельницы, в отделе Ильмира при ней жестоко избивали два милиционера дубинкой по голове.

В декабре 2005 года капитану милиции Марату Валееву и бывшему сержанту милиции Рамилю Сафину было предъявлено официальное обвинение в превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий; причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (ч.3 ст. 286 и ч.4 ст. 111 УК РФ). К этому времени Валеев был арестован, в отношении Сафина избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

В ходе судебного разбирательства, сторона защиты заявила ходатайство о проведении повторной судебно-медицинской экспертизы. Согласно заключению первой экспертизы от 12 ноября 2005 года, которую проводили специалисты Республиканского бюро СМЭ Минздрава Республики Татарстан, причиной смерти Ильмира Хайдарова стала "внутричерепная травма с отеком головного мозга, образовавшаяся от взаимодействия тупого твёрдого предмета при ударе или трении. Отсутствие каких-либо индивидуальных признаков на повреждениях не позволяет идентифицировать травмирующие предметы их причинившие". На последнем судебном заседании были исследованы результаты повторного заключения экспертов, которые и должны были идентифицировать предметы, причинившие травмы. Из этого документа однозначно следует, что внутричерепная травма, нанесенная убитому, не могла образоваться в результате удара резиновой дубинки. Более того, в документе говорится, что "раны подобной формы и размерами, как правило, образуются в результате воздействия тупых твёрдых предметов, имеющих в своих конструкциях угол от сходящихся двух или более рёбер, какими могут быть угол стола, сейфа и др.". В составе экспертной комиссии, выдавшей это заключение, значатся имена двух специалистов (председатель Комиссии Н.Ш. Нигматуллин и врач первой категории Т.Г. Петросянц), которые ранее принимали участие в проведении первичного заключения (№247 от 12 ноября). И это является прямым нарушением Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В прениях сторон юрист Правозащитного Центра Игорь Шолохов, представляющий интересы Ринат Хайдарова, поставил под сомнение достоверность таких выводов: "Как одни и те же люди, при экспертизе одного и того же объекта, пользуясь неизменными данными наружного исследования, внутреннего исследования, данными лабораторных исследований, судебно-медицинским диагнозом и заключением, могли сделать два, абсолютно противоречащих друг другу, вывода?". По мнению правозащитников, этот документ не является допустимым доказательством.

Обвиняемые полностью отказались признать свою вину, заявляя, что Хайдаров умер после падения и удара головой об сейф. До этого повторного заключения СМЭ в деле не было ни одного доказательства, подтверждающего версию милиционеров.

На прошедшем заседании государственный обвинитель в качестве наказания запросил для Валеева 11 лет в лишения свободы в колонии строгого режима, для Сафина - 6 лет лишения свободы. Игорь Шолохов во время прений сторон попросил судью назначить подсудимым наказание с реальным лишением свободы, а также вынести в адрес министра внутренних дел Республики Татарстан частное определение о нарушениях закона в деятельности Азнакаевского ГРОВД.