Обзор СМИ Иркутской области за 6-13 октября

О видах иркутских владельцев игорного бизнеса на свою дальнейшую судьбу - в материале "СМ - Номер один" от 13 октября под заголовком "Иркутский игровой бизнес готовится к подполью". Уже через два года Иркутск выпадет из системы легального российского игрового бизнеса. В этом уверены большинство владельцев местных казино и игровых клубов, опрошенных корреспондентом. Столь пессимистичный для игроманов прогноз связан с планами правительства по созданию в России четырех игорных резерваций. Хозяин иркутского казино "Золотой лев" Артур Умаров считает, что уже сейчас казино в Иркутске находятся в загоне и большинству из них приходится работать полулегально, а именно - скрывать количество автоматов и столов. "Предпринимателям выгоднее дать чиновнику взятку, чем платить огромные налоги, - объясняет Артур Умаров. - Честный бизнес рентабелен, когда со стола берут 50 тыс. рублей. Сейчас же налог 125 тысяч. Мне кажется, такие ставки приняли специально для того, чтобы кормились чиновники. Принятие такого закона мне видится нелогичным, но, зная твердость слова Владимира Путина, уверен: закон примут. В этом случае игровой бизнес, в том числе и в Иркутске, закроется или уедет в глубокое подполье. Никто из российских деловых людей не будет вкладывать деньги в строительство целого игрового города, окупаемость которого исчисляется десятками лет". "Что будет с вашим казино?" - "Сделаю из казино еще один ресторан". Мало оптимизма высказали и владельцы нескольких игровых залов, которых корреспондент встретил в клубе "Остров сокровищ": "Мелкие и средние предприниматели разорятся. Появятся подпольные казино, где первую скрипку будет играть криминал. Бюджеты разного уровня потеряют миллиарды долларов. Еще одна опасность - широкое распространение интернет-казино. Так что ничего хорошего я от закона не жду". Сегодня во всем Сибирском федеральном округе работает порядка полусотни казино. Последние годы наблюдается тенденция - количество залов игровых автоматов сильно растет, а число казино, наоборот, уменьшается. Оказывается, больше всего казино в Сибирском федеральном округе находится именно в Иркутске - 9. В Новосибирске - 8. По 7 казино в таких городах, как Омск и Красноярск.

О затяжном конфликте иркутских властей и владельцев городских маршрутных такси рассказывает издание "Восточно-Сибирская правда" в номере от 12 октября под заголовком "Тарифные войны". Иркутск, уже подзабывший о дефиците пассажирского транспорта, снова откинут на несколько лет назад. Давка на остановках и в маршрутках в последние недели стала нормой. Близится конец года, и частные перевозчики развернули новый этап борьбы за повышение тарифов. Но если ранее они прибегали к открытым акциям протеста, сегодня применяется "тихое сопротивление" - с сентября в городе резко сократилось количество маршрутных такси. По мнению экспертов, так частники пытаются "выдавить" из региональных властей санкцию на повышение цен на проезд. Администрация же города убеждена: в спорных вопросах жители города не должны служить разменной монетой. Тарифная война на транспорте идёт в Иркутске уже около 5 лет. До 2003 года в маршрутном такси можно было проехать за 6 рублей, затем тарифы повысили до 8 рублей. В 2004 году поднялась цена билета в муниципальном транспорте - с 5 до 6 рублей. Частники отреагировали немедленно, повысив свой тариф до 10 рублей. Обладминистрация заявила, что такое повышение незаконно. Затем последовал откат - цены в муниципальном транспорте снова упали до 5 рублей, а в частном - до 8 рублей. В конце 2005 года "маршрутчики" снова заявили о необходимости повысить цены. На этот раз уже до 10-15 рублей. Однако частные перевозчики не сумели представить в обладминистрацию обоснование повышения цен, и в требовании было отказано. В феврале 2006 года "маршрутчики" устроили забастовку у стен мэрии, однако эта акция была признана незаконной, и до сих пор горожане ездят за 8 рублей. После неудачного опыта прошлых лет частники решили действовать иными способами. А именно - за счёт дефицита транспорта. В ассоциации маршрутных такси Иркутска отказались дать комментарии по этому поводу. Председатель ассоциации Ирина Орлова заявила, что не будет отвечать на вопросы корреспондента газеты, так как "опаздывает на поезд". Делегировать ответы на вопросы кому-либо из своих заместителей она также не смогла. А вот ранее Ирина Орлова подтвердила в СМИ, что количество машин на ряде маршрутов действительно сократилось. Она объяснила это тем, что "маршрутчики" самостоятельно уходят с рынка из-за нерентабельности - цены на маршрутки не повышались уже 4 года, а стоимость запчастей и дизельного топлива постоянно растёт. Между тем, это не объясняет, почему отток "маршрутчиков" с рынка произошёл так резко - в сентябре 2006 года. "Не исключена возможность того, что дефицит маршрутных такси создан сознательно", - отметил источник в администрации области. Вице-мэр Игорь Бычков заявил о том, что администрация города "фактически становится заложницей недобросовестных перевозчиков" и вынуждена "эвакуировать" людей с остановок на дополнительных муниципальных автобусах. А вот сами "маршрутчики" уже готовы назвать новую цену на одну поездку в такси - речь о 10 рублях уже не идёт, предлагается установить нижнюю планку не менее 12 рублей, заявила ранее Ирина Орлова. Городская администрация убеждена: проблема должна решаться на основе конструктивного диалога областных, муниципальных властей и частных перевозчиков. Сейчас мэрия уже выпустила на городские маршруты муниципальные автобусы. Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска Олег Шандрук сообщил, что в "пиковые" часы утром и вечером на наиболее проблемных маршрутах будут ходить автобусы муниципалитета. На эти цели планируется задействовать 38 "дачных" автобусов. Вопрос же повышения цен на проезд находится в компетенции областной администрации, а именно - комитета цен. Как пояснил глава комитета Павел Прощук, увеличение тарифов на перевозки возможно только на основании представления аргументированного обоснования повышения расходов. "В этом году мы от частных перевозчиков пока не получали такого обоснования", - сказал Прощук. Пока комитет цен ждёт от частных перевозчиков города цивилизованных шагов урегулирования проблемы, мэрия разработала специальный муниципальный акт, призванный упорядочить работу транспорта в Иркутске. Власти города планируют разработать оптимальную комплексную схему маршрутов транспорта и расписания движения автобусов, обеспечить остановки разворотными площадками и остановочными павильонами.

Газета "Копейка" в статье под заголовком "Новый ангарский потоп" в номере от 11 октября рассказывает об одном из крупнейших современных проектов, реализуемых в настоящее время, - завершении строительства Богучанской ГЭС (БоГЭС) и отношении к этому местных жителей. К строительству четвертой в Ангарском каскаде Богучанской ГЭС, возобновившемуся весной нынешнего года, сегодня приковано внимание всех жителей Усть-Илимского района. На общественных слушаниях, которые состоялись недавно при участии представителей заказчика еще одной стройки века (проект воплощается в жизнь совместными усилиями "дочки" РАО ЕЭС - ОАО "ГидроОГК" - и ОАО РУСАЛ), определились позиции устьилимцев: завершение БоГЭС на проектной отметке 208 метров приведет к необратимым последствиям в жизни и без того экологически неблагополучного региона. Без преувеличения можно сказать, что здесь, в районе, день ото дня растет общественная активность населения. Возобновление работ на богучанской площадке (бетонирование, например, выполнено более чем наполовину, темп строительных работ необыкновенно высокий) устьилимцы напрямую связывают с выживанием города и района, на ладан дышащей экосистемы Ангары. Город не готов к диалогу с представителями РАО ЕЭС и Эколайна, которые побывали недавно в райцентре, признали местные руководители и народные избранники, собравшиеся в конце минувшей недели (2-8 октября - ИА REGNUM) на заседание круглого стола в городской администрации. Гости не сообщили заранее о своем визите, людей спешно пришлось собирать в день их приезда. Впрочем, не исключено, что эффект неожиданности был частью продуманной политики РАО, реализовать которую отчасти удалось. При строительстве ГЭС с расчетом на верхнюю отметку 208 метров произойдет непоправимое: по обоим берегам Ангары попадут под затопление жилые дома, промышленные постройки, инженерные сооружения, линии ЛЭП, причалы и т.д. Уйдет под воду значительная часть поселков Невон и Кеуль с обустроенной инфраструктурой. В Невоне, например, будет затоплено более ста домов, котельная, кладбище. "Эти данные мы представили менеджерам РУСАЛ еще в октябре минувшего года, они обещали учесть их при проектировании", - сказал зав. отделом охраны окружающей среды Усть-Илимска Владимир Суворов. По мнению депутата городской думы Михаила Рябикова, особую опасность сложившейся ситуации придает Усть-Илимский ЛПК. Его очистные сооружения, несмотря на все заверения руководителей предприятия, давно не справляются с нагрузкой. Отходы производства, которые ЛПК сбрасывают в Ангару, после пуска БоГЭС по верхней отметке превратят реку в грязное, застойное болото. Однако развитие ситуации на богучанской площадке показывает: никакие экологические, социальные, тем более моральные доводы заказчикам не указ. Остановить незаконную, без необходимых в подобных случаях документов государственной экологической экспертизы стройку невозможно. Узковедомственные интересы кучки олигархов, ожидаемые сверхприбыли пока, к сожалению, диктуют свои правила игры сибирякам.

О первом иногороднем игроке на иркутском рынке розничной продуктовой торговли рассказывает издание "Коммерсант. Восток России" в материале, опубликованном 10 октября под заголовком "Челябинские ритейлеры зашли с окраин". Челябинский ритейлер "Незабудка" готовит экспансию на иркутский рынок. Как стало известно изданию, компания активно приобретает магазины в спальных районах города, а в ближайшее время откроет свой первый фирменный универсам на улице маршала Конева. Это первая попытка иногороднего ритейлера завоевать местный рынок. Опрошенные газетой эксперты уверены, что, находясь далеко от своего центра в Челябинске, "Незабудка" добьется успеха в Иркутске лишь в том случае, если правильно выстроит логистику и механизм управления бизнесом. Сразу несколько иркутских владельцев магазинов сообщили о попытке "Незабудки" вступить в переговоры о покупке их бизнеса. Челябинскую компанию преимущественно интересуют магазины в спальных районах города. По данным газеты, "Незабудка", действуя напрямую или через посредников, уже прибрела 10 небольших по размеру магазинов в микрорайонах Университетском, Первомайском, Юбилейном и Синюшина гора. В ближайшее время челябинцы собираются открыть на улице маршала Конева фирменный универсам. Торговая сеть "Незабудка" основана в апреле 2002 года. Специализируется на розничной торговле продуктами питания и сопутствующими промтоварами, насчитывает более 50 магазинов в Челябинской области и за ее пределами. Компания владеет локальными брэндами "Незабудка" - магазины формата универсам и дискаунтер, "Алые Паруса" - магазины формата супермаркет, "ДарСити" - магазины формата гипермаркет. Выручка компании в 2005 году составила $70 млн. В самой "Незабудке" не подтвердили, но и не опровергли факты приобретения магазинов в Иркутске. Ранее гендиректор сети Виталий Никулин заявлял, что интересы компании распространяются далеко за пределы Урала. Ранее иркутский рынок изучали московский "Седьмой континент" и питерская "Пятерочка", однако они отказались открывать свои магазины в Иркутске из-за низкой платежеспособности населения. Участники местного ритейлерского рынка отнеслись к приходу "Незабудки" весьма спокойно. "Челябинская компания не является нашим прямым конкурентом. "Слата" - это магазин микрорайона. "Незабудка" планируют развитие сети в формате "магазин у дома", - пояснила директор по маркетингу и рекламе сети супермаркетов "Слата" Валентина Золотухина. По ее мнению, "Незабудка" если и решит строить в Иркутске супермаркеты или "гиперы", то это произойдет очень нескоро. "С одной стороны, мультиформатная система в регионе сложна и дорога. Для ее развития необходима серьезная база, которой пока нет у "Незабудки" в Иркутске. С другой - на розничном рынке Иркутска в формате самообслуживания уже работают четыре крупных оператора, которые имеют как супер-, так и гипермаркеты. Для владельцев "Незабудки" захват этой доли рынка малоэффективен, поэтому не очень интересен", - отметила Валентина Золотухина. "Сейчас инвесторы накачивают компанию деньгами. Когда это закончится, ей придется научиться управлять издержками и качеством, за которым, как показывает практика, компании в самом на чале освоения рынка мало следят", - сказал эксперт Агентства регионального развития Сергей Лыков.