Обзор СМИ Свердловской области 9-13 октября.

После прошедших 8 октября выборов, тема остается актуальной и в поствыборную неделю. В статье "Рокировка в партийном списке" "Российская Газета - Урал" рассказывает о том, что и ожидалось: пять депутатов, избранных в Законодательное собрание Свердловской области, отказались работать в нём. Заявления в облизбирком подали "единороссы" губернатор Эдуард Россель, директор "Уралвагонзавода" Николай Малых и олимпийский чемпион по биатлону Сергей Чепиков, а также два "локомотива" областного списка РПЖ - депутат Госдумы Евгений Ройзман и певец Александр Новиков. Депутаты заявили, что отказываются от своих мандатов в пользу однопартийцев, следующих по спискам далее. Таким образом, отмечает издание, они в точности воспроизвели ситуацию, о которой с неодобрением отзывался глава Центризбиркома Александр Вешняков, называя её "паровозной": популярные люди возглавляют партийные списки, а после выборов уступают свои мандаты следующим за ними в списках представителям бизнеса.

"Одна треть активности". "Российская Газета" в региональной вкладке - "Урал", анализируя прошедшую избирательную кампанию, подводит итог - просчётов было достаточно у всех политических сторон. Вместо ожидаемой Облизбиркомом 40 % явки, избиратели не дотянули и до 30%. До сих пор, констатирует "РГ - Урал", такой политической пассивности на Среднем Урале не наблюдалось. В чём просчёт политтехнологов и самих партийных лидеров? Одна из самых распространённых ошибок, которой грешили в той или иной степени все участники кампании, это, по мнению "Российской Газеты", - наезд на местную ячейку Российской партии жизни - билборды, рассказывающие о криминальном прошлом лидеров партсписка РПЖ, сработали как раз наоборот. Более того, и драка в радиоэфире двух Евгениев - Ройзмана и Зяблицева - не повлияла серьёзно на активность РПЖ. Кстати, отмечает автор статьи, кулачная схватка стала единственным наиболее заметным событием в серой и однообразной кампании. Другая оплошность, допущенная консалтерами, в том, что они сделали ставку на призыв, а не на убеждение - все участники кампании обещали бороться с одними и теми же явлениями, и эти схожие лозунги, полагает "Российская Газета", поставили население в тупик. Сюрприз приготовили и цифры - так, протестное голосование прогнозировалось на уровне 10%, а "против всех" высказались менее 5%, вместо этого, люди, вероятно, просто решили на выборы не ходить. "Единая Россия", набрав более 40%, всё же не выполнила план по голосам - причины этого экспертам ещё предстоит изучить, делает вывод "Российская Газета - Урал".

Для растущих бизнесов Екатеринбурга проблема дефицита офисных площадей будет особенно острой в течение предстоящих 5-8 лет, пока рынок не выйдет на иной качественный уровень. Об этом 12 октября пишет автор статьи в еженедельнике "Деловой квартал". Офисных помещений городу не хватает хронически. При этом - большая часть офисных площадей сейчас - это "принципиально не классифицируемая недвижимость низкого качества". Многие организации недовольны и качеством своих помещений. К числу "возмущенных" постоянно добавляются иногородние и иностранные предприятия, приходящие в Екатеринбург. Несмотря на дефицит коммерческих площадей, в последнее время покупатели и арендаторы стали намного разборчивее. Третья тенденция на рынке офисной недвижимости - банки, что называется, "затачивают" свои продукты под финансирование офисной недвижимости, впрочем, кредитование строительства таких объектов очень рискованно, поэтому банки предъявляют к застройщикам высокие требования.

Только 6% уральского алкогольного рынка занимает продукция местных производителей. Почему так мало? "Комсомолка" 12 октября отвечает на этот вопрос: производители спиртного в большинстве случаев прервали работу из-за устаревшего оборудования и технологий. Кроме того, в областном министерстве торговли заявили, что после июльского алкогольного кризиса цены на спиртное выросли в среднем на 8-14%.

"Дорога из бездорожья". О перспективах дорожного строительства в Свердловской области рассуждает 11 октября "Российская Газета-Урал". Затраты на строительство автотрасс в Свердловской области окупятся сторицей, полагает автор материала. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает развитие Среднего Урала, считают специалисты. "Входя в первую пятёрку российских регионов по финансово-экономическим показателям, он далеко отстаёт от них по плотности автодорог - на тысячу квадратных километров в Свердловской области приходится всего 7 км дорог. При 40-процентном вкладе в экономику страны Свердловская область получает из федерального бюджета лишь полпроцента средств, необходимых для дорожного строительства", - подчеркнул в одном из недавних выступлений областной премьер Алексей Воробьев. Впрочем, по его же словам, ситуация уже меняется - благодаря дополнительным доходам областного бюджета и субсидиям из федеральной казны, появляется более одного миллиарда семисот пятидесяти тысяч рублей на дорожное строительство. Областные власти первым делом планируют построить 150-километровый участок дороги от Ивделя до Ханты-Мансийска. С его строительством путь от Москвы до Кемерова по федеральной трассе сократится на 1,5 тысячи километров.

"Восстание машин". Дорожная инфраструктура Екатеринбурга не успевает за ростом автомобилизации, констатирует газета "Капитал" за 12 октября. "Екатеринбург стал вторым после Москвы городом по количеству автомобилей на душу населения, обогнав даже Санкт-Петербург. По данным мэрии, каждый четвертый житель города владеет личным автомобилем. С одной стороны - это свидетельство благосостояния населения. С другой стороны - городская инфраструктура не успевает развиваться пропорционально увеличению количества машин: в городе плохие дороги и не хватает автозаправочных станций", - отмечает издание. Представители мэрии к подобной критике относятся спокойно и уверяют, что дорожные проблемы в городе решаются постоянно. "Но о планах дорожного строительства в Екатеринбурге нельзя сказать в двух словах", - заявил "Капиталу" пресс-секретарь мэра Аркадия Чернецкого Константин Пудов.

Не ушла со страниц газет и "грузинская тема". В статье "Как живётся грузинам в нашем городе?" "Комсомольская правда" затронула все стороны жизни. Опрошены водители маршруток, журналисты выяснили, как обстоит ситуация с грузинскими детьми в школах. Кроме того, сотрудники издания заглянули на рынок и прошлись по грузинским кафе, узнали, можно ли сейчас улететь в Грузию самолётом и уехать автобусом. Материал об этом на уральской страничке "Комсомольской Правды". "Третий тоже лишний". Гособвинение в очередной раз меняет судью на процессе по делу экс-мэра Лесного, сообщает газета "Коммерсант-Урал" 13 сентября. Третий судья меняется на повторном процессе по делу экс-мэра ЗАТО Лесной Александра Иванникова, обвиняемого в злоупотреблении и превышении должностных полномочий. На этот раз гособвинитель Гульчехра Ибрагимова заявила отвод судье, так как та ранее называла предыдущий приговор подсудимому "законным и обоснованным". При этом представитель Генпрокуратуры намерена заявить отвод и новому судье Ивану Малохатко и добиться, чтобы процесс проходил в суде другого города.

"Коммерсант" напоминает: в апреле этого года генпрокуратура посчитала, что экс-мэр получил слишком мягкий приговор, и обжаловала его в Свердловском областном суде. Коллегия не согласилась с условным приговором для экс-мэра, и дело было направлено на новое рассмотрение в горсуд ЗАТО Лесной. К повторному рассмотрению дела по существу горсуд приступить до сих пор не может именно потому, что гособвинитель Гульчехра Ибрагимова по разным причинам заявляет отвод судьям.

"Водитель ринулся под поезд, срезая путь". "Комсомольская Правда" 12 октября продолжает следить за ходом следствия по делу о самой крупной дорожной аварии последнего времени в регионе - крушении детского автобуса на железнодорожном переезде в Сухоложском районе. Водитель Валерий Батенев лежит сейчас в больнице с травмой головы, и комиссия признала виновником случившегося именно его - Валерий не убедился, что пути пусты и не уступил дорогу локомотиву. Не заметить его Батенев не мог - тепловоз был в нескольких метрах от переезда, габаритные огни включены. Пути на этом участке просматриваются отлично, погода стояла ясная, видимость - 300-400 метров. Тем более, как отмечает "Комсомольская Правда", ехать именно здесь, у водителя не было никакого права - на параллельной улице находится охраняемый, регулируемый переезд - именно он был указан в маршруте автобуса... Проезжая же через неохраняемый переезд, по сведениям "Комсомолки", водитель намеревался сократить путь. Спешил отвезти детей в детский сад, а в результате малыши оказались в больнице. Впрочем, машинист локомотива тоже нарушитель - он вёз в кабине постороннего человека, а, кроме того, не подал звуковой сигнал водителю автобуса. Комиссия железной дороги продолжает разбирательство и обследует другие неохраняемые переезды.

"Кировский райсуд перечитает книги". Об этом сообщает "Коммерсант Урал" 11 октября. Облсуд направил дело об уничтожении тиража "Клубной культуры" на новое рассмотрение. Свердловский облсуд отменил решение Кировского райсуда об уничтожении книг издательств "Ультра Культура" и "У-Фактория" и направил дело на новое рассмотрение, говорится в опубликованном 10 октября кассационном решении суда. Таким образом, издательствам пока удалось сохранить тиражи книг, которые, по версии Госнаркоконтроля, пропагандируют наркотики. Но, по настоянию самой "У-Фактории", издательство теперь будет в списке соответчиков, наряду с типографией "Уральский рабочий". Как считают в издательстве, подобная более активная позиция позволит отстоять тираж. Как говорится в мотивировочной части решения Свердловского Облсуда, дело передано на новое рассмотрение в Кировский райсуд в связи с протестом прокуратуры, которую не устроило, что райсуд, постановив уничтожить книги, одновременно прекратил административное дело против типографии "Уральский рабочий" в связи с истечением срока давности. Главный редактор издательства "У-Фактория" Александр Бисеров (до сентября 2006 года также бывший директором "Уральского рабочего". - "Ъ"), заявил: "Отрадно, что уничтожение книг отложено на неопределенный срок".