Чувашия завершает международный проект по реформе системы образования
Чувашия, 13 октября, 2006, 17:58 — ИА Регнум. Оценку результатам проекта "Реформа системы образования" в Чувашии дали международные эксперты по итогам Контрольной миссии
На круглом столе участники миссии отмечали, что в республике проделана колоссальная работа по реализации поставленных проектом задач, четко прослеживается комплексный подход к решению вопросов. Так, например, перевод школ в 2001 году на нормативно-подушевое финансирование повлек за собой переход на введение подушевого норматива в системе начального профессионального образования с 2006 года, а с будущего - и дошкольного. Руководитель программы деятельности Всемирного Банка в области образования в РФ Эрнесто Куадра подчеркнул, что "переход на новый механизм финансирования учреждений меняет культуру управления, а это значительное достижение". По оценке экспертов Всемирного Банка "комплексность происходящих изменений - залог дальнейшей модернизации системы образования в республике". Они также с удовлетворением отметили, что эффективно используется современная учебно-материальная база, созданная в базовых школах и ресурсных центрах республики, за годы реализации проекта. Резюмируя высказывания своих коллег, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров
В комментарии журналистам, Соболева выразила уверенность, что в Чувашии проект реализован в полном соответствии с его целями и ожидаемым эффектом. По ее словам республика стала самым успешным из трех регионов, задействованных в проекте. Основания для такого мнения дали аналитические оценки многочисленных международных, российских и местных экспертов, и реальные результаты. "Я думаю, что жителям Чувашии особенно заметно, как за последнее время выросло качество образования. Чувашия одной из первых вошла в эксперимент по
Между тем, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров отметила, что у каждого региона в рамках проекта появились свои находки, есть очень успешные решения, а есть и то, что еще требует длительной работы. Чувашии еще много предстоит сделать для того, чтобы вывести на должный уровень начальное профессиональное образование, чтобы оно действительно соответствовало требованиям рынка труда, пояснила Елена Соболева. По ее словам, нужно укрепить связь системы образования с бизнесом, в первую очередь, с промышленным и сельскохозяйственным. "Здесь необходим диалог, нужно научиться говорить с бизнесом на одном языке, нужно точно понимать, что от качества образования зависит развитие, как республики, так и страны в целом", - подчеркнула она.
Напомним, Чувашия участвовала в проекте МБРР "Реформа системы образования" в качестве пилотного региона с 2003 года. Общая сумма займа составляет около 10 млн. долларов США. Цель проекта - повышение качества общего среднего и начального профессионального образования и обеспечение равенства доступа к получению образования, приведение соответствия содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда. Проект был направлены на создание новых механизмов финансирования, управления, мониторинга и статистики в системе образования, а также на модернизацию системы общего, среднего и начального профессионального образования.
Проект "Реформа системы образования" завершается в 2006 году. Все созданные механизмы и структуры продолжат функционировать и развиваться. За время реализации проекта республику посетили более 50 делегаций из разных регионов России, распространение опыта успешно продолжается. Сотрудничество Чувашии с Национальным фондом подготовки кадров и Всемирным Банком не заканчивается. Как пояснили ИА REGNUM в Минобразования Чувашии, оно получит продолжение в новом проекте "Информатизация системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования". Проект направлен на модернизацию существующей системы методических служб органов управления образованием районов и городов республики. Его цель - максимально приблизить методические центры к конкретным образовательным учреждениям для активного внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных программ, в первую очередь информационно-коммуникационных, и дистанционного обучения.
Подводя итоги проекта "Развитие системы образования", министр образования Чувашии
Еще одним ключевым направлением проекта стало совершенствование системы управления образованием и повышение квалификации управленцев. В 68% школ республики созданы органы общественного участия в управлении образованием. Для мониторинга качества образования создан Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий. За прошедшие годы разработаны технологическая схема функционирования республиканской системы мониторинга и статистики образования, индикаторы мониторинга системы образования.
С 2003 года в Чувашии реструктурировали 273 школы. В результате созданы 138 кустовых базовых школы, в том числе 54 ресурсных центра, 28 учреждений "начальная школа-детский сад", 31 образовательно-культурный центр. Сельские дети получили возможность учиться в базовых школах, где сконцентрированы материальные и кадровые ресурсы. Более 9 тысяч учеников подвозят на 198 школьных автобусах. В результате реструктуризации сети школ значительно улучшился целый ряд экономических показателей - наполняемость школ и классов, соотношение количества учеников и учителей и др. Создание кустовых базовых школ в сочетании с ЕГЭ, созданием профильных классов увеличили возможности выпускников школ для поступления в вузы. Увеличился охват детей услугами дошкольного образования.
В рамках проекта в системе начального профессионального образования созданы 11 отраслевых многофункциональных ресурсных центров, научно-методический центр профессионального образования, учебный комплекс для отрасли машиностроения, реализующий интегрированные программы. Разработана и внедрена модель социального партнерства в системе подготовки рабочих кадров. Договора заключены с более 600 предприятиями и организациями, доля обучающихся на основе прямых договоров составляет свыше 70%.
Статус современных инновационных школ ресурсные центры подтвердили и в рамках реализации национального проекта "Образование", отметила Галина Чернова. Об этом свидетельствует тот факт, что среди сельских школ, получивших гранты президента России и президента Чувашии, 82% составляют именно такие центры. А из учителей-грантополучателей в рамках приоритетного национального проекта - 60% работников ресурсных центров.